А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Авериной Е.Г.,
ФИО1,
при секретаре Гамуровой М.А.,
представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11 июня 2020 года,
у с т а н о в и л а:
в января 2020 года ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от 20.11.2019 № 361941/19 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа работы. Просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республике Крым от 20.11.2019 № 361941/19 об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в общий стаж периоды работы с 15.08.1990 по 01.07.1993 в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>; с 06.10.2003 по 06.01.2004 и с 19.01.2004 по 31.03.2004 в качестве помощника воспитателя в <данные изъяты>); в специальный педагогический трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 15.08.1990 по 01.07.1993 в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>; с 01.04.2004 по 31.12.2004 в должности воспитателя в <данные изъяты>», после переименования <данные изъяты>; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х и до 6-ти лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.09.1995 по 07.10.1995, с 12.03.2007 по 24.03.2007, с 24.09.2012 по 05.10.2012, 05.09.2017 по 15.09.2017, с 22.05.2018 по 22.05.2018, а также назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 22.05.2019.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11 июня 2020 года признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от 20.11.2019 № 361941/19 об отказе ФИО3 в досрочном установлении страховой пенсии по старости. ФИО3 включены в общий страховой стаж периоды работы: с 15.08.1990 по 01.07.1993 в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>; с 06.10.2003 по 06.01.2004 и с 19.01.2004 по 31.03.2004 в качестве помощника воспитателя в <данные изъяты> в специальный педагогический страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: периоды работы: с 15.08.1990 по 01.07.1993 в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>; с 01.04.2004 по 31.12.2004 в должности воспитателя в <данные изъяты>», после переименования <данные изъяты>; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х и до 6-ти лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.09.1995 по 07.10.1995, с 12.03.2007 по 24.03.2007, с 24.09.2012 по 05.10.2012, 05.09.2017 по 15.09.2017, с 22.05.2018 по 22.05.2018. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым обязано назначить ФИО3 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - с 22.05.2019.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ФИО3 отказать. Указывает, что не подлежат включению в общий страховой стаж периоды работы истца по трудовой книжке №№, так как имеются разночтения в фамилии и отчестве истца. Кроме того, не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также нахождения на курсах повышения квалификации. Период работы с 15.08.1990 по 01.07.1993 также не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не подтвержден компетентным органом Республики Узбекистан, а период работы истца с 01.04.2004 по 31.12.2004 не подлежит включению в специальный стаж, поскольку истцом не выполнена учебная нагрузка, установленная за ставку заработной платы.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 22.05.2019 истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым за досрочным назначением страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.
Обжалуемым решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от 20.11.2019 № 361941/19 истцу в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия 25 лет специального стажа. Указанным решением подтверждено наличие 18 лет 0 месяцев 6 дней специального стажа и отказано во включении истцу в общий и соответствующий специальный стаж периода работы с 15.08.1990 по 01.07.1993 в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>, ввиду непринятия во внимание трудовой книжки, поскольку изменение фамилии внесено на основании свидетельства о браке, данные которого противоречат сведениям в паспорте истца, а также ввиду не подтверждения компетентным органом Республики Узбекистан факта наличия организации и льготного стажа на территории Республики Узбекистан; из общего стажа исключены периоды работы с 06.10.2003 по 06.01.2004 и с 19.01.2004 по 31.03.2004 в качестве помощника воспитателя в <данные изъяты> также со ссылкой на непринятие трудовой книжки, в специальный стаж не включен период работы с 01.04.2004 по 31.12.2004 в должности воспитателя в <данные изъяты>) так как не выполнены нормы педагогической нагрузки, из специального стажа исключены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х и до 6-ти лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.09.1995 по 07.10.1995, с 12.03.2007 по 24.03.2007 с 24.09.2012 по 05.10.2012, 05.09.2017 по 15.09.2017, с 22.05.2018 по 22.05.2018, включение которых, по мнению ответчика, не предусмотрено законодательством.
Согласно данным трудовой книжки истец, в частности, с 15.08.1990 по 01.07.1993 работала в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>; с 06.10.2003 по 06.01.2004 и с 19.01.2004 по 31.03.2004 в качестве помощника воспитателя, с 01.04.2004 по 31.12.2004 в должности воспитателя в <данные изъяты>).
Удовлетворяя исковые требования ФИО3, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (в редакции на дату обращения истца к ответчику) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пунктам 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил (п. 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
Как видно из материалов дела, все личные данные истца, указанные в трудовой книжке, соответствуют данным паспорта и свидетельства о рождении, оригинал трудовой книжки истцом представлен, и принадлежность ее истцу сомнений не вызывает. Ошибки, допущенные в свидетельстве о заключении брака, не могут влиять на объем пенсионных прав истца. Данные об истце и ее муже возможно сопоставить с данными свидетельств о рождении детей истца, где данные о родителях указаны без ошибок. При этом, указанные обстоятельства не свидетельствуют, что истец не работал.
Таким образом, периоды, указанные в трудовой книжке истца, подлежат включению в трудовой стаж.
Разрешая вопрос о включении спорных периодов в специальный педагогический страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Подпунктом «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 «Об утверждении Списка профессий н должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Подпунктом «в» п. 3 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001г. включительно.
Из этого следует, что при определении права лица на установление соответствующего вида пенсии на льготных условиях, законодатель обязывает орган Пенсионного фонда Российской Федерации руководствоваться действующим нормативным актом - списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а иные перечисленные акты применять при наличии соответствующего волеизъявления лица, претендующего на назначение пенсии.
Указанным документом предусмотрены: должность учителя и учреждения: школы всех наименований, в том числе лицеи.
При этом, при определении права на пенсию на льготных условиях указанного вида, основополагающим является осуществление лицом, обратившимся за назначением пенсии, педагогической деятельности в учреждениях для детей. Тот факт, что деятельность истца являлась именно педагогической, помимо данных трудовой книжки, подтвержден тем, что истец имеет соответствующее образование и квалификацию, что не оспаривалось ответчиком и о чем свидетельствует наличие соответствующего стажа, установленного самим ответчиком.
Таким образом, период работы истца с 15.08.1990 по 01.07.1993 в должности учителя начальных классов в <данные изъяты>, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение соответствующего вида пенсии.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж периода работы с 01.04.2004 по 31.12.2004, суд первой инстанции исходил из того, что частями 3, 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсий в период выполнения данной работы (деятельности).
Статьей 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», сторонами которого являются, в частности Российская Федерация и Украина, предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХП, действовавшего в период занятия истцом должности воспитатель, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункта «е» ст. 55.
Пунктом «е» ст. 55 указанного Закона Украины предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909 в редакциях на период занятия истцом должности воспитателя с 01.04.2004 по 31.12.2004, были предусмотрены, в том числе, дошкольные учебные заведения всех типов.
Статьей 62 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХИ предусмотрено, что основным документом, который подтверждает стаж работы, является трудовая книжка. Аналогичные положения содержатся в пункте первом «Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.1993 № 637, которым определено, что основным документом, который подтверждает стаж работы, является трудовая книжка, лишь при отсутствии которой была предусмотрена необходимость предоставления иных документов, выданных по месту службы, обучения, а также архивными учреждениями.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на период занятия истцом должности воспитателя в <данные изъяты>», после переименования <данные изъяты>, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909, ввиду чего истец, работая в указанные периоды в вышеуказанной должности, предполагал получение льготы, а именно: досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет, ввиду чего изменение законодательства, регулирующего права на пенсию, не может ущемлять прав истца и ставить его в неравное положение по сравнению с лицами, занимавшими аналогичные должности в аналогичные промежутки времени при равных условиях (работа на неполную ставку) и воспользовавшимися правом на досрочный выход на пенсию до вступления в силу законодательства Российской Федерации на территории Республики Крым.
Разрешая вопрос о включении в специальный педагогический стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х и до 6-ти лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 181 Кодекса законов о труде Украины, действовавшего в период нахождения истца в указанном отпуске, было предусмотрено, что частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляются по заявлению женщины или лиц, указанных в части четвертой статьи 179 этого Кодекса, полностью или частями в пределах установленного срока и оформляются приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа. Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (до шести лет - часть вторая статьи 179) засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, работая в указанном учреждении образования, и воспользовавшись правом отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех и шести лет, истец рассчитывал включение этого периода в стаж работы по специальности, то есть в специальный стаж.
В свою очередь, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. Соответствующие положения закреплены в ст. 187 ТК РФ, согласно которой, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичные положения были закреплены в ст. 122 Кодекса законов о труде Украины, действовавшего в период прохождения истцом части указанных курсов.
Исходя из приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Право лица на назначение досрочной пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им (как работником) обучения, в частности, на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей педагогической деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Статьей 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, судом установлено наличие у истца более 25 лет стажа в педагогической деятельности в учреждениях для детей на момент обращения к ответчику по вопросу назначения пенсии - 22.05.2019, в связи с чем суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт осуществления истцом в спорные периоды педагогической деятельности, предполагающей особый характер работы, занятие общеобразовательной деятельностью с детьми с выполнением нормы рабочего времени, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доказательства, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны для назначения истцу досрочной пенсии на льготных условиях.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Сведения о работе ФИО3 подтверждаются записями в трудовой книжке и представленными справками.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым без удовлетворения.
Судьи: