Судья Холкина А.И. дело №33-835/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Вааповой С.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года по гражданскому делу по иску Гонтарук Раисы Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Гонтарук Раиса Васильевна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения № от 08.08.2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии на основании п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении на ответчика обязанности по включению в специальный педагогический стаж периодов работы с 01.09.1982 года по 31.08.1983 года, с 04.08.1985 года по 11.08.1987 года, 12.01.1989 года по 01.09.1989 года в должности воспитателя детского сада в совхозе им. Жданова и совхозе «Таврия»; с 12.08.1987 года по 11.01.1989 года в должности заведующей детского сада в совхозе им. Жданова, совхозе «Таврия»; с 01.09.1989 года по 01.09.1995 года в должности воспитателя Великосельской школы-сада; с 02.09.2002 года по 14.10.2002 года в должности воспитателя Великосельского учебно-воспитательного комплекса «Школа-дошкольное учреждение» 1 ступени; с 01.09.2003 года по 23.11.2003 года, с 16.02.2004 года по 31.05.2004 года, с 01.06.2004 года по 18.12.2014 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени; с 19.12.2014 года по 25.07.2018 года в должности воспитателя в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад»; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 17.11.2008 года по
2
29.11.2008 года и с 10.04.2013 года по 12.04.2013 года; отпуска по уходу за ребенком с 02.02.1991 года по 01.02.1994 года; назначении досрочной страховой пенсии по старости с 26 июля 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту является необоснованным.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: Признать незаконным решение № от 08.08.2018 года отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнегорском районе об отказе Гонтарук Р.В. в назначении досрочной страховой пенсии согласно п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности истца следующие периоды: работы с 01.09.1982 года по 31.08.1983 года в должности воспитателя детского сада в совхозе им. Жданова; с 01.09.1983 года по 04.08.1985 года учебы в Ялтинском педагогическом училище; с 05.08.1985 года по 11.08.1987 года в должности воспитателя детского сада в совхозе им. Жданова; с 12.08.1987 года по 11.01.1989 года в должности заведующей детским садом в совхозе им. Жданова; с 12.01.1989 года по 01.09.1989 года в должности воспитателя детского сада в совхозе им. Жданова, совхозе «Таврия»; с 01.09.1989 года по 01.02.1991 года в должности воспитателя Великосельской школы-сада; с 02.02.1991 года по 01.02.1994 года отпуска по уходу за ребенком до трех лет; с 02.02.1994 года по 12.06.1994 года в должности воспитателя Великосельской школы-сада; с 30.06.1994 года по 13.02.1995 года в должности воспитателя Великосельской школы-сада; с 13.03.1995 года по 01.09.1995 года в должности воспитателя Великосельской школы-сада; с 02.09.2002 года по 14.10.2002 года в должности воспитателя Великосельского учебно-воспитательного комплекса «Школа-дошкольное учреждение 1 ступени»; с 01.09.2003 года по 10.11.2003 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени; с 16.02.2004 года по 16.11.2008 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени; с 17.11.2008 года по 29.11.2008 года период нахождения на курсах повышения квалификации; с 30.11.2008 года по 18.01.2009 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени; с 02.02.2009 года по 09.04.2013 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени; с 10.04.2013 года по 12.04.2013 года период нахождения на курсах повышения квалификации; с 13.04.2013 года по 18.12.2014 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени; с 19.12.2014 года по 31.12.2014 года в должности воспитателя в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад»; с 01.09.2015
3
года по 25.07.2018 года в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад».
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) назначить истице досрочную страховую пенсию с 26 июля 2018 года.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истица и ее представитель.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
4
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что решением пенсионного органа № от 08.08.2018 года Гонтарук Р.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа.
В педагогический стаж истицы не включены периоды: работы с 01.09.1982 года по 31.08.1983 года, с 04.08.1985 года по 11.08.1987 года, 12.01.1989 года по 01.09.1989 года в должности воспитателя детского сада в совхозе им. Жданова, совхозе «Таврия», так как наименование должности не соответствует Списку №781; с 12.08.1987 года по 11.01.1989 года в должности заведующей детского сада в совхозе им. Жданова, совхозе «Таврия», так как наименование должности не соответствует Списку №781; с 01.09.1989 года по 01.09.1995 года в должности воспитателя Великосельской школе-саду, так как наименование учреждения не соответствует Списку №781; с 02.09.2002 года по 14.10.2002 года, с 01.09.2003 года по 23.11.2003 года, с 16.02.2004 года по 25.07.2018 года в должности воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени, Муниципальном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад», Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад», так как в период с 02.09.2002 года по 14.10.2002 года, с 01.09.2003 года по 18.12.2014 года наименование учреждения не соответствует Списку №781; с 01.09.2003 года по 23.11.2003 года, с 16.02.2004 года по 31.05.2004 года, с 14.07.2004 года по 25.07.2018 года не выполнялись нормы рабочего времени, установленные за ставку заработной платы; кроме того, в стаж педагогической работы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.11.2008 года по 29.11.2008 года и с 10.04.2013 года по 12.04.2013 года, а также отпуск по уходу за ребенком с 02.02.1991 года по 01.02.1994 года.
Согласно записям в трудовой книжке Гонтарук Р.В. с 01.09.1982 года по 01.09.1989 года работала в должности воспитателя детсада отделения №3 совхоза им. Жданова Нижнегорского района АРК; с 01.09.1989 года по 01.09.1995 года в должности воспитателя в Великосельской школе-сад; с 02.09.1995 года по 01.03.2000 года няней-санитаркой в Великосельской школе-сад; с 02.03.2000 года по 28.03.2000 года няней-санитаркой в Великосельской общеобразовательной школе-детский сад 1 ступени; с
5
29.03.2000 года по 01.09.2002 года няней-санитаркой в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-дошкольное учреждение 1 ступени»; с?02.09.2002 года по 14.10.2002 года воспитателем в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-дошкольное учреждение 1 ступени»; с 15.10.2002 года по 03.06.2003 года помощником воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-дошкольное учреждение 1 ступени»; с 04.06.2003 года по 31.08.2003 года помощником воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «школа-сад» 1 ступени; с 01.09.2003 года по 09.11.2003 года воспитателем в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «школа-сад» 1 ступени; с 10.11.2003 года по 15.02.2004 года помощником воспитателя в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «школа-сад» 1 ступени; с 16.02.2004 года по 18.12.2014 года воспитателем в Великосельском учебно-воспитательном комплексе «школа-сад» 1 ступени; с 19.12.2014 года по 21.01.2015 года воспитателем в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад; с 22.01.2015 года по настоящее время воспитателем в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Великосельская начальная школа-детский сад.
Истицей представлены копии приказов по совхозу им. Жданова о принятии истца на работу №№ от 29.10.1982 года, о направлении на учебу №№ от 01.09.1983 года, о зачислении воспитателем детсада № от 03.08.1985 года, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком № от 27.08.1986 года, о переводе на работу № от 10.08.1987 года, №-К от 19.01.1989 года, № от 26.10.1989 года, справки СПК «Таврия» (согласно справке № от 20.08.2018 года с 18.04.1989 года совхоз им. Жданова переименован в совхоз «Таврия»), справки СПК «Таврия» №, № от 20.08.2018 года, согласно которым Гонтарук Р.В. работала в должности воспитателя детсада отделения №3, заведующей детского сада,совхоза им. Жданова Нижнегорского района с 01.09.1982 года по 01.09.1989 года, за указанный период работы в отпуске без содержания заработной платы не находилась; справки СПК «Таврия» №, № от 20.08.2018 года, 06.11.2018 года о заработной плате за периоды с 1983 по 1985 год, с 1986 года по 1989 год; справка СПК «Таврия» №№ от 20.08.2018 года в подтверждение предоставления учебного отпуска с 01.09.1983 года по 04.08.1985 года, отпуска по уходу за ребенком с 14.09.1986 года по 20.01.1988 года; согласно приказам Директора МБОУ «Великосельская начальная школа-детский сад» №, № от 17.11.2008 года и 08.04.2013 года Гонтарук Р.В. была направлена на курсы повышения квалификации с 17.11.2008 года по 29.11.2008 года и с 10.04.2013 года по 12.04.2013 года.
По данным справки МБОУ «Великосельская начальная школа-детский сад» Нижнегорского района РК № от 01.10.2018 года Гонтарук Р.В.
6
с 01.09.2015 года по настоящее время работает в должности воспитателя на полную ставку 1 ед. по штатному расписанию.
Как установлено актами документальной проверки сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение МБОУ «Великосельская начальная школа-детский сад», №№ от 22.03.2017 года, истицей в «Великосельском учебно-воспитательном комплексе «Школа-сад» 1 ступени в период с 01.09.2003 года по 23.11.2003 года выполнялись 0,55 ставки воспитателя согласно приказу №; с 16.02.2004 года по 31.05.2004 года 0,5 ставки воспитателя согласно приказу №; с 14.07.2004 года 0,5 ставки воспитателя согласно приказу №; с 01.09.2006 года по 31.12.2014 года 0,75 ставки воспитателя с педагогической нагрузкой 22,5 часа/неделю.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, - положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской
7
Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как предусмотрено ч.6 ст.11 данного Закона, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и
8
назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.1,7 Федерального закона от 05.05.2014 года №84-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) определены особенности правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.30 Закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
9
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, для учета периодов педагогической деятельности истицы, имевшей место до 31.12.2014 года, применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный пенсионным законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (п.«м») установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается 5 выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третью, пункта 3 указанного постановления;
10
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школе и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Так, согласно Приложению к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 о Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, работа в детских садах в должности воспитателя включается в педагогический стаж.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, предусмотрено, что в педагогический стаж, засчитываются все виды педагогической деятельности в должности воспитателя, в том числе, в детских садах.
В соответствии с законом Украины «О дошкольном образовании» в систему дошкольного образования входят, в частности, дошкольные воспитательные учреждения независимо от подчинения, типов и форм собственности.
Дошкольное воспитательное учреждение определяется как учреждение образования детей от 2-х месяцев до шести (семи) лет, которое осуществляет присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей; обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, ее физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию. К типам дошкольных учебных учреждений относятся, в частности, детские ясли, детские ясли-сады, детский садик, ясли-садик комбинированного типа.
Как предусмотрено Положением о дошкольном воспитательном заведении Украины, утвержденным постановлением Совета министров Украины от 01 сентября 1993 года №688, дошкольное воспитательное учреждение является учреждением образования и общественного воспитания детей от двух месяцев до семи лет, который осуществляет задачи по удовлетворению потребностей в уходе, оздоровлении, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
К дошкольным учреждениям относятся: детские ясли, детские сады, детские ясли-сады с кратковременным, дневным, круглосуточным и круглогодичным пребыванием детей (п.п.1,2).
11
В случае необходимости могут создаваться следующие типы (группы) дошкольных воспитательных заведений: общего развития, компенсирующие,
комбинированные, семейные, прогулочные и другие. Все типы дошкольных воспитательных заведений обеспечивают уход, развитие, воспитание и обучение детей (п.18).
Аналогичные положения содержит Положение о дошкольном воспитательном заведении Украины, утвержденное постановлением Совета министров Украины от 12 марта 2003 года №305 (п.п.1,3).
В силу ст.ст.52,55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года №909, работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
В раздел 1 Перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года №909 включены воспитатели дошкольных учебных заведений всех типов.
Положения указанного нормативного акта не содержат ограничительных условий для зачета периода выполнения данных работ (педагогической или учебной нагрузки) для категории «воспитатель дошкольных учебных заведений всех типов», как и не содержат условия в части обязательного выполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) на 1 ставку.
Кроме того, на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации» от 3 июня 2014 года №620, - должностям «воспитатель», «старший воспитатель», установленным Кабинетом Министров Украины, соответствует должность «воспитатель», «старший воспитатель», установленная в Российской Федерации.
Согласно приказам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных
12
организациях» от 24 сентября 2015 года №661н установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования и образовательным программам начального общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида), предусмотренных п. 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка №781.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" период работы, подлежащей, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).
Как предусмотрено п.4 п.8 п.п.«а» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, - периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, определено, что в стаж работы,
13
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 года №258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, - периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам
14
работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с ч.1 ст. 181 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в период предоставления истице отпуска по уходу за ребенком, - отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо упитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит
15
включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
С учетом особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений судебная коллегия считает, что применение законодательства Украины, действовавшего в период указанного отпуска по уходу за ребенком, не противоречит законодательству РФ.
Таким образом, требования истицы о включении в педагогический стаж периода отпуска по уходу за ребенком подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости включения в стаж истца, дающий право для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанных спорных периодов является правильным, поскольку невключение данных периодов в специальный стаж истицы может повлечь необоснованное ограничение объема ее пенсионных прав.
Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства и нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Представленные истицей документы подтверждают выполнение ею в спорные периоды работы именно педагогической деятельности, поскольку занимаемые ею в данные периоды работы должности относятся к педагогической деятельности, что следует из особенностей правового регулирования спорных правоотношений.
Также подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, поскольку истица находилась на курсах повышения квалификации по решению работодателя, в этот период ей начислялась заработная плата с отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд, отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, вышеуказанного периода, нельзя признать соответствующим положениям закона.
Прохождение курсов повышения квалификации являлось для истицы обязательным условием педагогической работы, факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации подтвержден документально, за время нахождения на курсах ей выплачивался средний заработок, начислялись взносы в пенсионной фонд, что ответчиком не оспаривается.
Также является обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж периода отпуска истицы по уходу за ребенком.
Принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов специальный стаж истицы составляет более 25 лет, право истицы на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным
16
и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов работы и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 26 июля 2018 года.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку представленным истицей документальным данным и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: