НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 20.04.2022 № 33-3655/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 апреля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Любобратцевой Н.И.,

судей

Курской А.Г.,

Готовкиной Т.С.,

при секретаре

Калиниченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску С.С.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым, третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, о признании действий неправомерными, взыскании сумм, причитающихся при увольнении, компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым и С.С.М. на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А :

02 ноября 2021 года С.С.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 2 по Республике Крым, уточнив который просила признать неправомерными действия ответчика по исключению из расчёта её денежного содержания ежеквартальных выплат стимулирующего характера - премий за счёт бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, иных выплат стимулирующего характера; взыскать недоплаченную сумму компенсации при увольнении в размере 102 398,60 руб. и проценты за нарушение сроков выплаты данной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчета; восстановить срок на обращение в суд в части взыскания суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. и взыскать сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. в размере 42097,4 руб.; проценты за нарушение сроков выплаты данной суммы: в части выплаты 6081,7 руб. – за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического расчета; в части выплаты 19244,59 руб. – за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета; в части выплаты 16768,11 руб. – за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета: взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГС.С.М. состояла в трудовых отношениях с ответчиком. Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности федеральной гражданской службы <данные изъяты> в связи с расторжением служебного контракта и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в рамках мероприятий по реорганизации Инспекции. В связи с увольнением истице выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, при расчете которой и расчете денежного содержания на период отпуска работодателем незаконно не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные работодателем в 2020 году. Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то выплаченное истице в период работы с января ДД.ММ.ГГГГ года по январь ДД.ММ.ГГГГ года материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания и на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году. Неправомерными действиями работодателя нарушены трудовые права истицы, чем ей причинен моральный вред, который ею оценен в 50 000 руб.

Протокольным определением Джанкойского районного суда Республики Крым от 25.11.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года исковые требования С.С.М. удовлетворены частично. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым в пользу С.С.М. взыскана сумма не полностью выплаченной компенсации при увольнении в размере 102 398,60 руб., из которой налог на доходы физических лиц – 3327,95 руб., проценты (компенсация) за нарушение срока выплаты сумм, причитающихся при увольнении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно в размере одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности 102398,60 руб., с учетом ее фактического погашения, за каждый день задержки, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда, 28 февраля 2022 года Межрайонной ИФНС №2 по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить обжалуемое судебное постановление в части удовлетворенных исковых требований, в остальной части оставить без изменения и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.С.М. в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что средства материального стимулирования учитываются в составе денежного содержания только при выплате их в виде премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Кроме того, апеллянт считает, что положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, позволяющие определить наличие и степень нравственных страданий С.С.М. по поводу якобы недоплаченных при увольнении денежных средств, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания морального вреда.

28 февраля 2022 года С.С.М. также подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года в неудовлетворенной части заявленных требований, принять по делу новое решение и удовлетворить исковые требования в части признания неправомерным исключение из расчёта денежного содержания ежеквартальных выплат стимулирующего характера и выплат стимулирующего характера (премий) за счёт бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, иных выплат стимулирующего характера; удовлетворить ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд за взысканием суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. в размере 42097,40 руб. и процентов за нарушение сроков выплаты данной суммы и взыскать эти суммы, оставив в остальной части решение суда первой инстанции без изменения. Доводы жалобы сводятся к тому, что только после ДД.ММ.ГГГГ истице стало известно о нарушении ее прав и неверном расчете ежемесячного денежного содержания, размер которого влияет на расчет денежного содержания на период нахождения в отпуске. Причиной позднего обращения в суд апеллянт указывает на отсутствие оснований для такого обращения, поскольку она не знала и не могла знать о недоплате отпускных. Кроме того, судом были искажены доводы и подменены понятия, что привело к незаконному лишению истицы права на судебную защиту и вынесению незаконного и необоснованного решения. Кроме того, в мотивировочной части решения суд фактически удовлетворил требования истицы в части признания неправомерным исключение из расчёта денежного содержания ежеквартальных выплат стимулирующего характера, выплат стимулирующего характера (премий) за счёт бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, иных выплат стимулирующего характера, однако в резолютивной части решения данный факт не нашел своего отражения, а напротив, резолютивная часть решения свидетельствует об отказе в удовлетворении данных требований.

Представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым Л.К.В. поданы возражения на апелляционную жалобу истицы, в которых указывает на отсутствие оснований для признания решения неправомерным по доводам жалобы истицы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица С.С.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в Верховный Суд Республики Крым обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым также не явился в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил суд апелляционной инстанции рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Межрайонной ИФНС №2 П.С.В., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением должности.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. между представителем нанимателя в лице начальника Межрайонной ИФНС №1 по Республике Крым С.В.В. и С.С.М. был заключен служебный контракт о прохождении истицей государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с установлением денежного содержания, которое состоит из:

- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 95 % этого оклада;

- ежемесячного денежного поощрения в размере 5044 руб. в месяц;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС №1 по Республике Крым, исполнения должностного регламента;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д.174-180).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту пункты 9,10,11 изложены в новой редакции, в соответствии с которыми гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из:

а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц;

б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% этого оклада;

в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 95 % этого оклада;

г) ежемесячного денежного поощрения в размере 5044 руб. в месяц;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;

е) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д.181-182).

Дополнительным соглашением от 15ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту пункты 9,10,11 изложены в новой редакции, в соответствии с которыми гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из:

а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5044 руб. в месяц;

б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1599 руб. в месяц;

в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% этого оклада;

г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 95 % этого оклада;

д) ежемесячного денежного поощрения в размере 5044 руб. в месяц;

е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;

ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д.183-184).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия служебного контракта продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.185).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия служебного контракта продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.186).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия служебного контракта продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.187).

В соответствии с записями в трудовой книжке серии А В , заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя С.С.М., ДД.ММ.ГГГГ истица назначена на государственную должность федеральной государственной службы Российской Федерации заместителем начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС №1 по Республике Крым. ДД.ММ.ГГГГ с истицей расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2 части 1 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.13-27).

Согласно расчетному листку за январь ДД.ММ.ГГГГ г. С.С.М. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания: 3-х мес. Д/С – 83668,38 руб., 1 мес. Д/С – 27889,46 руб. (л.д.42), всего в сумме 111 557,84 руб., исчисленной исходя из денежного содержания истицы в размере 27 889,46 руб. (111 557,84 руб. : 4 мес.).

При этом в расчет денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении ответчиком не были включены выплаченные С.С.М. средства материального стимулирования, осуществляемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также средства квартального материального стимулирования.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановле-нием Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Пунктом 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, куда включено материальное стимулирование гражданских служащих.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. №238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Таким образом, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации №238-7. Такое разъяснение дано Министерством финансов Российской Федерации в письме от 15 июля 2014 г. №14-04-05/34482.

Судом установлено, что приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым в 2020 г. утверждены решения Комиссии по оценке эффективности работы структурных подразделений Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым в пределах ассигнований, предусмотренных на материальное стимулирование инспекции за 4 квартал 2019 г., 1 квартал 2020 года, 2 квартал 2020 года, 3 квартал 2020 года, в соответствии с которыми С.С.М. выплачены средства материального стимулирования в размере 33444 руб., 33810 руб., 46695 руб., 40573 руб. (л.д.70-77).

На основании приказов Межрайонной ИФНС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.3-06/290, от ДД.ММ.ГГГГС.С.М. начислены и выплачены средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда в размере 27781,08,69 руб., 19520 руб., 10411,16 руб., 19520 руб., 24919,46 руб., 41038 руб., а также приказом от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, высвободившихся в результате предельной численности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 г. №1724 выплачено стимулирующих в сумме 9484,11 руб. (л.д.78-91).

Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное С.С.М. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу, что месячное денежное содержание С.С.М., на основании которого производилась выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, безосновательно исчислено ответчиком без учета сумм материального стимулирования, выплаченного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, и квартальных премий, так как эти выплаты относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Расчет задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания, представленный истицей, ответчиком не оспорен, проверен судебной коллегией и признан арифметически правильным.

Довод апелляционной жалобы о том, что разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат применению к спорным правоотношениям в связи с наличием в настоящее время иного подхода Министерства финансов Российской Федерации по данному вопросу, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, внимания не заслуживает и не может быть принят, поскольку спорные правоотношения имели место до изменения правовой позиции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в иске о взыскании суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. в сумме 42 097,40 руб. по основаниям пропуска истицей срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, установленного частью 2 ст. 392 ТК РФ, поскольку такой вывод основан на неправильном толковании норм действующего трудового законодательства.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 октября 2018 г. №38-П высказал правовую позицию, что положения части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, это не лишает работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Поскольку С.С.М. уволена ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (дата сдачи для пересылки в организацию почтовой связи согласно календарного штемпеля), то срок обращения в суд в данной части требований истицей не пропущен, в связи с чем не имеется оснований для его восстановления, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

При этом, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика П.С.В. пояснила, что расчет всех взыскиваемых истицей сумм арифметически произведен правильно, ответчиком проверен.

Статьей 236 ТК РФ установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Исходя из данной правовой нормы, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции относительно взыскания компенсации за нарушение срока выплаты ответчиком сумм, причитающихся С.С.М. при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ (следующий день после увольнения) по день фактического расчета включительно в размере одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы задолженности. В таком же порядке подлежит взысканию в пользу истицы и компенсация на недоплаченную сумму денежного содержания 42 097.40 руб. на период нахождения в ежегодном отпуске в 2020 г.

Взыскивая компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт нарушения ответчиком трудовых прав истца в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение, при этом были учтены обстоятельства дела, объем и характер причиненных истице нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости.

При этом доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия оснований для взыскания в пользу истицы компенсации морального вреда внимания не заслуживают и не могут быть приняты.

Так, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством. Согласно статье 1064 ГК РФ, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В абзаце четвертом пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения по вопросу определения размера компенсации морального вреда в трудовых отношениях": "Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости".

Из нормативных положений, регулирующих отношения по компенсации морального вреда, причиненного работнику, и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению в системной взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими понятие морального вреда, способы и размер компенсации морального вреда, следует, что работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя. Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий работника как последствия нарушения его трудовых прав, неправомерного действия (бездействия) работодателя как причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом, вины работодателя в причинении работнику морального вреда.

Учитывая, что право С.С.М. на получение причитающейся ей компенсации в связи с увольнением и отпускных в установленном законом размере работодателем было нарушено, истице, безусловно, был причинен моральный вред, в возмещение которого судом взыскана денежная компенсация в размере 5 000 руб. По размеру взысканной компенсации морального вреда апелляционная жалоба ответчика доводов не содержит. Истица С.С.М. решение суда первой инстанции в части взыскания суммы морального в меньшем размере, чем заявлено в иске, не обжаловала.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционную жалобу С.С.М. удовлетворить частично.

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 января 2022 года в части отказа в иске о взыскании суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. и процентов за нарушение сроков его оплаты отменить и в этой части принять новое решение, которым исковые требования С.С.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым в пользу С.С.М. недоплаченную сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. в сумме 42 097.40 руб. и компенсацию за нарушение сроков выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета в размере 1/150 действующей в это врем ключевой ставки Центробанка Российской Федерации от суммы задолженности 42 097,40 руб. за каждый день задержки по день фактического расчета.

В удовлетворенной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым – без удовлетворения.

Председательствующий судья Любобратцева Н.И.

Судьи: Курская А.Г.

ФИО1