НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 17.05.2017 № 33-4024/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело № 33-4024/2017 судья первой инстанции – Кагитина И.В.

докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2017 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи

Рогозина К.В.,

судей

Онищенко Т.С., Синани А.М.,

при секретаре

Гамуровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 27 декабря 2016 года обратился в суд с данным иском и просил:

признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости;

обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды: нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождение на учебных сборах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы в Симферопольском специализированном Управлении треста «Азовстальреконструкция» в должностях мастера участка, прораба и старшего и прораба с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

обязать ответчика назначить ему пенсию досрочную по старости со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 4-10/.

Заявленные требования истец обосновывал тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. При этом, в льготный стаж работы ответчиком не включены спорные периоды. С указанным решением истец не согласен, считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и не обоснованным. Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию составляет 12 лет 8 месяцев 15 дней. Решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости нарушает право истца на дальнейшее назначение ему пенсии по возрасту на льготных условиях по списку № 2.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года указанный иск удовлетворен частично / л.д. 89-95/.

Отменено решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.

На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право ФИО1 на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – повышение квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебные сборы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности мастера, прораба участка, старшего прораба на участке.

В удовлетворении остальных требований ФИО1 отказано.

Взыскано с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республике Крым в пользу ФИО1 государственная пошлина в размере 300 руб.

Не согласившись с данным решением суда, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 99-102/.

Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных сборах и отсутствия заработной платы, а также спорный период работы в должности прораба и старшего прораба включены в общий стаж работы истца, а в льготный стаж работы по Списку №2 спорные периоды не включены, поскольку право на назначение пенсии по старости по представленным документам не подтверждено. Специальный стаж работы истца по списку №2 составил 6 лет и 3 месяца, общий страховой стаж – более 30 лет, таким образом, право на назначение пенсии по старости, согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает при достижении возраста 58 лет – с 03 октября 2017 года. Действия Управления при выполнении функций по назначению и выплате пенсий совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законодательством обоснованно, с соблюдением принципа равенства перед законом.

Истцом предоставлены письменные возражения, в которых ФИО1 просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 117-122/.

Представитель ответчика – ФИО10 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Истец – ФИО1 в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» №13 от 19 июня 2012 года, суд апелляционной инстанции на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, не связывая себя доводами жалобы, представления.

Под интересами законности, исходя из смысла статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы жалобы, следует понимать необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного его рассмотрения, в целях й защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.

С учетом изложенного и в интересах законности представляется возможным и необходимым при рассмотрении апелляционной жалобы по данному делу выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, не указанные в доводах жалобы.

Как усматривается из материалов дела, истец – ФИО1 приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ мастером на Симферопольский участок СУ-117 треста «Азовстальреконструкция».

На основании приказа -К (пункт 4) от ДД.ММ.ГГГГ мастер Симферопольского участка СУ-117 треста «Азовстальреконструкция» ФИО1 был направлен на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Днепропетровский ИСИ, с оплатой согласно закону.

В соответствии с приказом (пункт 4) от ДД.ММ.ГГГГ, мастер Симферопольского участка СУ-117 треста «Азовстальреконструкция» ФИО1 согласно Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности» был призван на учебные сборы с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 20 дней, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведен прорабом на участок.

Приказом -к от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведен старшим прорабом на участок.

Приказом -а от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведен прорабом на участок.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен переводом в ОАО «Южстальмонтаж».

Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца.

Согласно архивным справкам, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно работал мастером, прорабом и страшим прорабом в Симферопольском специализированном Управлении треста «Азовстальреконструкция» и ему начислялась заработная плата: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В ведомостях на заработную плату отсутствуют начисления за периоды общей продолжительностью 1 год и 3 месяца (15 месяцев), а именно:

за ДД.ММ.ГГГГ года,

ДД.ММ.ГГГГ года,

ДД.ММ.ГГГГ года,

ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с историческими справками, приказом Минмонтажспецстроя УССР от 11 июня 1987 года №96 трест «Азовстальреконструкция» был переведен в г. Симферополь и переименован в трест «Крымстальреконструкция».

Приказом Минмонтажспецстроя УССР от 20 марта 1989 года №41 трест «Крымстальреконструкция» был переименован в трест «Южстальмонтаж» и ССУ-117 перешло в его ведение, а трест передан в подчинение Главного управления «Укрглавстальмонтаж».

С мая 1991 года трест «Южстальмонтаж» был передан в ведение Научно-производственного объединения (НПО) «Укрстальмонтаж».

На основании приказа Украинской государственной корпорации по выполнению монтажных и специальных строительных работ («Укрмонтажспецстрой» УССР) от 29 января 1992 года №18 трест «Южстальмонтаж» был преобразован в Арендный трест «Южстальмонтаж» Украинской государственной корпорации «Укрмонтажспецстрой» с 01 января 1992 года.

Согласно решению учредителей от 06 марта 1996 года Арендный трест «Южстальмонтаж» был преобразован в ОАО «Южстальмонтаж».

Приказом ОАО «Южстальмонтаж» от 20 марта 1996 года №35 все подведомственные организации треста переименованы в филиалы и ССУ-117 стал называться Филиал ССУ-117.

Приказом ОАО «Южстальмонтаж» от 10 августа 1998 года №107 Филиал ССУ-117 ликвидирован с 10 октября 1998 года.

По обращению должника – ОАО «Южстальмонтаж» решением Хозяйственного суда АР Крым была начата процедура банкротства санации должника и постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 14 февраля 2008 года ОАО «Южстальмонтаж» было признано банкротом, а постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 21 октября 2010 года исключено из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины и Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

ДД.ММ.ГГГГ истец – ФИО1 обратился с заявлением в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в виду отсутствия специального стажа.

Как следует из данного решения, ответчиком в льготный стаж работы истца по Списку№2 были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 16 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца и 18 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца и 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 7 месяцев и 16 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев), в связи с чем, специальный стаж работы ФИО1 составил 6 лет 3 месяца и 18 дней /л.д. 131/, однако ответчиком в специальный стаж истца засчитано 6 лет 3 месяца и 15 дней его работы в указанные периоды, но ФИО1 это не оспаривает.

При этом, ответчиком в льготный стаж истца по Списку№2 не было засчитано 6 лет 9 месяцев и 2 дня/л.д. 52, 132/, а именно не включены следующие периоды его работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 11 дней – период нахождения истца на курсах повышения квалификации);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней – период нахождения истца на учебных сборах согласно Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности»);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц в виду отсутствия начислений истцу в ведомостях на заработную плату);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 6 месяцев и 1 день – период работы истца в должностях мастера участка, прораба и старшего прораба, т.к. указанные должности не поименованы Списком №2, а документов, свидетельствующих о тождественности выполняемых работ должностным инструкциям производителя работ, не предоставлено).

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» №25 от 20 декабря 2005 года, период работы, подлежащей зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).

Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (далее – Закон 400-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Согласно статье 6 Закона 400-ФЗ, устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.

В силу статьи 8 Закона 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частями 2-4 статьи 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление №665).

Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления №665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» №10 от 26 января 1991 года (далее – Список №2 от 26 января 1991 года);

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» №1173 от 22 августа 1956 года – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список №2 от 22 августа 1956 года).

Таким образом, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 года, применению подлежит Список №2 от 26 января 1991 года, которым в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены должности производителя работ (прораба), мастера строительных и монтажных работ.

Для назначения досрочной пенсии необходимо доказать, что в установленный срок работа проходила в строительной организации или в организации, где структурно выделен строительный участок (отдел, цех), а в трудовой книжке достаточно записи «мастер», «прораб».

В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №367, предусмотрена профессия «производитель работ» («прораб») и «мастер участка».

Постановлением Министерства труда Российской Федерации №37 от 21 августа 1998 года утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, в пункте 1 «Должности руководителя» раздела І «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» указан производитель работ (прораб) с его должностными обязанностями и требованиями к квалификации.

Согласно пункту 7 данного постановления, применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Таким образом, должность старшего прораба предполагает выполнение работником, в том числе и обязанностей прораба.

Обязанности старшего прораба, как производной должности, определяются на основе базовой должности – производитель работ.

Также, в пункте 1 «Должности руководителя» раздела І «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих указан мастер участка с его должностными обязанностями и требованиями к квалификации.

Согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 787, обязанности прораба определены на основе базовой должности производителя работ. Списком №2 предусмотрены «производители работ».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №188 от 23 апреля 2008 года утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях», в подпункте 4.1 «Должности руководителей» пункта 4 «Строительство» Раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» которого также указан производитель работ (прораб) с его должностными обязанностями и квалификационными требованиями.

Из содержания указанных справочников следует, что прораб (сокращение от производителя работ) – должность руководителя среднего звена на стройке. Прораб осуществляет руководство строительством на своём участке. Прораб обеспечивает выполнение заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки, организует производство, обеспечивает соблюдение технологии производства, ведёт учёт выполненных работ, оформляет техническую документацию, участвует в сдаче объектов в эксплуатацию, устанавливает мастерам производственные задания по объемам строительно-монтажных и пусконаладочных работ, контролирует их выполнение. На должность производителя работ (прораба) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в строительстве на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу, что текстуально «производитель работ» наравне с «прорабом» дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, доводы жалобы в данной части отклоняются, как несостоятельные.

Представленные истцом документы достоверно подтверждают тождественность характера выполнения им работ мастера, характеру выполняемых работ по должности мастера строительно-монтажных работ, поскольку ФИО1 работал в одном и том же строительном предприятии, занятом строительством, выполнял одни и те же функциональные обязанности мастера строительно-монтажных работ.

Характер выполняемых истцом работ в качестве мастера на данном предприятии полностью соответствовал характеристике работы мастера строительных и монтажных работ.

При этом неполное указание наименования должности истца в трудовой книжке, как и отсутствие у истца возможности представить в связи с ликвидацией предприятия штатные расписания, должностные инструкции, характеристики рабочего места и иные документы, которые могли бы подтвердить его занятость в качестве мастера строительных и монтажных работ, не являются обстоятельствами, влияющими на реализацию им конституционного права на социальное обеспечение.

В пункте 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В силу пункта 3 Постановления №665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила №516).

Правилами №516 не предусмотрена возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, простоях, а так же периодов, за которые отсутствует начисление заработной платы.

При таких обстоятельствах, включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не подлежат периоды, за которые отсутствует начисление заработной платы, а именно: ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц), ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 месяца) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – 6 месяцев) ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ (всего 15 месяцев или 1 год и 3 месяца).

Таким образом, зачислению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, подлежит 5 лет 4 месяца и 1 день /л.д. 133/ за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях мастера, прораба и старшего прораба (6 лет 6 месяцев и 1 день за вычетом 1 года и 2 месяцев).

Суд первой инстанции в нарушение требований Правил №516 включил в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: август – ноябрь (с 01 августа по 30 ноября – 4 месяца) 1995 года, июль-декабрь (с 01 июля по 31 декабря – 6 месяцев) 1997 года март-июнь (с 01 марта по 30 июня – 4 месяца) 1998 года (всего 14 месяцев или 1 год и 2 месяца), за которые отсутствует начисление заработной платы.

С учетом изложенного, обжалуемое решение суда в указанной части подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с вышеприведенными расчетами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 11 дней) и на учебных сборах согласно Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней), действующим законодательством не предусмотрено, повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и оценки суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.

Так, в соответствии с пунктом 4 Правил №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Положениями статьи 112 Кодекса законом о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1985 год) предусматривалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Аналогичные положения были предусмотрены статьей 122 Кодекса законом о труде УССР от 10 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1985 год).

Также, статьей 111 Кодекса законом о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1986 год) устанавливалось, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Союза ССР и РСФСР эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, рабочим и служащим гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Рабочим и служащим, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных Законом СССР о всеобщей воинской обязанности, предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этим Законом

Аналогичные положения были предусмотрены статьей 119 Кодекса законом о труде УССР от 10 декабря 1971 года (в редакции, действовавшей по состоянию на 1986 год).

В соответствии с положениями Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», граждане освобождаются от работы в установленном порядке на время выполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, припиской к призывным участкам, призывом на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы, а также командирские занятия. За рабочими, служащими и колхозниками, привлекаемыми к выполнению указанных обязанностей, сохраняется средний заработок по месту их постоянной работы (статья 71).

За рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохраняется за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивается им по месту работы средний заработок.

Указанные лица не подлежат увольнению с работы со дня получения повестки о призыве до возвращения со сборов (командирских занятий), кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения или организации (статья 72).

С учетом изложенного, периоды нахождения истца, как на курсах повышения квалификации, так и на учебных сборах согласно Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности», являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд.

Факт начисления истцу заработный платы в указанные периоды его работы подтверждается архивными справками.

Таким образом, зачислению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, подлежат 2 месяца – периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц и 11 дней) и на учебных сборах согласно Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 дней).

При таких обстоятельствах, требования истца о включении указанных периодов являются законными и обоснованными, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно их удовлетворил, а доводы ответчика в данной части не согласуются с вышеприведенными нормами законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста полных 56 лет, специальный стаж его работы по Списку №2 составил 11 лет 9 месяцев и 16 дней (6 лет 3 месяца и 15 дней, которые засчитал ответчик, + 5 лет 6 месяцев и 1 день, которые ответчик обязан засчитать по решению суда), общий страховой стаж – более 30 лет.

Поскольку истец проработал на работах по Списку №2 более половины установленного срока, а именно 11 лет 9 месяцев и 16 дней, и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, а именно более 30 лет, то страховая пенсия, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ, подлежит назначению ему с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы (за 2 года и 6 месяцев такой работы – при достижении 59 летнего возраста, за 5 лет такой работы – при достижении 58 летнего возраста, за 7 лет и 6 месяцев такой работы – при достижении 57 летнего возраста, а при 10 годах такой работы – при достижении 56 летнего возраста).

Учитывая, что перечисленные периоды работы истца по Списку №2, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны ФИО1 для назначения досрочной пенсии на льготных условиях, с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы (соответственно за 10 лет такой работы – при достижении 56 летнего возраста), судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за ее назначением – ДД.ММ.ГГГГ.

Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, неправомерно отказал истцу в удовлетворении данного требования, в связи с чем, решение в данной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового о возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, с даты обращения за ее назначением – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда в части отмены решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости подлежит оставлению без изменений, поскольку выводы суда в данной части мотивированы, соответствуют вышеуказанным установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года изменить в части зачисления в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера, прораба участка и старшего прораба участка (абзац 3 резолютивной части решения суда), обязав Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, следующие периоды работы ФИО1 в должности мастера участка, прораба участка и старшего прораба участка: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ – всего 5 лет 4 месяца и 1 день (т.е. без учета периодов работы ФИО1 в указанных должностях, за которые отсутствует начисление заработной платы, общей продолжительностью 1 год и 2 месяца, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения.

Принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с даты обращения за ее назначением – ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2017 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи