Председательствующий: Домникова М.В. Дело № 33а-863/2019 (33а-11887/2018)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 22 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым к судебному приставу-исполнителю ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Коваленко ФИО18, УФССП России по Республике Крым, начальнику ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Патель ФИО19, судебному приставу - исполнителю ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Исаенко ФИО20 о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя от 27 июня 2018 года незаконным, об отмене требования, заинтересованное лицо: Киселев ФИО21, по апелляционной жалобе представителя МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым Зенидиновой Н.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 25 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требованиях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым обратилось в суд с требованиями о признании незаконным постановления о замене стороны исполнительного производства её правопреемником от 27 июня 2018 года, а также признании незаконным требование заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Коваленко Е.П. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 09 августа 2018 года в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя поступило требование и оспариваемое постановление о замене стороны исполнительного производства её правоприемником от 27 июня 2018 года по исполнительному производству №-ИП, предметом исполнения является обязание Управление труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета г. Симферополя АРК произвести Киселёву А.А. по основаниям ч. 5 ст. 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты населения» перерасчет единоразовой денежной помощи к 5 мая из расчета 8 минимальных пенсий по возврасту за период 2009-2011 гг., и выплатить недоплаченные за это время суммы этой помощи. Указывает на то, что Департамент не может являться должником по указанному исполнительному производству, поскольку к нему не перешли полномочия ликвидированного органа в материальном правоотношении. Указанные меры социальной помощи не предусмотрены законодательсьтвом Российской Федерации. Согласно письма Министерства финансов Республики Крым от 07 февраля 2018 года, финансовые требования о перечислении денежных средтв на счет Киселёва ФИО22 будут выполнены только в случае, если администрацией г. Симферополя будут предоставлены соотвествующие распоряжения для выплаты денежных средств. Также считает незаконным требование заместителя начальника отдела судебных приставов о необходимости уведомления последнего о невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 25 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Представитель МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым Зенидинова Н.Н., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 25 октября 2018 года отменить, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с выводом суда об отсутствии доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с настоящим административным иском в суд. Считает, что возложение обязанности на административного истца исполнять решение суда, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, и исполнение судебного решения выходит за пределы полномочий, которыми наделен Департамент в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании исполнительного листа № ВС № от 02 декабря 2014 года, выданного Железнодорожным районным судом г. Симферополя по делу № 2а-22/242/2013, вступившему в законную силу 25 февраля 2014 года, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Управление труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета г. Симферополя.
Судебным решением возложена обязанность на Управление труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета г. Симферополя Автономной Республики Крым сделать Киселеву ФИО23 на основании ч. 5 ст. 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии и социальной защиты», перерасчёт единоразовой денежной помощи к 5 мая из расчета 8 минимальных пенсий по возрасту за период 2009-2011 гг., и выплатить недоплаченные за это время суммы этой помощи.
Постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП Росси по Республике Крым Патель М.Д. от 12 февраля 2018 года отменено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от 03 июня 2015 года и возобновлено указанное исполнительное производство.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 02 апреля 2018 года по указанному исполнительному производству произведена замена стороны должника, с Управления труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета г. Симферополя на МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 06 июня 2018 года, определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 апреля 2018 года оставлено без изменения, частная жалоба МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя Коваленко Е.П. от 27 июня 2018 года произведена замена должника - Управление труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета г. Симферополя ее правопреемником МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя.
В рамках указанного исполнительного производства 27 июня 2018 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя Коваленко Е.П. в адрес МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя направлено требование, согласно которому должнику предоставлен 5-дневный срок предоставления сведений подтверждающих исполнение требований содержащихся в исполнительном документе.
МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, в поданном исковом заявлении, оспаривает постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя Коваленко Е.П. о замене стороны исполнительного производства правопреемником от 27 июня 2018 года, а также требование от 27 июня 2018 года.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 12, пунктам 1 и 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
Как установлено судом, на основании решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 31 октября 2014 года № 40 ликвидировано Управление труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета г. Симферополя (пункт 1), а также указано, что вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 7).
Подпунктами 15.1, 15.2 пункта 15 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 04 декабря 2014 года № 102 «О вопросах правопреемства» (с изменениями, внесенными решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 169) с целью обеспечения целевой и своевременной выплаты льгот и других мер социальной поддержки муниципальное казенное учреждение департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя считается обладателем личных дел и баз данных, в том числе, Управления труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета города Симферополя, а также правопреемником по погашению текущих начислений по льготам, компенсациям и другим социальным выплатам, в том числе, Управления труда и социальной защиты населения Железнодорожного районного совета города Симферополя
Согласно пункту 1 части 2 статьи 52 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Основанием для вынесения старшим судебным приставом постановления от 27 июня 2018 года о замене стороны исполнительного производства правопреемником явилось определение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 02 апреля 2018 года, вступившее в законную силу 06 июня 2018 года.
Таким образом, судебный пристав действовал в рамках указанного определения суда, в связи с чем в его действиях отсутствуют признаки незаконности.
Поскольку определение суда, на основании которого судебный пристав произвёл замену стороны, вступило в законную силу, в связи с чем подлежит неукоснительному исполнению, то доводы административного истца о том, что им подана кассационная жалоба, не влияют на законность принятого решения.
При этом, оспариваемое истцом требование начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП по Республике Крым Коваленко Е.П. от 27 июня 2018 года о предоставлении должником сведений, подтверждающих исполнение требований содержащихся в исполнительном документе, направлено на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного решения судебная коллегия не находит.
Фактически административный истец приводит доводы о невозможности исполнения требований исполнительного документа, касающиеся выплаты неуплаченной денежной суммы за 2009-2011 гг., установленной ч. 5 ст. 13 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», вместе с тем данные требования не являются предметом рассмотрения указанного административного дела и не указаны в просительной части искового заявления, в связи с чем судебная коллегия не дает правовую оценку указанным доводам.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что срок на обжалование постановления о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником от 27 июня 2018 года, а также признании незаконным требования, вынесенного заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Коваленко Е.П. административным истцом пропущен, уважительность причин пропуска срока им не представлено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 25 октября 2018 года оставить без изменения, а жалобу представителя МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым Зенидиновой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко