ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0003-01-2022-005420-28 №2-667/2023 №33-7542/2023 | Председательствующий судья первой инстанции | Федоренко Э.Р. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Любобратцевой Н.И., Морозко О.Р.,
при секретаре – Затонском М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решений незаконными, понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционным жалобам ФИО1 и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2022 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором с учетом принятых в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений просила признать незаконными решения пенсионного органа № от 15.08.2022 года и № от 15.11.2022 года об отказе в установлении ей страховой пенсии по старости; обязать включить в страховой стаж для исчисления страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.04.1995 по 01.01.2000 года, с 11.04.1993 по 31.08.1993 год; период отпуска по беременности и родам с 26.02.1990 по ДД.ММ.ГГГГ год; период отпуска по уходу за ребенком с 06.06.1990 по 10.04.1993 года; период учебы с 01.09.1983 по 22.07.1985 года; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением с 20.07.2022 года и произвести ее начисление с учетом вышеуказанных периодов; взыскать с ответчика в ее пользу государственную пошлину в размере 300 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец 20.07.2022г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № - ФЗ «О страховых пенсиях».
Решениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым № от 15.08.2022г. и № от 15.11.2022г. ФИО1 в назначении пенсии ранее достижения пенсионного возраста в соответствии с ч.1.2 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа 37 лет и не достижения общеустановленного возраста 58 лет.
При этом, пенсионным органом в страховой стаж не был учтен период работы истца с 01.04.1995 по 01.01.2000 – работа в Черноморском рекламно-информационном агентстве, поскольку запись в трудовой книжке истца о приеме на работу внесена с нарушением Инструкции №, утвержденной Минтруда Украины ль 29.07.1993г., а именно имеется исправление в дате издания приказа о приеме на работу не заверенное должным образом; также ответчиком исключены из подсчета страхового стажа периоды с 01.09.1983 по 22.07.1985 года - учеба в Среднем профессионально-техническом училище, с 26.02.1990 по 10.04.1993 года - отпуск по беременности и родам, с 06.06.1990 по 10.04.1993 года - отпуск без сохранения заработной платы, с 11.04.1993 по 31.08.1993 года - периоды, за которые у ответчика отсутствуют сведения о заработной плате.
С такими действиями пенсионного органа истец не согласна, ссылаясь на их незаконность.
В частности, указала, что ответчиком для проверки сведений трудовой книжки не были предприняты действия, направленные на истребование доказательств, подтверждающих работу истца в спорные периоды, как и не было не предложено ей самостоятельно запросить справки, подтверждающие трудовую деятельность и уплату страховых взносов в данные периоды.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от 15.08.2022 года, и решение № от 15.11.2022 года (принятого во изменение решения № от 15.08.2022 года) в части отказа в учете периодов работы и иной деятельности в страховой стаж; на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 01.04.1995 по 01.01.2000 года, с 11.04.1993 по 31.08.1993 года; период отпуска по беременности и родам: с 26.02.1990 по ДД.ММ.ГГГГ года; период отпуска по уходу за ребенком: с 06.06.1990 по 10.04.1993 года; период учебы: с 01.09.1983 по 22.07.1985 года; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ФИО1 и Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО2 поданы апелляционные жалобы.
ФИО1 в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить в неудовлетворенной части исковых требований; принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу в неудовлетворенной части исковых требований.
В частности, ФИО1 указывает, что исходя из положений п. 8 ст.13 ФЗ-400, учеба входит в трудовой и льготный стаж для назначения пенсии, если она осуществлялась до 2002 года. Под этим термином понимается получение знаний в средних и высших учебных заведениях.
Профессионально-техническое училище является учебным учреждением среднего профессионального образования.
До 1992 года пенсии назначались на основании постановления Совета министров СССР №590 от 03.08.1972, с 1992 до 2002— по закону о пенсиях №340-1 от 20.11.1990, в соответствии с которым, годы учебы входят в общий трудовой стаж, если гражданин получал образование в высших и средних специальных учебных заведениях.
Кроме того, указывает, что декретный отпуск по уходу за ребенком также входит в трудовой и льготный стаж для досрочной пенсии, если ребенок рожден до 6 октября 1992 года.
Так, дата рождения ребенка истца - ДД.ММ.ГГГГ г., то есть до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР.
В апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, поданной представителем ФИО2, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
Так, автор жалобы указывает, что согласно ст. 13 п.9 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 27.12.2018) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи (часть 9 введена Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Пенсионным органом установлено, что периодами, не подлежащими включению в страховой стаж ФИО1 являются периоды: с 01.04.1995 по 01.01.2000 — работа в Черноморском рекламном информационном агентстве, поскольку запись о приме внесена с нарушениями Инструкции № 58, утвержденной приказом Минтруда Украины от 29.07.1997г., а именно исправление в дате издания приказа о приеме не заверено должным образом; период с 21.06.2018 по 22.06.2018, 30.04.2019 - отпуск без сохранения заработной платы.
Кроме того, пенсионным органом указано, что в соответствии с п. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.
В частности, без применения положений части 8 статьи 11 указанного Закона, в расчёт страхового стажа включены периоды: с 01.09.1983 по 22.07.1985 - учеба в Среднем профессионально-техническом училище № 22; период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста полутора лет.
По предварительному расчету пенсионного органа, в целях установления права на пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ с учетом Приложения № 6, общий стаж составил 32 года 11 месяцев 9 дней.
По состоянию на дату обращения 20.07.2022г., в целях установления права на пенсию в соответствии ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховой стаж составил 31 год 18 дней, при необходимых 37 годах.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и допущенный к участию в деле в качестве ее представителя ФИО3 доводы апелляционной жалобы истца подержали, указывая на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Ответчик явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца и ее представителя, обозрев оригинал отказного выплатного дела ФИО1, приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.07.2022 года истец ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.38-41).
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Крым № от 15.08.2022 года истцу ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости. Как следует из содержания оспариваемого решения, из расчета страхового стажа исключены периоды: с 01.04.1995 по 01.01.2000 года - работа в Черноморском рекламно-информационном агентстве, поскольку запись о приеме внесена с нарушением Инструкции № 58, утвержденной приказом Минтруда Украины от 29.07.1993 года, а именно исправление в дате издания приказа о приеме на работу заверено не должным образом; с 21.06.2018 по 22.06.2018 года, 30.04.2019 года - отпуск без сохранения заработной платы (л.д.33).
По предварительному расчету, в целях установления права на пенсию в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ с учетом Приложения № 6 общий стаж по подсчету пенсионного органа составил 32 года 11 месяцев 9 дней.
В целях установления права на пенсию в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховой стаж составил 31 год 18 дней при необходимых 37 годах.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Крым № от 15.11.2022 года истцу ФИО1 также отказано в назначении страховой пенсии по старости (л.д.63).
Из расчета страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ пенсионным органом исключены периоды: с 01.09.1983 по 22.07.1985 года - учеба в Среднем профессионально-техническом училище № 22, с 26.02.1990 по 05.06.1996 года - отпуск по беременности и родам, с 06.06.1990 по 10.04.1993 года - отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, с 11.04.1993 по 31.08.1993 года - периоды, за которые отсутствуют сведения о заработной плате, с 01.04.1995 по 01.01.2000 года - работа в Черноморском рекламно- информационном агентстве, так как исправления в дате издания приказа о приеме на работу не заверены должным образом.
По состоянию на дату обращения 20.07.2022 года в целях установления права на пенсию в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховой стаж по подсчету пенсионного органа составил 27 лет 06 месяцев 13 дней при необходимых 37 годах.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части возложения обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 01.04.1995 по 01.01.2000 года, с 11.04.1993 по 31.08.1993 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности исходя из нижеследующего.
Пенсионным органом период работы ФИО1 с 01.04.1995 по 01.01.2000 – работа в Черноморском рекламно-информационном агентстве исключен из расчета страхового стажа, поскольку запись в трудовой книжке истца о приеме на работу внесена с нарушением Инструкции №58, утвержденной Минтруда Украины от 29.07.1993г., а именно имеется исправление в дате издания приказа о приеме на работу не заверенное должным образом.
Согласно данных паспорта гражданина Российской Федерации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, истец является гражданином Российской Федерации; место жительство истца зарегистрировано на территории Республики Крым с 26.11.1982г. (л.д. 12).
Согласно данных трудовой книжки серии БТ-Н №, заполненной 28.07.1985 года на имя ФИО1, следует, что 01.04.1995 года (пр. № от 01.04.1995 года) истец была принята на работу на должность сторожа в Черноморское рекламно-информационное агентство, 01.01.2000 года уволена по собственному желанию (пр. № от 01.01.2000 года) (л.д.7-11).
В дате издания приказа об увольнении имеется неоговоренное исправление в дате издания приказа (л.д. 8).
В судебном заседании суда первой инстанции была допрошена в качестве свидетеля ФИО4, которая показала, что она являлась директором Черноморского рекламно-информационного агентства, заверяла своей подписью руководителя записи о принятии и увольнении истца с работы, подтвердила период работы истца в данном предприятии (л.д. 123-127).
В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях, иную ответственность.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы истца в его страховой стаж, суд первой инстанции учел вышеприведенные положения действующего законодательства, то, что периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, а потому периоды работы истца, подлежат включению в трудовой/страховой стаж истца, поскольку подтверждены документально.
В силу ст.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, с подтверждением данных периодов документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
По смыслу указанной правовой нормы трудовая книжка, а также архивные и иные справки и документы о периодах работы и заработке считаются достаточными документальными данными, подтверждающими периоды работы на территории Украины и Республики Крым по 31.12.2014 года включительно.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и правильно применив к спорным периодам работы истца, приведенные выше нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о наличии оснований для учета в страховой стаж истца периодов работы с 01.04.1995 по 01.01.2000 года, с 11.04.1993 по 31.08.1993 года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовая книжка заполнена с нарушением Инструкции №58, утвержденной Минтруда Украины от 29.07.1993г., а именно имеется исправление в дате издания приказа о приеме на работу не заверенное должным образом и отсутствуют основания для включения в страховой стаж работы истца спорных периодов судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что само по себе неправильное либо неточное оформление трудовой книжки работодателем не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение, поскольку работник не может нести ответственность за правильность заполнения работодателем выдаваемых документов.
Записи в трудовой книжке истца последовательны, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приёма и увольнения, имеются ссылки на номера приказов, соответствующие печати и подписи должностных лиц.
При этом, работник не может нести ответственность за ненадлежащее оформление трудовой книжки как неблагоприятные последствия, связанные с надлежащим заполнением трудовой книжки в виде отказа в назначении страховой пенсии.
Наличие в трудовой книжке исправления в дате издания приказа о приеме на работу не заверенное должным образом, не может служить основанием для отказа в их учете данных периодов работы при назначении страховой пенсии по старости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж ФИО1 период учебы с 01.09.1983г. по 22.07.1985г., периоды отпуска по беременности и родам с 26.02.1990г. по 10.04.1990г., отпуска по уходу за ребенком с 06.06.1990г. по 10.04.1993г., суд первой инстанции исходил из того, что периоды обучения истца и нахождения истца в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет, подлежат включению в страховой стаж, исходя из положений подпункта «з» пункта 109 постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которым было предусмотрено включение в специальный стаж периодов обучения в профессионально-технических училищах, а также Федерального закона «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, ввиду нижеследующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы по призыву, учебы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 30.11.2021г. №2548-О, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 названного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях"), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13. Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявительницы. Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 3 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Таким образом, период учебы ФИО5 с 01.09.1983г. по 22.07.1985г., а также периоды отпуска по беременности и родам с 26.02.1990г. по 10.04.1990г., отпуска по уходу за ребенком с 06.06.1990г. по 10.04.1993г. не подлежат включению в страховой стаж для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Указанные выше судебной коллегией положения хотя и процитированы в решении суда, но при разрешении спора применены судом неправильно.
При этом, как усматривается из предварительного расчета стажа истца, а также следует из обжалуемого решения пенсионного органа об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости спорные периоды учтены ответчиком в общий трудовой стаж истца.
Указанные периоды в страховой стаж, который является отличным по своей правовой природе от общего трудового стажа, включению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, в связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, учеба, не относится к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, решение суда в части возложения обязанности на пенсионный орган включить в страховой стаж истца периоды учебы ФИО1 с 01.09.1983г. по 22.07.1985г., а также периоды отпуска по беременности и родам с 26.02.1990г. по 10.04.1990г., отпуска по уходу за ребенком с 06.06.1990г. по 10.04.1993г. подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии правовых оснований для включения спорных периодов учебы и отпуска по уходу за ребенком отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению в данном случае.
Доводы апелляционной жалобы истца в части несогласия с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на пенсионный орган назначить ей страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением с 20.07.2022 года в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее достижения пенсионного возраста, отклоняются судебной коллегией, поскольку исходя из положений вышеуказанных норм действующего законодательства, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 37 лет, что является недостаточным для назначения ФИО1 страховой пенсии по старости с 20.07.2022г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции по состоянию на дату обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В 2022 году возраст, с которого имели право на назначение страховой пенсии по старости женщины, составлял 56 лет 6 месяцев; необходимая продолжительность страхового стажа составляла 13 лет, величина ИПК – 23,4.
В соответствии с ч.1.2. ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно предварительного расчета пенсионного органа, предоставленного по запросу суда апелляционной инстанции, при условии включения спорных периодов истца, страховой стаж для определения права на пенсию ФИО1 в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" на дату обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии 22.07.2022г. составит 32 года 9 месяцев 16 дней, что менее требуемых 37 годах; соответственно право на пенсию ФИО1 в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не определяется.
Таким образом, исходя из положений ч.1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом суммирования периодов работы истца, включенных пенсионным органов страховой стаж в бесспорном порядке и включения спорных периодов, страховой стаж истца составит менее 37 лет, что является недостаточным для назначения истцу страховой пенсии с 22.07.2022г.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению в данном случае.
Доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания; решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам по делу подлежит отмене в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж ФИО1 период учебы с 01.09.1983г. по 22.07.1985г., периоды отпуска по беременности и родам с 26.02.1990г. по 10.04.1990г., отпуска по уходу за ребенком с 06.06.1990г. по 10.04.1993г. с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж ФИО1 период учебы с 01.09.1983г. по 22.07.1985г., периоды отпуска по беременности и родам с 26.02.1990г. по 10.04.1990г., отпуска по уходу за ребенком с 06.06.1990г. по 10.04.1993г. отменить, постановив в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
В остальной части решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.08.2023.
Председательствующий – Т.С. Готовкина
Судьи – Н.И. Любобратцева
О.Р. Морозко