ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2019 г. по делу № 33-6909/2019
Судья в 1-й инстанции А.И. Галимов
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
судей | М.В. Рошка |
Н.С. Хмарук | |
при секретаре судебного заседания | Д.Н. Побережной |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Даниленко Елены Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 мая 2019 года, которым исковые требования удовлетворены,-
у с т а н о в и л а:
08 февраля 2019 года Даниленко Елена Васильевна обратилась с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) (листы дела 2-5), в котором просила суд:
признать решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 27 ноября 2018 № 826129/18 незаконным;
обязать ответчика включить Даниленко Елене Васильевне в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 01.08.1984 года по 51.12.2014 года в должности педагога теоретических дисциплин, с 12.01.2015 года по 22.11.2018 года в должности преподавателя теоретических дисциплин и фортепиано, концертмейстера Первомайской детской музыкальной школы;
обязать ответчика назначить Даниленко Елене Васильевне, трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за её назначением – 22.11.2018 года
Уточнив иск 13 марта 2019 года (лист дела 134), истец просила суд:
обязать ответчика, назначить Даниленко Елене Васильевне, досрочную трудовую пенсию по выслуге лет с момента первоначального обращения – с 08 апреля 2015 года;
взыскать с ответчика с ответчика моральный ущерб 10 000,00 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 27 ноября 2018 года № 826129/18 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях № 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа. С данным решением истица не согласилась, указывая в иске на то, что ответчик необоснованно не включил в специальный трудовой стаж период работы: с 01 августа 1984 года по 31 декабря 2014 года в должности педагога теоретических дисциплин в Первомайской детской музыкальной школе; с 12 января 2015 года по 22 ноября 2018 года в должности преподавателя теоретических дисциплин в Первомайской детской музыкальной школе. Обращаясь с иском, истец полагала, что поскольку её специальный стаж составляет более 34 лет, вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тем, что подсчёт специального педагогического стажа за вышеуказанные периоды должен вестись по нормам действовавшего на тот период законодательства Украины, то есть в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года № 909, которым утвержден перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет. Вышеуказанным постановлением было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года принят отказ истца Даниленко Елены Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонд. Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) в части взыскания морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Производство по делу в этой части прекращено.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 мая 2019 года исковые требования Даниленко Елены Васильевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости – удовлетворены.
Признано решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) и Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе (без образования юридического лица) Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 14 июля 2015 года № 155489/15, от 27 ноября 2018 года № 826129/18 об отказе в назначении Даниленко Елене Васильевне досрочное страховой пенсии по старости незаконным.
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Даниленко Елене Васильевне, <данные изъяты> года рождения, период работы с 01 августа 1984 года по 31 декабря 2014 года (без учета периодов нахождения в дородовом декретном отпуске с 08 октября 1986 года до 25 ноября 1986 года, в послеродовом декретном отпуске с 25 ноября 1986 года до 20 января 1987 года) в должности педагога теоретических дисциплин в Первомайской детской музыкальной школе, который дает право на досрочное назначение пенсии.
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Даниленко Елене Васильевне, <данные изъяты> года рождении, период работы с 12 апреля 2015 года по 22 ноября 2018 года в должности преподавателя теоретических дисциплин и фортепиано, концертмейстера в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении культуры, дополнительного образования детей «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым», который дает право на досрочное назначение пенсии.
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Даниленко Елене Васильевне, <данные изъяты> года рождения, периоды нахождения в дородовом декретном отпуске, в послеродовом декретном отпуске с 08 октября 1986 года до 25 ноября 1986 года, с 25 ноября 1986 года до 20 января 1987 года, которые дают право на досрочное назначение пенсии.
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) назначить Даниленко Елене Васильевне досрочно страховую пенсию по старости с 08 апреля 2015 года.
Не согласившись с таким решением суда, 04 июня 2019 года Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Доводы жалобы заключаются в том, что, определить и включить для исчисления стажа работы дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей период с 01.08.1984 года по 31.12.2014 года в должности «педагог теоретических дисциплин» Первомайской детской музыкальной школы, не представляется возможным, поскольку учреждение «Первомайская детская музыкальная школа» не относится к учреждению основного и дополнительного образования. Кроме того, отсутствует уплата работодателем страховых взносов.
На апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) Даниленко Е.В. принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Даниленко Е.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От представителя ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснение истца, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 от 16.07.2014 года исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, работа в должностях указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 год в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 08 апреля 2015 года истец Даниленко Е.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (листы дела 34-35).
Решениями Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) от 14 июля 2015 года № 1554/15 и от 27 ноября 2018 года № 826129/18 Даниленко Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа (листы дела 8-9, 24-26).
Как следует из статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Из материалов дела следует, что Даниленко Елена Васильевна<данные изъяты> года рождения, с 01 августа 1984 года по 31 декабря 2014 года работала в должности педагога теоретических дисциплин в Первомайской детской музыкальной школе (с 23 февраля 1996 года исполком Первомайского районного совета депутатов и созданные им управления и отделы, в том числе и отдел культуры, ликвидирован и образована Первомайская районная государственная администрация, структурным подразделением которой является отдел культуры, в оперативном подчинении которого находилась Первомайская детская музыкальная школа; с 23 октября 2014 года отдел культуры Первомайской районной государственной администрации и учреждения находящиеся в его оперативном подчинении ликвидированы; с 12 декабря 2014 года учрежден отдел культуры, межнациональных отношений Администрации Первомайского района Республики Крым); с 12 января 2015 года по 22 ноября 2018 года (день подачи заявления о назначении досрочной пенсии) Даниленко Е.В. работала в должности преподавателя теоретических дисциплин и фортепиано, концертмейстера в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении культуры, дополнительного образования детей «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым».
Осуществление педагогической деятельности подтверждено истцом записями в трудовой книжке БТ-II № 0560050 от 01 августа 1984 года (листы дела 10-11, 43-46), архивной справкой с места работы (листы дела 48, 133); архивной справкой о ликвидации и создании музыкальной школы (листы дела 49, 132); справкой, уточняющей особый характер работы (листы дела 50, 67-68); справкой о заработной плате (лист дела 55); приказом о принятии Даниленко Е.В. на работу (лист дела 130); приказами (листы дела 144-148).
Из справки, уточняющей особый характер работы от 20 мая 2015 года № 29 и 21 ноября 2018 года № 70 (листы дела 50, 67-68), усматривается, что истица в спорный период работала в должности педагога теоретических дисциплин в Первомайской детской музыкальной школе на полную ставку (с 23 февраля 1996 году исполком Первомайского районного совета депутатов и созданные им управления и отделы, в том числе и отдел культуры, ликвидирован и образована Первомайская районная государственная администрация, структурным подразделением которой является отдел культуры, в оперативном подчинении которого находилась Первомайская детская музыкальная школа; с 23 октября 2014 года отдел культуры Первомайской районной государственной администрации и учреждения находящиеся в его оперативном подчинении ликвидированы; с 12 декабря 2014 года учрежден отдел культуры, межнациональных отношений Администрации Первомайского района Республики Крым), в должности преподавателя теоретических дисциплин и фортепиано, концертмейстера в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении культуры, дополнительного образования детей «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым» на полную ставку с выполнением нормы рабочего времени, а именно: 01 августа 1984 года по 31 декабря 2014 года, с 12 января 2015 года по 22 ноября 2018 года. Данные сведения отражены в вышеуказанной справке, доказательств обратного со стороны ответчика, в нарушении статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Следовательно, имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают работу истицы в должности педагога, предполагающей особый характер работы, занятие ею общеобразовательной деятельностью с детьми с выполнением нормы рабочего времени, дающее ей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая требования истицы о включении периодов работы с 01 августа 1984 года по 31 декабря 2014 года – работа в должности педагога теоретических дисциплин в Первомайской детской музыкальной школе (с 23 февраля 1996 году исполком Первомайского районного совета депутатов и созданные им управления и отделы, в том числе и отдел культуры, ликвидирован и образована Первомайская районная государственная администрация, структурным подразделением которой является отдел культуры, в оперативном подчинении которого находилась Первомайская детская музыкальная школа; с 23 октября 2014 года отдел культуры Первомайской районной государственной администрации и учреждения находящиеся в его оперативном подчинении ликвидированы; с 12 декабря 2014 года учрежден отдел культуры, межнациональных отношений Администрации Первомайского района Республики Крым), с 12 января 2015 года по 22 ноября 2018 года (день подачи заявления о назначении досрочной пенсии) – работа в должности преподавателя теоретических дисциплин и фортепиано, концертмейстера в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении культуры, дополнительного образования детей «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым» (без учета периодов нахождения в дородовом декретном отпуске с 08 октября 1986 года до 25 ноября 1986 года, в послеродовом декретном отпуске с 25 ноября 1986 года до 20 января 1987 года) суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что организация Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым» является образовательным учреждением и соответственно, выполняет те же пункции, что и общеобразовательная школа. Следовательно, отсутствие в Списке такого учреждения не может служить основанием для отказа во включение в выслугу лет указанных периодов. Пенсия назначается в связи с конкретной работой педагога, воспитателя, а не в зависимости от правового статуса учреждения.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны в том числе, на том, что из Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым» следует, что основными задачами Учреждения являются удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, качественное оказание образовательных услуг в области дополнительного образования детей... Основными видами деятельности Учреждения является образовательная деятельность... (п. 2.4, 2.6 Устава). Согласно лицензии от 07 апреля 2017 года № 0982 Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Первомайская детская музыкальная школа Первомайского района Республики Крым» предоставлено право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии. Из приложения № 1 к лицензии следует, что Учреждение оказывает дополнительное образование (листы дела 121-122).
На основании изложенного выше, коллегия судей не может согласиться с доводом ответчика о том, что Первомайская детская музыкальная школа Первомайского районного совета Автономной Республики Крым не относилась к учреждениям дополнительного образования, лишь потому, что являлась структурным подразделением отдела культуры Первомайской государственной администрации АР Крым.
Также судом первой инстанции уставлен факт нахождения Даниленко Е.В. в дородовом декретном отпуске и в послеродовом декретном отпуске, что подтверждается: справкой уточняющей особый характер работы № 29 от 20 мая 2018 года, справкой с места работы, приказами от 06 октября 1986 года № 43, 24 ноября 1986 года № 48, от 12 января 1987 года № 7 (листы дела 50, 133, 145-147).
Ответчиком данный факт не оспорен.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж период нахождения истицы в дородовом декретном отпуске с 08 октября 1986 года до 25 ноября 1986 года, в послеродовом декретном отпуске с 25 ноября 1986 года до 20 января 1987 года суд первой инстанции исходил из особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений, указав, что применение законодательства Украины, действовавшего в период указанного отпуска, не противоречит законодательству Российской Федерации. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 181 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в период предоставления истице отпусков по уходу за ребенком, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части 3 и 6 статьи 179 настоящего Кодекса) засчитывался как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
На основании изложенного, суд первой инстанции счёл требования истицы о включении в специальный педагогический стаж периодов нахождения в дородовом декретном отпуске и в послеродовом декретном отпуске подлежащими удовлетворению.
Апелляционная жалоба ответчика правовых доводов к отмене решения суда в указанной части не содержит.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
Учитывая, что по состоянию на 08 апреля 2015 года, с учетом спорных периодов работы, педагогический стаж истицы составил более 25 лет, следовательно, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что у истицы возникло право на назначение досрочной пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, с даты первоначального обращения заявителя с заявлением о назначении досрочной пенсии, то есть с 08 апреля 2015 года.
Одновременно, коллегия судей полагает необходимым указать, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан сам определить, из какого правоотношения спор возник и какие нормы подлежат применению.
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Учитывая приведенные выше разъяснения, суд первой инстанции, разрешая спор и обязывая пенсионный орган назначить истице пенсию с 08 апреля 2015 года, правомерно признал незаконными, в том числе, и решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) и Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе (без образования юридического лица) Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 14 июля 2015 года № 155489/15 об отказе в назначении Даниленко Елене Васильевне досрочное страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание изложенное выше, вопреки доводам апелляционной жалобы, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные требования Даниленко Е.В. являются законными и подлежащими удовлетворению.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в спорный период трудового стажа истца, якобы отсутствовала уплата работодателем страховых взносов отклоняется коллегией судей как несостоятельный. Так, принимая во внимание положения статьи 55 Конституции Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
о п р е д е л и л а:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий судья | И.А. Харченко |
Судьи | М.В. Рошка Н.С. Хмарук |