НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 21.04.2020 № 33А-1910/20

Судья Ващенко С.С.

Дело№33а-1910/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.04.2020 г.

город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кураповой З.И.,

судей Мостовенко Н.Р.,

Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, Управления имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07.11.2019 г. по делу №2а-656/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Алушты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, администрации города Алушты Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованные лица: ООО «Крымские зори», ООО «Берег», ООО «Триумф», АО по туризму и экскурсиям «Крымтур», АО «Санаторий Киев», ООО «АВИА-ТУР», ООО «Профессорский уголок», ООО «Юстас-Крым», ООО «СУАДОН», АО «Детский оздоровительный лагерь «Чайка», ООО «Туристическая база «Мир», Зубрицкая О.В., ООО «Алуштасервис», ООО «Нева-Каскад 2009», Дурсунова Э.Е., ООО «Санаторий «Морской уголок», ООО «АРХАСС-Крым», ООО «Соло ЛПП», ООО «ИРС», ООО «Таврика Голд», ПК «Утес», ООО «ПАРК-ОТЕЛЬ «Порто Маре», ООО «Голубая волна», ООО «Пансионат «Береговой», ООО «Санаторий «Голден», ООО «Санаторий «Славутич», ООО «Дом творчества «Санаторий «Алуштинский», ИП Гаспарян Левик Карленович, ИП Дивенко Яна Дмитриевна, ООО «Грин Рей», ООО «Миндальная роща», АО «Санаторий «Слава», ООО «Компания «Грант Проект», ООО «База отдыха «Старый Замок», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, ИП Бородай Олег Анатольевич, о признании незаконным решения, постановления, а также действий органов местного самоуправления,

заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Алушты Республики Крым обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене п. 193-225 Приложения 1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду»; признании незаконным и отмене постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов»; признании незаконными действий Управления имущественных отношений администрации <адрес> Республики Крым, код <адрес> выразившихся в проведении на основании постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов» открытого конкурса №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым; признании незаконным бездействия администрации города Алушты Республики Крым, выразившегося в несоблюдении обязанностей собственника гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами , относительно их технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта, обеспечения контроля (мониторинга) за показателями; возложении обязанности на администрацию города Алушты Республики Крым относительно гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами , устранить нарушения бетонных и железобетонных элементов бун, сформировать аварийный запас, предназначенный на случай своевременной ликвидации аварийного состояния сооружений инженерной защиты, обеспечить ведение контрольных наблюдений (мониторинг) за состоянием и работой сооружений – в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и обеспечения свободного допуска к Черному морю прокуратурой города Алушты Республики Крым было установлено, что администрацией города Алушты Республики Крым на основании п. 193-225 Приложения 1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду» и постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов» опубликовано извещение о проведении открытого конкурса №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предметом которого являются отдельные части противооползневых и берегоукрепительных сооружений, которые предоставляются в аренду с целью содержания и эксплуатации берегоукрепительного сооружения; обеспечение обязательных требований при эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; организация пляжного отдыха и осуществление мероприятий по благоустройству пляжных территорий. Вместе с тем гидротехнические сооружения морского побережья неразрывно связаны единым функциональным назначением с земельным участком под ними и водным объектом – Черным морем, доступ на который является общедоступным, что исключает возможность их передачи в аренду конкретному лицу. Кроме того, при совместной проверке Ростехнадзора и Крымтехнадзора также выявлено отсутствие у администрации города Алушты Республики Крым, как собственника объектов, разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений, утвержденных правил эксплуатации, предусматривающих требования безопасности, и нарушения режима эксплуатации гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами , в частности установлены сооружения, не имеющие непосредственного отношения к инженерной части береговых защитных сооружений, влекущие превышение установленных внешних нагрузок на сооружение, что может привести к возникновению ситуации чрезвычайного характера.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 07.11.2019 г. по делу №2а-656/2019 административный иск прокурора города Алушты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, администрации города Алушты Республики Крым, Управлению имущественных отношений администрации города Алушты Республики Крым удовлетворен; признаны незаконными и отменены п. 193-225 Приложения №1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду»; признано незаконным и отменено постановление администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов»; признаны незаконными действия Управления имущественных отношений администрации города Алушты Республики Крым, выразившиеся в проведении на основании постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов» открытого конкурса №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым; признано незаконным бездействие администрации города Алушты Республики Крым, выразившееся в несоблюдении обязанностей собственника гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами , относительно их технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта, обеспечения контроля (мониторинга) за показателями; на администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность относительно гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами , устранить нарушения бетонных и железобетонных элементов бун, сформировать аварийный запас, предназначенный на случай своевременной ликвидации аварийного состояния сооружений инженерной защиты, обеспечить ведение контрольных наблюдений (мониторинг) за состоянием и работой сооружений – в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с указанным решением, представитель администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, Управления имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым Стерехов Н.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07.11.2019 г. по делу №2а-656/2019 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в отношении рассматриваемых гидротехнических сооружений в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права муниципальной собственности, что исключает возможность сделать вывод об отсутствии у них самостоятельного функционального назначения и принадлежность к улучшению качества земель. Кроме того, спорные гидротехнические сооружения не обслуживают конкретный земельный участок, а обеспечивают использование водного объекта. При этом, с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, нахождение земельного участка в границах береговой полосы не влияет на возможность его формирования для предоставления в аренду. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» также не содержит в себе запрета на передачу в аренду гидротехнического сооружения, в отношении которого отсутствует разрешение на эксплуатацию.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 21.04.2020 г. представитель администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, Управления имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым Юшкова С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Помощник прокурора города Алушты Республики Крым Оноприенко А.В., а также представитель УФАС по Республике Крым и городу Севастополю – Крюков А.Н. в судебном заседании 21.04.2020 г. просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Представитель ООО «СУАДОН» - Ильминская В.В. и представитель ООО «Санаторий «Славутич» - Ефремова В.Е. в судебном заседании 21.04.2020 г. просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокуратурой города Алушты Республики Крым требований отказать.

Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, судом первой инстанции было установлено, что администрацией города Алушты Республики Крым было опубликовано извещение о проведении открытого конкура №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (48 лотов), предметом которого являются отдельные части противооползневых и берегоукрепительных сооружений, которые передаются в аренду с целью содержания и эксплуатации берегоукрепительного сооружения, обеспечения соблюдения обязательных требований при эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, организация пляжного отдыха и осуществление мероприятий по благоустройству пляжных территорий.

Указанный конкурс объявлен на основании п. 193-225 Приложения 1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду» и постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов».

При этом суд первой инстанции посчитал, что, обладая необходимыми признаками принадлежности главной вещи, спорные сооружения следуют его судьбе, в связи с чем пришел к выводу о том, что в условиях существующего запрета на передачу в пользование земельных участков общего пользования конкретному лицу, а также обеспечения свободного доступа неограниченного числа лиц к водному объекту, спорные гидротехнические сооружения (48 лотов) подлежат исключению из перечня имущества, передаваемого в аренду.

На основании изложенного признаны незаконными и отменены п. 193-225 Приложения №1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду»; признано незаконным и отменено постановление администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов»; признаны незаконными действия Управления имущественных отношений администрации города Алушты Республики Крым, выразившиеся в проведении на основании постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов» открытого конкурса №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.

Помимо этого, судом первой инстанции также было установлено, что при проведении совместной с Ростехнадзором и Крымтехнадзором проверки, органами прокуратуры были установлены нарушения администрацией города Алушты Республики Крым при эксплуатации гидротехнических сооружений относительно отсутствия разрешения на эксплуатацию (ст. 19 Закона 3117-ФЗ); относительно разработки декларации безопасности (ст. 10 Закона №117-ФЗ); относительно отсутствия правил эксплуатации, проведения оценки безопасности гидротехнических сооружений, не представлен аварийный запас, предназначенный на случай своевременной ликвидации аварийного состояния сооружений инженерной защиты, не в должной мере ведутся контрольные наблюдения (мониторинг) за состоянием и работой сооружений, разрушение бетонных и железобетонных элементов бун (ст. 9 Закона №117-ФЗ); относительно отсутствия необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехнические сооружения, проведение их аттестации по вопросам безопасности (ст. 8 Закона №117-ФЗ); относительно внесения сведений о гидростроительных сооружениях в Российский реестр гидротехнических сооружений (ст. 7 Закона №117-ФЗ).

Осмотром гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами дополнительно выявлено нарушение режима эксплуатации берегозащитных сооружений, а именно: установлены сооружения, не имеющие непосредственного отношения к инженерной части береговых защитных сооружений, влекущие превышение установленных внешних нагрузок на сооружение, чем нарушены требования ст. 9 Закона №117-ФЗ, п. 4.3 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.1995 г. №17-39.

Изложенные обстоятельства послужили основанием признания незаконным бездействия администрации города Алушты Республики Крым, выразившегося в несоблюдении обязанностей собственника гидротехнических сооружений относительно их технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта, обеспечения контроля (мониторинга) за показателями, с возложением обязанности на орган местного самоуправления относительно гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами устранить разрушения бетонных и железобетонных элементов бун, сформировать аварийный запас, предназначенный на случай своевременной ликвидации аварийного состояния сооружений инженерной защиты, обеспечить ведение контрольных наблюдений (мониторинг) за состоянием и работой сооружений.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении настоящего дела не были учтены следующие положения действующего законодательства.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и расположенные под объектами гидротехнических сооружений являются ограниченными в обороте.

При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон №117-ФЗ) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Вопреки выводам суда первой инстанции судебная коллегия полагает, что спорные гидротехнические сооружения (48 лотов), указанные в п. 193-225 Приложения №1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду» и в постановлении администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов», в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются самостоятельными объектами недвижимости, в связи с чем земельные участки и расположенные на них гидротехнические сооружения являются самостоятельными объектами гражданского оборота.

Так, в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, по смыслу ст. 131 Гражданского кодекса, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Именно проверка наличия у спорных объектов таких признаков не была должным образом осуществлена судом первой инстанции, который, в пределах предоставленных процессуальных полномочий, не оценил имеющиеся в деле доказательства, в частности, не учел, что гидротехнические сооружения были поставлены на кадастровый учет в качестве обособленных, самостоятельных объектов, право распоряжения которыми возложено на собственника данного имущества, что отражено как в п. 193-225 Приложения №1 к решению Алуштинского городского совета от 14.12.2018 г. №47/173 «О внесении изменений и дополнений в решение Алуштинского городского совета от 29.05.2015 г. №10/61 «Об утверждении Перечня имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, предполагаемого к передаче в аренду», так и в постановлении администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов».

В соответствии с п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 17.11.2011 г. №73 в случаях, предусмотренных законом (например, частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Согласно п. 6 Перечня видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 г. №67, по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении, в том числе гидротехнических сооружений.

При этом торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, по решению организатора торгов могут проводиться также в форме аукциона.

Таким образом, Управление имущественных отношений администрации города Алушты Республики Крым правомерно провела на основании постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов» открытый конкурс №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (48 лотов).

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ст. 9 Закона №117-ФЗ определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации. К таким обязанностям отнесены, в частности, обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Именно в рамках выполнения указанных требований Закона №117-ФЗ муниципальным органом и был проведен конкурс №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (48 лотов).

Установив, что предметом указанного конкурса №29-2018 являются отдельные части противооползневых и берегоукрепительных сооружений, которые передаются в аренду с целью содержания и эксплуатации берегоукрепительного сооружения, обеспечения соблюдения обязательных требований при эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, организация пляжного отдыха и осуществление мероприятий по благоустройству пляжных территорий, суд первой инстанции, тем не менее, не дал указанным обстоятельствам никакой правовой оценки.

Вместе с тем, как следует из имеющегося в материалах дела проекта договора аренды недвижимого имущества, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (приложение №6 к конкурсной документации №29-2018), именно на Арендатора возложена обязанность соблюдать требования правил эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию эксплуатирующей организации, совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений, заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательствам Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (п. 5.1 договора); в случаях возникновения угрозы для арендованного имущества или наступления чрезвычайных ситуаций природного характера (ураган, землетрясение, обильные снежные осадки и др.), которые могу стать причиной порчи или уничтожения арендованного имущества, Арендатор обязуется предоставлять своих работников для их предупреждения и ликвидации последствий (п. 5.6 договора); Арендатор обязуется своевременно осуществлять за собственные средства текущий ремонт арендованного имущества (п. 5.7 договора).

Кроме того обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества возложена на арендатора и п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из представленной в суд апелляционной инстанции копии договора аренды имущества, находящегося в казне муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым от 07.03.2019 г., заключенного между Управлением имущественных отношений администрации города Алушты Республики Крым и ООО «Санаторий «Славутич», на основании постановления администрации города Алушты Республики Крым от 14.12.2018 г. №2571 «О передаче имущества в аренду путем проведения торгов» и протокола №2 от 20.02.2019 г. рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №29-2018 на право заключения договора аренды имущества муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, в частности усматривается, что ООО «Санаторий «Славутич» принял во временное платное пользование часть берегоукрепительного сооружения (согласно техническому плану сооружения, подготовленному в связи с образованием частей сооружения от 14.11.2018 г.) межколхозного пансионата в <адрес>, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, о чем в Единый государственный реестр от 21.09.2017 г. внесены сведения о регистрации права (п. 1.1 Договора); имущество передается в аренду с целью содержания и эксплуатации берегоукрепительного сооружения, обеспечения соблюдения обязательных требований при эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, а также их технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта (п. 1.2 Договора).

В п. 5.1 указанного Договора оговорено, что ООО «Санаторий «Славутич» обязуется соблюдать требования правил эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации, совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений, заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что также направлено на выполнение требований ст. 9 Закона №117-ФЗ.

В силу п. 5.7 Договора ООО «Санаторий «Славутич» обязуется своевременно осуществлять за собственные средства текущий ремонт арендованного имущества.

Более того, в п. 5.6 Договора также указано, что в случаях возникновения угрозы для арендованного имущества или наступления чрезвычайных ситуаций природного характера (ураган, землетрясение, обильные снежные осадки и др.), которые могут стать причиной порчи или уничтожения арендованного имущества, ООО «Санаторий «Славутич» обязуется предоставлять своих работников для их предупреждения и ликвидации последствий.

Изложенное в своей совокупности свидетельствует об отсутствии со стороны администрации города Алушты Республики Крым бездействия, выразившегося в несоблюдении обязанностей относительно технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта гидротехнических сооружений, обеспечения контроля (мониторинга) за показателями, также как и свидетельствует об отсутствии необходимости возложения на орган местного самоуправления обязанности устранить разрушения бетонных и железобетонных элементов бун, сформировать аварийный запас, предназначенный на случай своевременной ликвидации аварийного состояния сооружений инженерной защиты, поскольку, как было указано выше, соответствующие обязанности возлагаются на Арендатора гидротехнических сооружений, который осуществляет за собственные средства текущий ремонт арендованного имущества и предоставляет своих работников для предупреждения возникновения угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут стать причиной порчи или уничтожения арендованного имущества.

При таких обстоятельствах, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07.11.2019 г. по делу №2а-656/2019 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Алушты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, Управления имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым ФИО1 удовлетворить.

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 07.11.2019 г. по делу №2а-656/2019 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Алушты Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, администрации города Алушты Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованные лица: ООО «Крымские зори», ООО «Берег», ООО «Триумф», АО по туризму и экскурсиям «Крымтур», АО «Санаторий Киев», ООО «АВИА-ТУР», ООО «Профессорский уголок», ООО «Юстас-Крым», ООО «СУАДОН», АО «Детский оздоровительный лагерь «Чайка», ООО «Туристическая база «Мир», Зубрицкая О.В., ООО «Алуштасервис», ООО «Нева-Каскад 2009», Дурсунова Э.Е., ООО «Санаторий «Морской уголок», ООО «АРХАСС-Крым», ООО «Соло ЛПП», ООО «ИРС», ООО «Таврика Голд», ПК «Утес», ООО «ПАРК-ОТЕЛЬ «Порто Маре», ООО «Голубая волна», ООО «Пансионат «Береговой», ООО «Санаторий «Голден», ООО «Санаторий «Славутич», ООО «Дом творчества «Санаторий «Алуштинский», ИП Гаспарян Левик Карленович, ИП Дивенко Яна Дмитриевна, ООО «Грин Рей», ООО «Миндальная роща», АО «Санаторий «Слава», ООО «Компания «Грант Проект», ООО «База отдыха «Старый Замок», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, ИП Бородай Олег Анатольевич, о признании незаконным решения, постановления, а также действий органов местного самоуправления отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий подпись З.И. Курапова

Судьи (подпись) Н.Р. Мостовенко

(подпись) Е.Г. Павловский

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>