НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 17.03.2022 № 33-1340/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1340/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Холкина А.И.

УИД 91RS0008-01-2021-001896-37

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи И.И. Мотиной

судей А.М. Синани, Т.И. Чистяковой

при секретаре М.С. Андрейченко

рассмотрела 17 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий, об установлении статуса ветерана боевых действий, о выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий,

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа от 20.02.2021 года в выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий–ФИО9, о признании ФИО9 ветераном боевых действий, о признании права истца на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, обязать ответчика выдать истцу удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

В обоснование требований ФИО2 указала, что является матерью ФИО9, которому в период службы в МЧС Украины было выдано удостоверение «Ветеран войны – участник боевых действий». После смерти сына истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о получении удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, однако ей было отказано в выдаче такого удостоверения.

Отказы мотивированы тем, что ФИО9 не относится к льготной категории ветеранов боевых действий, указанных в Федеральном законе «О ветеранах», удостоверение, выданное в соответствии с законодательством Украины является основанием для получения гражданами сохраненных мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а так же для получения выплат по обязательному социальному страхованию. Так же истцу было сообщено, что оформление статуса члена семьи умершего ветерана боевых действий по ранее действовавшему законодательству Украины на территории Республики Крым было возможно до 01.01.2015 года.

Полагая отказ ответчика незаконным и нарушающим права на получение мер социальной поддержки, ФИО1 обратилась с настоящим иском в суд.

Решением Джанкойского районного суда Республики ФИО3 от 14 сентября 2021 года иск ФИО2 удовлетворен. Суд признал незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Джанкойского района Республики Крым в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ФИО9, умершего 04.12.2014 года. Так же суд признал ФИО9 ветераном боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», признал право истца на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ФИО9 На Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Джанкойского района Республики Крым возложена обязанность по выдаче истцу ФИО2 удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ФИО9

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить вследствие нарушения судом норм материального права. Ссылается на то, что у них отсутствуют полномочия на принятие решения о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 14 января 2022 года при подготовке дела к слушанию, была произведена замена третьего лица ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым на правопреемника - ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

Судебная коллегия апелляционной инстанции, установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса, определением от 03 марта 2022 года привлекла к участию в деле в качестве соответчика – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

Истец ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика - Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель ответчика - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым - ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Главное управление МЧС России по Республике Крым – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представители третьих лиц - Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Администрация Джанкойского района Республики Крым в судебном заседании участия не принимали, были уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой " Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а именно в соответствий с Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О Пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Так, Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

К ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

В приложении к названному федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее также - Перечень).

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Судом установлено, что истец ФИО2 в октябре 2020 года обратилась в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий в связи с тем, что ее сын – ФИО6 проходил службу в МЧС, ГСЧС Украины, затем в МЧС России с 21.06.2010 года. В связи с неоднократным участием ФИО6 в проведении работ по обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны ему в соответствии с п.11 ст.6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социального статуса» был установлен статус «Ветеран войны - участник боевых действий», что подтверждается выпиской из Протокола №36 заседания Комиссии по вопросам, связанным с установлением статуса участника боевых действий лицам рядового и начальствующего состава МЧС Украины (л.д.51-51,59). В соответствии с установленным статусом ФИО9 было выдано удостоверение от 01.12.2012 года (л.д. 59).

Приказом ГСЧ Украины ФИО9 с 31.03.2014 года уволен со службы гражданской защиты в связи с приобретением гражданства иностранного государства, Приказом ГУ МЧС России по Республике Крым от 01.04.2014 года -нс был принят на службу инженером группы подводного разминирования и специальных водолазных работ отделения пиротехнических работ службы оперативного реагирования ФГКУ «Специальный морской отряд Главного Управления МЧС России по Республике ФИО3». Приказом Главного Управления МЧС России по Республике Крым от 09.12.2014 года -нс ФИО9 с 04.12.2014 года был уволен со службы и исключен из списков личного состава в связи со смертью (свидетельство о смерти серии 1-АЯ , выданное Керченским городским отделом записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики ФИО3) (л.д.21).

Ответчик Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, рассмотрев вышеуказанное заявление, направил заявителю письменный ответ, в котором истцу был разъяснен порядок обращения за удостоверением, указан перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче удостоверения, а также указан адрес территориального отдела Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, расположенный в <адрес>.

В декабре 2020 года ФИО2 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) члена семьи ветерана боевых действий, однако данное заявление не было принято, при этом письменный отказ не оформлялся, в устном порядке было разъяснено об отсутствии у ФИО2 права на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

В январе 2021 года ФИО2 обратилась в Джанкойскую межрайонную прокуратуру с заявлением о нарушениях законодательства должностными лицами Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым при приеме ее заявления о получении удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

При рассмотрении заявления ФИО2 прокуратурой было установлено, что в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым истец не обращалась (письменно или устно) с заявлением о получении удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника боевых действий, в ходе проверки не было установлено каких-либо нарушений в действиях должностных лиц.

Так же, в своем ответе от 12.02.2021 года прокуратура разъяснила ФИО2 о том, что в соответствии с Законом Республики Крым от 26.04.2018 года № 489-ЗРК/2018 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым в сфере социальной защиты», которым внесены изменения в пп. «г» п.2 ст.1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года № 34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым» прием документов, учет и выдача удостоверений отдельным категориям граждан осуществляется территориальным отделом управления организации предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, расположенном в г. Джанкой (л.д.22-23).

Далее, в январе 2021 года ФИО2 повторно обратилась в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с жалобой на незаконные действия Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым по отказу в принятии заявления о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

В своем ответе от 20.02.2021 года на вышеуказанное обращение истца, ответчик - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым указал правовые основания, порядок и условия выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Отказ в предоставлении ФИО2 удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий ответчик обосновал предоставлением неполного комплекта документов, что в соответствии с п.22 Административного регламента предоставления данной государственной услуги, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 01.04.2019 года является основанием для отказа в предоставлении услуги.

В частности, истцом при обращении в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым к заявлению не были приложены документы, предусмотренные п.п. 18, 19 вышеуказанного Административного регламента: о прохождении службы или участия в боевых действиях погибшим (умершим) ветераном боевых действий, пенсионное удостоверение или справка о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца, пенсионное удостоверение в отметкой вдова (мать, отец) погибшего воина.

Так же, со ссылкой на ответ из ФГКУ СМО МЧС России по Республике Крым от 12.12.2019 года, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым сделал вывод о том, что ФИО6 не относится к числу лиц, перечисленных в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» отнесенных к категории ветеранов боевых действий (л.д. 29-33).

Судебная коллегия считает данный отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 519, удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой " Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а именно в соответствий с Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О Пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Постановление Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», определяет порядок и условия прав и льгот установленных Федеральным законом «О ветеранах», согласно которому права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. № 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибших (умерших), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах») в порядке, установленном Административным регламентом предоставления данной государственной услуги, утвержденным приказом Министерства от 01.04.2019 № 160.

Документов о непосредственном участии ФИО9 в боевых действиях, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное время, в материалах дела не имеется. Так же не имеется доказательств о выдаче ФИО9 удостоверения «Ветеран боевых действий» в соответствии с законодательством Российской Федерации либо замены удостоверения «Ветеран войны - участник боевых действий», выданного в соответствии с законодательством Украины, на удостоверение «Ветеран боевых действий», установленного законодательством Российской Федерации.

Поскольку ФИО9 не выдавалось удостоверение "Ветеран боевых действий" и истцом не подтвержден факт непосредственного участия ФИО9 в боевых действиях, следовательно, отказ в предоставлении удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий является обоснованным.

Требование истца о признании ФИО9 ветераном боевых действий в связи с наличием у него удостоверения «Участник боевых действий», выданного уполномоченным органом иностранного государства (Украина) не подлежит удовлетворению, так как данные статусы не идентичны.

Как было указано ранее, ФИО9 01.11.2012 года в соответствии с п.11.ст.6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантий их социального обеспечения» было выдано удостоверение «Ветеран войны-участник боевых действий». Согласно данной норме Закона Украины участниками боевых действий признаются лица, которые в составе групп пиротехнических работ (групп разминирования) привлекались к непосредственному выполнению задач по разминированию (выявлению, обезвреживанию и уничтожению) взрывоопасных предметов на территории Украины, и лица, которые на минных тральщиках участвовали в тралении боевых мин в территориальных и нейтральных водах в военное и послевоенное время.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с данным Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правила определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года 1532, для замены подтверждающего документа представляется, в том числе, документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.

Замена документа обязывает уполномоченный орган по предоставлению мер социальной поддержки рассмотреть обращение на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.

Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года (часть 1 статьи 2).

Так, Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.

Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно пунктам 8, 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

К реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.

Из изложенного следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий Российской Федерации с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями. Для получения удостоверения ветерана боевых действий Российской Федерации, необходимо предоставить документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", то есть документ, подтверждающий непосредственное участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с участием в боевых действиях, выполнением боевых задач, ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.

Между тем документов о непосредственном участии ФИО9 в боевых действиях, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в материалах дела не имеется.

Наличие у ФИО9 удостоверения «Ветеран войны- участник боевых действий», выданного в соответствии с законом Украины не является основанием для выдачи ФИО2 удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, так как статус «участник боевых действий» и «ветеран боевых действий» не являются тождественными, основания установления таких статусов различны.

Требование ФИО2 о признании за ней права на получение удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий производно от наличия у ФИО9 статуса «Ветеран боевых действий», установленного Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В связи с отсутствием у ФИО9 такого статуса, у ФИО2 не возникает права на получение удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. Оснований для удовлетворения данного требования не имеется.

Рассматривая вышеуказанные требования к Департаменту труда и социальной защиты администрации Джанкойского района Республики Крым, судебная коллегия считает, что они заявлены к ненадлежащему ответчику по следующим основаниям.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым, утвержденному постановлением Coвета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 147 (с изменениями и дополнениями), Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенным к его ведению.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 01.04.2019 № 160 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, которым определены стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны^ участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В соответствии с п. 14 административного регламента № 160 государственная услуга предоставляется Министерством посредством Территориальных отделов по месту жительства заявителей в Республике Крым.

Данное решение принимается специально уполномоченной комиссией Министерства - Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с установлением статуса и выдачей соответствующих удостоверений Министерства, путем голосования большинством голосов.

Согласно Положению об отделе г.Джанкой, Джанкойского района, утвержденного Министром труда и социальной защиты Республики Крым, отдел является структурным подразделением управления по предоставлению мер социальной поддержки и контролю Департамента методологии, контроля и организации предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Республики Крым (п.1.2). Основными задачами отдела являются прием документов на установление статуса и оформление документов на право пользования мерами социальной поддержки отдельным категориям граждан по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в частности выдачи удостоверений членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий(п.3.1).

Из вышеизложенного следует, что полномочиями по принятию решения о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) члена семьи ветерана боевых действий обладает Министерство труда и социальной защиты Республики Крым. Территориальные отделы, являющиеся структурным подразделением Министерства, могут лишь принимать документы от граждан для получения удостоверения и направления их в Комиссию при Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым.

Из Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, утвержденного постановлением администрации Джанкойского района Республики Крым от 30.09.2019 года , следует, что Департамент подотчётен и подконтролен администрации Джанкойского района Республики Крым, заместителю главы администрации Джанкойского района и Министерству труда и социальной защиты Республики Крым. Данный Департамент является юридическим лицом, имущество является муниципальной собственностью, закреплено за Департаментом на праве оперативного управления.

Согласно п.10 Положения, Департамент не является уполномоченным органом по приему документов о выдачи удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Учитывая изложенное, поскольку федеральным и республиканским законодательством право на выдачу удостоверений члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий отнесено к исключительной компетенции Министерства труда и социальной защиты региона, исковые требования, заявленные ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 14 сентября 2021 года отменить и принять новое.

В удовлетворении требований ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий, об установлении статуса ветерана боевых действий, о выдаче удостоверения члена семьи ветерана боевых действий, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи А.М. Синани

Т.И. Чистякова