А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 декабря 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Рогозина К.В.,судей: Синани А.М.,
ФИО1,
при секретаре Нижняковской О.В.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2 ФИО7 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым об установлении размера пенсии, выплате пенсии по апелляционной жалобе ФИО2 ФИО8 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2016 года,
у с т а н о в и л а:
в мае 2016 г. ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым об установлении размера пенсии, выплате пенсии, мотивируя свои требования тем, что 14.01.2015 года она получила паспорт гражданина Российской Федерации, после чего обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей пенсии. 01.07.2015 года ей назначена пенсия по потере кормильца в сумме <данные изъяты> рублей, фиксированная страховая пенсия в сумме <данные изъяты> и страховая пенсия в сумме <данные изъяты>. С данным расчетом она не согласна. В связи с невыплатой пенсий в период с 01.09.2014 года по 31.05.2014 года, задолженность составила <данные изъяты>. Также просила установить минимальный размер пенсии в сумме <данные изъяты>, взыскать недополученную пенсию за период с 01.09.2014 года по 01.07.2015 года.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2016 года в удовлетворении иска ФИО2 отказано.
В обоснование апелляционной жалобы ФИО2, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить в части отказа во взыскании суммы пенсии и принять новое, которым ее исковые требования удовлетворить. Указывает, что она была зарегистрирована в г. Донецке, с апреля 2014 года и до получения гражданства Российской Федерации, пенсию не получала.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23.07.2014 года установлен факт постоянного проживания ФИО2 на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года.
14.01.2015 года ТП УФМС России по Республике Крым в г. Ливадии истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
26.05.2015 года ФИО2 подала заявление в Управление ПФР в г. Ялте о запросе пенсионного дела.
Согласно сопроводительному письму Управления Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Кировском районе г. Донецка, пенсионное дело ФИО2 направлено в г. Ялта 24.062015 года.
01.07.2015 года пенсионное дело поступило в Управление ПФР в г. Ялте.
01.07.2015 года ФИО2 подала заявление о назначении пенсии.
ФИО2 назначена пенсия с 01.07.2015 года по потере кормильца в размере 9564,81 рублей, фиксированная страховая пенсия в сумме 2191,80 рублей и страховая пенсия в сумме 7373,01 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионное обеспечение граждан РФ и государств - участников СНГ при переселении их с территории одного государства на территорию другого государства регулируется нормами Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. Согласно статьям 1, 6, 7 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производятся по месту жительства. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Сроки назначения пенсии гражданам, переселившимся из государств - участников Соглашения, определяются с учетом письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 г. № 1- 369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», зарегистрированного в Минюсте РФ 21 февраля 1994 года № 497. Согласно пункту 1 названного письма, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не белее чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке. Расчет размера пенсии произведен по нормам Федерального закона от 28 декабря 2014 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом особенностей, установленных Федеральным Законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» и Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
При переселении гражданина, получавшего пенсию на территории Украины, применяются положения Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» с учетом письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР».
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно письму от 31.01.1994 г. № 1-369-18, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. При этом, в письме приводится ряд примеров, особенностью которых является то, что при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в пенсионный фонд обращается гражданин, который зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства на территории России.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявлению со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем (ч. 2 ст. 22 Законна №400-ФЗ).
ФИО2 являлась получателем пенсии на Украине с 27.02.2007 года, и пенсия выплачивалась Пенсионным фондом Кировского района г. Донецка по 31.08.2014 года, а пенсионное дело находилось в этом же учреждении по 01.06.2015 года, при этом уведомление о перемене места жительства ФИО2 не предоставляла.
В соответствии с Федеральными законами от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», от 21.07.2014 г. № 208 - ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 208, подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Судебная коллегия не принимает доводы ФИО2 о взыскании недополученной пенсии за период с 01.09.2014 года по 01.07.2015 года, так как на момент подачи заявления о назначении пенсии, в паспорте гражданина Российской Федерации ФИО2 отсутствовала запись о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, в связи с чем у ГУ – Управления ПФР в г. Ялте Республики Крым отсутствовали основания для применения положений вышеуказанных актов в части выплаты пенсии за 6 месяцев до регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 ФИО9 без удовлетворения.
Судьи: