НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 19.05.2020 № 33-3445/20

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 мая 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Егоровой Е.С.,

Мотиной И.И..

при секретаре Лыфарь Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Соловьева Анатолия Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 07 ноября 2019 года,

у с т а н о в и л а:

в августе 2018 года Соловьев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что является получателем трудовой пенсии по старости и 16.07.2019 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ранее назначенной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 22.07.2019 ему отказано в зачете периода работы с 01.01.2002 по 01.04.2010 в <данные изъяты>» ввиду отсутствия сумм страховых взносов. Полагая свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 07 ноября 2019 года решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым № 490465/19 от 22.07.2019 об отказе Соловьеву А.В. в перерасчете пенсии признано незаконным. Государственное учреждение - Управление Пенсионной фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязано включить в страховой стаж Соловьеву А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, период работы с 01.01.2002 по 01.04.2010 в <данные изъяты> (местность, приравненная к районам Крайнего Севера). Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым обязано произвести перерасчет назначенной Соловьеву А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, пенсии по старости с учетом периодов работы с 01.01.2002 по 01.04.2010 со дня обращения - с 16.07.2019. Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об отказе Соловьеву А.В. в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не учтены требования Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Не учтено, что в формуле расчета пенсии пенсионный капитал – это сумма страховых взносов и других поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Соловьев A.B. с 18.05.2000 по 01.04.2010 работал в должности газорезчика 5-го разряда в <данные изъяты>» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке истца от ДД.ММ.ГГГГ, а также подтверждениями на право трудовой деятельности с 01.02.2001, 11.04.2002, 10.12.2003, справкам о доходах истца и, уточняющими особый характер работы истца, выданным <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в материалах дела имеются разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, выданные на имя Соловьева A.B., в том числе - серии , действительное с 28.10.2004 по 13.09.2005; - серии , действительное с 20.10.2005 по 18.08.2006; - серии , действительное с 05.09.2007 по 05.09.2008; - серии , действительное с 06.09.2006 по 28.07.2007; - серии , действительное с 19.02.2013; - серии , действительное до 26.09.2009; - серии действительное до 21.05.2009; - серии , действительное до 20.02.2011; - серии , действительное до 19.02.2012; - серии , действительное до 27.06.2010.

Согласно справке <данные изъяты>» от 01.06.2010 Соловьев А.Б. действительно работал в <данные изъяты>» (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) в период с 18.05.2000 по 01.04.2010 в должности газорезчика 5 разряда вахтовоэкспедиционным методом.

При этом, Соловьеву А.Б. в установленном законом порядке выдано страховое свидетельство государственного пенсионного страхования Российской Федерации .

Соловьеву A.B. решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от 13.07.2018 назначена пенсия по старости в соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, что подтверждается материалами пенсионного дела № 121316.

Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым отказано Соловьеву А.В. в перерасчете страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 22.07.2019 истцу отказано в зачете в общий страховой стаж периодов работы с 18.05.2000 по 01.04.2010 в <данные изъяты>» ввиду отсутствия сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете для включения указанных периодов в общий страховой стаж.

Удовлетворяя исковые требования Соловьева А.В., суд первой инстанции исходил из того, что согласно чч. 1, 3 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Кроме того, согласно п. 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Таким образом, только трудовая книжка является документом, подтверждающим трудовой стаж, и лишь отсутствие трудовой книжки либо записей в ней требует предоставления дополнительных документов.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан: осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуально (персонифицированного) учета; назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, с 28.12.2013, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С такими выводами не соглашается судебная коллегия и считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 г. № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Соловьев А.В., в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 18 марта 2014 года являлся гражданином Украины, с указанной даты – гражданином Российской Федерации.

С 18 мая 2000 г. по 01 апреля 2010 г. истец работал на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера в ЗАО «Северное товарищество» газорезчиком 5 разряда вахтово-экспедиционным методом, что подтверждается предоставленными справками работодателя и записями в трудовой книжке.

С 02 мая 2012 г. Соловьев А.В. значится зарегистрированным в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации, ему выдано страховое свидетельство государственного пенсионного страхования .

Приказом от 01 апреля 2010 г. Соловьев А.В уволен по п. 3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).

Имеющейся в материалах дела выпиской из лицевого счета застрахованного лица подтверждено, что работодатель не предоставлял в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения персонифицированного учета и не перечислял страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Соловьева А.В. за период работы с 18 мая 2000 г. по 01 апреля 2010 г.

Удовлетворяя заявленные Соловьева А.В., суд сделал вывод, что граждане Украины, в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от 15 апреля 1994 г. (ратифицированное Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 47-ФЗ), приравниваются в правах к гражданам Российской Федерации в сфере трудовых отношений и обязательного пенсионного страхования, в связи с чем работодатель <данные изъяты>», заключив трудовой договор с Соловьевым А.В., обязано было уплачивать страховые взносы за работника - гражданина Украины на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.

Данный вывод суда первой инстанций основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Названными выше международными соглашениями вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателями России за иностранных работников, в том числе граждан Украины, в спорный период урегулированы не были.

На момент возникновения указанных правоотношений, государственное регулирование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации осуществлялось Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), статьей 1 которого определено правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 названного Закона, страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 14 этого же Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, действовавшие в период работы истца у ответчика с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2004 г. положения законодательства Российской Федерации по вопросам страхового пенсионного обеспечения подлежали применению в отношении иностранных граждан, а следовательно, и в отношении граждан Украины, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации. При этом они не устанавливали обязанности работодателя как страхователя, уплачивать за иностранного работника страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку иностранные граждане, в том числе и граждане Украины, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к числу которых относился и истец, не являются застрахованными по смыслу приведенных выше положений Закона.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25 июля 2002 г. регулировалось Законом СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось в двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане.

Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находившиеся в СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР.

С 25 июля 2002 г. правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В статье 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев. Обратной силы данному положению закона не придано.

Исходя из изложенного выше, обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 2002 по 2010 годы) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации.

Поскольку Соловьев А.В. в спорный период не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации и, соответственно, не являлся застрахованным лицом в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), то у его работодателя не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с 2002 по 2010 год.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что работодатель гражданина Украины Соловьева А.В. <данные изъяты>» обязано было уплачивать страховые взносы за него на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, сделан с нарушением норм материального права.

Статьей 12 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» также предусмотрено, что граждане Украины, которые постоянно проживают или работают за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Доказательств добровольного участия истца в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования Украины с 2002 года по 2010 год, то есть в период пребывания Республики Крым в составе Украины, суду не предоставлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска Соловьева А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 07 ноября 2019 года отменить.

В удовлетворении иска Соловьева Анатолия Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.

Судьи: