НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 18.05.2022 № 33-4697/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-4697/2022 (2-35/2022)

УИД 91RS0011-01-2021-001189-59

судья суда первой инстанции – Сангаджи-Горяев Д.Б.

судья-докладчик – Кирюхина М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Кирюхиной М.А.,

судей: Беляевской О.Я.,

Заболотной Н.Н.,

при секретаре Даевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Красногвардейского района Республики Крым в интересах администрации Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым к Авраменко Елене Альбертовне, Бакаеву Ивану Владимировичу, Бакаевой Юлии Петровне, Грязновой Татьяне Валерьевне, Кустарниковой Валентине Степановне, Лутченко Надежде Николаевне, Савва Алле Ивановне, Саматовой Ирине Владимировне, Сидюковой Ольге Яковлевне, Уздемир Ирине Николаевне, Ярыгиной Юлии Владимировне, третьи лица – Территориальная избирательная комиссия Красногвардейского района Республики Крым, Избирательная комиссия Республики Крым, о возмещении ущерба, причиненного преступлением,

по апелляционной жалобе Лутченко Надежды Николаевны на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В марте 2021 года заместитель прокурора Красногвардейского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах администрации Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в котором просит взыскать с ответчиков солидарно ущерб, причиненный преступлением, в размере 1 420 965 рублей в пользу администрации.

Исковые требования мотивированы тем, что из-за неправомерных действий ответчиков, являвшихся членами избирательной комиссии избирательного участка № 815, результаты выборов депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва признаны недействительными, ввиду чего были проведены повторные выборы, расходы на которые оставили 1 420 965 рублей.

Постановлением Красногвардейского районного суда от 11 февраля 2021 года ответчики освобождены от уголовной ответственности по ч.1 ст. 142, ст. 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования) с назначением судебного штрафа по 20 000 рублей. Однако расходы на проведение повторных выборов Администрации не возмещены.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 марта 2022 года исковые требования удовлетворены: с ответчиков в пользу администрации Октябрьского сельского поседения Красногвардейского района Республики Крым солидарно взыскана сумма 1 420 965 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также государственная пошлина в размере 15 304,83 рублей в доход бюджета. С Лутченко Н.Н. в пользу ФБУ «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» взысканы расходы на проведение экспертизы в размере 54 544 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда, Лутченко Н.Н. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Апеллянт указывает, что суд первой инстанции в качестве доказательств основывался только на заключении эксперта, считает, что часть понесенных расходов, предъявленных к взысканию, является необоснованными, не подтвержденными надлежащими доказательствами: платежные поручения №№ 7 – 17 от 11 декабря 2019 года – перечисление дополнительной оплаты труда (вознаграждение) за активную работу за сентябрь-декабрь ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО34., ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 на общую сумму – 481 812 рублей. Документов, подтверждающих правомерность указанных начислений, обоснованность размеров, не имеется. Оснований для взыскания указанных премий, начисленных Территориальной избирательной комиссией, с ответчиков не имеется; дополнительная оплата труда (вознаграждение) за активную работу членам участковой избирательной комиссии (избирательные участки №№ 815 – 818) на общую сумму 565 304 рублей, также не должна взыскиваться с ответчиков, так как такие расходы не являлись обязательными, обоснованными и экономически оправданными. Суд не исследовал вопрос экономической оправданности и обоснованности указанных расходов, эксперт не дал ответ на этот вопрос.

Относительно расходов на оплату труда по договорам об оказании услуг по бухгалтерскому обслуживанию с ФИО27 (на сумму 58 376 рублей), по юридическому обслуживанию с ФИО28 (на сумму 29 188 рублей) и по делопроизводству ФИО29 (на сумму 29 188 рублей) апеллянт указывает, что нет доказательств фактического оказания этих услуг, ввиду чего указанные суммы также не подлежат взысканию.

В возражениях на апелляционную жалобу Избирательная комиссия Республики Крым просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя Лутченко Н.Н., представителей Избирательной комиссии Республики Крым и Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района, Бакаева И.В., заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их доказанности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).

Согласно п. 5 ст. 71 указанного Федерального закона если выборы признаны недействительными, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Закона Республики Крым от 05.06.2014 № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» если выборы признаны недействительными по соответствующему избирательному округу по основаниям, предусмотренным статьями 84 или 85 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

8 сентября 2019 проходили выборы депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва.

При проведении указанной избирательной кампании ответчики – Авраменко Е.А., Бакаев И.В., Бакаева Ю.П., Грязнова Т.В., Кустарникова В.С., Савва А.И., Саматова И.В., Сидюкова О.Я., Уздемир И.Н., Ярыгина Ю.В. являлись членами участковой избирательной комиссии № 815, а Лутченко Н.Н. – её председателем.

Решением Территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Республики Крым от 11 сентября 2019 года № 160/2976-1 результаты выборов депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва по Октябрьскому пятнадцатимандатному избирательному округу признаны недействительными (т. 1 л.д. 81 – 82) на основании решения территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района от 9 сентября 2019 года № 158/2974-1 «Об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 815 об итогах голосования и признании итогов голосования на избирательном участке № 815 по выборам депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва по Октябрьскому пятнадцатимандатному избирательному округу недействительными» в соответствии с пп. б п. 9 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Решением территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Республики Крым от 11 сентября 2019 года № 160/2977-1 результаты выборов депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва признаны недействительными (т. 1 л.д. 65 – 66).

Решением территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района Республики Крым от 11 сентября 2019 года № 160/2978-1 назначены повторные выборы депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва по Октябрьскому пятнадцатимандатному избирательному округу на 1 декабря 2019 года. (т. 1 л.д. 67-68).

Органами предварительного следствия Авраменко Е.А., Бакаеву И.В., Бакаевой Ю.П., Грязновой Т.В., Кустарниковой В.С., Лутченко Н.Н., Савве А.И., Саматовой И.В., Сидюковой О.Я., Уздемир И.Н., Ярыгиной Ю.В предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 142 УК РФ – фальсификация избирательных документов, совершенная членами избирательной комиссии, и ст. 142.1 УК РФ – фальсификации подписей избирателей в списках избирателей, заведомо неправильный подсчёт голосов избирателей и заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, заведомо неправильное установление итогов голосования и определение результатов выборов.

В ходе судебного разбирательства по уголовному делу подсудимые – Авраменко Е.А., Бакаев И.В., Бакаева Ю.П., Грязнова Т.В., Кустарникова В.С., Лутченко Н.Н., Савва А.И., Саматова И.В., Сидюкова О.Я., Уздемир И.Н., Ярыгина Ю.В. вину в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 142, ст. 142.1 УК РФ, признали, в содеянном раскаялись.

Постановлением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2021 года, вступившим в законную силу, в силу ст. 76.2 УК РФ ответчики – Лутченко Н.Н., Ярыгина Ю.В., Савва А.И., Авраменко Е.А., Бакаев И.В., Грязнова Т.В., Кустарникова В.С., Бакаева Ю.П., Сидюкова О.Я., Саматова И.В., Уздемир И.Н. освобождены от уголовной ответственности с назначением штрафа в размере 20 000 рублей (с каждого). Срок для уплаты судебного штрафа определен в 3 месяца со дня вступления в законную силу постановления суда. Производство по уголовному делу прекращено, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.

В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившее в законную силу постановление суда по уголовному делу обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого оно вынесено, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о доказанности факта противоправных действий, вины ответчиков и причинно-следственной связи между таким действиями и последствиями в виде проведения повторных выборов, что повлекло дополнительные расходы.

В силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

1 декабря 2019 состоялись повторные выборы депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва. Законность проведенных повторных выборов, как и решения избирательной комиссии и результаты выборов, не обжаловались, повторные выборы признаны состоявшимися.

Из справок администрации Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым № 700/02-45 от 16.03.2021 и № 985/02-45 от 12.04.2021 следует, что из бюджета муниципального образования Октябрьское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым выделены средства на расходы по подготовке и проведению повторных выборов депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым 1 декабря 2019 года в размере 1 604 318,40 руб., из них израсходовано 1 420 965 руб. (т. 1 л.д. 31-32).

Факт поступления денежных средств, а также их расходования сторонами не оспаривается.

Для установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, судом первой инстанции была назначена судебная бухгалтерско-экономическая экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы: подтверждается ли факт несения расходов на подготовку и проведение повторных выборов 1 декабря 2019 года, какая сумма понесенных расходов являлась объективно необходимой и экономически обоснованной.

Согласно заключению эксперта № 2181/5-2 от 28 января 2022 года понесённые расходы в сумме 1 420 965 руб. на подготовку и проведение повторных выборов депутатов Октябрьского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым второго созыва 1 декабря 2019 года документально подтверждены. Также судебный эксперт отметила, что методами судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы не определяется объективная необходимость и обоснованность понесенных расходов, данный вопрос выходит за пределы компетенции эксперта-экономиста.

Судебная коллегия соглашается с оценкой, данной судом первой инстанции указанному экспертному заключению, которая соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ. Эксперт, проводивший экспертизу, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ, имеет необходимое образование, опыт работы. Экспертное исследование проводилось на основании материалов гражданского дела и финансовых документов, предоставленных территориальной избирательной комиссией Красногвардейского района Республики Крым. Доказательств того, что данное заключение получено с нарушением процессуальных норм, не представлено, судом не установлено. Экспертное заключение согласуется с другими доказательствами, представленными по делу.

Ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы ответчики не заявляли.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы является надлежащим доказательством по настоящему делу, судом первой инстанции дана надлежащая оценка указанному доказательству.

В соответствии со ст. 74 Закона Республики Крым от 05.06.2014 № 17-ЗРК расходование средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечение деятельности избирательных комиссий, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно на цели, предусмотренные настоящим Законом.

За счет средств местного бюджета финансируются, в том числе, расходы избирательных комиссий на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, на выплату компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях.

Порядок выплаты, размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

Решением территориальной избирательной комиссией Красногвардейского района Республики Крым от 22 июня 2019 года № 130/2251-1 в редакции решения от 29 июля 2019 года № 143/2558-1 утверждены размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппарата Избирательной комиссии Республики Крым, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Красногвардейского района Республики Крым второго созыва.

Из материалов дела и заключения эксперта следует, что на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение) из местного бюджета израсходованы денежные средства в сумме 1 092 876 руб. Осуществляя выплаты в указанном размере, избирательная комиссия действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что противоправными действиями ответчиков Администрации причинен вред, оцененный в 1 420 965 рублей, что подтверждено результатами судебной экспертизы, ввиду чего компенсация ущерба подлежит взысканию с ответчиков.

Доводы апеллянта о том, что расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) являются необоснованными, ввиду чего не подлежат взысканию, не принимаются судебной коллегией, так как противоречат материалам дела и вышеуказанным нормам закона.

Так, постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 28 мая 2019 года № 2/30-2 утверждён Примерный порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппарата Избирательной комиссии Республики Крым, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов, на основании которого территориальной избирательной комиссией Красногвардейского района также был утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения). Оплата труда осуществляется в соответствии со сметой расходов.

Решением территориальной избирательной комиссией Красногвардейского района от 24 сентября 2019 года были утверждены сметы расходов комиссии на подготовку и проведение повторных выборов депутатов Октябрьского сельского совета, сметы расходов за нижестоящие избирательные комиссии, а также сметы расходов участковых избирательных комиссий № № 815, 816, 817, 818 на подготовку и проведение повторных выборов.

Повторные выборы проводили 5 избирательных комиссий: ТИК Красногвардейского района, участковые избирательные комиссии избирательных участков № № 815, 816, 817, 818; при подготовке и проведении повторных выборов участвовали 63 члена избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе 11 членов ТИК (из нах 2 – работающие на постоянной основе: председатель и секретарь ТИК) и 52 члена УИК; численность граждан, привлеченных к работе по гражданско-правовым договорам – 16 человек (4 человека в ТИК и 12 человек в УИК).

В соответствии с п. п. 4,5,6 Порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) (далее – ДОТ) выплата ДОТ члену избирательной комиссии состоит из: ДОТ (вознаграждения) за фактически отработанное время за весь период избирательной кампании и ДОТ за активную работу по подготовке и проведению выборов.

Таким образом, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппарата избирательных комиссий гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов законом гарантируется оплата труда.

Довод апеллянта о том, что компенсация и дополнительная оплата труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии не являются обязательными и экономически оправданными, ввиду чего не подлежат взысканию с ответчиков, основан на неверном толковании закона и отклоняется судебной коллегией.

Также не принимается во внимание довод апеллянта об отсутствии доказательств фактического оказания юридических, бухгалтерских услуг и услуг делопроизводителя.

Так, из материалов дела следует, что ТИК Красногвардейского района были заключены договоры по оказанию услуг по бухгалтерскому, юридическом обслуживанию и услуг по делопроизводству. Согласно акту приемки оказанных услуг к договору № 3 от 11 декабря 2019 года исполнитель – ФИО28 оказала юридические услуги, за что получила 29 188 рублей. В акте перечислены оказанные специалистом услуги: контроль исполнения контрактов, договоров, разъяснения законодательства, дежурство и т.д. Согласно акту приемки оказанных услуг к договору № 4 от 11 декабря 2019 года исполнитель – ФИО29 оказала услуги по делопроизводству, за что получила 29 188 рублей. В акте также перечислены оказанные специалистом услуги: организация документооборота, набор текстов документов, организация телефонных переговоров и т.д. Согласно акту приемки оказанных услуг к договору на оказание услуг по бухгалтерскому обслуживанию от 11 декабря 2019 года исполнитель – ФИО27 исполняла с 23 октября 2019 года до 11 декабря бухгалтерские услуги, за что получила вознаграждение 58 376 рублей. В акте перечислены оказанные специалистом услуги: продление срока действия договора банковского счета, закрытие балансового счета, составление расчетов, обеспечение текущего контроля расходования средств, ведение бухгалтерского учета и т.д. В перечисленных актах указано, что качество оказанных услуг заказчиком (ТИК Красногвардейского района) проверено, претензий не имеется. Действительность вышеуказанных договоров не оспорена.

Таким образом, договорами и актами подтверждаются факты оказания услуг в период подготовки и проведения повторных выборов по гражданско-правовым договорам.

Иных доводов о незаконности обжалуемого решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями ГПК РФ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оценка доказательствам по делу дана в соответствии с требованиями ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены верно. Оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная жалоба не содержит, безусловные основания для отмены постановленного решения также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 1 марта 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Лутченко Надежды Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий судья М.А. Кирюхина

Судьи Н.Н. Заболотная

О.Я. Беляевская