Судья Цветков А.Я. Дело № 33а-3646/2022
(№ 2а-1522/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 16 мая 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кагитиной И.В. и Павловского Е.Г.,
при секретаре Погосян А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Громадского Андрея Леонидовича к Отделению судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее – ОСП по Ленинскому району УФССП России по Республике Крым), судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району УФССП России по Республике Крым Дубовой А.Н., УФССП России по Республике Крым о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Дубовой А.Н. от 13 августа 2021 г. о расчёте задолженности,
по апелляционной жалобе Громадского Андрея Леонидовича на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Кошенко А.Ф., административного ответчика судебного пристава-исполнителя Дубовой А.Н., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
5 июня 2019 г. Мировым судьёй судебного участка № 61 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым выдан исполнительный лист серии №, о взыскании с Громадского А.Л. в пользу Громадской О.А. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 части от заработка (дохода) ежемесячно, начиная с 22 марта 2019 г. и до совершеннолетия ребёнка.
10 июля 2019 г. постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП России по Республике Крым Дубовой А.Н. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП России по Республике Крым Дубовой А.Н. от 13 августа 2021 г. должнику прозведён перерасчёт задолженности по алиментам за период с 22 марта 2019 г. по 30 ноября 2019 г., в соответствии с налоговой декларацией по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год, и определена задолженность в размере 338051,11 руб.
Полагая, что расчёт задолженности по алиментам, определённый вышеуказанным постановлением существенно нарушает его права, Громадский А.Л. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя требования тем, что доход, исчисленный на основании налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год не является базой для исчисления размера алиментов, поскольку 1 декабря 2019 г. между административным истцом и его отцом, Громадским Л.В. было заключено соглашение о создании крестьянско-фермерского хозяйства, в котором стороны установили, что Громадский А.Л. получает ежемесячное фиксированное денежное отчисление, эквивалентное минимальной оплате труда в Республике Крым, которое и должно быть основанием для исчисления размера алиментов.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Республике Крым, в качестве заинтересованных лиц – Громадская О.А., Громадский Л.В.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Громадского А.Л. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Громадским А.Л. ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована не принятием во внимание, что в декабре 2019 года, т.е. после подписания вышеуказанного соглашения, на счёт фермерского хозяйства от Индивидуального предпринимателей Каширина и Березницкого поступили денежные средства в общем размере 357000,00 руб., и соответственно, на них распространяются условия данного соглашения. При расчёте задолженности по алиментам в качестве доходов учтены денежные средства в общем размере 1330000,00 руб., которые были получены до 22 марта 2019 г., в связи с чем данная сумма, по мнению подателя апелляционной жалобы, не могла быть учтена в качестве его дохода при вынесении оспариваемого постановления от 13 августа 2021 г. о расчёте задолженности по алиментам. Кроме того, судебным приставом-исполнителем не учтены расходы должника за период до 1 декабря 2019 г. в общем размере 4695583,00 руб. Административным ответчиком и судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что понятие дохода, которое употребляется в налоговом законодательстве Российской Федерации и понятие дохода в понимании средств, из которых лицо обязано оплачивать алименты, являются разными. При расчёте задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель не запросил у должника сведения о доходах и расходах, не принял во внимание данные банковского счёта, в связи с чем, по мнению подателя апелляционной жалобы, приведённые обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления от 13 августа 2021 г. о расчёте задолженности по алиментам.
В судебном заседании представитель Громадского А.Л. – Кошенко А.Ф. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебный пристав-исполнитель Дубовая А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От заинтересованного лица Громадской О.А. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело в её отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Статьёй 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое постановление по своей форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, расчёт задолженности по алиментам произведён на основании налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год. Из материалов административного дела и исполнительного производства следует, что административный истец начал получать доход в виде ежемесячного фиксированного денежного отчисления, эквивалентного минимальной оплате труда в Республике Крым только с момента заключения 1 декабря 2019 г. соглашения о создании крестьянско-фермерского хозяйства, а до этого момента базой исчисления дохода должника с целью уплаты алиментов, был доход, полученный Громадским А.Л. как индивидуальным предпринимателем – главой крестьянско-фермерского хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Согласно пункту 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 названного Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В силу части 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
На момент вынесения оспариваемого постановления, перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, был утверждён Правительством Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841, и предусматривал, что удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подпункт «з» пункта 2) (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 11).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 703н, Министерства финансов Российской Федерации N 112н, Министерства образования и науки РФ N 1294 от 29 ноября 2013 г. «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841» установлен перечень документов, подтверждающих доходы индивидуальных предпринимателей и понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 Перечня к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся: для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.
К документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено статьей 346.24 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пп. 3 п. 3 Перечня).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно статье 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Статьёй 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков вести учёт доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н утверждены формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядки их заполнения.
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.4, п. 1.5 Порядка заполнения книги учета доходов организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога. Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов. Книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована.
Кроме того, порядок расчета задолженности по уплате алиментов должников - индивидуальных предпринимателей определён в пункте 5.4 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 30 ноября 2016 г. N 0001/14 (далее - Методические рекомендации).
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 июля 2010 г. N 17-П, расчёт алиментов (задолженности) рекомендуется судебному приставу-исполнителю производить с учётом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
Согласно п. 5.4 Методических рекомендаций при расчёте размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника налоговую декларацию (форма N 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕСХН либо упрощенную систему налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника книгу доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доход», судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.
При этом, во всех указанных случаях порядка расчёта размера алиментов (задолженности) для должника-индивидуального предпринимателя, судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Поскольку бремя доказывания необходимости и обоснованности заявленных расходов лежит на самом плательщике алиментов, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут использовать в их подтверждение книгу учета доходов и расходов, которую они ведут для целей исчисления налоговой базы по налогу и форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации), а те из них, кто избрал в качестве объекта налогообложения только доходы (без вычета расходов) и, следовательно, по смыслу налогового законодательства; вправе не вести учет расходов, могут использовать предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» первичные учетные документы которыми подтверждаются понесенные ими расходы, для учета при определении размера доходов, из которого подлежат удержанию алименты на несовершеннолетних детей.
При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника-индивидуального предпринимателя, в случае увеличения его дохода, размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчёту.
Из оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от 13 августа 2021 г. следует, что произведён перерасчёт задолженности Громадского А.Л. по алиментам (за период с 22 марта 2019 г. по 30 ноября 2019 г.) в соответствии с налоговой декларацией по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год, с учётом доходов и расходов должника, а также осуществлённых им выплат, что в целом соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о не принятии судебным приставом-исполнителем во внимание данных банковского счёта должника, а также о том, что им не были запрошены у должника сведения о доходах и расходах, не учтены все суммы уплаченных административным истцом алиментов за период с марта по ноябрь 2019 г., судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно материалам административного дела и исполнительного производства, административный истец начал получать доход в виде ежемесячного фиксированного денежного отчисления, эквивалентного минимальной оплате труда в Республике Крым лишь с момента заключения 1 декабря 2019 г. соглашения о создании крестьянско-фермерского хозяйства, а до этого момента базой исчисления дохода должника с целью уплаты алиментов, был доход, полученный Громадским А.Л. как индивидуальным предпринимателем – главой крестьянско-фермерского хозяйства.
Каких-либо документов, свидетельствующих о том, что крестьянско-фермерское хозяйство было создано и работало с момента образования в 2016 году и до момент заключения вышеуказанного соглашения с участием иных членов семьи должника, материалы административного дела не содержат и Громадским А.Л. не представлено.
В связи с чем, доводы подателя апелляционной жалобы о поступлении на счёт фермерского хозяйства денежные средств в общем размере 357000,00 руб. после заключения соглашения от 1 декабря 2019 г., не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от 13 августа 2021 г. о расчёте задолженности по алиментам, как и доводы о необоснованности учёта денежных средств в общем размере 1330000,00 руб., которые были получены до 22 марта 2019 г.
Вышеуказанное постановление по своей форме содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листва производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения. Судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления не допущено нарушения норм Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», положений Семейного кодекса Российской Федерации, а также прав должника.
Остальные доводы Громадского А.Л., указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2021 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Громадского Андрея Леонидовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи И.В. Кагитина
Е.Г. Павловский
<данные изъяты>