НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 17.11.2020 № 33-8868/20

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Авериной Е.Г.,

Егоровой Е.С.,

при секретаре Гамуровой М.А.,

с участием прокурора Ислямовой М.В.,

истца Евстратова В.А.,

представителя истца Сахновского П.В.,

представителя ответчика Крох Г.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Евстратова Владимира Александровича к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконными и отмене распоряжений, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда, по апелляционной жалобе Евстратова Владимира Александровича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в октябре 2019 года Евстратов В.А. обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконными и отмене распоряжений, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что 09 февраля 2015 года он назначен на должность директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», и между Администрацией города Феодосии Республики Крым и ним, как руководителем Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, заключен трудовой договор, по условиям которого он приступает к исполнению трудовых обязанностей с 09 февраля 2015 года, срок действия трудового договора - до 09 февраля 2018 года. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора продлен до 07 февраля 2020 года. В период нетрудоспособности, 15 октября 2019 года ему стало известно, что и.о. Главы Администрации города Феодосии Республики Крым, на основании подпунктов «б», «в» пункта 6.3 трудового договора, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, издано распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора», согласно которому с истцом, как директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», с 15 октября 2019 года прекращено действие трудового договора. Полагает указанное распоряжение незаконным и необоснованным, изданным с превышением установленных законом полномочий, нарушающим права и законные интересы работника, поскольку согласно нормам действующего законодательства запрещено прекращение трудовых отношений с работником в момент его нетрудоспособности. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для прекращения трудового договора, поскольку в соответствии с пунктом 6.3, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе собственника имущества предприятия по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, в том числе в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, по следующим дополнительным основаниям: необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверок предприятия и невыполнение решений собственника имущества предприятия. Однако, на основании Федерального закона от 03 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», пункт 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации утратил силу. Изменения в трудовой договор сторонами не вносились, доказательства его вины отсутствуют. 11 февраля 2020 года из письма руководителя аппарата Администрации города Феодосии Республики Крым от 11 февраля 2020 года № 2-44/873 ему стало известно, что 10 февраля 2020 года Главой Администрации города Феодосии Республики Крым издано распоряжение -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора», которым изменена дата прекращения трудового договора на дату, когда необходимо было приступить к работе после закрытия листка нетрудоспособности. Полагает указанное распоряжение принятым с нарушением статей 56, 77, 278 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчику с 28 октября 2019 года было известно о дате открытия и закрытия листка нетрудоспособности из письма Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Феодосийский медицинский центр». Поскольку данным распоряжением изменена дата прекращения трудовых отношений на 24 октября 2019 года, в то время, как с 15 октября 2019 года трудовые отношения уже были прекращены, данное распоряжение является ничтожным и не имеет юридической силы для регулирования ранее существовавших трудовых отношений. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред. На основании изложенного просил признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора», согласно которому с 15 октября 2019 года прекращено действие трудового договора с ним, как с директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок»; признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора»; восстановить его на работе в должности директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок»; взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 октября 2019 года по день вынесения судом решения и в счет компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года в удовлетворении иска Евстратова В.А. отказано.

В обоснование апелляционной жалобы Евстратов В.А., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что выводы суда не соответствуют разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 50 постановления от 17.03.2004 № 2, статье 278 ч. 2, ст. 81 ч. 6 ТК РФ. О нахождении на больничном работодатель извещен заявлением истца 15.10.2019, доказательств сокрытия факта нахождения истца на больничном ответчиком не предоставлено. Также полагает, что удовлетворение ответчиком заявления и.о. директора ФИО6 от 30.09.2019 в период временной нетрудоспособности директора МУП «Ранок», в результате которого 07.10.2019 принято постановление № 3448 «Об утверждении аудитора для проверки за 2018 МУП МОГО Феодосия Республики Крым «Ранок» и размера платы его услуг», подтверждает законность действий МУП «Ранок», связанных с проведением обязательного аудита за 2018 год и признанием данных юридических фактов Администрацией г. Феодосии Республики Крым.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и его представителя, поддержавших апелляционную жалобу, пояснения представителя ответчика, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что 09 февраля 2015 года между Администрацией города Феодосии Республики Крым в лице Главы администрации города Феодосии Республики Крым и Евстратовым В.А., который назначается на должность директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», заключен трудовой договор, по условиям которого Евстратов В.А. приступает к исполнению трудовых обязанностей с 09 февраля 2015 года, срок действия трудового договора - до 09 февраля 2018 года.

В договоре определены его предмет, права и обязанности руководителя, права и обязанности собственника имущества предприятия, оплата труда и социальные гарантии руководителя, ответственность руководителя, условия изменения и прекращения трудового договора и иные условия.

В соответствии с пунктом 6.3 трудового договора, он может быть расторгнут по инициативе собственника имущества предприятия по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, в том числе, в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, по следующим дополнительным основаниям, в частности: необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверок предприятия (подпункт «б») и невыполнение решений собственника имущества предприятия (подпункт «в»).

Дополнительным соглашением от 18 мая 2016 года срок действия трудового договора продлен до 07 февраля 2020 года.

30 июня 2019 года Администрацией города Феодосии Республики Крым принято распоряжение -р «О принятии решения о проведении ежегодной аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год», которым, в целях контроля за деятельностью, в частности, за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, во исполнение требований пункта 16 статьи 20 и подпункта 15 пункта 1 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, предписано провести в подведомственных муниципальным предприятиях Отдела по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг Администрации города Феодосии Республики Крым (МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок») аудиторскую проверку за 2018 года в срок до 01 октября 2018 года за счет средств предприятий; руководителям муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым МУП «Городская аптека» (ФИО8), МУП «Школьный комбинат» (ФИО9), МУП «Ранок» (Евстратов В.А.) в кратчайшие сроки предоставить в Отдел по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг Администрации города Феодосии Республики Крым для подготовки проекта постановления Администрации города Феодосии Республики Крым об утверждении аудитора и определения размера оплаты его услуг, проект договора на проведение аудита на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Организатор открытого конкурса - МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок». Конкурсная документация может предусматривать оказание сопутствующих аудиту услуг, а также прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг; отчет аудитора по результатам проведения аудита бухгалтерской (Финансовой) отчетности и аудиторское заключение представить в Отдел по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг Администрации города Феодосии Республики Крым не позднее 10 дней с даты составления аудиторского отчета; ответственность за проведение открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за обеспечение проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности возложить на руководителей МУП «Городская аптека» (ФИО8), МУП «Школьный комбинат» (ФИО9), МУП «Ранок» (Евстратов В.А.); настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия; контроль за исполнением данного распоряжения возложить на заместителя главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО10 и начальника отдела по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг ФИО11

Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от 02 октября 2019 года -р «О внесении изменений в распоряжение от 03 июня 2019 года -р «О принятии решения о проведении ежегодной аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год», в целях контроля за деятельностью, в частности, за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, во исполнение требований пункта 16 статьи 20 и подпункта 15 пункта 1 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, письмом муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Школьный комбинат» от 02 октября 2019 года № 477, письмом муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» от 01 октября 2019 года , в распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 июня 2019 года -р «О принятии решения о проведении ежегодной аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год» внесены изменения в отношении МУП «Школьный комбинат» и МУП «Городская аптека» и на них возложена обязанность провести аудиторскую проверку за 2018, 2019 годы за счет средств предприятий в срок до 01 мая 2018 года.

Заявление и.о. директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» ФИО6 об утверждении аудитора и определении размера платы его услуг поступило в Администрацию города Феодосии Республики Крым только 02 октября 2019 года, конкурс для закупки проведен 26 сентября 2019 года. На основании данного обращения подготовлено постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 07 октября 2019 года «Об утверждении аудитора для проверки за 2018 год Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» и размера платы его услуг».

Учитывая, что заявление Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» об утверждении аудитора и определении размера платы его услуг поступило в Администрацию города Феодосии Республики Крым только 02 октября 2019 года, конкурс для закупки проведен только 27 сентября 2019 года, контракт на оказание услуг по проведению обязательного аудита заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещения в Единой информационной системе, срок оказания услуг согласно контракту составляет 30 дней с момента его подписания, суд первой инстанции пришел к выводу, что Евстратов В.А., как руководитель Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», на которого возложена ответственность за надлежащее исполнение распоряжения Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 июня 2019 года -р «О принятии решения о проведении ежегодной аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год», указанное распоряжение не выполнил.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 июня 2019 года «О реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека», в соответствии со статьями 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 29, 31 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пунктом 40 статьи 36 Устава муниципального образования городско округ Феодосия Республики Крым, руководствуясь Положением о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным решением 7 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 03 декабря 2014 года , решением 127 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 июня 2019 года «О даче согласия на реорганизацию Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», Порядком утверждения уставов муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 30 декабря 2014 года , Администрация города Феодосии Республики Крым постановила: реорганизовать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок»; установить, что МУП «Городская аптека» является правопреемником всех прав и обязанностей МУП «Ранок» в соответствии с передаточным актом; и.о. директора МУП «Городская аптека» ФИО8: в течение трех рабочих дней с даты принятия настоящего постановления уведомить в письменной форме орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации; после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации от имени МУП «Городская аптека» и МУП «Ранок»; и.о. директора МУП «Городская аптека» ФИО8 и директору МУП «Ранок» Евстратову В.А.: в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомить кредиторов о начале реорганизации; обеспечить проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия в соответствии с действующим законодательством; назначить и утвердить состав комиссии по проведению реорганизации МУП «Городская аптека»; комиссии по проведению реорганизации МУП «Городская аптека» по результатам инвентаризации составить передаточный акт, содержащий сведения о правопреемстве по обязательствам МУП «Ранок» в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт, и представить Администрации города Феодосии Республики Крым; и.о. директора МУП «Городская аптека» ФИО8 в семидневный срок с момента утверждения передаточного акта представить в отдел по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг Администрации города Феодосии Республики Крым проект новой редакции устава МУП «Городская аптека»; начальнику отдела по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО11 внести предоставленный проект устава МУП «Городская аптека» на утверждение Администрации города Феодосии Республики Крым; установить, что общий срок проведения реорганизационных предприятий МУП «Городская аптека» и МУП «Ранок» не должен превышать трех месяцев со дня принятия настоящего постановления; настоящее постановление вступает в силу со дня принятия; контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО12, начальника отдела по вопросам торговли, потребительского рынка и услуг Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО11

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 июля 2019 года «О внесении изменений в постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 июня 2019 года «О реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» внесены изменения в постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 июня 2019 года , а именно: пункт 4 дополнен подпунктами 4.3 и 4.4. следующего содержания:, «4.3. В течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу постановления о реорганизации письменно уведомить работников МУП «Городская аптека», МУП «Ранок» о реорганизации согласно Трудовому кодексу Российской Федерации» и «4.4. Уведомить государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр занятости населения» о сокращении численности и штата сотрудников в МУП «Городская аптека», МУП «Ранок» в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации».

На заседании Комиссии по проведению реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» 03 июля 2019 года (протокол от 03 июля 2019 года) создана рабочая комиссия для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств МУП «Ранок»; ответственными лицами за работу данной комиссии назначены - директор МУП «Ранок» Евстратов В.А. и и.о. директора МУП «Городская аптека» ФИО8 Пунктом 2 данного протокола от 03 июля 2019 года указанным ответственным лицам поручено в период с 08 июля 2019 года по 08 августа 2019 года обеспечить проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств МУП «Ранок» и МУП «Городская аптека» и в срок до 08 августа 2019 года предоставить оформленные и подписанные инвентаризационные описи ФИО12

Ввиду непредставления в установленный срок инвентаризационных описей, на заседании Комиссии по проведению реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» 08 августа 2019 года (протокол от 08 августа 2019 года) продлены сроки инвентаризации имущества и финансовых обязательств Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» до 26 августа 2019 года. Директор Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» Евстратов В.А. присутствовал на указанном заседании комиссии.

Поскольку в установленный срок (26 августа 2019 года) инвентаризационные описи не представлены, обращений от Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» по вопросу продления сроков инвентаризации либо об оказании содействия в проведении инвентаризации не поступало, на заседании Комиссии по проведению реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» 30 августа 2019 года (протокол от 30 августа 2019 года) вновь продлены сроки инвентаризации имущества и финансовых обязательств Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» до 06 сентября 2019 года. Директору МУП «Ранок» Евстратову В.А. поручено предоставить оформленные и подписанные инвентаризационные описи ФИО12 Кроме того, директору МУП «Ранок» Евстратову В.А. необходимо было обеспечить проведение сверки в ФНС в отношении дебиторов и кредиторов, а также предоставить акты прима-передачи имущества ФИО12 в срок до 20 сентября 2019 года.

В установленный срок информация о выполнении или переносе сроков выполнения протокольных поручений директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» Евстратовым В.А. не предоставлена.

На заседании Комиссии по проведению реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» 27 сентября 2019 года (протокол от 27 сентября 2019 года) установлено, что инвентаризация имущества и финансовых обязательств Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» в установленные сроки не проведена ввиду непредставления инвентаризационных описей директором МУП «Ранок» Евстратовым В.А., вследствие чего комиссией передаточный акт не составлен ввиду отсутствия результатов инвентаризации МУП «Ранок»; в связи с чем продлены сроки реорганизации МУП «Городская аптека» и установлено, что общий срок проведении реорганизационных мероприятий не должен превышать пять месяцев со дня принятия постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 июня 2019 года «О реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека».

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 сентября 2019 года «О внесении изменений в постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 28 июня 2019 года «О реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики-Крым «Городская аптека» внесены изменения в пункт 9 и установлено, что общий срок проведения реорганизационных мероприятий МУП «Городская аптека» и МУП «Ранок» не должен превышать пяти месяцев со дня принятия постановления от 28 июня 2019 года .

О дате, времени и месте проведения заседания Комиссии по проведению реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» 27 сентября 2019 года директор МУП «Ранок» Евстратов В.А. оповещен посредством телефонной связи, на электронную почту МУП «Ранок» направлено соответствующее письмо с просьбой обеспечить явку членов комиссии.

Однако, ни и.о. директора МУП «Ранок» ни главный бухгалтер МУП «Ранок» на заседание Комиссии по проведению реорганизации Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городская аптека» путем присоединения к нему Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» не явились, о переносе сроков заседания комиссии не обращались. Директор МУП «Ранок» ни устно ни письменно для продления сроков реорганизации не обращался.

В связи с тем, что директор МУП «Ранок» в период с 23 сентября 2019 года по 07 октября 2019 года находился на больничном, распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от 23 сентября 2019 года -л обязанности директора МУП «Ранок» возложены на ФИО6 В адрес и.о. директора МУП «Ранок» ФИО6 направлено обращение от 30 сентября 2019 года о необходимости предоставления инвентаризационных описей. Однако, до настоящего времени описи не предоставлены.

Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора», на основании подпунктов «б», «в» пункта 6.3 трудового договора, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, с 15 октября 2019 года с истцом, как с директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», прекращено действие трудового договора.

Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора», руководствуясь частью 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании материалов гражданского дела № 2-173/2020 по исковому заявлению Евстратова В.А. к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании распоряжения незаконным и восстановлении на работе, внесены изменения в распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора» и пункты 1 и 2 распоряжения изложены в следующей редакции: «1. Прекратить действие трудового договора 24 октября 2019 года с Евстратовым В.А., директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым договором, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации» и 2. Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» произвести Евстратову В.А. компенсацию за неиспользованные дни ежегодного основного оплачиваемого отпуска за период с 17 октября 2018 года по 24 октября 2019 года в количестве 7 календарных дней.». Как указано в данном распоряжении, основаниями для его вынесения стали: заверенная копия листка нетрудоспособности Евстратова В.А. .

С данным распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора» Евстратов В.А. ознакомлен 11 февраля 2020 года, письмом Администрации города Феодосии Республики Крым от 11 февраля 2020 года ему направлен рассылочный экземпляр распоряжения, одновременно он проинформирован о необходимости подойти в Администрацию города Феодосии Республики Крым с трудовой книжкой для внесения изменений.

Евстратов В.А. каких-либо устных или письменных пояснений или замечаний по факту увольнения не предоставлял, о чем составлен акт от 15 октября 2019 года. Ознакомившись с распоряжением о прекращении трудового договора и получив трудовую книжку, Евстратов В.А. 15 октября 2019 года не уведомил работодателя - собственника имущества предприятия о своей болезни.

Согласно листку нетрудоспособности , в период с 15 октября 2019 года по 23 октября 2019 года Евстратов В.А. находился на амбулаторном лечении, в графе «приступить к работе» указана дата 23 октября 2019 года.

Как следует из светокопии заявления Евстратова В.А. в адрес и.о. Главы Администрации города Феодосии Республики Крым, датированного 15 октября 2019 года, на период его отсутствия в связи с временной утратой трудоспособности, он просит возложить обязанности директора с 15 октября 2019 года на заместителя директора по правовым вопросам ФИО6 Отметки с указанием даты получения заявления и лица, его получившего, отсутствуют.

В исковом заявлении истец указывает, что указанное заявление 16 октября 2019 года он направил в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением.

Заявление получено Администрацией города Феодосии Республики Крым 18 октября 2019 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Евстратову В.А., суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования пункта 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения трудового договора с истцом Евстратовым В.А. - 09 февраля 2015 года и дополнительного соглашения к нему - 18 мая 2016 года), согласно которому помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 347-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации внесены следующие изменения: а) пункт 3 признать утратившим силу; б) дополнена частью второй следующего содержания: «Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть:

несоблюдение установленного в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;

иные основания, предусмотренные трудовым договором.».

Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» вступил в силу 04 июля 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения - 15 октября 2019 года), помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть иные основания, предусмотренные трудовым договором.

Решение собственника имущества предприятия о прекращении трудового договора с руководителем предприятия может быть проверено в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 11 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.

Статьей 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам [ государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 27 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Согласно статье 28 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие обязано хранить следующие документы:

учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке;

решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия;

документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия;

документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе;

внутренние документы унитарного предприятия;

положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия; решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия;

списки аффилированных лиц унитарного предприятия; аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля;

иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.

Унитарное предприятие хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте.

При ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что с момента принятия Администрацией города Феодосии Республики Крым распоряжения -р «О принятии решения о проведении ежегодной аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год» - 03 июня 2019 года и до окончания, установленного в данном распоряжении срока, для проведения аудиторской проверки - 01 октября 2019 года (почти четыре месяца) у истца, при должной степени заботливости и осмотрительности, имелась возможность провести аудиторскую проверку, в установленный в распоряжении срок.

Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым -р от 02 октября 2019 года «О внесении изменений в распоряжение от 03 июня 2019 года -р «О принятии решения о проведении аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год» внесены изменения в части сроков и периода аудиторской проверки для МУП «Школьный комбинат» и МУП «Городская аптека», на основании их обращений в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым; обращений от МУП «Ранок» о необходимости продления сроков исполнения распоряжения Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 июня 2019 года -р в Администрацию города Феодосии Республики Крым не поступало и в отношении МУП «Ранок» в распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 03 июня 2019 года -р «О принятии решения о проведении ежегодной аудиторской проверки МУП «Городская аптека», МУП «Школьный комбинат», МУП «Ранок» за 2018 год» изменений не вносилось.

Также суд исходил из отсутствия доказательств передачи Евстратовым В.А. инвентаризационных описей 05 августа 2019 года, и непринятия временной нетрудоспособности в качестве основания для освобождения от ответственности за неисполнение решений собственника имущества, также с учетом повторного продления сроков инвентаризации имущества и финансовых обязательств Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок», начиная с 08 июля 2019 года.

Пункт 3 статьи 278 ТК Российской Федерации утратил силу. Вместе с тем, в связи с этим, какие-либо изменения в трудовой договор сторонами не вносились.

Суд первой инстанции указал, что злоупотребление истцом правом выразилось в несвоевременном уведомлении истцом ответчика о временной нетрудоспособности, выраженном в направлении заявления о нахождении на больничном путем средств почтовой связи 16.10.2019, получении работодателем 18.10.2019, в связи с чем, имеются основания для отказа в удовлетворении иска с ссылкой на п. 2 ст. 10 ГК РФ.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку материалы дела не содержат доказательств извещения истцом работодателя о временной нетрудоспособности в день открытия листка нетрудоспособности либо доказательств принятия истцом мер к своевременному извещению.

Кроме того, материалы дела содержат акт от 15.10.2019, составленный в 12.10 – 12.30 (т. 1 л.д. 184) о том, что Евстратов В.А. с распоряжением Администрации города Феодосии «Об увольнении и исполнении обязанностей» от 15.10.2019 № 1084-л «О прекращении действия трудового договора» ознакомлен, ему вручено указанное распоряжение и трудовая книжка с записью об увольнении.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необеспечении директором муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» проведения в установленном порядке аудиторской проверки предприятия и неисполнением решений Администрации города Феодосии Республики Крым, законностью действий ответчика, связанных с прекращением трудового договора, подтвержденных относимыми и допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.

Однако, ссылаясь на то, что нахождение истца на лечении, по мнению суда, не имеет правого значения для рассмотрения спора по сути заявленных требований, поскольку трудовой договор прекращен 24 октября 2019 года, после окончания периода его нетрудоспособности, судом не приняты во внимание основополагающие принципы трудового законодательства, изложенные в Постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Обзорах и иных разъяснениях, которыми необходимо руководствоваться при разрешении споров.

Так, Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал о том, что Трудовой кодекс Российской Федерации не предоставляет работодателю право изменять дату увольнения работника, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя (определения от 10.01.2014 № 70-КГ13-7, от 16.05.2014 № 70-КГ14-2, от 22.09.2014 № 26-КГ14-38).

Как следует из распоряжения -л от 15.10.2019 года «О прекращении действия трудового договора», изданного и.о. Главы администрации города Феодосии, прекращено действие трудового договора заключенного 09.02.2015 с Евстратовым Владимиром Александровичем, директором муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Ранок» с 15 октября 2019 года по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым договором, в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, с выплатой Евстратову В.А. компенсации за неиспользованные дни ежегодного основного оплачиваемого отпуска (т. 1 л.д. 45).

Документов свидетельствующих о получении согласия истца на отмену данного распоряжения, издания приказа о приеме истца на работу Евстратова В.А. после 15.10.2019 года, либо заключения дополнительного соглашения к трудовому договору материалы дела не содержат.

Указанная правовая позиция, не учтена судом первой инстанции при решении вопроса о законности последующего распоряжения Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора».

Поскольку распоряжением -л от 15.10.2019 года «О прекращении действия трудового договора» в отношении истца уже прекращен трудовой договор, то по состоянию на 10.02.2020 года, трудовые отношения между истцом и ответчиком отсутствовали, соответственно по состоянию на указанную дату работодатель не вправе был издавать распоряжение -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора».

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Евстратова В.А. о признании незаконным и отмене распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора» подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Евстратова Владимира Александровича к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконным и отмене распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора» отменить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Феодосии Республики Крым от 10 февраля 2020 года -л «О внесении изменений в распоряжение от 15 октября 2019 года -л «О прекращении действия трудового договора».

В остальной части решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 августа 2020 года оставить без изменения.

Судьи: