ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 33-11634/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Собещанская Н.В.
(2-600/2023) УИД 91RS0018-01-2022-003184-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Готовкиной Т.С.,Любобратцевой Н.И. |
при секретаре | ФИО7 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконными решений, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконными решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии; обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности учителя труда в школе №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в редакции <адрес>ной газеты «Нор ухи» и назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом вынесено решение во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу также отказано в установлении страховой пенсии по старости. Из подсчета страхового стажа исключены периоды работы по трудовой книжке ПТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением требований Инструкции № при ее заполнении - не читаемости наименования в печати об увольнении, отсутствия даты увольнения, исправлений в записях об увольнении. Также исключены из подсчета стажа периоды работы по трудовой книжке ПТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием перевода ее титульного листа, а также записей о периодах работы и печати, и отсутствия документального подтверждения периодов работы. Истец полагает, что отказ в назначении ему страховой пенсии по старости, при наличии необходимых документов, подтверждающих его стаж, является незаконным и не справедливым, указывает на необоснованность ряда доводов пенсионного органа, а также на то, что он ранее обращался в пенсионный орган с целью предварительной оценки пенсионных прав, пенсионным органом делались запросы с целью подтверждения стажа истца на территории Армении, на которые поступили ответы об отсутствии документов на архивном хранении, что свидетельствует об осведомленности пенсионного органа о периодах работы истца, указанных в трудовых книжках, в связи с чем истец обратился в суд с данным иском.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признаны незаконными и отменены решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении страховой пенсии по старости ФИО1. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в подсчет общего страхового стажа, периоды работы ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя труда в школе №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в редакции <адрес>ной газеты «Нор ухи» и установить ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт считает, что решение суда принято в нарушение норм материального права, выводы суда противоречат материалам дела, в связи с чем решение подлежит отмене. Так, автор жалобы указывает на то, что истцом не предоставлено суду документальное подтверждение спорных периодов работы, которое также не было представлено и в пенсионный орган, а также считает, что пояснения истца в судебном заседании о том, что ему не сообщалось пенсионным органом о необходимости предоставления переводов титульного листа трудовой книжки и записей в ней, опровергаются материалами пенсионного дела, поскольку оспариваемые решения были получены ФИО1 и в них указаны основания исключения из подсчета страховой стажа истца периодов работы.
Также автор жалобы указывает на то, что суд дал правовую оценку спорным периодам работы, и не дал правовой оценки иным периодам, которые ФИО1 в исковом заявлении не указаны, но которые указаны в отказных решениях.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.
Истцом на апелляционную жалобу подано возражение, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании просил удовлетворить апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в ней, решение суда отменить.
Заслушав судью–докладчика, пояснения представителя ответчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, предоставив трудовые книжки, военный билет, справки о заработной плате, документ об образовании, справки архивного учреждения, справки работодателя о периодах работы и иные документы (л.д. 51-52).
Решением Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины ИПК 21. При этом установлено наличие у ФИО1 13 лет 3 месяцев 14 дней страхового стажа, ИПК-15,233 (л.д. 13-14).
Из подсчета стажа исключены, в частности, периоды по трудовой книжке серии ПТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием перевода ее титульного листа, а также записей о периодах работы и печати, и отсутствия документального подтверждения периодов работы.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принято решение № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, согласно которому установлено, что предоставлены документы в отношении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по 15.04.1998 (л.д. 89).
ДД.ММ.ГГГГ Отделом установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ во изменение решения об отказе в установлении страховой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).
В данном решении уточнены данные о продолжительности бесспорно установленного стажа и величине ИПК и установлено наличие у истца на дату обращения за назначением пенсии 18 лет 1 месяца 11 дней общего страхового стажа и ИПК-19,415.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Применительно к истцу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на пенсию возникает по достижению 61,5 лет при наличии 12 лет страхового стажа и величине ИПК не ниже 21.
Поскольку спорный период трудовой деятельности ФИО1 имел место на территории Украины, а назначение пенсии имело место до ДД.ММ.ГГГГ, то к спорным правоотношениям также следует применять положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова (денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. №175-ФЗ и прекратило свое действие с 01 января 2023 г.), которым установлено, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (статья 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992).
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение №1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 г., исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, периоды работы, имевшие место до 01.01.1992 включаются в стаж как периоды, имевшие место на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 (Правила).
Согласно пунктам 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (п. 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Порядок заполнения трудовых книжек на дату заполнения трудовой книжки истца регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N162.
Как определено пунктами 2.10, 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановление Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п. 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п. 22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действующие в период обращения истца с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе, день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, из трудовой книжки истца серии ПТ-І №, с учетом нотариально удостоверенного перевода содержащихся в ней записей, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности учителя труда в школе №<адрес>, откуда уволен по личному заявлению, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности водителя в редакции <адрес>ной газеты «Нор ухи» (л.д. 9-12).
Предоставленные суду первой инстанции копии материалов отказного пенсионного дела ФИО1 действительно содержат копию указанной трудовой книжки, не сопровождаемую нотариально удостоверенным переводом содержащихся в ней записей. При этом, в уведомлениях о приеме заявления истца о назначении ему пенсии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59), от ДД.ММ.ГГГГ о приеме дополнительных документов (л.д. 86) в соответствующем разделе о документах, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, отсутствует указание на необходимость предоставления трудовой книжки, сопровождаемую нотариально удостоверенным переводом содержащихся в ней записей.
В свою очередь, имеющимися в указанных материалах справками, предоставленными на запросы пенсионного органа, датированными 2019 годом, предоставленными в ответ на запросы пенсионно-социального характера (л.д. 71-81) подтверждается довод истца о том, что истец обращался в пенсионный орган с целью предварительной оценки пенсионных прав, пенсионным органом делались запросы с целью подтверждения стажа истца, в том числе, на территории Армении, на которые поступили ответы, в связи с чем при отсутствии доказательств разъяснения истцу пенсионным органом в соответствующих уведомлениях о приеме заявлений и документов необходимости предоставления нотариально удостоверенного перевода трудовой книжки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец добросовестно заблуждался относительно нахождения в распоряжении пенсионного органа соответствующего перевода и о невыполнении пенсионным органом его обязанности по надлежащему разъяснению заявителю необходимости предоставления документов.
Согласно предоставленному пенсионным органом по запросу суда первой инстанции предварительному расчету стажа и ИПК истца с учетом спорных периодов, при их включении стаж составит более 21 года, ИПК – 23,024, что является достаточным для назначения пенсии.
В силу абз. 3 п. 90 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (ред. от 23.09.2020), заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако, не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Принимая во внимание, что истец обратился за назначением пенсии в пределах месяца до даты возникновения права на ее назначение и имел достаточную продолжительность страхового стажа и величину ИПК, а также вышеизложенные установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконными и отмене принятых пенсионным органом решений, включения в страховой стаж истца спорных периодов его работы и установления ФИО1 страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ – даты возникновения права на ее назначение.
При этом, принимая указанное решение и включая в стаж спорные периоды, суд допустил двойное включение в стаж ДД.ММ.ГГГГ в составе периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не основано на законе, предусматривающем включение стажа в календарном порядке и делает постановленное по делу решение в данной части неисполнимым, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о необходимости изменения обжалуемого решения суда с исключением указанного наложения стажа.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложить абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, Республика Крым, <адрес>, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя труда в школе №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя в редакции <адрес>ной газеты «Нор ухи».
В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | Т.С. ГотовкинаН.И. Любобратцева |