Председательствующий: Дацюк В.П. Дело № 33а-10100/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 19 декабря 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Мостовенко Н.Р. и Кураповой З.И.,
при секретаре Могильной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агарковой Т.Е. к Службе государственного строительного надзора Республики Крым об оспаривании приказа, заинтересованные лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, Товарищество собственников жилья «Волна», по апелляционной жалобе в.и.о. начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаева Н.Р. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года, которым административное исковое заявление Агарковой Т.Е. удовлетворено в полном объёме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Службы государственного строительного надзора Республики Крым Сулеймановой Ш.Ш. поддержавшей доводы жалобы, пояснения председателя ТСЖ «Волна» Дайчак А.М. и представителя ТСЖ «Волна» Трофименко Н.О. поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя Агарковой Т.Е. – Пищенкова Д.А. просившего оставить решение суда без изменений, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Агаркова Т.Е. обратилась в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконными действия по отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ, выраженные в приказе № 92 «ОД» от 21 ноября 2016 года об отмене декларации о начале выполнения строительных работ от 04 декабря 2014 года № РК 082140005566 о начале выполнения строительных работ по объекту «Реконструкция индивидуального гаража» по адресу: <адрес>, <адрес>, б/н (район <адрес>) заказчика Агарковой Т.Е. Также просит возложить обязанность на административного ответчика отменить указанный приказ. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Земельный участок, находящийся под гаражом, передан Агарковой Т.Е. в долгосрочную аренду сроком на 50 лет, на основании договора аренды от 28 мая 2012 года. Целевое назначение земельного участка: строительство и обслуживание индивидуального гаража. С целью реконструкции гаража, были получены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка № 01.2-06/36 от 14 октября 2010 года. 26 ноября 2014 года Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ на указанном выше земельном участке № РК 082140005566. 01 декабря 2016 года административным истцом получено письмо Службы государственного строительного надзора Республики Крым с уведомлением об отмене регистрации декларации, копией приказа от 21 ноября 2016 года № 92 «ОД». В приказе содержится ссылка на обращение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялты № 01.1-16/11656 от 09 ноября 2016 года об отмене выданных градостроительных условий и ограничений застройки, при этом, в обращении Департамент каких-либо сведений о нарушениях административным истцом действующего законодательства не приводится. Считает незаконным приказ от 21 ноября 2016 года № 92 «ОД», ссылаясь на то, что не указано, в чем именно заключаются недостоверные сведения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
В.и.о. начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаев Н.Р., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что регистрация декларации была отменена, в связи с обращением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики, в котором сообщалось об отзыве градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, в то время как форма декларации, установленная законодательством, действовавшим на момент её составления, предусматривает обязательное указание сведений о градостроительных условиях и ограничений застройки земельного участка. Также ссылается на то, что в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым № 01.1-18/5849 от 06 июля 2017 года указано на то, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не утверждались исполнительным комитетом Ялтинского городского совета. Указывает на то, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, согласно постановлению кабинета министров Украины от 20 мая 2009 года № 489, действуют до завершения строительства объекта, но не менее двух и не более пяти лет. Согласно сведениям, предоставленным ТСЖ «Волна», Агаркова Т.Е. к выполнению строительных работ не приступала. Также ссылается на необоснованность вывода суда о полномочиях Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившиеся стороны, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
19 июля 2001 года между ФИО11 (продавец) и Агарковой Т.Е. (покупатель) был заключён договор купли-продажи гаража, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, тупик <адрес>. Указанный договор был зарегистрирован 13 августа 2001 года.
28 мая 2012 года между Ялтинским городским советом и Агарковой Т.Е. был заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, тупик <адрес> б/н (в районе <адрес>) «Для строительства и обслуживания индивидуальных гаражей».
14 октября 2010 года Агарковой Т.Е. были выданы градостроительные условия и ограничения застройки № 01.2-06/36 земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в районе <адрес> (т. 2, л.д. 47-49).
Агарковой Т.Е. 04 декабря 2014 года была зарегистрирована декларация № РК 082140005566 о начале выполнения строительных работ «Реконструкция индивидуального гаража», по адресу: <адрес>, <адрес>, в районе <адрес> (т. 1, л.д. 19-21).
Из материалов дела следует, что 09 ноября 2016 года начальник Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым обратился к начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым с письмом, в котором сообщал о том, что Департамент отменил выданные Агарковой Т.Е. градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, в связи с чем просил отменить регистрацию декларации о начале строительных работ (т. 1, л.д. 50).
Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 21 ноября 2016 года № 92 «ОД» отменена регистрация декларации № РК 082140005566 от 04 декабря 2014 года (т. 1, л.д. 49).
Основанием для вынесения приказа послужил факт отмены градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка выданных Агарковой Т.Е.
Заявитель оспаривает законность приказа от 21 ноября 2016 года № 92 «ОД».
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию РеспубликиКрым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - РеспубликиКрым и городафедерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 15 февраля 2016г. N20-П утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ и выдаче разрешений на выполнение строительных работ.
Основания и порядок отмены государственной регистрации декларации о начале выполнения строительных работ, предусмотрены п. 3.5 указанного Регламента.Согласно п. 3.5.1 указанного Регламента в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба отменяет регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившего в законную силу.
Указанный перечень оснований для отмены регистрации декларации о начале выполнения строительных работ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик не предусмотрены п. 3.5.1 Регламента в качестве оснований для отмены регистрации декларации, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу в.и.о. начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Исаева Н.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: Н.Р. Мостовенко
З.И. Курапова
<данные изъяты>.