НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 20.04.2022 № 2-3719/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0024-01-2021-006022-03

№2-3719/2021

№33-3593/2022

Председательствующий судья первой инстанции

Корпачева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Готовкиной Т.С.,

судей - Курской А.Г., Любобратцевой Н.И.,

при секретаре – Калиниченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

В сентябре 2021 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым, в котором просила установить факт принадлежности архивных справок о заработной плате № и № от 7 июня 2021 г., выданных Отделом по работе с ликвидированными учреждениями Администрации г. Ялты Республики Крым, с установлением, что содержащая в них информация о заработной плате указана за период с августа 1992 г. в купонах, с декабря 1992 г. - в карбованцах, с сентября 1996 г. - в гривнах; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым включить в трудовой стаж истца период работы с 21 сентября 1982 г. по 27 ноября 1984 г. в Ялтинской городской поликлинике и учесть архивные справки о заработной плате № и № от 7 июня 2021 г., выданные Отделом по работе с ликвидированными учреждениями Администрации г. Ялты Республики Крым, с даты назначения страховой пенсии по старости - с 3 июля 2021 г.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику в порядке заблаговременной подготовки документов для назначения страховой пенсии по старости. 3 июля 2021 г. истцу назначена страховая пенсия по старости, при этом ответчиком не был учтен период работы истца в Ялтинской городской поликлинике с 21 сентября 1982 г. по 27 ноября 1984 г. в связи с тем, что в трудовой книжке не читаем оттиск печати на записи об увольнении. Кроме того, истцу сообщено, что при определении размера пенсии ответчиком не были учтены вышеуказанные архивные справки о заработной плате в связи с отсутствием в них сведений о денежных единицах, в которых выплачивалась заработная плата. Также в данных справках неверно указано имя истца «ФИО1» вместо «ФИО1 и не указана полная дата ее рождения - 3 января 1965 г.

С указанными действиями пенсионного органа истица не согласна, поскольку не включение указанного периода работы, а также не учет архивных справок о заработной плате повлекло назначение ей пенсии в меньшем размере.

Протокольным определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; установлен факт принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, архивных справок № № выданных 7 июня 2021 г. отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации г. Ялта Республики Крым; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность с даты назначения страховой пенсии по старости, - с 3 июля 2021г. и включить в страховой стаж ФИО1 период работы с 21 сентября 1982 г. по 27 ноября 1984 г. в Ялтинской городской поликлинике; учесть архивные справки № № , выданные 7 июня 2021 г. отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации г. Ялта Республики Крым, содержащие сведения о заработной плате за период с августа 1992 г. по октябрь 1996 г., в том числе, что сведения о размере заработной платы за период с августа 1992 г. по 11 ноября 1992 г. указаны в купонах, с 12 ноября 1992 г. по 1 сентября 1996 г. - в карбованцах, со 2 сентября 1996 г. по октябрь 1996 г. - в гривнах; в иной части требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, действуя через представителя ФИО2, подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований и принятии по делу нового решения в указанной части об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В частности, автор жалобы указывает, что в предоставленных истцом архивных справках о заработной плате денежные единицы не указаны. Так как работа в указанный период осуществлялась истцом за пределами Российской Федерации, произвести перерасчет страховой пенсии старости на основании данных справок невозможно при отсутствии данной информации.

Кроме того, ссылается на то, что согласно решению суда на ответчика возложена обязанность учесть, в частности, данные о заработной плате за период с 01.11.1992 г. по 11.11.1992 г. в купонах, а с 12.11.1992 г. по 30.11.1992 г. в карбованцах, при этом согласно справки № от 07.06.2021 г. данные о заработной плате за ноябрь 1992 года указаны одним числом, т.е. без разделения на до 11 ноября и с 12 ноября. В связи с чем отсутствуют основания учесть по представленной справке данные о зарплате за ноябрь 1992 года.

Также указано, что у ответчика отсутствуют основания для включения в страховой стаж истца периода работы с 21.09.1982 г. по 27.11.1984 г. на основании представленной трудовой книжки, поскольку в записи трудовой книжки №3 об увольнении печать предприятия, заверяющая запись, не поддается прочтению.

Решение суда в неудовлетворенной части исковых требований истцом не обжалуется.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 против доводов апелляционной жалобы возражала, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Ответчик - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Представителем ответчика ФИО2 направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка Российской Федерации, 26.02.2021 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым по вопросу назначения страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым от 20.07.2021г. ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ, с 03.07.2021г. бессрочно (л.д. 34).

При этом, ответчиком не был учтен период работы истца в Ялтинской городской поликлинике с 21 сентября 1982 г. по 27 ноября 1984 г., в связи с тем, что в трудовой книжке не читаем оттиск печати на записи об увольнении.

Кроме того, при определении размера пенсии пенсионным органом не были учтены архивные справки о заработной плате № и № от 7 июня 2021 г., выданные Отделом по работе с ликвидированными учреждениями Администрации г. Ялты Республики Крым, поскольку в них не отражено наименование денежных единиц начисления заработной платы, что является нарушением Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992г. № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», а также в данных справках неверно указано имя истца «» вместо «ФИО1» и не указана полная дата ее рождения - 3 января 1965 г.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фамилия, имя, отчество истца согласно данных свидетельства о рождении от 02.02.1695г. указаны как: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (л.д. 17).

В соответствии с данными паспорта гражданина Российской Федерации серии , выданного <данные изъяты>., данные истца указаны как: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (л.д. 4).

Согласно данных трудовой книжки истца серии последняя заполнена 01.10.1982 г. на имя ФИО1 (зачеркнуто) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Кроме того, указанная трудовая книжка содержит сведения о том, что 24.02.2016г. имя ФИО1 изменено на ФИО1 на основании свидетельства о рождении № от 02.02.1695г., а также запись от 29.06.2020г. о том, имя изменено на ФИО1 на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии , выданного <данные изъяты>. Данные записи заверены соответствующими подписями и печатями (л.д. 7).

Согласно данным вышеуказанной трудовой книжки ФИО1 21 сентября 1982 г. принята на должность санитарки регистратуры Ялтинской городской поликлиники (приказ от 23.09.1982г.); 10.10.1982г. переведена санитаркой 1-й поликлиники (приказ -к от 11.10.1982г.); 27.111984г. уволена по ст. 38 КЗот УССР, в связи с поступлением в ВУЗ (приказ от 29.11.1984г.) (л.д. 7 оборот).

Вышеуказанные записи внесены последовательно, не содержат исправлений, имеет место только плохо читаемый оттиск печати на записи об увольнении.

При этом из материалов дела следует, что Отделом по работе с ликвидированными учреждениями письмом от 7 июня 2021 г. № сообщено, что документы по личному составу Ялтинской городской поликлиники за 1982 - 1984 г.г. на хранение в архив не поступали, в связи с чем предоставить справку о стаже истца и ее заработной плате с 21 сентября 1982 г. по 27 ноября 1984 г. не представляется возможным.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (части 7, 8 ст.21 указанного Закона).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу требований пункта 2 статьи 6 данного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украина) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трут книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и вы; трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности включить в страховой стаж ФИО1 спорный период работы в Ялтинской городской поликлинике с 21 сентября 1982 г. по 27 ноября 1984 г. с даты назначения страховой пенсии по старости с 03.07.2021г., суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные положения Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., оценив в их совокупности имеющиеся в деле доказательства, а именно трудовую книжку ФИО1, архивные справки, пришел к правильному выводу об обоснованности данных требований, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы в данной части, по сути, направлены на переоценку исследованных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств и не влекут отмену законного решения суда.

Суд первой инстанции, на основании совокупности исследованных судом доказательств также пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о наличии оснований для установления факта принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, архивных справок № и № выданных 7 июня 2021 г. отделом по работе с ликвидированными учреждениями Управления по архивным делам Администрации г. Ялта Республики Крым; а также для учета указанных архивных справок, которые содержат сведения о заработной плате за период с августа 1992 г. по октябрь 1996 г., в том числе, и сведения о размере заработной платы за период с августа 1992 г. по 11 ноября 1992 г. указаны в купонах, с 12 ноября 1992 г. по 1 сентября 1996 г. - в карбованцах, со 2 сентября 1996 г. по октябрь 1996 г. - в гривнах.

Так, в силу ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Факт принадлежности истцу архивных справок о заработной плате от 7 июня 2021 г. № № , подтверждается свидетельством о рождении, паспортом гражданина Российской Федерации, дипломом, трудовой книжкой, в которых совпадают фамилия, отчество, год рождения и указанные в трудовой книжке период учебы, а также периоды работы истца в Психоневрологическом диспансере г. Ялта, которые в бесспорном порядке засчитаны в страховой стаж истца.

Доводы ответчика о том, что в данных справках неверно указано имя истца «ФИО1 вместо «ФИО1» и не указана полная дата ее рождения - ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными, поскольку судом первой инстанции установлено надлежащее оформление внесенных в трудовую книжку истца исправлений в указании имени.

Доводы ответчика о том, что вышеуказанные справки не подлежат учету при определении размера пенсии ФИО1, поскольку в них не отражено наименование денежных единиц начисления заработной платы, также являются необоснованными.

Фактическое осуществление ФИО1 трудовой деятельности в указанные в архивных справках периоды работы в Психоневрологическом диспансере с августа 1992 по декабрь 1994г., с октября 1995 г. по ноябрь 1995г. и с декабря 1995 г. по октябрь 1996г., ответчиком не оспаривается; данные периоды включены в подсчет страхового стажа ФИО1

В соответствии со ст.6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.

Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».

Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.

В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.

В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям.

Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в указанной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законных оснований не учитывать сведения, содержащиеся в предоставленных ФИО1 справках о заработной плате за периоды: с августа 1992 по декабрь 1994г. (включительно), с октября 1995 г. по ноябрь 1995г. (включительно) и с декабря 1995 г. по октябрь 1996г. (включительно) у органа пенсионного обеспечения не имелось, а информация относительно национальной валюты, действовавшей на территории Украины в периоды, указанные в справке (1989-2002 годы), является общепризнанной.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, сделаны с учетом фактических обстоятельств по делу и соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия считает, что отсутствие указания в архивных справках о заработной плате денежной единицы не является препятствием к их зачету при назначении страховой пенсии и расчета ее суммы. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить денежную единицу, подлежащую применению.

Довод апелляционной жалобы, что за ноябрь 1992 года в справке не содержится разделения зарплаты за определенные дни ноября, отклоняется судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности решения суда и не влечет его отмену.

По сути, доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

Председательствующий - Т.С. Готовкина

Судьи - А.Г. Курская

Н.И. Любобратцева