ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-1166/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Дмитриев Т.М.
(2-592/2023) УИД 91RS0020-01-2023-000718-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | ФИО4 |
судей | ФИО5,ФИО7 |
при секретаре | ФИО10 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным и отменить решение Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ; включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж; включить период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения в страховой стаж; обязать ответчика принять решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости как матери, родившей троих детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако оспариваемым решением ей было отказано в назначении указанной пенсии, в связи с рождением ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Узбекистан. Также ответчиком не учтены в подсчет стажа истца спорные периоды работы ввиду допущенных ошибок в заполнении трудовых книжек. По мнению истца, действия ответчика являются необоснованными и влекут нарушение ее прав и законных интересов, в связи с чем она обратилась в суд с данным иском.
Решением Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, исковые требования ФИО1 удовлетворены. Решение Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным и отменено. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ФИО1, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и произвести назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Апеллянт указывает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения, а также удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции пенсионного органа, изложенной в оспариваемом решении и возражении на исковое заявление и сводятся к тому, что в связи с денонсацией Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения не может быть включен в стаж, так как ребенок рожден в <адрес> и уход осуществлялся на территории Республики Узбекистан. По аналогичному основанию не учтен в стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Иные спорные периоды не были учтены в страховой стаж истца ввиду нарушений Инструкции № при заполнении трудовой книжки – внесения записей о приеме и увольнении ранее даты заполнения трудовой книжки, нечитаемости записи об увольнении, наличия промежутка времени более месяца между датами приема на работу и приказа о приеме на работу, несоответствия наименования предприятия при приеме на работу оттиску печати при увольнении.
Истцом были поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует соответствующее почтовое уведомление и отчет электронной почты, также указанная информация была размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 61-65).
Решением Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1.2 п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 7-8, 46-49).
Согласно оспариваемому решению в страховой стаж истца не учтены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – запись о приеме и увольнении внесена ранее даты заполнения трудовой книжки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – дата приказа о приеме более одного месяца от даты приема на работу, что является нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – наименование предприятия при приеме на работу не соответствует оттиску печати при увольнении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в связи с денонсацией Соглашения СНГ. Период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения также не включен в страховой стаж в связи с денонсацией Соглашения СНГ, так как ребенок рожден в <адрес> и уход осуществлялся на территории Республики Узбекистан.
Указано, что Клиенткой службой (на правах отдела) в <адрес> оказано содействие в истребовании справок о стаже и заработной плате за вышеуказанные периоды, однако, в поступивших архивных справках сведения отсутствуют.
По расчету пенсионного органа страховой стаж истца составляет 16 лет 6 месяцев 21 день, индивидуальный пенсионный коэффициент – 26,202, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, как матери троих детей, но в связи с тем, что ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения рожден на территории Республики Узбекистан законных оснований для назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Из трудовой книжки серии ГТ-I №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО12 (Зебек) М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и содержащей сведения о спорных периодах работы, следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец принята на работу в швейный цех № Аккурганской текстильно-галантерейной фабрики в качестве швеи по 3 разряду, ДД.ММ.ГГГГ уволена с работы в связи с переменой места жительства, ДД.ММ.ГГГГ принята на Букинскую швейную фабрику по индпошиву и ремонту одежды на должность м/шв в индпошив, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 3 разряд м/шв, ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией предприятия переведена в той же должности в Букинское РПО, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ назначена выплата пособия по безработице на основании ст. 2 Закона Украины «О занятости населения», ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия прекращена, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность кассира Чапаевского с/совета временно на период отпуска основного работника, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с истечением срока трудового договора, ДД.ММ.ГГГГ<адрес> центром занятости начата выплата помощи по безработице, ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия прекращена (л.д. 10-11).
Решением Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлен факт принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии ГТ-I №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ Аккурганской текстильно-галантерейной фабрикой <адрес>, и диплома серии Г №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Техническим училищем №<адрес> (л.д. 17-18).
Решением Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Карачуль (до вступления в брак - ФИО12) Айше ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 (до вступления в брак - ФИО12) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19-21).
Суд, признавая незаконным отказ пенсионного органа включить в стаж ФИО1 спорные периоды работы и иной деятельности, исходил из того, что не включение этих периодов трудовой деятельности истца, сведения о которых внесены в ее трудовую книжку, нарушает ее пенсионные права, а также из наличия оснований для включения в стаж истца периода ухода за ребенком, начавшегося до ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Переходными положениями, закрепленными ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет 6 лет и начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины 30 (ч. 3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ). При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Применительно к истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на страховую пенсию по старости возникает по достижении возраста 58 лет в 2024 году при наличии 15 лет страхового стажа и величины ИПК – 28,2 балла.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2023 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Таким образом, по основаниям, предусмотренным пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2023 №400-ФЗ, истец имеет право претендовать по достижении возраста 57 лет при наличии 15 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 25,8 балла.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В свою очередь, в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В частности, в силу п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Вместе с тем, ч. 2 данной статьи установлено, что периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Из положений частей 1,2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Из анализа перечисленных выше норм материального права, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, следует, что учет в стаж периодов работы, имевших место за пределами территории Российской Федерации, поставлен в зависимость от прямого указания на наличие такой возможности в законодательстве Российской Федерации или соответствующем международном договоре, либо от уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 (Правила).
Согласно пунктам 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (п. 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Порядок заполнения трудовых книжек на дату заполнения трудовой книжки истца регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162.
Как определено пунктами 2.10, 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановление Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
Согласно п.п. 2.3., 2.5., 2.7., 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п. 18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п. 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п. 22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доводы ответчика о невозможности включить в страховой стаж истца периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что записи о приеме и увольнении внесены ранее даты заполнения трудовой книжки (ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что дата приказа о приеме более одного месяца от даты приема на работу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что наименование предприятия при приеме на работу не соответствует оттиску печати при увольнении, являются несостоятельными, поскольку трудовая книжка истца содержит последовательные сведения о приеме на работу, переводе и увольнении, все записи в трудовой книжке заверены оттисками печатей предприятий и подписями уполномоченных должностных лиц. Указанные записи не признаны недействительными, правомерность их внесения сомнений не вызывает.
При этом записи о работе истца в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке сопровождены оттисками печати предприятий, записи оформлены с соблюдением всех необходимых норм, оформление трудовой книжки работодателем позже даты приема на работу само по себе не может являться обстоятельством, ущемляющим права истца, поскольку обязанность по заполнению трудовых книжек была возложена лишь на правомочное лицо предприятия, а, с учетом установленных обстоятельств, сама по себе ссылка представителя ответчика на нарушения Инструкции при оформлении трудовой книжки истца не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение, поскольку не опровергает самого факта работы истца в спорные периоды.
Таким образом, при разрешении вопроса о назначении истцу пенсии ответчик должен был руководствоваться сведениями, внесенными в трудовую книжку.
По мнению судебной коллегии, заверение записей об увольнении печатью нового образца после переименования предприятия свидетельствует лишь о нарушении работодателем правил ведения трудовых книжек и несоблюдении им обязанности по внесении сведений о переименовании предприятия в трудовую книжку работника, и не может в данном случае создавать для истца неблагоприятные последствия в виде не включения спорных периодов работы в стаж, поскольку не свидетельствует о том, что истец в указанные периоды не работала.
Иной подход возлагал бы на работника ответственность за ошибки, допущенные работодателем, что противоречит вышеизложенному правовому регулированию.
Относительно вывода суда об удовлетворении требований истца о включении в ее страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентировались Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), которое было денонсировано ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку обращение истца с заявлением о назначении пенсии имело место после денонсации указанного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ его положения не подлежат применению к истцу.
Вместе с тем, при включении в стаж истца периодов работы подлежит разрешению вопрос об установлении даты прекращения существования Союза ССР, так как эта дата является пресекательной для учета периодов работы.
После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР №2014-1 от 12 декабря 1991 г., Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования содержания этого Соглашения следует, что период существования СССР имел место вплоть до распада 12 декабря 1991 г., в связи с чем отсутствие с момента денонсации Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" иных международных договоров в области пенсионного обеспечения между РФ и Республикой Узбекистан, Узбекская ССР и РСФСР до распада СССР входили в состав единого государства, дает основания для включения в стаж истца периода работы в период существования СССР по 12.12.1991.
В связи с изложенным коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы истца, имевших место после 12.12.1991, а решение суда в части включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
В свою очередь, в отличие от периодов страхового стажа, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, которые дифференцированы в зависимости от места их приобретения, возможность учета в стаж для определения права периодов, предусмотренных ч. 1 ст. 12 этого закона – так называемых не страховых периодов – поставлена в зависимость лишь от наличия им предшествовавших и (или) за ними следовавших периодов работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, место рождения ребенка, равно как и территория, на которой имел место уход за ним, не имеет правового значения для разрешения вопроса о возможности включения в стаж для определения права периода ухода за ребенком, в связи с чем довод пенсионного органа о невозможности принятия к рассмотрению свидетельства о рождении ребенка истца, рождённого за пределами Российской Федерации – в данном случае на территории Республики Узбекистан – вследствие денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 г. не основан на законе и нарушает право истца.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, в соответствии с которой обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая то, что истец не является получателем пенсии на льготных условиях и не претендует на включение периода ухода за ребенком в специальный стаж, - дата начала такого периода не имеет значения для его учета в страховой стаж истца. При этом, излишний вывод суда о том, что основанием включения в общий стаж истца периода ухода за ребенком является то, что он начался до 06.10.1992, не является основанием к отмене постановленного по делу судебного акта, поскольку не повлек его незаконности.
Таким образом, с учетом наличия у истца на дату обращения за назначением пенсии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК, и установленной в ходе рассмотрения дела незаконности исключения из стажа истца периода ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец имела право на установление пенсии в соответствии с п.1.2. ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» как женщина, родившая трех детей и воспитавшая их до достижения ими возраста 8 лет, достигшая возраста 57 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В силу абз. 3 п. 90 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (ред. от 23.09.2020), заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако, не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Принимая во внимание, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах 1 месяца до даты наступления права на ее назначение, судом первой инстанции сделан правильный вывод о необходимости удовлетворения требований истца в данной части и назначения ей пенсии с даты наступления права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части включения в страховой стаж ФИО1 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принять в этой части новое решение об отказе в иске ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В остальной части решение Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | А.Г. К.И. Подлесная |