А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Авериной Е.Г.,
судей: Синани А.М.,
Мотиной И.И.,
при секретаре Гамуровой М.А.,
с участием истца Киценко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Киценко Веры Владиславовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о признании действий незаконными, взыскании суммы недоплаченной пенсии, по апелляционной жалобе Киценко Веры Владиславовны на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 ноября 2017 года,
у с т а н о в и л а:
в июле 2017 г. Киценко В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым о признании действий незаконными, взыскании суммы недоплаченной пенсии, мотивируя свои требования тем, что 20 апреля 2017 года Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым дан ответ, согласно которому произведен перерасчет страховой пенсии истца по старости с учетом факта работы, согласно выписке из Протокола № 6 от 13 февраля 2017 года. Размер пенсии составил 7172 руб. 57 коп. Просила признать ответ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым от 20 апреля 2017 года № 2-22-000076/91 «о перерасчете пенсии» недействительным и взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым недоплаченную пенсию в сумме 8800,19 рублей за период с 01.09.2016 г. по 31.03.2017 г., а также судебные расходы в размере 4800 рублей, из которых: 300 руб. - госпошлина, 4500 руб. - юридические услуги.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 ноября 2017 года в удовлетворении иска Киценко В.В. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Киценко В.В., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым иск удовлетворить. Указывает, что ею предоставлены все необходимые документы, подтверждающие период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года. Пенсия по старости должна назначается за периоды деятельности на территории иностранного государства – Украины, в связи с чем подлежали применению нормы права, регулирующие порядок назначения пенсии по старости для граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории иностранного государства, и постоянно проживающих на территории Российской Федерации на дату обращения за назначением пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым просит решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 ноября 2017 года оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что 18 июля 2016 года Киценко В.В. подала заявление о зачислении в трудовой стаж периода работы в качестве индивидуального предпринимателя.
28 июля 2016 года из ГУ УПФР РФ г. Алушты истец получила отказ в приеме документов, подтверждающих периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой, с разъяснениями, что у Управления нет юридических оснований для приема каких-либо, подтверждающих факт такой работы, документов, и соответственно для зачета данных периодов в страховой стаж, данный вопрос находится на рассмотрении Правительства.
10 августа 2016 года Управлением в адрес истца направлена информация, что Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 235-ФЗ Закон № 208 ФЗ дополнен ст. 5.1, и определен порядок подтверждения стажа работы частным предпринимателем до 01 января 2015 года. Однако рассмотреть заявление Киценко В.В. от 18 июля 2016 года Управление не может, так как не создана Комиссия по реализации пенсионных прав граждан. Рассмотрение будет происходить после утверждения состава Комиссии и порядка ее работы.
14 ноября 2016 года, Киценко В.В. предоставила дополнительные документы, подтверждающие стаж работы в качестве индивидуального предпринимателя.
20 апреля 2017 года истцу сообщили, что стаж пересчитан на основании решения Комиссии от 13 февраля 2017 года согласно выписке из Протокола № 6, поступавшей в адрес Управления 03 марта 2017 года, размер страховой пенсии по старости составил 7172 руб. 57 коп., подлежащие выплате с учетом факта работы с 01 апреля 2017 года. Перерасчет пенсии Управлением произведен с 01 апреля 2017 года.
Отказывая в удовлетворении иска Киценко В.В., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со положениями статьей 4 Закона № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в стаж, и учитываемые при назначении пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 Закона № 208, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 г. включительно, и на территории Республики Крым в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым в стаж.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.
При этом подтверждение предпринимательской деятельности на момент обращения истца производилось по нормам российского законодательства в соответствии с разделом III Правил №1015, согласно которому периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19-25 Правил №1015.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения), начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог ни вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов.
При этом, согласно пункту 51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958н, необходимые для установления пенсии документы должны быть предоставлены в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
В случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, документами, выданными (выдаваемым работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения Комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - Комиссия) и заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение в котором пенсионер состоит на учете. Комиссия создается высшим исполнительным органом государственной власти соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона № 208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 Закона № 208, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 г. включительно и на территории Республики Крым в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности иным периодам, включаемым в стаж.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закона № 208-ФЗ), сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.
Особенности подтверждения предпринимательского стажа на территории Украины и Республики Крым на момент обращения истца установлены не были, конкретный перечень документов, подтверждающих такую деятельность, не определен.
Таким образом, на момент обращения истца в Управление 28.07.2016 на федеральном уровне не был принят нормативный акт, который бы устанавливал перечень документов, подтверждающих период предпринимательской деятельности на территории Украины и Республики Крым, в связи с чем основания для приема документов у заявителя для учета стажа предпринимательской деятельности отсутствовали.
Для разрешения указанного вопроса разработан и принят Федеральный закон от 03.07.2016г. № 235-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которым Закон № 208-ФЗ дополнен статьей 5-1 «Особенности подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности и заработка».
Указанной статьей установлено, что в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения Комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - Комиссия).
Подтверждение указанного периода производится Комиссией по реализации пенсионных прав граждан на основании представленных документов.
Киценко В.В. 14.11.2016 года в Комиссию подано заявление об установлении периодов работы или иной деятельности и размера заработка и пакет документов через Управление. Управлением полный пакет документов (оригиналы и копии) направлен на Комиссию в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Заявление о перерасчете пенсии в связи с поступлением выписки из протокола Комиссии № 6 от 13.02.2017 г. поступило от истца 13.03.2017 и с 01.04.2017 г., в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ ей произведен перерасчет пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление.
Вопрос о сохранении пенсионных прав граждан, связанных с правовыми основаниями и процедурами подтверждения периода стажа граждан (индивидуальные предприниматели), которые самостоятельно обеспечивали себя работой на территории Украины и Республики Крым, в ситуациях когда, налоговые органы не могут подтвердить периоды осуществления предпринимательской деятельности, рассматривался на уровне Правительства Российской Федерации и Республики Крым.
У Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым отсутствовали юридические оснований для приема каких-либо документов, подтверждающих факт такой работы для зачета данных периодов в страховой стаж при первоначальном обращении, так как в законодательстве Российской Федерации не оговорен конкретный перечень документов, подтверждающих такую работу на Украине и в Республике Крым в период нахождения Республики Крым в составе Украины.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым не имело законных оснований для зачета стажа работы в качестве индивидуального предпринимателя за указанный период в июле 2016 года.
Все обстоятельства дела проверены судом с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киценко Веры Владиславовны без удовлетворения.
Судьи: