НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 24.03.2015 № 33-2316/15

Судья Захарова Е.П.

Дело№33-2316/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь

24.03.2015года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Воробьевой С.А.,

судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,

при секретаре Кузьменко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи на решение Керченского городского суда Республики Крым от 26.11.2014 года по делу №33-2316/2015 (№2-2011/2014) по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи о признании действий неправомерными и возложении обязательств совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Воробьевой С.А., объяснения истца ФИО1, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 26.11.2014 года исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи о признании действий неправомерными и возложении обязательств совершить определенные действия удовлетворено в полном объеме. Признан незаконным и отменен протокол от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи. Обязано Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи осуществить исчисление ФИО1 пенсии, как должностному лицу местного самоуправления с учетом не включенных ранее в расчет заработной платы: материальной помощи на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов, выплаченной ФИО1 в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 года №268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры и других органов», денежной компенсации за не использование ежегодных отпусков.

Не согласившись с указанным решением, Управление Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 26.11.2014 года по делу №2-2011/14 и отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 24.03.2015 года истец ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил оставить ее без удовлетворения, а обжалуемое решение суда первой инстанции – без изменения.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи в судебное заседание суда апелляционной инстанции 24.03.2015 года не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи подлежит оставлению без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчи, уточнив исковые требования, о признании Протокола от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчи незаконным и его отмене; обязательстве Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчи осуществить ему исчисление пенсии как должностному лицу местного органа самоуправления с учетом не включенных ранее в расчет его заработной платы материальной помощи на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов, выплаченных в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 года №268 «Об упорядочивании структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», денежной компенсации за неиспользование ежегодных отпусков. Исковые требования мотивированы тем, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии как должностному лицу местного органа самоуправления, указав вид пенсии по инвалидности 2группы по Закону Украины «О службе в органах местного самоуправления». Протоколом Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчи от ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия по инвалидности 2 группы как должностному лицу органа местного самоуправления, однако в размере значительно меньшем, чем она должна быть по мнению истца. Согласно разъяснений, содержащихся в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ , при исчислении пенсии истцу не были включены выплаты материальной помощи на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов, выплаченные ему в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 года №268 «Об упорядочивании структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов», денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска, надбавки должностным лицам органов местного самоуправления, выплаченные ему в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 18.04.2014 года №2055-6/14 «О поэтапном повышении оплаты труда государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления в республике Крым». Протокол от ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению истца, является незаконным, в связи с чем подлежит отмене, также незаконными и необоснованными истец считает действия Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчи по исключению из расчета его заработной платы для исчисления пенсии как служащему органов местного самоуправления вышеуказанных материальной помощи на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов, а также денежной компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком при назначении пенсии истцу были неверно истолкованы нормы права, подлежащие применению, что повлекло принятие протокола от ДД.ММ.ГГГГ года, содержащего необоснованно заниженный размер пенсии, который подлежит отмене как незаконный.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска, исходя из следующего.

18.03.2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, согласно ст. 6 которого со дня принятия в Российскую Федерацию новых субъектов и создания в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации, в частности, в правовую систему Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Согласно ч.2 ст.23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

В соответствии с п.2 Постановления Государственного Совета Республики Крым «О независимости Крыма» от 17.03.2014 года №1745-6/14, со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.

Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.

Согласно ст.2 Закона Республики Крым «О некоторых вопросах регулирования пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Крым» установлено, что на переходный период до 1 января 2015 года пенсионное обеспечение государственных служащих в Республике Крым, государственных гражданских служащих Республики Крым, а также лиц, замещавших государственные должности Республики Крым, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентировавшими пенсионное обеспечение государственных служащих по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года №1826-6/14 «О Пенсионном фонде Республики Крым» утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, в соответствии с которым Пенсионный фонд Республики Крым (далее – Пенсионный фонд) является органом исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Согласно пп.3 п.4 Временного положения о Пенсионном фонде Республики Крым, одной из основных задач Пенсионного фонда является обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплаты пенсий, помощи на погребение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет средств бюджета Пенсионного фонда и других источников.

В соответствии с п.8 вышеуказанного Временного положения Пенсионный фонд реализует свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные управления в городах, районах, районах г.Симферополя, которые создаются по решению Совета министров Республики Крым.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства Украины.

Согласно материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по Закону Украины «О службе в органах местного самоуправления» (л.д.90).

Исполнительным комитетом Керченского городского совета представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о составляющих заработной платы (должностной оклад, надбавка за ранг, или квалификационные классы, или классный чин, или специальные звания, или дипломатический ранг, надбавка (вознаграждение) за выслугу лет), которая подается для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», в которые включены суммы должностного оклада, надбавки за ранг, надбавки за выслугу лет, указано, что на все выплаты, включенные в справку, начислены страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а с 01.01.2011 года – единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (л.д.25).

Также, Исполнительным комитетом Керченского городского совета представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о составляющих заработной платы (надбавки и премии за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), которая подается для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», в которую включены суммы надбавки за высокие достижения в труде или за исполнение особо важной работы, премии, денежной компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска, материальной помощи, выплаченной по постановлению Кабинета Министров Украины №268 от 09.03.2006 года, надбавки должностным лицам органов местного самоуправления по постановлению Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что на все выплаты, включенные в справку, начислены страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а с 01.01.2011 года – единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (л.д.23-24).

Протоколом Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Керчи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности (л.д.80).

Согласно письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании его личного заявления ему назначена пенсия по инвалидности 2 группы по Закону Украины «О службе в органах местного самоуправления». При исчислении пенсии, согласно Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» были учтены следующие выплаты: должностной оклад, надбавка за ранг, надбавка за выслугу лет (по справке о составляющих заработной платы ); надбавка за высокие достижения в труде или за исполнение особо важной работы; премии (по справке о составляющих заработной платы ). При этом, отсутствуют основания для включения в расчет заработной платы для исчисления пенсии денежной компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска, материальной помощи, выплаченной по постановлению Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 года №268, надбавки должностным лицам органов местного самоуправления по постановлению Государственного Совета Республики Крым №2055-6/14 от 18.04.2014 года. Пенсия исчислена верно, в соответствии с действующим законодательством (л.д.28-30).

Согласно части 7 статьи 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» №2493-III от 07.06.2001 года пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

Частью 1 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» №3723-XII от 16.12.1993 года, в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии, предусмотрено, что пенсия государственным служащим назначается в размере 80 процентов суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 года - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона Украины «О государственной службе» заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Частью 1 статьи 66 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» №1788-XII от 05.11.1991 года определено, что в заработок для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда (выплат, дохода), на которые в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка (выплат, дохода).

В соответствии со статьей 41 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» №1058-IV от 09.07.2003 года к заработной плате (доходу) для исчисления пенсии учитываются, в частности, суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящим Законом, с которых в соответствии с настоящим Законом были фактически начислены (исчислены) и уплачены страховые взносы в пределах установленной законодательством максимальной величины заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, а после вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» - максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, определенной в соответствии с законом; суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом до вступления в силу настоящего Закона, в пределах сумм, на которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, начислялись взносы на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, а за периоды до введения ограничения максимального размера заработной платы (дохода), с которой уплачивались указанные взносы (сбор), - в пределах сумм, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, включались в заработную плату, из которой исчислялась пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении», и не превышают 5,6 размера средней заработной платы в Украине на день получения указанных сумм. Для лиц, которые в период до введения ограничения максимального размера заработной платы (дохода), с которой уплачивались взносы на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, получали заработную плату (доход) по результатам работы, срок выполнения которой превышал календарный месяц, в заработную плату (доход) для исчисления пенсии учитываются суммы выплат (дохода), которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, включались в заработную плату, из которой исчислялась пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении», и не превышают 5, 6 размера средней заработной платы в Украине в расчете на каждый месяц выполнения работы.

С учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что получаемые застрахованным лицом суммы выплат, на которые были фактически начислены и из которых уплачены страховые взносы или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработок (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, независимо от того, входят ли они в структуру заработной платы.

Учитывая все вышеизложенное в совокупности, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца.

Правовая оценка, которую суд первой инстанции дал обстоятельствам дела, не противоречит требованиям материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы относительно их нарушения являются необоснованными.

Судебное решение является законным и обоснованным и не может быть отменено по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.

Все вышеизложенное дает судебной коллегии основания для вывода о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327-327.2, пунктом 1 части 1 статьи 328, статьями 329, 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 26.11.2014 года по делу №2-2011/2014 – оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г.Керчь – оставить без удовлетворения.

Председательствующий <данные изъяты> С.А.Воробьёва

Судьи <данные изъяты> Н.А.Терентьева

<данные изъяты> С.В.Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>