НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 16.08.2016 № 33-6196/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Симферополь 16 августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кирюхиной М.А.

судей

Белоусовой В.В., Романовой Л.В.

при секретаре

Стрельцовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть 32012 в защиту интересов ФИО15 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», военному комиссару Республики Крым ФИО16 о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на пенсионное обеспечение, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июня 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор – войсковая часть 32012 в защиту интересов ФИО17 в мае 2016 г. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым»), военному комиссару Республики Крым ФИО18 в котором просил:

признать незаконным отказ военного комиссара Республики Крым ФИО19 в назначении и выплате пенсии ФИО20

признать за ФИО21. право на пенсионное обеспечение по месту жительства - <адрес>

обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» произвести ФИО22. выплату пенсии за выслугу лет в Вооруженных Силах Украины, с даты обращения - 09.07.2015.

Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой по обращению ФИО23. была проведена проверка соблюдения должностными лицами ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» требований законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

В ходе проведенной проверки установлено, что в период с 1971 г. по 1997 г. ФИО24 проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины в звании подполковника на должности начальника 2-го отделения призыва на военную службу военного комиссариата г. Казатин Винницкой области, Украина. Согласно пенсионному удостоверению, выданному 05.2.1997 Винницким военным комиссариатом, ФИО25. является ветераном военной службы с пенсионной категорией за выслугу лет.

После принятия Республики Крым в Российскую Федерацию на основании положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ и Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18.03.2014, на основании решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 19.09.2014, которым по заявлению ФИО26 был установлен юридический факт постоянного проживания на территории Республики Крым в г. Феодосия с 2004 года, в том числе по состоянию на 18.03.2014, ФИО28 получил гражданство Российской Федерации.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, выданного отделом УФМС России по Республике Крым в г. Феодосия 03.06.2015, ФИО29 является гражданином Российской Федерации.

09.07.2015 ФИО30 передал в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» пенсионное дело, в августе 2015 г. ФИО31. представлял дополнительные документы, однако листок убытия и подтверждение снятия с регистрационного учета в Украине представить не смог.

18.11.2015 ФИО32. получил ответ ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» об отказе в назначении пенсии, не согласившись с которым обратился в военную прокуратуру за оказанием помощи.

В судебном заседании суда первой инстанции военныйпрокурор, а также ФИО33, в интересах которого заявлен иск, поддержали исковые требования. Истец ФИО34. пояснил, что действительно не снят с регистрационного учета в г. Казатин Винницкой области, однако пенсионное дело было передано ответчику, выплата пенсии в Украине ему прекращена.

Представители ответчиков ФИО35 и ФИО36. в суде первой инстанции возражали против иска, ссылаясь на то, что регистрация места проживания в Украине дает возможность ФИО37. получать иные виды пенсии. Тогда как свое переселения в Российскую Федерацию ФИО38. не подтвердил документально, т.к. на регистрационный учет по месту жительства в Российской Федерации не встал.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июня 2016 года исковые требования военного прокурора – войсковая часть 32012 в интересах ФИО39. удовлетворены частично.

Суд своим решением признал отказ ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» в назначении и выплате пенсии ФИО40. с 09.12.2015 незаконным, за ФИО41 признано право на пенсионное обеспечение по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 с 09.12.2015.Также суд обязал ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» назначить и выплатить ФИО42. пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 с 09.12.2015. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Считая решение суда незаконным и необоснованным, представитель ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» ФИО43 подала апелляционную жалобу, ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, принятии нового – об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, в связи с чем суд пришел к ошибочному выводу, который не соответствует фактическим обстоятельствам дела,.

Апеллянт указывает, что нарушений действующего законодательства РФ в отношении ФИО44. не допускалось, ссылаясь на распоряжение начальника управления финансового обеспечения Министерства обороны по Ростовской области от 01.12.2014 №4/7109, согласно которого документальным подтверждением переселения военных пенсионеров в Российскую Федерацию является отметка в паспорте о снятии с регистрационного учёта в государстве прежнего места жительства и постановка на регистрационный учет по месту жительства в РФ, либо наличие других документов, уполномоченных органов, в том числе консульских служб.

В связи с тем, что истец зарегистрирован постоянно проживающим в Украине, не намерен отказываться от гражданства Украины и снимать с регистрационного учета, нормы Соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г., а также Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1 применению подлежать не могут.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Заслушав доклад судьи ФИО45., выслушав пояснения представителей ответчиков ФИО46. и ФИО47., поддержавших доводы жалобы; военного прокурора ФИО48., ФИО49., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлены такие фактические обстоятельства, которые подтверждены материалами дела.

В период с 1971 г. по 1997 г. ФИО50 проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины, окончил военную службу в звании подполковника. Согласно пенсионному удостоверению, выданному Винницким областным комиссариатом 05.02.1997, ФИО51 является ветераном военной службы с пенсионной категорией за выслугу лет (л.д.15-16).

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17.09.2014 установлен юридический факт постоянного проживания ФИО52 на территории Республики Крым в г. Феодосия с 2004 года, в т.ч. по состоянию на 18.03.2014. Решением суда установлено, что ФИО53 постоянно проживает по адресу <адрес> (л.д.23-25).

ФИО54. согласно паспорта гражданина Российской Федерации, выданного 03.06.2015, является гражданином Российской Федерации (л.д.8), при этом отсутствуют данные о регистрации места постоянного проживания. Согласно копии свидетельства о регистрации по месту пребывания №692 от 09.12.2015, ФИО55 зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> сроком на один год - с 09.12.2015 по 09.12.2016 (л.д. 9).

До 01.08.2015 состоял на учете органах Пенсионного фонда Украины по месту зарегистрированного места жительства (<адрес>) и как гражданин Украины получал пенсию в отделе пенсионного обеспечения военнослужащих Главного Управления Пенсионного фонда Украины в Винницкой области, что подтверждается аттестатом о снятии с учета в связи с изменением места жительства от 07.07.2015 №1721 (л.д.50).

09.07.2015 ФИО56. сдал в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» пенсионное дело.

Согласно ответа ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» от 23.09.2015 ФИО57. разъяснено, что документом, подтверждающим переселение военных пенсионеров в Российскую Федерацию является отметка в паспорте о снятии с регистрационного учета в государстве прежнего места проживания и регистрация учет по месту постоянного проживания в Российской Федерации (л.д.19). Аналогичный ответ дан ФИО58. 18.11.2015 (л.д.31).

Также из материалов дела следует, что согласно паспорта гражданина Украины ФИО59. имеет зарегистрированное место жительства в Украине - <адрес>, что признается ФИО60.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования военного прокурора, заявленного в защиту ФИО61, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчиков не имелось законных оснований для отказа в назначении и выплате ФИО62. пенсии за выслугу лет, а требования предоставить доказательства снятия с регистрационного учета в Украине, равно как и зарегистрированного места жительства в Российской Федерации суд признал незаконными.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что ФИО63. приобрел гражданство Российской Федерации на основании ст. 4 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имеет регистрацию места пребывания с 09.12.2015, в связи с чем на него распространяются положения Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 1 статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56).

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Статьей 64 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 данного закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.

В статье 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого в том числе являются Армения и Россия, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (часть 1 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств-участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

Как следует из искового заявления, пенсия ФИО64. была назначена в Украине и на основании его заявления с указанием о переезде в Российскую Федерацию на постоянное место жительства прекращена с 01.08.2015.

Однако судом было установлено, что являясь одновременно и гражданином Российской Федерации и гражданином Украины, где ФИО65. имеет регистрацию постоянного места жительства, не желает сниматься с регистрационного учета по личным соображениям.

Кроме того, суду не представлены доказательства, что по адресу <адрес>, по которому решением суда установлен факт постоянного проживания ФИО66 с 2004 г. по какой-либо причине невозможно зарегистрировать проживание при наличии имеющегося гражданства Российской Федерации.

Согласно ч.10 ст.56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества независимых государств, к категории которых относится ФИО67 осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие, и выплата пенсии производится по месту жительства пенсионера, а постоянное проживание ФИО68 на территории Российской Федерации не установлено, то действия ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» по отказу в назначении и выплате ФИО69. пенсии за выслугу лет в связи с необходимостью установления его постоянного места жительства являются правомерными, соответствующими положениям частей 1, 3 статьи 51, частей 1, 7, 10 статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в их истолковании во взаимосвязи с положениями статей 1, 6, 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. и статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 г.

Вывод же судов первой инстанций о том, что регистрация места пребывания гражданина Российской Федерации на территории РФ, а также зарегистрированное место жительства в Украине не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, сделан без учета приведенных выше положений международных правовых актов, а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

С учетом того, что военным комиссариатом Республики Крым обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных ФИО70. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что наличие регистрации постоянного проживания ФИО71. на территории другого государства влечет за собой возможность получения пенсии иного вида на территории Украины, ответчик правомерно отказал в назначении пенсии на территории Российской Федерации до установления его действительного постоянного места жительства.

Вместе с тем, ФИО72 не лишается права на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации при условии постоянного проживания в Российской Федерации, так как выплата ему пенсии в силу приведенных выше нормативных положений будет назначена в случае предоставления им в пенсионный орган заявления и документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для отказа в назначении и выплате пенсии.

Ссылку истца на постановление Конституционного Суда РФ от 06.11.2013 N 23-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.А. Федина" в свете ч.2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в данном случае судебная коллегия считает не применимой по той причине, что истец ФИО73 осуществил переезд с территории Украины, а не внутри Российской Федерации.

Таким образом, выводы суда об отсутствии у ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» законных оснований для принятия решения об отказе в назначении и выплате пенсии ФИО74., а следовательно, и о наличии оснований для возложения обязанности назначить и выплатить ФИО75 пенсию за выслугу лет основаны на неправильном применении и толковании судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что в силу ст.330 ч.1 п.4 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и принятии нового – об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. ст. 327-329, 330 ч.1 п.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июня 2016 года отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований военного прокурора – войсковая часть 32012, заявленного в защиту интересов ФИО76, к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», военному комиссару Республики Крым ФИО77. о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на пенсионное обеспечение, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать полностью.

Председательствующий: Кирюхина М.А.

Судьи: Белоусова В.В.

Романова Л.В.