НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 17.11.2021 № 2-260/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-260/2021 Председательствующий в суде первой инстанции Пиун О.А.

Дело № 33-7721/2021

УИД 91RS0008-01-2020-003698-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2021 года г.Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,

судей – Притуленко Е.В., Любобратцевой Н.И.,

при секретаре – Калиниченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО2, действующих в своих интересах, а также в интересах малолетнего ФИО2ФИО5, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 02 апреля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

В декабре 2020 года ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым о признании отказа Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым от 06.11.2020г. в предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий, установленной Законном Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», незаконным и возложении обязанности на Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату на улучшение жилищных условий, установленную Законом Республики Крым от 14.08.2019г. №631—ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в законную силу Закона Республики Крым от 14.10.2020г. №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 октября 2020 года , в соответствии с выданным сертификатом от 09.07.2020г. и перечислить социальную выплату по заявлению ФИО1 от 20.10.2020г. №, которое определением Джанкойского районного суда Республики Крым от 04.12.2020г. принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.

Заявленные требования мотивированны тем, что 09.07.2020г. ФИО1 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. 17.09.2020г. был заключен договор купли-продажи квартиры, после заключения которого ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий, установленной Законом Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК, по результатам рассмотрения которого ответчиком 06.11.2020г. направлено уведомление об отказе в предоставлении услуги в соответствии с п.п.5 п.п.33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в законную силу Закона Республики Крым от 14.10.2020г. №116-ЗРК «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020г. №659, в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения – совершение действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений стала менее 18 квадратных метров (отчуждение частей жилого дома, имеющихся в собственности заявителя).

ФИО1 полагает данный отказ незаконным, указывая, что в уведомлении об отказе в предоставлении услуги не указана мотивированная причина отказа, не направлено само принятое решение, выданный сертификат незаконным не признан, не разъяснен порядок обжалования отказа. Утверждения ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий и имущественного положения являются неверными, поскольку 06.06.2020г. ФИО1 заключила договор дарения принадлежащей ей <данные изъяты> доли жилого дома по <адрес><адрес> в пользу своих родителей, который был заключен с целью приведения своего имущественного и жилищного состояния в фактическую реальную норму, а не с намерением ухудшить свои и членов своей семьи жилищные условия и имущественное положение; в данном помещении истец и члены ее семьи никогда не проживали, им не пользовались, фактически не владели; сделка заключена ФИО1 в рамках свободы договора.

По мнению истца, ответчик не имел правовых оснований для отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты по сертификату, поскольку на момент первоначального обращения истца к ответчику и дальнейшего получения ею сертификата, а также заключения договора купли-продажи квартиры действовал Закон Республики Крым №631-ЗРК/2019 от 14.08.2019г., в котором отсутствовала норма, устанавливающая, что основанием к отказу в распоряжении средствами единовременной выплаты является установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения, которая была введена с 09.10.2020г.

При этом, акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Истец указывает, что органом, принявшим Закон Республики Крым №110-ЗРК/2020 от 23.09.2020г. не конкретизировано, что следует понимать под действиями, намеренно ухудшившими жилищные условия и имущественное положение; ответчиком также не указано и не конкретизировано, какие именно действия совершила истец, намеренно ухудшившие жилищные условия; действия истицы как ухудшение своих жилищных условий в судебном порядке не рассматривались, оценка им не давалась.

Протокольным определением суда от 24 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, несовершеннолетний ФИО5 (л.д.97-98).

Протокольным определением суда от 27 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (л.д.111).

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 02 апреля 2021 года исковое заявление ФИО1 удовлетворено; признан незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, оформленный протоколом от 06.11.2020г., в распоряжении ФИО1 дополнительной мерой социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с Законном Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым»; возложена обязанность на Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым произвести перечисление средств единовременной выплаты для улучшение жилищных условий на основании сертификата от ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> руб. в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» по заявлению ФИО1 от 20.10.2020г. №Z04_2020-10-20_796, в счет оплаты стоимости квартиры по договору купли-продажи квартиры от 17.09.2020г.

Не согласившись с таким решением, Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, действуя через начальника Департамента ФИО11, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права при вынесении оспариваемого судебного акта.

Апеллянт указывает, что решение суда первой инстанции основывается на положениях ч.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, тогда как Закон Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» и Закон Республики Крым от 23.09.2020г. №110-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации; Закона №110-ЗРК направлен на то, чтобы снять противоречия и споры по уже урегулированному вопросу предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым №631-ЗРК и проясняет прежнюю норму, вводя понятие намеренное ухудшение жилищный условий и имущественного положения; уточняет и раскрывает более подробно основания для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты. С заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты ФИО1 обратилась в Департамент 20.10.2020г., т.е. уже после вступления в силу изменений в Закон №631-ЗРК. Судом первой инстанции указано, что предоставленные справки датированы до вступления в силу изменений в Закон №631-ЗРК, но не учтено что последние были получены после вступления изменений в Закон №631-ЗРК, при этом, дата выдачи справок не влияет на определение права на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшениях жилищных условий. ФИО1 было обоснованно отказано в предоставлении государственной услуги в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий, а именно отчуждения принадлежащей ей <данные изъяты> доли жилого дома.

Апеллянт также указывает, что Департамент не имеет полномочий и средств выполнить решение суда в части перечисления средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, поскольку согласно п.40 Порядка №659 ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» в безналичном порядке перечисляет средства единовременной выплаты на указанный в заявке банковский счет; Департамент принимает решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты и в течение 10 рабочих дней после принятия решения о распоряжении средствами единовременной выплаты формирует заявку на осуществление единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в Республике Крым по установленной форме, которая не позднее 2 рабочих дней направляется в ГКУ РК «Центр социальных выплат».

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Заявлением от 19.10.2021г., принятым судебной коллегией, истец уточнил исковые требования и просил признать отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым от 06.11.2020г. в предоставлении ФИО1 единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий, установленной Законном Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», незаконным; обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату на улучшение жилищных условий, установленную Законом Республики Крым от 14.08.2019г. №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в законную силу Закона Республики Крым от 14.10.2020г. №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 октября 2020 года №659, в соответствии с выданным сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым» в безналичном порядке перечислить средства единовременной выплаты, социальную выплату по заявлению ФИО1 от 20.10.2020г. №, в размере <данные изъяты> руб. на указанный в заявке банковский счет ФИО4, ФИО3, осуществивших отчуждение по договору купли-продажи от 17.09.2020г. жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, приобретенной ФИО1, ФИО2, ФИО5

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции в судебном заседании судебной коллегии истец ФИО1, ее представитель ФИО12, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявленные требования поддержали.

Представители ответчиков – Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым - ФИО26 Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - ФИО27 ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» - ФИО13 против удовлетворения заявленных требований возражали, указывая на их необоснованность.

Третье лицо ФИО3 указывала на обоснованность заявленных исковых требований.

Иные участники по делу в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к нижеследующему.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ; к участию в деле к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым»; Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, последнее исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.

Отменяя решение суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям и, разрешая настоящий спор по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно данных свидетельства о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО5, родителями которого указаны: отец – ФИО2, мать – ФИО1 (т.1 л.д.22).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым (т.1 л.д.18).

20.10.2020г. ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищный условий (л.д.59-60), по результатам рассмотрения которого принято решение от 06.11.2020г. об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения (л.д.58), о чем в адрес ФИО1 направлено уведомление от 06.11.2020г. (т.1 л.д.57).

Согласно данного уведомления указано, что в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в Республике Крым отказано, в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения – совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров (отчуждение частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя).

Дополнительная мера социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым установлена Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (действующим на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче сертификата и выдаче последнего).

Законом Республики Крым «О внесении изменений в закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 23.09.2020г. №110-ЗРК/2020 внесен ряд изменений в Закон Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", в частности статья 2 дополнена пунктами 5 и 6 следующего содержания: 5) члены семьи заявителя - проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем; 6) намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2:

обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;

перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;

вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).

Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Согласно ст.2 Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020 порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 (далее Порядок).

В силу п.1 Порядка, последний разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 (далее - Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020).

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

В силу п.16 Порядка граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года.

В случае необращения до 10 ноября 2020 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктами 20 - 38 настоящего Порядка (п.18 Порядка).

В целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (п.26 Порядка).

В силу п.28 Порядка заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты регистрируется в органе труда и социальной защиты населения в день его поступления, о чем заявителю выдается расписка-уведомление.

В силу п.п.31-33 Порядка, решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.

Решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах; 3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; 5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния; 6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки; 7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.

В свою очередь п.п.6 п.2 Порядка установлено, что намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).

Так, из материалов дела следует, что 06.06.2020г. ФИО1, ФИО14, с одной стороны (Дарители) и ФИО15, ФИО16 с другой стороны (Одаряемые) заключен нотариально удостоверенный договор дарения <данные изъяты> долей жилого дома, согласно которому ФИО1 и ФИО14 подарили, а ФИО15 и ФИО16 приняли в дар принадлежащие дарителям 2/5 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.32-34).

Согласно п.3 договора дарения отчуждаемые <данные изъяты> доли жилого дома принадлежат дарителям на праве общей долевой собственности, по <данные изъяты> доли жилого дома каждому, на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Вольновским поселковым советом Джанкойского района 12.02.2007г. согласно распоряжению от 12.02.2007г.

Также, из п.2 договора дарения, а также выписки из ЕГРН усматривается, что общая площадь указанного жилого дома составляет 63,8 кв.м. (т.1 л.д.32, 34).

Согласно данных выписки из ЕГРН ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес>.<адрес><адрес>, общей площадью 42,3 кв.м. (т.1 л.д.44-47), в которой согласно данных паспортов ФИО1, ФИО2 (т.1 л.д.19, 20), отметки на свидетельстве о рождении ФИО5 (т.1 обратная сторона л.д.23), а также справки о составе семьи от 07.10.2020г. исх., выданной Администрацией Вольновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (т.1 л.д.23) зарегистрированы ФИО1, ФИО2 и малолетний ФИО5

Таким образом, площадь, приходящаяся ФИО1 на принадлежащую ей до 06.06.2020г. <данные изъяты> долю жилого дома по <адрес>, составляла 12, 76 кв.м.; площадь принадлежащей ей квартиры – 42, 3 кв.м., суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих ФИО1 (которая учитывалась при определении размера обеспеченности семьи) составляла 55,06 кв.м., соответственно площадь помещения, приходящегося на ФИО1 и каждого из членов ее семьи составляла 18,35 кв.м., тогда как после отчуждения принадлежащей ФИО1<данные изъяты> доли жилого дома обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров (а именно 14,1 кв.м. на каждого члена семьи).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что истицей в период после рождения ребенка (01.01.2019г.) до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты (20.10.2020г.) было произведено отчуждение принадлежащей ей <данные изъяты> доли жилого дома путем заключения договора дарения, в результате чего обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений стала менее 18 квадратных метров, что в понимании положений Закона Республики Крым 631-ЗРК (с учетом внесенных изменений, вступивших в силу с 14.10.2020г.), а также Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020г. №659 является намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения.

Учитывая вышеизложенное, установив данные обстоятельства в их совокупности, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым было принято законное решение от 06.11.2020г. об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

Доводы искового заявления об отсутствии со стороны истицы действий о намеренном ухудшении жилищный условий и имущественного положения, поскольку истица заключив договор дарения принадлежащей ей доли жилого дома реализовала свои права и привела имущественное положение в фактическую реальную норму, поскольку в данном доме никогда с членами своей семьи не проживали, им не пользовались, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку данные действия истица произвела после рождения в январе 2019 года ребенка, непосредственно перед обращение к ответчику с заявлением о выдаче сертификата; будучи 14.11.2019г. на приеме в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым (что подтверждается записью в соответствующем журнале приема граждан и не оспаривалось истицей) ей была дана консультация в устной форме по вопросу выдачи сертификата, в том числе относительно нормы обеспеченности площадью жилых помещений, при которой возможна выдача сертификата, что в своей совокупности свидетельствует о намеренном (то есть сознательном, с целью достижения определенной цели, в данном случае получении государственной услуги) ухудшении жилищных условий и имущественного положения истицей.

Доводы искового заявления, что полученный истицей сертификат является действительным, последний не аннулировался, недействительным не признавался, отклоняются судебной коллегией, поскольку наличие сертификата не влечет автоматическое (без проведения установленных действующим законодательством процедур) перечисление (выдачу) средств единовременной выплаты.

Исходя из положений Порядка, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020г. №659, определен порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, предполагающий, по сути, проведений повторной проверки оснований для распоряжения такими средствами, в рамках которого ответчиком, по результатам рассмотрения поданного заявления, было принято соответствующие решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты.

Доводы искового заявления об отсутствии в Законе Республики Крым от 23.09.2020г. №110-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» указаний, что следует понимать под действиями, намеренно ухудшившими жилищные условия и имущественное положение, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку положениями Закона Республики Крым №631-ЗРК/2019, Порядка, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020г. №659 четко закреплено, что следует понимать под намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения.

Ссылки в исковом заявлении на правовые акты Конституционного суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по применению положений ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации отклоняются судебной коллегией, поскольку не применимы к спорным правоотношениям сторон; аналогия в данном случае недопустима, поскольку в данном случае имеется соответствующие правовое регулирование спорных правоотношений.

По сути, доводы искового заявления в части правового обоснования основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Таким образом, заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 02 апреля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО2, действующих в своих интересах, а также в интересах малолетнего ФИО5ФИО5, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий, понуждении совершить определенные действия, отказать.

Председательствующий – Т.С. Готовкина

Судьи – Е.В. Притуленко

Н.И. Любобратцева