НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 17.07.2018 № 33А-6278/18

Судья Гордиенко О.А. Дело №33а-6278/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть

17 июля 2018 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего Терентьевой Н.А., судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В., при секретаре Могильной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексагиной Тамары Ивановны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Екимову Р.Л., заинтересованное лицо – Администрация города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 января 2018 года, которым административный иск удовлетворен,

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Алексагина Т.И. обратилась в Центральный районный суд г.Симферополя с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Екимова Р.Л. №90/016/103/2017-4167 от 16 октября 2017 года; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество – торговый павильон, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что 14 февраля 2006 года между истцом и Симферопольским городским советом был заключен договор аренды земельного участка, площадью 0,0049 га, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства торгового павильона, который был возобновлен договором от 23 декабря 2015 года. Указанный земельный участок поставлен административным истцом на кадастровый учет, на вышеуказанном земельном участке возведен торговый павильон, который введен в эксплуатацию 14 мая 2013 года на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации. При этом, в осуществлении государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – торговый павильон, было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, что, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку истечение срока действия договора аренды земельного участка не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект недвижимости.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 января 2018 года административное исковое заявление Алексагиной Тамары Ивановны удовлетворено. Признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Екимова Р.Л. №90/016/103/2017-4167 от 16 октября 2017 года. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество – торговый павильон, кадастровый , расположенный по адресу: Республики Крым, <адрес>.

Дополнительным решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 мая 2018 года с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Алексагиной Тамары Ивановны взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей, уплаченная за подачу административного иска.

Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что ввиду отсутствия надлежащей государственной регистрации, право собственности истца на объект недвижимости не возникло, а представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации от 14 мая 2013 года не подтверждает наличие у административного истца ранее зарегистрированного права.

В судебное заседание Алексагина Т.И., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Екимов Р.Л., представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05 июля 2017 года АлексагинаТ.И., действуя через своего представителя, обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью регистрации права собственности на принадлежащий ей объект недвижимого имущества – торговый павильон, кадастровый , площадью 27,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Уведомлением от 17 июля 2017 года №90/016/103/2017-4167/11052 приостановлена государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> до 16 октября 2017 года в связи с не поступлением ответов на межведомственные запросы, направленные государственным регистратором, а также с указанием на то, что не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию права заявителя на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, подлежащий регистрации.

Уведомлением от 16 октября 2017 года №90/016/103/2017-4167 Алексагиной Т.И. отказано в осуществлении государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> отказано, в связи с не представлением документов, подтверждающих государственную регистрацию права заявителя на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, подлежащий регистрации.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленная административным истцом декларация соответствует требованиям законодательства, была зарегистрирована в установленном порядке, в связи с чем, в силу предписаний постановления Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 №264, является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объекты недвижимого имущества. Кроме того, суд пришел к выводу о необоснованности требования государственного регистратора о предоставлении на государственную регистрацию административным истцом дополнительных документов, а именно правоустанавливающих документов на земельный участок, поскольку административным истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие, что нежилое здание возведено на земельном участке, предоставленном муниципальным образованием в аренду для этих целей.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.

В пункте 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Пунктом 4 статьи 8 указанного Закона № 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объекты недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 39 Закона Украины «О градостроительной деятельности» (в редакции, действовавшей на момент регистрации декларации) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I-III категорий сложности, и объектов,
строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации органом государственного
архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации (часть 1).

Принятие решения о регистрации (возврата) декларации
о готовности объекта к эксплуатации, выдаче (отказе в выдаче)
сертификата осуществляется органами государственного
архитектурно-строительного контроля в течение десяти рабочих дней с
даты представление соответствующих документов (часть 4).

Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством
объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к
эксплуатации или выдачи сертификата (часть 5).

Зарегистрированная декларация о готовности объекта к
эксплуатации или сертификат является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для
его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии,
включения данных о таком объекте в государственную статистическую
отчетности и оформления права собственности на него.

На регистрацию прав на объект недвижимого имущества истцом были представлены: договор аренды земельного участка от 14 февраля 2006 года №929105; кадастровый паспорт здания от 29 марта 2016 года №90-02/2016-116307: кадастровый паспорт земельного участка от 29 марта 2016 года №90-02/2016-114957; декларация о готовности объекта к эксплуатации от 14 мая 2013 года; квитанция об оплате государственной пошлины.

Декларация о готовности объекта к эксплуатации – торгового павильона по адресу: <адрес> была утверждена Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля 14 мая 2013 года.

Из материалов дела следует, что 14 февраля 2006 года между Симферопольским городским советом (арендодателем) и физическим лицом-предпринимателем Алексагиной Тамарой Ивановной (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, на основании решения 35-й сессии 4 созыва Симферопольского городского совета от 23 декабря 2005 года №502 о передаче Алексагиной Т.И. земельного участка для строительства торгового павильона.

В соответствии с пунктом 3.1 указанного договора срок его действия был установлен до 23 декабря 2006 года (пункт 3.1 договора).

На основании решения 40 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета от 31 мая 2012 года № 424 договором от 20 декабря 2012 года вышеуказанный договор аренды земельного участка, площадью 0,0049 га, расположенного по адресу: <адрес>, возобновлен.

Договор аренды земельного участка в установленном порядке был зарегистрирован в Государственном реестре сделок.

Таким образом, на момент возведения объекта недвижимости право истца на земельный участок было подтверждено договором аренды земельного участка.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственным регистратором решение об отказе в государственной регистрации права на земельный участок принято без достаточных на то оснований, без установления всех имеющих правовое значение для государственной регистрации обстоятельств.

Применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства судебная коллегия считает, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушает права административного истца, в связи с чем, оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 октября 2017 года правомерно признано судом первой инстанции незаконным.

Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы о том, что декларация о готовности объекта к эксплуатации составлена на украинском языке, а согласно части 1 статьи 7 Закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости ведется на русском языке, являются несостоятельными.

В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества либо осуществляемых одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие реестровые дела.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.

В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 января 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: Л.А-В. Юсупова