НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 25.04.2017 № 33-3541/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 25 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г. судей: Романовой Л.В. и Чистяковой Т.И. при секретаре: Сашко А.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2016 года по гражданскому делу иску прокурора города Евпатория в интересах ФИО1 ФИО10 к администрации города Евпатории, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Евпатории обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 ФИО10 к администрации города Евпатории, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой г. Евпатории проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате проверки установлено, что ФИО1 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, решением Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на квартирный учет в администрации города Евпатории. В собственности ФИО1 ФИО10 жилья не имеет, временно проживает в жилом помещении площадью 11,5 кв.м, по адресу: <адрес>, которое предоставлено ему временно до получения постоянного жилья решением Евпаторийского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в силу законодательства ФИО1 ФИО10 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени таким жильем не обеспечен. Обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Советом министров Республики Крым возложена на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, поэтому прокурор г. Евпатории просит суд обязать администрацию г. Евпатории Республики Крым предоставить ФИО1 ФИО10 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения и обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства администрации г. Евпатории для приобретения жилого помещения ФИО1 ФИО10

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Евпатории Глухих В.М. иск поддержал, дал пояснения, аналогично изложенном в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.

Истец ФИО1 ФИО10 в судебное заседание не явился о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, причины неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика - администрации города Гаврилова Т.Д. исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, просили дело рассмотреть в отсутствии представителя, поддерживают возражения, поданные на исковое заявление.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2016 года иск удовлетворен, суд обязал Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства администрации города Евпатории для приобретения жилого помещения ФИО1 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, администрацию города Евпатории Республики Крым предоставить ФИО1 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.

Не согласившись с решением суда, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым - ФИО2 просит решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства администрации <адрес> для приобретения жилого помещения ФИО1 ФИО10 отменить, постановить в этой части новое решение об отказе в иске, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих существенное значения для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.

Прокуратура города Евпатории принесла свои возражения на апелляционную жалобу представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым - ФИО2 ФИО23, согласно которых просит решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2016 года оставить без изменения.

На заседание судебной коллегии представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, представитель ответчика - администрации города Евпатория не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы судебной коллегии не представлено. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя.

Заслушав докладчика, прокурора Петриковскую Н.В., возражавшую относительно доводов жалобы и полагавшую решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).

В силу приведенных процессуальных норм судебная коллегия рассматривает настоящее дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55. 59 - 61. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Евпатории проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой установлено что ФИО1 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и не имеет в собственности жилья.

Решением Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО10 поставлен на квартирный учет в администрации города Евпатории, для предоставления жилья. До настоящего времени он жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не обеспечен.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства администрации г. Евпатории для приобретения жилого помещения ФИО1 ФИО10, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по финансированию мероприятий связанных с обеспечением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Советом министров Республики Крым возложена на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. При этом, возражения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, согласно которым они связаны с финансированием из Федерального бюджета и ускорить получение жилья детьми-сиротами не могут, судом первой инстанции не принято во внимание.

С данными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия в полной мере согласится не может.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Частью 8 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Отношения, связанные с организацией приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».

В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м., общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 года №359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

Согласно п. 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).

При этом, п. 6 данного Порядка, устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).

Однако материалы гражданского дела не содержат сведений о заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования, на обеспечение ФИО1 ФИО10 жилым помещением.

При этом, такое соглашения о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 №359, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка.

Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям- сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.

Материалами дела установлено, что действительно ФИО1 ФИО10 имеет право на обеспечение его жилым помещением, однако при принятии решения в обжалуемой части, судом первой инстанции, не принято во внимание, что отсутствуют доказательства соблюдения порядка обеспечения его жилым помещением, поскольку не предоставлено сведений о выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым пункта 6 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствуют сведения, поступала ли в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в 2016 году заявка на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования, при этом информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, должна была быть учтена при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым. Заключалось ли соглашение о предоставлении субвенции на обеспечение ФИО1 ФИО10 жилым помещением.

При этом, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что материалы гражданского дела, также не содержат доказательств надлежащего выполнения Порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции в обжалуемой части, а именно в части возложения на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обязанности выделить денежные средства администрации г. Евпатории для приобретения жилого помещения ФИО1 ФИО10 не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 ноября 2016 года в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства администрации г. Евпатории для приобретения жилого помещения ФИО1 ФИО10, отменить и постановить в этой части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий судья

Судьи