Судья Микитюк О.А. дело № 33-8071/2020
Феодосийский городской суд
Республики Крым
Дело № 2-1525/2020
УИД 91RS0022-01-2020-002015-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Притуленко Е.В., Чистяковой Т.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Шимолиной Татьяны Юрьевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о возложении обязанности по включению периодов работы и перерасчету пенсии,
по апелляционным жалобам представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым, Шимолиной Татьяны Юрьевны на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Шимолина Т.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику в котором просила обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) включить в страховой стаж истца периоды ее работы: с 01.01.1991 года по 03.11.1992 года в должности инженера ГПИ «Киргизпромпроект», с 06.11.1995 года по 19.02.1996 года в качестве безработной «Бишкекское городское управление по содействию занятости», с 17.06.1998 года по 03.09.1999 года в должности бухгалтера «Бишкекский почтамт», а также выполнить перерасчёт страховой пенсии с учетом заработной платы за период с 1999 по 2001 в соответствии с п.3 ст.30 №173-Ф3 согласно представленному расчёту, с 19 марта 2020 года указав, что к настоящему времени достигла возраста 55,5 лет и является получателем пенсии по старости. Пенсия назначена с 19.03.2020 г. и составила 11753.11 руб., в том числе: 6066,86 руб. - страховая часть пенсии; 5686,25 руб. - фиксированная выплата; страховой стаж 31 год 3 месяца 13 дней. При назначении пенсии ответчиком из страхового стажа исключены периоды работы истца с 01.01.1991-03.11.1992, 06.11.1995-19.02.1996, 17.06.1998- 03.09.1999, поскольку они протекали на территории государства Кыргызстан, и могут быть учтены только в случае подтверждения официальными органами пенсионного или социального обеспечения государств из числа бывших Республик СССР. Полагая данное решение неправомерным, истец указала что в пенсионном деле имеется достаточный перечень необходимых документов, для включения перечисленных периодов в страховой стаж. Кроме того, считает, выбранный вариант, в котором применён не среднемесячный заработок, а осовремененный заработок - 1060,07 рублей, является не выгодным для исчисления пенсии, поскольку в период с 1999 по 2001 гг. истец, действительно имела наибольший заработок, в связи с чем, полагает, что расчёт должен быть произведён по имеющейся в пенсионном деле справке о заработной плате, полученной по запросу ответчика, подтверждённый сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Украины в г.Феодосии (формой ОК-5).
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2020 года исковые требования Шимолиной Т.Ю. удовлетворены частично.
Судом на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Шимолиной Татьяны Юрьевны периоды ее работы с 01.01.1991 года по 03.11.1992 года в должности инженера ГПИ «Киргизпромпроект», с 06.11.1995 года по 08.02.1996 года в качестве безработной «Бишкекское городское управление по содействию занятости», с 17.06.1998 года по 03.09.1999 года в должности бухгалтера «Бишкекский почтамт» и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включенных периодов работы в страховой стаж, начиная с 19 марта 2020 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым, подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Шимолина Т.Ю., подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, истца Шимолину Т.Ю., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы и возражавшую против доводов апелляционной жалобы ответчика, проверив материалы дела, материалы пенсионного дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Шимолина Татьяна Юрьевна с 19 марта 2020 года является получателем пенсии по старости, установленной в соответствии со ст. 8 ФЗ-400 «О стразовых пенсиях».
Пенсия составила 11753.11 руб., в том числе: 6066,86 руб. - страховая часть пенсии; 5686,25 руб. - фиксированная выплата. Страховой стаж, принятый к зачету ответчиком составил 31 год 3 месяца 13 дней.
Из страхового стажа при назначении пенсии исключены периоды работы Шимолиной Т.Ю. с 01.01.1991 года по 03.11.1992 года в должности инженера ГПИ «Киргизпромпроект», с 06.11.1995 года по 08.02.1996 года в качестве безработной «Бишкекское городское управление по содействию занятости» и с 17.06.1998 года по 03.09.1999 года в должности бухгалтера «Бишкекский почтамт».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), пришел к выводу, что представленный истицей расчет основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, частично удовлетворил исковые требования о возложении обязанности принять к зачету периоды ее работы до 1999 года.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции в части удовлетворения требований и возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж Шимолиной Т.Ю. периоды ее работы с 01.01.1991 года по 03.11.1992 года в должности инженера ГПИ «Киргизпромпроект», с 06.11.1995 года по 08.02.1996 года в качестве безработной «Бишкекское городское управление по содействию занятости», с 17.06.1998 года по 03.09.1999 года в должности бухгалтера «Бишкекский почтамт» и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включенных периодов, начиная с 19 марта 2020 года, находит законными и обоснованными, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы ответчика, в части возложения обязанности принять к зачету периоды работы истца в Киргизии, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления которого в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона РФ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения то есть до 13 марта 1992 года. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
С учетом вышеприведенного правового регулирования в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, доводы пенсионного органа о невозможности учета периода работы истца с 01.01.1991 по 03.09.1999 года в целях оценки его пенсионных прав по причине отсутствия доказательств уплаты страховых взносов являются несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В отношении периодов работы до 01.01.2002 применяется общий порядок, то есть данные периоды, а также порядок их исчисления и правила подсчета стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 10 и 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. При этом, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Представленная в материалы дела трудовая книжка оформлена в соответствии с требованиями законодательства, подтверждает факт работы истца в спорные периоды времени, не содержит каких либо исправлений, неточностей.
Оснований не доверять внесенным в трудовую книжку записям не имеется, записи внесены последовательно, с указанием оснований их внесения, заверены печатью работодателя. Представленными в материалы дела архивными документами подтверждаются факты переименования и реорганизации работодателя.
Помимо трудовой книжки период работы истца подтверждается оригиналами справок, выданных ОАО «Промпроект» о работе в институте «Киргизпромпроект» 16.02.2017 года, Бишкекским городским управлением по содействию занятости Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики от 12.04.2017 года, а также, Государственным предприятием «Кыргыз почтасы» при Министерстве транспорта Кыргызской Республики от 02.03.2017 года.
Согласно исследованному пенсионному делу, которое обозревалось судом апелляционной инстанции, в нем кроме справок имеются сведения об отчислениях из заработной платы Шимолиной Т.Ю. взносов в пенсионный орган того государства, где она осуществляла трудовую деятельность.
Учитывая данные обстоятельства, судом обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика, что поскольку данные справки получены истицей самостоятельно, они не могут служить основанием для включения указанных в них периодов в стаж, для исчисления пенсии.
При этом, судебная коллегия отмечает, что периоды с 1981 года по декабрь 1991 года включены ответчиком в добровольном порядке в целях оценки пенсионных прав истца.
Основанием для отказа в зачете последующего периода работы послужило отсутствие документального подтверждения компетентными органами Республики Кыргызстан, что, по мнению судебной коллегии, не отвечает требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Представленные в материалы дела документы, выданные в надлежащем порядке на территории Республики Кыргызстан, подтверждают осуществление истцом в спорный период времени трудовой деятельности, в связи с чем, не требуют дополнительного документального подтверждения.
При изложенных обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не может быть признано незаконным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда относительно отказа в пересчете истцу пенсии с учетом сведений о ее заработной плате за период 2000 – 2001 года, и находит выводы суда в указанной части противоречащими нормам материального права.
Так, отказывая Шимолиной Т.Ю. в перерасчете пенсии с учетом сведений о заработной плате, указанных в справке персонифицированного учета, суд первой инстанции указал, что справка формы ОК-5 Пенсионного фонда Украины в качестве правоустанавливающего документа не предусмотрена в Российской Федерации.
Однако судом первой инстанции не учтено, что Шимолина Т.Ю. с 18.03.2014 года, является гражданином Российской Федерации, на которого распространяется законодательство Российской Федерации о пенсионном обеспечении, в том числе и нормы специального законодательства, предусмотренного для жителей Республики Крым, проживающих на 18 марта 2014 года на ее территории.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 7 п. 3 ст. 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Таким образом, выписка из лицевого счета застрахованного лица, является доказательством получения заработной платы, в указанном в выписке размере.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001, в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Как установлено в судебном заседании, истец Шимолина Т.Ю. до 18.03.2014 года, являлась застрахованной и была зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования Украины, в связи с чем, ею представлена выписка, сформированная на 13.03.2014 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статьей 4 Закона N 208-ФЗ закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
По смыслу приведенных правовых норм в совокупности с пунктом 1 статьи 1 Закона N 208-ФЗ, указанные особенности реализации права на пенсионное обеспечение касаются граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в порядке части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», коим является Шимолина Т.Ю.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 208-ФЗ от 21.07.2014 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 235-ФЗ, Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Согласно ст. 5 вышеназванного закона установлено, что в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Шимолина Т.Ю. подтвердила размер своей заработной платы за 2000-2001 года сведениями персонифицированного учета.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Таким образом, учитывая правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа Шимолиной Т.Ю. в перерасчете пенсии по сведениям указанным в персонифицированном учете до 18.03.2014 года в государстве Украина, поскольку специальное пенсионное законодательство позволяет принимать документы, выданные на территории Украины, как доказательства периодов работы, так и как доказательства сведений о средней заработной плате.
Ссылка суда, что в соответствии с ч.1ст.1 льгота, предусмотренная ст.4 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» N 208-ФЗ от 21.07.2014 распространяется только для лиц, являвшихся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, каковой Шимолина Т.Ю. не является, постановлена судом в нарушение вышеуказанных норм материального права.
Данный закон обеспечивает не только перерасчет пенсии лицами получающим ее на территории республики Крым до 18.03.2014 года, но и регулирует порядок зачета в страховой стаж периодов, подтвержденных документами выдаваемыми Украиной без их легализации и перевода их на русский язык, для граждан проживающих в Крыму на 18.03.2004года.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Шимолиной Т.Ю. судебная коллегия находит заслуживающими внимание, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения о возложении на ответчика обязанности произвести Шимолиной Т.Ю. перерасчет пенсии с учетом сведений о заработной плате, указанных в персонифицированном учете за 2000 – 2001 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Шимолиной Татьяны Юрьевны удовлетворить.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о принятии к зачету сведений о заработной плате, приняв в указанной части новое решение.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым обязанность принять к зачету при перерасчете пенсии Шимолиной Татьяны Юрьевны сведения о заработной плате за 2000 - 2001 года, указанные в сведениях индивидуального персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи