НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 21.01.2020 № 33-12426/19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 января 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Авериной Е.Г.,

Егоровой Е.С.,

при секретаре Гамуровой М.А.,

с участием истца Петрушониса В.Б.,

представителя истца Сингаевского В.Н.,

представителей ответчика Ведмидь И.В.,

Михайленко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Петрушониса Виктора Бронисловасовича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о понуждении произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, по апелляционной жалобе Петрушониса Виктора Бронисловасовича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года,

у с т а н о в и л а:

в июне 2019 года Петрушонис В.Б. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым о понуждении произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, мотивируя свои требования тем, что является пенсионером МВД и по 31.01.2019 получал пенсию в сохраненном размере, рассчитанном по ранее действовавшему в Республике Крым законодательству с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя». В сентябре 2010 года ему назначена пенсия по выслуге лет, которая, после вхождения Республики Крым в состав РФ, установлена в размере <данные изъяты>., и которую истец получал по 31.01.2018 включительно. Указанная сумма исчислена с учетом суммы пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. и надбавки неработающему пенсионеру на несовершеннолетнюю дочь (иждивенца) в размере <данные изъяты> руб. После достижения дочерью 18-ти летнего возраста 17.01.2019, с 01.02.2019 истцу произведен перерасчет пенсии, вследствие чего размер пенсии составил <данные изъяты> руб., при этом в данную сумму включена пенсия за выслугу лет <данные изъяты> руб. и надбавка неработающему пенсионеру на нетрудоспособного члена семьи - дочь, обучающуюся на очной форме, до достижения 23 лет, в размере <данные изъяты> руб. Считает, что уменьшение общего размера пенсии произведено с нарушением закона, в том числе п. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2014 № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которому, если суммарный размер назначенных пенсий не достигает размера, выплачиваемого указанному гражданину на 31.12.2014, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента РФ от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. «б» части 1 ст. 17, пп. «а» ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», перерасчет пенсии пенсионеру должен производиться только при приобретении им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством РФ. Полагает, что начисление и выплата надбавки осуществляется независимо от размера пенсии, а законом не предусмотрено приостановление выплаты надбавки к пенсии на обучающуюся в образовательном учреждении дочь до окончания обучения, но не более, чем до достижения ею 23-х летнего возраста. По мнению истца, с февраля по май 2019 года ему недоплачено <данные изъяты> руб. разницы пенсии, а именно по <данные изъяты> ежемесячно. Просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения до размера пенсии, получаемой до 31.12.2014, обязать выплатить разницу между ранее назначенной и вновь рассчитанной с 01.02.2019 пенсиями за период февраль-май 2019 года в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований Петрушониса В.Б. отказано.

В обоснование апелляционной жалобы Петрушонис В.Б., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Указывает, что расчет пенсии, произведенной ответчиком с 01.02.2019, полностью соответствует пенсии по аналогичной должности пенсионеров МВД РФ, рассчитанной согласно Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1 с учетом надбавки на одного иждивенца, обучающегося по очной форме до достижения 23-летнего возраста. Перерасчет надбавки к пенсии на ребенка в связи с обучением с ранее начисленных <данные изъяты> рублей на <данные изъяты> рублей не соответствует законодательству РФ, так как осуществлен в сторону уменьшения, что противоречит требованиям Федерального закона от 01.12.2014 № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство внутренних дел по Республике Крым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и его представителя, поддержавших апелляционную жалобу, пояснения представителей ответчика, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Петрушонис В.Б. с сентября 2010 года является пенсионером МВД Украины по выслуге лет, пенсия ему назначалась и выплачивалась по действовавшему на тот момент законодательству Украины Пенсионным фондом Украины, а после 21.03.2014 - Пенсионным фондом Республики Крым. Размер пенсии, с учетом Указа Президента РФ от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», составлял <данные изъяты> руб., которую истец получал по 31.01.2018 включительно.

С 01.01.2015 пенсию выплачивал отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Республике Крым с учетом надбавки на иждивенца, установленной п. 6 ст. 17 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Сумма пенсии с учетом надбавки составила 15154,78 руб.

При этом пенсия истцу исчислена с учетом данных о перерасчете пенсии по законодательству Украины с 01.12.2013 в размере <данные изъяты> гр. с учетом надбавки на нетрудоспособного ребенка до 18 лет - дочери Анастасии, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с указанием срока выплаты пенсии – до 31.01.2019.

Согласно информации Пенсионного фонда Республики Крым от 23.12.2014 № 4810/08-49, по состоянию на дату формирования ведомости на выплату пенсии за декабрь 2014 года (26.11.2014), пенсия Петрушониса В.Б. за декабрь 2014 года составила <данные изъяты> руб.

В соответствии с расчетом, произведенным по законодательству Российской Федерации на основании Федерального закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы и их семей», на 01.01.2015 пенсия истца составила <данные изъяты> руб., в том числе надбавка на иждивенца <данные изъяты> руб.

