НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 16.03.2022 № 33-2503/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Любобратцевой Н.И.,

судей

Курской А.Г.,Готовкиной Т.С.,

при секретаре

Калиниченко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску П.Р.А. к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу о взыскании недоплаченных сумм при увольнении, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2021 года,

У С Т А Н О В И Л А :

02 июля 2021 года П.Р.А. обратился в суд с иском к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу о взыскании задолженности по выплате не в полном объеме компенсации в размере 29 911,58 руб., процентов за несвоевременную выплату задолженности в размере 888,38 руб., а также 25000 руб. в счет компенсации морального вреда мотивируя свои требования тем, что работал у ответчика и был уволен в связи с сокращением его должности федерального государственного гражданского служащего. При окончательном расчете ответчиком не в полном размере были выплачены компенсация четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный отпуск, чем истцу причинены моральные страдания.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2021 года исковые требования П.Р.А. удовлетворены частично. С Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу в пользу П.Р.А. взыскана задолженность по компенсации четырехмесячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 29 911,58 руб., компенсация за нарушение сроков выплаты в размере 888,38 руб., компенсация морального вреда в размере 2 000 руб., а всего 32 799,96 руб. С Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу взыскана госпошлина 1183,97 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с таким решением суда, 10 января 2022 года от Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу поступила апелляционная жалоба (сдана в отделение почтовой связи 30 декабря 2021 года), в которой заявитель просит отменить обжалуемое судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований П.Р.А. в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что выплаты материального стимулирования не включаются в расчет и не являются гарантированной обязательной выплатой государственному служащему. Средства материального стимулирования учитываются в составе денежного содержания только при выплате их в виде премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Ответчиком расчет выплат истцу при увольнении произведен правильно, согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилам начисления денежного содержания федеральных государственных служащих. Кроме того, решением суда первой инстанции необоснованно взыскана государственная пошлина, поскольку Управление Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу освобождено от уплаты государственной пошлины как орган исполнительной власти. Апеллянт также считает, что основания для возмещения истцу морального вреда отсутствуют.

П.Р.А. поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых ссылаясь на объективность и непосредственность исследования всех имеющихся в деле доказательств, заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Решение суда в части взыскания компенсации морального вреда в меньшем размере, чем заявлено в иске, истцом не обжаловано.

Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением должности и за неиспользованный отпуск. Взыскивая компенсацию морального вреда, суд, учитывая, что факт нарушения ответчиком трудовых прав истца в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение, исходил из обстоятельств дела и с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, взыскал с ответчика в пользу П.Р.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.

Из материалов дела следует, что приказом Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу -лс от ДД.ММ.ГГГГП.Р.А. назначен <данные изъяты> (л.д.48).

Приказом Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу -к от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, П.Р.А. уволен ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> в связи с сокращением должности государственной гражданской службы по пункту 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарный дней за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).

При увольнении П.Р.А. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 109 569,68 руб., исчисленной исходя из денежного содержания истца в размере 27392,42 руб. в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, а также компенсация отпуска за 22 календарных дня в сумме 18 898,22 руб., исчисленная исходя из денежного содержания истца в размере 25169,08 руб. При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не были включены выплачиваемые П.Р.А. средства материального стимулирования.

Судом также установлено, что на основании приказов Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в целях стимулирования профессиональной служебной деятельности и повышения эффективности и уровня ответственности государственных служащих, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, П.Р.А. начислена и выплачена премия из фонда оплаты труда в размере 6571 руб., 6571 руб., 6571 руб., 6571 руб., 6571 руб., 6571 руб., 5000 руб., 6769 руб., 6769 руб., 6769 руб., 6300 руб., 5000 руб.

Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что месячное денежное содержание П.Р.А., на основании которого производилась выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, безосновательно исчислено ответчиком без учета сумм материального стимулирования, выплаченного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета из фонда оплаты труда, так как оно относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку они основаны на законе, а доводы апелляционной жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу о том, что суд оставил без внимания разъяснения Министерства труда Российской Федерации, изложенные в письме от 05.05.2021 г. №14-0/10/В-5300 о необходимости учета средств материального стимулирования при исчислении денежного содержания гражданского служащего в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, только при их выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, не являются основанием для отмены решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона и подзаконных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Так, к юридически значимым обстоятельствам с учетом заявленных П.Р.А. требований о составе его денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с его увольнением по сокращению штата относится определение правовой природы произведенных работодателем выплат в виде материального стимулирования за 12 месяцев перед увольнением истца.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Приказом Росрезерва от 08.12.2017 г. №273 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу премирования, осуществления единовременного поощрения, осуществления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Росрезерва, его территориальных органов и работникам Росрезерва, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - Положение).

Согласно п.6 данного Положения премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий; премирование работников производится по результатам работы, связанной с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Росрезерв (территориальный орган Росрезерва) в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. №373 "Вопросы Федерального агентства по государственным резервам", а также в целях повышения эффективности их деятельности и уровня ответственности за выполнение возложенных задач и функций.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета из фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное П.Р.А. в соответствии с приказами работодателя в период работы истца материальное стимулирование должно учитываться при расчете компенсаций при его увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, в своем письме от 15.07.2014 г. №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что дополнительное материальное стимулирование подлежит учету при исчислении денежного содержания истца следует признать правильным и соответствующим правовым позициям, выраженным Верховным Судом Российской Федерации в судебных постановлениях по аналогичным делам (определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2017 г. №2-КГ17-4, от 28.08.2017 г. №2-КГ17-13, от 03.06.2019 г. №34-КГ19-1, от 01.07.2019 г. №34-КГ19-2 и др.).

Не основаны на законе доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Так, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством. Согласно статье 1064 ГК РФ, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В абзаце четвертом пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" даны разъяснения по вопросу определения размера компенсации морального вреда в трудовых отношениях": "Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости".

Из нормативных положений, регулирующих отношения по компенсации морального вреда, причиненного работнику, и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению в системной взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими понятие морального вреда, способы и размер компенсации морального вреда, следует, что работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав неправомерными действиями или бездействием работодателя. Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий работника как последствия нарушения его трудовых прав, неправомерного действия (бездействия) работодателя как причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом, вины работодателя в причинении работнику морального вреда.

Учитывая, что право П.Р.А. на получение причитающейся ему компенсации в связи с увольнением в установленном законом размере работодателем было нарушено, истцу, безусловно, был причинен моральный вред, в возмещение которого судом взыскана денежная компенсация в размере 2 000 руб. По размеру взысканной компенсации морального вреда апелляционная жалоба ответчика доводов не содержит. Истец П.Р.А. решение суда первой инстанции в этой части не обжаловал.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы в части необоснованности взыскания с Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу госпошлины в размере 1183,97 руб. заслуживают внимания, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

По общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. В связи с этим льготы по уплате государственной пошлины предоставляются Федеральному агентству по государственным резервам (Росрезерв) во всех случаях, когда он, действуя в пределах компетенции, установленной Федеральным законом от 29.12.1994 г. №79-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) "О государственном материальном резерве", обращается в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов (например, в связи с реализацией полномочий по изданию нормативных актов), либо является ответчиком по предъявленным к нему искам (в частности, качестве работодателя).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика 1183 руб. государственной пошлины подлежит отмене.

В остальной части при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу удовлетворить частично. Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 ноября 2021 года в части взыскания с Управления Федерального агентства по государственным резервам по южному федеральному округу государственной пошлины в размере 1183 руб. отменить. В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий судья Любобратцева Н.И.

Судьи: Курская А.Г.

ФИО1