НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 24.04.2019 № 33-3820/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-3820/2019 председательствующий судья суда первой инстанции Басова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Мотиной И.И.

судей Корсаковой Ю.М., Харченко И.А.

при секретаре Побережной Д.Н.

рассмотрела 24 апреля 2019 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапаевой Натальи Александровны к ГУ УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о возложении обязанности выплатить задолженность по пенсии, о возложении обязанности по возврату взносов с индексацией,

по апелляционной жалобе Сапаевой Натальи Александровны на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 10 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Сапаева Н.А. обратилась в суд с иском у ГУ УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о возложении обязанности выплатить задолженность по пенсии, о возложении обязанности по возврату взносов с индексацией. С учетом уточнений просила признать право на получение пенсии с 01.07.2014 года в размере 9650,88 рублей, взыскать с ответчика невыплаченную часть пенсии за период с 01.07.2014 года по 30.09.2018 года в размере 90441,0 рублей с индексацией на дату выплаты, также просит взыскать с ответчика излишне уплаченные взносы в размере 1540,80 рублей с индексацией с 31.03.2014 года на дату выплаты.

В обоснование требований указала, что имеет трудовой стаж продолжительностью 35 лет 08 месяцев 25 дней, однако с июля 2014 года пенсионным органом произведено уменьшение ее стажа до значения 24 года 2 месяца и уменьшение базового размера пенсии, что привело к недоплате пенсии за период с 01.07.2014года по 30.09.2018 года в сумме 90441,0 рублей. По заявлению от 04.12.2015 года с учетом коэффициента стажа 0,441 (32 года 8месяцев) с января 2016 года ей была начислена пенсия в размере 9650,88 рублей. Поскольку ответчик располагал данными о стаже в размере 35 лет 08 месяцев 25 дней с даты назначения пенсии и необоснованно уменьшил ее размер в июле 2014 года, следовательно, пенсию в размере 9650,88 рублей ответчик должен был выплачивать с 01.07.2014 года. Считает, что взносы в размере 1540,80 рублей в период с 01.07.2010 года по 31.12.2010года она уплатила ошибочно, по настоянию ответчика. Указывает, что 08.12.2008года была зарегистрирована в качестве ФЛП по виду деятельности проектные работы, 30.11.2012 закончилось действие специальной лицензии как ФЛП, соответственно статус её как ФЛП прекращен, в спорный период она не осуществляла предпринимательскую деятельность, в связи с этим ей были возвращены суммы единого налога. По мнению истца, ей должны быть возвращены взносы в Пенсионный фонд в размере 1540,80 гривен.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 10 января 2019 года в удовлетворении требований Сапаевой Н.А. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Сапаева Н.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковое заявление. Апеллянт указывает на то, что решение суда принято с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, без учета представленных ею доказательств.

Истец Сапаева Н.А. в судебном заседании настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФР РФ в Джанкойском районе РК – Антоненко А.И. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Верховной рады Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращена, их полномочия, имущество и денежные средства перешли к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.

В соответствии со ст. 6 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", с 18.03.2014 г. и до 01.01.2015 г. действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации

В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя были созданы территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

Территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, в том числе Управление Пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе АР Крым, были ликвидированы на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2025-6/14.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 N 1826-6/14 было утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, пунктом 1 которого установлено, что Пенсионный фонд Республики Крым является органом исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 26.03.2014 № 59 были образованы как юридические лица публичного права территориальные управления Пенсионного фонда Республики Крым, в том числе Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Красногвардейском районе.

Пунктом 8 Указа Главы Республики Крым «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 16.06.2014 № 51-У установлено, что Пенсионный фонд Республики Крым как орган исполнительной власти Республики Крым осуществляет свою деятельность до 31 декабря 2014 года.

В период с 17 марта по 31 декабря 2014 года в силу пункта 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О независимости Крыма» от 17.03.2014 года №1745-6/14 при назначении (перерасчетах) и выплате пенсий применялось законодательство Украины, принятое до 21 февраля 2014 года.

Таким образом, Управление Пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе АР Крым ликвидировано с 11.04.2014, а вновь созданное Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Красногвардейском районе ликвидировано с 26.12.2014 после отмены его регистрации в порядке, предусмотренном Временным положением о регистрации новообразованных юридических лиц со специальным статусом в Республике Крым, на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 26.12.2014 № 1562-р, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Пенсионное обеспечение граждан в течение указанного переходного периода осуществлялось органом исполнительной власти Республики Крым - Пенсионным фондом Республики Крым за счет средств бюджетов Пенсионного фонда Республики Крым (п. 14 Временного положения о Пенсионном фонда Республики Крым, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 г. N 1826-6/14) по нормам законодательства Украины, действовавшим по состоянию на 21.02.2014 г. (п. 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. N 1745-6/14).

Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 г. N 1563-р и N 1562-р утверждены ликвидационные балансы и отменена государственная регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальные органы.

Во исполнение п. 9 ст. 7 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. Пенсионным фондом Российской Федерации учреждено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и его территориальные органы.

Порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях названных субъектов Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 3 поименованного закона с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, размеры пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на | территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 Федерального закона № 208-ФЗ предусмотрено, если при перерасчете размера пенсии перечисленным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации он или размер иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.11.2005 Сапаева Н.А. является получателем страховой пенсии, назначенной в соответствии с законодательство Украины, с учетом стажа работы 32 года 8 месяцев 18 дней, коэффициент стажа 0,32667 (л.д. 56, 57).

В 2013 году Сапаева Н.А. обращалась в суд Украины с требованием об установлении отсутствия предпринимательской деятельности, отсутствия дохода, о признании безосновательной оплату единого взноса в сумме 2506,8 грн., взыскания с пенсионного органа (УПФ Украины в Красногвардейском районе АРК) указанных взносов с исключением этих взносов из личной учетной карточки.

Постановлением Окружного административного суда АРК Украины от 25.07.2013 № 801/6877/13-а, оставленным без изменения определением Севастопольского апелляционного административного суда Украины от 24.09.2013, исковые требования Сапаевой Н.А. к пенсионному органу оставлены без удовлетворения.

Из указанных судебных актов следует, что 07.12.2012 Сапаева Н.А. обращалась в налоговый орган заявление о прекращении уплаты налогов по форме № 8-011П, в Единый государственный реестр внесена запись о принятом лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности ФЛП Сапаевой Н.А., однако 24.12.2012 года налоговый орган и пенсионный орган приняли решения об отказе в проведения проверок, назначенных по заявлению истца о прекращении предпринимательской деятельности. Основанием для таких решений стало наличие незакрытого расчетного счета на имя истца. 14.12.2012 года Сапаева Н.А. подала в налоговый орган и пенсионный орган Украины заявления о возврате уплаченных сумм единого налога в размере 1200,0 грн. и излишне уплаченных сумм страховых взносов в сумме 1540,80 грн. Согласно ответу налоговой инспекции от 25.12.2012 года № 565, у Сапаевой Н.А. на личном счете по состоянию имелся излишне уплаченный единый налог в сумме 1091,97 грн. (469,55 грн. на счете налоговой службы, и 622,42 грн. на счете пенсионного фонда), которые были частями перечислены через Госказначейство на указанный истцом счет. Поскольку по состоянию на 24.07.2013 на счетах истца в налоговом органе и пенсионном органе суммы переплаты отсутствовали, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказал Сапаевой Н.А. в удовлетворении ее требований, в частности, к пенсионному фонду Украины, о взыскании излишне уплаченных взносов в размере 2506,8 грн.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании вступивших в законную силу судебных актов суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ранее Сапаева Н.А. обращалась в требованиями к пенсионному фонду Украины о взыскании излишне уплаченных взносов в размере 2506,80 гривен (1200,0 гривен сумма единого налога и 1540,80 гривен сумма страховых взносов), в удовлетворении которых истцу было отказано.

В настоящее время Сапаева Н.А. повторно обратилась с требования о взыскании страховых взносов в размере 1540,80 гривен, но к пенсионному органу Российской Федерации, который не является стороной спорных отношений и не удерживал спорную сумму страховых взносов.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ГУ УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым ее прав, в связи с этим в удовлетворении требований Сапаевой Н.А. отказано.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе (межрайонное), которое осуществляют свою деятельность исключительно на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и правопреемниками как органов Пенсионного фонда Украины, так и органов Пенсионного фонда Республики Крым, не является.

Поскольку требования истца о взыскании уплаченных взносов к пенсионному фонду Украины уже были предметом рассмотрения в суде, и по ним имеется, вступившее в законную силу решение, а также учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации не является правопреемником Пенсионного фонда Украины и Пенсионного фонда Республики Крым, следовательно, не нарушал прав истца, в связи с этим суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований в части взыскания излишне уплаченных взносов.

Рассматривая требования истца о праве на пенсию в размере 9650,88 рублей с 01.07.2014 года по 30.09.2018 года, суд первой инстанции правомерно исходил, из нормы закона о неоспоримости обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением.

Согласно вступившему в законную силу Постановлению Красногвардейского районного суда АРК от 16.01.2013 (дело № 111/5027/2012), Сапаева Н.А. находится на учете в УПФУ в Красногвардейском районе как получатель пенсии по возрасту с 01.11.2005 года, где ей была назначена пенсия как неработающему пенсионеру, при страховом стаже 32 года 08 месяцев 18 дней в размере 805,17 грн. С 01.05.2012 размер пенсии Сапаевой Н.А. установлен в размере 943,67 грн. При обработке списков работающих пенсионеров было обнаружено, что Сапаева Н.А. возобновила предпринимательскую деятельность с 08.12.2008 года, что является основанием для снижения размера пенсии. Переплата пенсии за период с 01.04.2009года по 20.04.2012 года составила в сумме 474,30 грн. Указанная переплата была полностью удержана из пенсии истца.

Кроме того, у ответчика на исполнении находилось постановление государственного исполнителя отдела государственной исполнительной службы Красногвардейского районного управления юстиции от 23.05.2012 года об обращении взыскания на пенсию Сапаевой Н.А. в размере 20% до полного погашения задолженности за коммунальные услуги и исполнительного сбора в общей сумме 940,76 грн.

Таким образом, суд при вынесении Постановления от 16.01.2013 года пришел к выводу, что размер пенсии истцу был уменьшен обоснованно, в связи с удержанием из пенсии суммы переплаты пенсии и задолженности по исполнительному листу, при указанных обстоятельствах истцу было отказано в удовлетворении административного иска к Управлению пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе Автономной Республики Крым о признании действий незаконными, о возложении обязанности по перерасчету пенсии за период с мая 2012 года по декабрь 2012 года.

26.11.2013 года истец так же обращалась в Красногвардейский районный суд Автономной Республики Крым с исковыми требованиями о признании Управления Пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе Автономной Республики Крым виновным в систематической недоплате пенсии по возрасту с 01.08.2006 года по 31.10.2013 года, о возложении обязанности на ответчика по перерасчету пенсии с 01.08.2006 года по 31.10.2013 года с учетом повышения пенсионных выплат, предусмотренных ст.42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и выплате доначисленных сумм в размере 13768,43 грн.

Определением Красногвардейского районного суда Автономной Республики Крым от 09.01.2014 года (дело № 109/5685/2013-а) административный иск Сапаевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе Автономной Республики Крым в части требований о признании незаконными действий ответчика в систематической недоплате пенсии, о возложении обязанности по перерасчету и выплате пенсии за период с 01.08.2006 года по 25.05.2013 года, оставлено без рассмотрения в связи с пропуском срока обращения в суд с административным иском. В остальной части иск был рассмотрен судом, вынесено постановление.

Постановлением Красногвардейского районного суда Автономной Республики Крым от 09.01.2014 года (дело № 109/5685/2013-а) административный иск Сапаевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе Автономной Республики Крым удовлетворен частично. Суд признал противоправными действия Управления Пенсионного фонда Украины в Красногвардейском районе Автономной Республике Крым об отказе в перерасчете пенсии Сапаевой Н.А., также обязал ответчика произвести перерасчет пенсии Сапаевой Н.А., исчисленной в соответствии со ст.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в связи с увеличением прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, за период с 26.05.2013 года по 31.10.2013 года (с учетом надбавок, повышений, других доплат к пенсиям, установленных законодательством и сумм индексаций). В удовлетворении остальной части иска Сапаевой Н.А. было отказано.

Этим же постановлением подтверждена правомерность уменьшения размера пенсии истца в связи с удержанием из пенсии сумм переплат и задолженности по исполнительному документу.

Определением Красногвардейского районного суда РК от 08.08.2014 установлено, что стороной, обязанной исполнить постановление суда от 09.01.2014 года, является управление Пенсионного фонда Республики Крым в Красногвардейском районе.

Из материалов пенсионного дела Сапаевой Н.А. следует, что постановление суда от 09.01.2014 исполнено пенсионным органом 09.06.2014 года. Размер пенсии пересчитан за период с 26.05.2013 года по 31.10.2013 года и составил 1031,85 грн. (л.д. 87), задолженность после перерасчета составила 950,97 грн. (л.д. 89), в дальнейшем с 01.11.2013 года пенсия выплачивалась в сохраненном размере 1031,85 грн. (л.д. 88), т.к. решения суда о перерасчете пенсии на последующие периоды не было, а ранее назначенный размер пенсии уменьшен быть не может.

В переходный период с 01.07.2014 года по 31.12.2014 года истцу выплачивался сохраненный размер пенсии в сумме 7 842,06 руб. (л.д. 91), исходя из стажа истца (32 года 8 месяцев 19 дней), который не изменялся, коэффициент стажа 0,32667 (392 мес.), с учетом кратности 1,35 - коэффициент стажа 0,441 применяется в расчете пенсии истца с ноября 2009 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Указ № 192) Сапаевой Н.А. выплачивалась пенсия с применением следующих коэффициентов:

в апреле 2014 года - 4 901,29 рублей (1 031,85 грн * 4,75),

в мае 2014 года - 5 881,55 рублей (1 031,85 грн * 5,7);

в июне 2014 года - 6 861,80 рублей (1 031,85 грн* 6,65);

с июля по декабрь 2014 года — 7 842,06 рублей (1 031,85 грн * 7,6).

В связи с переходом на выплату пенсий по Российскому законодательству и вступлением в силу Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 произведён перерасчёт пенсии Сапаевой НА по материалам выплатного дела (т.е. по предоставленным истцом до 31.12.2014 документам о стаже и заработной плате), размер которой при суммарном стаже 35 лет 8 месяцев 19 дней и осовремененном среднемесячном заработке 644.61 руб. (отношение заработной платы - 0,107), взятом за период работы с 01.01.1989 по 31.12.1993 из Агрофирмы - колхоза «Дружба народов» составил 6 011,01 рублей, в том числе: фиксированная выплата - 3 935,00 рублей, размер страховой части пенсии - 2 076,01 рублей (индивидуальный пенсионный коэффициент -32,387).

Страховая пенсия граждан Российской Федерации, назначенная в соответствии с Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» состоит из двух составляющих: фиксированная выплата, устанавливаемая в соответствии с п.1 ст. 16 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; страховая часть пенсии, рассчитанная согласно ст. 15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для расчёта страховой части пенсии учитывается страховой стаж гражданина по данным его трудовой книжки и других документов (военный билет, диплом, справки о стаже и трудовые договора) и заработная плата.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при расчёте размера пенсии гражданина для определения размера страховой пенсии применяются нормы, действующих до вступления в силу вышеуказанного закона, других законов в части оценки пенсионных прав, в том числе, Федерального закона от 21.07.1997года №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», Федерального закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 17.12.2001года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ)

Для расчёта страховой части пенсии учитывается страховой стаж гражданина по данным его трудовой книжки и других документов (военный билет, диплом, справки о стаже и трудовые договора) и заработная плата.

Для расчёта страховой части пенсии Сапаевой II.А. был учтен страховой стаж и заработная плата. Суммарный стаж работы составил 35 лет 8 месяцев 19 дней, стаж до 1991 года - 24 года 11 месяцев 4 дня, стаж до 31.12.2001 года - 32 года 3 месяца 18 дней, стаж с 01.01.2002 года - 3 года 5 месяцев 1 день.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 11 разд. 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее - Правила) документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

На основании вышеизложенных законодательных норм периоды работы до 01.01.2002 года учитываются на основании трудовой книжки или других документов, выдаваемых работодателем, а после 01.01.2002 года - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6 - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и г.Севастополя с 01 января 2015 года.

Таким образом, граждане Республики Крым, проживавшие на её территории по состоянию на 18 марта 2014 года не могли быть зарегистрированы в системе обязательное пенсионное страхование Российской Федерации с 01.01.2002 года и, соответственно, из их заработной платы за период с 01.01.2002 года по 18.03.2014 года не могли быть исчислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В связи с этим при определении размера пенсии подлежат применению положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный закон № 208-ФЗ), которым установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ч. 1 ст. 1 Федерального закона).

Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона № 208-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в п. 1 ст.1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

В соответствии с п. 5 ст. Федерального закона № 208-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации (17 328,48 руб.).

Таким образом, при наличии у истца 3 года 5 месяцев 3 дня страхового стажа за период после 01.01.2002 года, в том числе за периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя 1 год 7 месяцев 1 день и за периоды работы по трудовому договору 1 год 10 месяцев размер взносов, сгенерированных для Крыма составил 113 088,37 рублей.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 расчётный размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Наиболее выгодным (экономически обоснованным) вариантом исчисления расчетного размера трудовой пенсии (далее - РП) для истца является расчёт согласно п.1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с нормами п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК * ЗР, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевой коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа женщин, имеющих полный трудовой стаж не менее 20 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

С учетом вышеуказанных норм расчетный размер пенсии Сапаевой Н.А. рассчитан следующим образом :

0,67 * 644,61 руб. = 431,89 рублей (РП), где:

0,67 - СК (полный трудовой стаж для женщин не менее 20 лет (55%) + 12 лет (12 % - стаж до 31.12.2001 года - 32 года 3 мес. 18 дней - 20 лет требуемого = 12 лет) = 67 % )

644,61 руб. - среднемесячный заработок застрахованного лица за 60 месяцев работы подряд.

Соответственно расчётный размер пенсии Сапаевой Н.А. составил 431,89 рублей.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660,00 рублей. В связи с тем, что расчетный размер пенсии истца (197,92 руб.) ниже, чем 660,0 руб., Сапаевой Н.А. пенсия начислялась от минимального расчетного размера (660,0 руб.).

В соответствии с нормами п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле ПК - (РП - 450 рублей) * Т, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450,00 рублей - размер страховой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

При применении норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал (далее - ПК) рассчитанный на 01.01.2002 года и проиндексированный на 31.12.2014 года составил 268837,43 руб. и рассчитан следующим образом:

660,0 руб. - 450,00 руб. * 228 * 5,61481655 = 268 837,43 руб., где 660,0 руб. - расчётный размер пенсии; 450,00руб. - базовая часть на 01.01.2002 года; 228 - ожидаемый период выплаты; 5,61481655 - суммарный коэффициент индексации за период с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года.

В соответствии с нормами п. 1, 4 ст. 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с п. 2 и 3 настоящей статьи.

При применении норм данного Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ сумма валоризации составила 91 404,73 руб. и рассчитана следующим образом:

268 837,43 руб. * 34 % = 91 404,73 руб., где 268 837,43 руб. - пенсионный капитал; 34 % (10 лет - установленная Законом величина + 24 года -страховой стаж истца до 01.01.1991 года).

Согласно п. 1 ст. 29.1, п. 2 ст. 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле ПК(П)=ПК+СВ+ПК, где ПК (П)-сумма расчетного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, СВ – сумма валоризации, ПК – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01. 2002 года (для жителей Республики Крым – сгенерированные взносы, рассчитанные согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии;

При применении данной нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, ПК был рассчитан следующим образом:

268 837,43 руб. + 91 404,73 руб. + 113 088,35 руб. / 228=2 076,01 руб., где 268 837,43 руб.- ПК; 91 404,73 руб. - СВ; 113 088,35 руб. - ПК (сгенерированные взносы); 228 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК * СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Таким образом, для того чтобы рассчитать размер страховой пенсии но старости необходимо рассчитать величину индивидуального пенсионного коэффициента.

В соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер величины индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) * КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс-индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн- индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости,

КвСП- коэффициент повышения индивидуального пенсионною коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости.

В соответствии с п.10 ст.15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015года, определятся по формуле ИПКс=П/С ПКк+ZHПi /K/KН, где

ИПКс-индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до I января 2015 года;

П-размер страховой части трудовой пенсии по старости;

СПКк- стоимость одною пенсионного коэффициент по состоянию на 01 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам;

ZHПi- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до I января 2015 года;

К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;

KН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1.

С учётом применения указанной формулы ИПКс составит:

2076,01 руб. / 64,10 + 0/1/1 - 32,387, где

2076,01 руб. - размер страховой части трудовой пенсии по старости,

64,10 руб.- стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015 год,

0 - сумма коэффициента, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до I января 2015 года (у |Сапаевой Н.А. такие периоды в страховом стаже отсутствую),

1 - коэффициент; для исчисления размера страховой пенсии по старости),

I - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости.

Таким образом, размер страховой части пенсии Сапаевой Н.А. с учётом п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по ранее укачанной формуле составил:

- с 01.01.2015 года = 32,387 (ИIIК) * 64,10 (СПК)= 2 076,01 руб.;

- с 01.02.2015 года = 32,387 (ИПК)* 71,41 (СПК)= 2 312,76 руб.;

- с 01.02.2016 года = 32,387(ИПК) * 74,47 (СПК) = 2 411,86 руб.;

- с 01.02.2017 года = 32,387(ИПК) * 78,28 (СПК) = 2 535,25 руб.;

- с 01.04.2017года= 32,387(ИПК) * 78,58 (СПК) = 2 544,97 руб.;

- с 01.01.2018 года = 32,387(ИПК)* 81,49 (СПК) =2 639,22 руб.

Кроме того, каждому гражданину к размеру его страховой части пенсии в соответствии с п. I ст. 16 Федерального Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливается фиксированная выплата, размер которой согласно п. 6 данной статьи подлежит ежегодной индексации с I февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

На основании указанной нормы к размеру страховой части пенсии Сапаевой Н.А. установлена фиксированная выплата в следующих размерах:

с 01.01.2015 - 3 935,00 руб., с 01.02.2015 - 4 383,59 руб. (3935,00 руб. * на коэффициент индексации 1,114); с 01.02.2016 - 4 558,93 руб. (4 383,59 руб. * на коэффициент индексации 1,04); с 01.02.2017- 4 805,11 руб. (4 558,93 руб. * на коэффициент индексации 1,054); с 01.02.2017 - 4 982,90 руб. (размер установлен в соответствии со ст. 4 и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Таким образом, совокупный размер пенсии Сапаевой Н.А, исчисленный в соответствии с нормами действия российского законодательства составил:

с 01.01.2015 - 6 011,01 руб., в том числе фиксированная выплата 3935,00 руб., размер страховой части пенсии - 2076,01 руб. (индивидуальный пенсионный коэффициент - 32,387);

с 01.02.2015 – 6 696,35 руб., в том числе фиксированная выплата – 4383,59 руб., размер страховой части пенсии - 2 312,76 руб. (индивидуальный пенсионный коэффициент-32,387);

с 01.02.2016 - 6 964,31 руб., в том числе фиксированная выплата- 4558,93руб., размер страховой части пенсии - 2405,38 руб. (индивидуальный пенсионный коэффициент-32,387);

с 01.02.2017 - 7 340,36 руб., в том числе фиксированная выплата- 4805,11руб., размер страховой части пенсии - 2 535,25 руб. (индивидуальный пенсионный коэффициент-32,387);

с 01.04.2017 - 7 350,08 руб., в том числе фиксированная выплата - 4805,11 руб., размер страховой части пенсии - 2 544,97 руб. (индивидуальный пенсионный коэффициент-32,387);

- с 01.01.2018 - 7 622,12 руб., в том числе фиксированная выплата - 4982,90 руб., размер страховой части пенсии - 2 639,22 руб.(индивидуальный пенсионный коэффициент-32,387).

Поскольку размер пенсии Сапаевой Н.А. согласно Российскому законодательству по состоянию на 01.01.2018года (7 622,12 руб.) ниже, чем сохранённый размер пенсии, исчисленной по нормам Украинского законодательства с учётом Указа № 192 (7 842,06 руб.), в связи с этим выплата пенсии Сапаевой Н.А. продолжена в более высоком сохранённом размере и производится ежемесячно через отделение почтовой связи 297012 (дата выплаты — 22).

Кроме того, в соответствии Поручением Заместителя управляющего государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 14.08.2018 № 11201/05- 18 Отделом в соответствии с Регламентом работы в сентябре 2018 года были запрошены данные у Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым об установленных Сапаевой Н.А. льготах. После поступления сведений о льготах была установлена федеральная социальная доплата к пенсии (далее - ФСД) в соответствии со ст. 12.1 Федерального Закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178 - ФЗ) с 01.01.2016 года, выплата которой произведена в октябре 2018 года.

Размер пенсии, установленный в соответствии с законодательством РФ, истец не оспаривает.

Таким образом, доводы истца о том, что с 01.07.2014 года по 30.09.2018 года Сапаевой Н.А. выплачивалась пенсия в неполном размере, а также о том, что ответчик имеет перед истцом обязанность вернуть излишне уплаченные взносы, не подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значения для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 10 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сапаевой Натальи Александровны, без удовлетворения.

Председательствующий судья: И.И. Мотина

Судьи: Ю.М. Корсакова

И.А. Харченко