Поскольку размер пенсии, рассчитанный по законодательству РФ, не превысил размер пенсии, выплачиваемой на 31.12.2014, с 01.01.2015 пенсия Петрушонису В.Б. выплачивалась в сохраненном, более высоком размере, и составила <данные изъяты> руб. (основной размер <данные изъяты>.+ надбавка на одного иждивенца <данные изъяты> руб.).

Пенсия в сумме 15154,78 руб. с учетом указанной надбавки выплачивалась Петрушонису В.Б. ответчиком по 31.01.2019, до исполнения иждивенцу - дочери истца 18 лет.

В связи с истечением срока выплаты вследствие достижения дочерью истца 18-ти летнего возраста, с 01.02.2019 выплата пенсии в сохраненном размере прекращена, и согласно показателям расчета назначенной Петрушонису В.Б. пенсии за выслугу лет по пенсионному делу № 55/9671, на 01.02.2019 размер пенсии без учета надбавки на иждивенца составил <данные изъяты> руб.

21.12.2018 Петрушонису В.Д. произведен расчет пенсии за выслугу лет на 01.02.2019, который составил <данные изъяты> руб. с учетом надбавки неработающему пенсионеру на иждивенца в размере <данные изъяты> руб.

04.04.2019 на 01.04.2019, Петрушонису В.Д. произведен перерасчет пенсии за выслугу лет в сумме <данные изъяты> руб. с учетом надбавки неработающему пенсионеру на иждивенца в размере <данные изъяты> руб. Дата начала действия нового размера пенсии - 01.04.2019.

17.09.2019 на дату 01.10.2019, Петрушонису В.Д. произведен перерасчет пенсии за выслугу лет в сумме <данные изъяты>. с учетом надбавки неработающему пенсионеру на иждивенца в размере <данные изъяты> руб. Дата начала действия нового размере пенсии - 01.10.2019.

Отказывая в удовлетворении иска Петрушонису В.Д., суд первой инстанции исходил их того, что Федеральным законом от 01.12.2014 № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу и приравненную ей службу и постоянно проживающим на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и являющихся по состоянию на 31.12.2014 получателями пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и членам их семей, пенсионное обеспечение с 01.01.2015 осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 02.02.1993 года № 4468-1.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 398-ФЗ от 01.12.2014 установлено, что если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» части первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, к пенсии за выслугу лет, выплачиваемой неработающим пенсионерам, имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, исчисляется надбавка (в том числе при наличии одного такого члена семьи - в размере 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона).

С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 г. № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляется надбавка неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Петрушонис В.Б. с сентября 2010 года является пенсионером МВД Украины по выслуге лет, пенсия ему назначалась и выплачивалась по действовавшему на тот момент законодательству Украины Пенсионным фондом Украины, а после 21.03.2014 - Пенсионным фондом Республики Крым. Размер пенсии, с учетом Указа Президента РФ от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», составлял <данные изъяты> руб., которую истец получал до достижения дочерью 31.01.2019 восемнадцатилетнего возраста.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 398-ФЗ от 01.12.2014 установлено, что если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сентябре 2018 года истцом передана ответчику справка о том, что его несовершеннолетняя дочь обучается на очной форме обучения в образовательном учреждении. Справка находится в материалах выплатного дела, исследованного судом апелляционной инстанции в судебном заседании.

Частью 3 статьи 29 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» предусмотрено, что нетрудоспособными членами семьи считаются дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, на момент достижения дочерью истца восемнадцатилетнего возраста она проходила обучение в образовательных организациях по очной форме, о чем ответчику было известно, и подпадала под круг лиц, определенных указанной нормой закона.

Решение о прекращении либо приостановлении выплаты истцу надбавки к пенсии ответчиком не принималось, однако пенсию МВД по Республике Крым с 01.02.2019 продолжило платить в меньшем размере, исчислив ее по действующему законодательству, чем нарушило требования части 2 статьи 3 Федерального закона № 398-ФЗ от 01.12.2014, части 2 статьи 55 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Размер пенсии Петрушониса В.Б. с 01.02.2019 МВД составил <данные изъяты> рублей, с учетом надбавки на иждивенца в размере <данные изъяты> рублей.

Недоплаченный размер ежемесячной пенсии за период с февраля 2019 года по май 2019 года составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты><данные изъяты>), а всего за указанный период ответчиком истцу не доплачено <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), которые и подлежат взысканию в его пользу.

Поскольку на момент рассмотрения дела судом пенсия истца превысила ранее сохраненный размер, и он получает пенсию в большем размере, судебная коллегия не находит оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии до размера пенсии, получаемой на 31.12.2014

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 сентября 2019 года отменить.

Признать незаконными действия Министерства внутренних дел по Республике Крым, связанные с уменьшением размера пенсии Петрушониса Виктора Бронисловасовича с 01 февраля 2019 года.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Крым в пользу Петрушониса Виктора Бронисловасовича <данные изъяты> рублей разницы между ранее назначенной и вновь рассчитанной пенсией за период с февраля по май 2019 года.

Судьи: