НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 15.04.2019 № 33А-3629/19

Судья Заболотная Н.Н. Дело №33а-3629/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 15 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Дермоян Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению Ланткевич Ирины Геннадиевны об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сулейманова Б.М. от 8 августа 2018 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на гараж

по апелляционной жалобе представителя Ланткевич Ирины Геннадиевны – Коновалова Алексея Александровича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Ефремовой В.Е., судебная коллегия

установила:

Ланткевич И.Г. обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 8 августа 2018 г. № 90/016/162/2018-7157 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать право собственности Ланткевич И.Г. на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Требования мотивированы неверным толкованием государственным регистратором в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 4 мая 2018 г. положений Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков», в связи с чем им сделан необоснованный и незаконный вывод о вспомогательности такого объекта недвижимости как гараж. Кроме того, государственным регистратором не принято во внимание, что на данный объект недвижимого имущества получена декларация о готовности объекта к эксплуатации. Принимая оспариваемое решение, государственный регистратор ссылается на невозможность проведения правовой экспертизы в связи с выявленными противоречиями, при этом, в чём именно заключаются указанные противоречия, не указывает. Поскольку в настоящее время на территории Республики Крым Инспекция ГАСК свою деятельность не осуществляет, и её правопреемники не определены, ссылки государственного инспектора в обоснование принятого решения на основании информации вышеуказанной инспекции о невозможности подтвердить соответствующую информацию, являются незаконными. По мнению административного истца, незаконные действия должностных лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по отказу в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости нарушают права административного истца, как собственника такого объекта.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечён государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сулейманов Б.М.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Ланткевич И.Г. отказано.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Ланткевич И.Г. - Коноваловым А.А. ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.

Апелляционная жалоба мотивирована не принятием судом первой инстанции во внимание, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здания и сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором он расположен. Поскольку декларация о готовности объекта к эксплуатации соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, и была зарегистрирована уполномоченным органом Украины в соответствии с действующим на тот момент законодательством, и в силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», является действующей и подтверждающей право на эксплуатацию указанного в ней объекта строительства. Вывод районного суда о том, что отсутствие информации на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины о наличии декларации о готовности объекта к эксплуатации является достаточным основанием для отказ в регистрации права, противоречит закону, поскольку информацию на сайте размещает не заказчик (административный истец по делу), а уполномоченное лицо учреждения, и не внесение такой информации на даёт суду оснований для признания уведомлений и декларации недействительными. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков», на который ссылается административный ответчик в своём решении, не устанавливает вспомогательность объектов. Согласно договору купли-продажи земельного участка от 12 июня 2013 г., целевым назначением земельного участка является строительство индивидуального гаража. Поскольку в настоящее время на территории Республики Крым Инспекция ГАСК свою деятельность не осуществляет, и её правопреемники не определены, ссылки государственного инспектора в обоснование принятого решения на основании информации вышеуказанной инспекции о невозможности подтвердить соответствующую информацию, являются незаконными.

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат по ордеру от 15 апреля 2019 г. № 460, Ефремова В.Е. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

15 апреля 2019 г. от представителя Ланткевич И.Г. - Коновалова А.А. поступило заявление, в котором он просил перенести судебное заседание на иную дату, в связи с непредвиденными обстоятельствами, связанными с резким ухудшением его состояния здоровья и прохождением медикаментозного лечения. Указал, что административный истец также не может присутствовать в судебном заседании ввиду отсутствия на территории Республики Крым.

Учитывая, что Ланткевич И.Г., её представитель Коновалов А.А. о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участвует иной представитель административного истца, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки (статья 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца Коновалова А.А., и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения государственного регистратора от 8 августа 2018 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на гараж, исходил из правильности выводов государственного регистратора, что представленная административным истцом для регистрации права собственности декларация о готовности объекта к эксплуатации от 24 декабря 2013 г. № КР 082437843617 на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции не значится.

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьёй 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ) установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 12 Закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ.

Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, одними из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно части 1 статьи 21 Закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 27 Закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», Постановления Государственного Совета Республики Крым от 16 сентября 2015 г. N 746-1/15 «О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым» следует, что лицам, которые до вступления в силу Закон от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ начали либо уже завершили на территории Республики Крым строительство объекта недвижимости на принадлежащем им на праве собственности земельном участке, предоставляется возможность его государственной регистрации на основе исходных данных, при условии их соответствия требованиям действовавшего в момент их утверждения (согласования) законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I- III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации органом государственного архитектурно- строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» принятие решения о регистрации (возврата) декларации о готовности объекта к эксплуатации, выдаче (отказе в выдаче) сертификата осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля в течение десяти рабочих дней с даты представления соответствующих документов. Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата.

Как усматривается из материалов административного дела, 12 июня 2013 г. между Соколенко В.А. (продавец) и Ланткевич И.Г. (покупатель) заключён договор купли-продажи приобретён земельный участок площадью 0,0100 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - «земли жилищной и общественной застройки», целевое назначение - «для строительства индивидуальных гаражей».

24 декабря 2013 г. в Инспекции Государственной архитектурно-строительной инспекции АР Крым Ланткевич И.Г. зарегистрирована за декларация о готовности объекта к эксплуатации – индивидуального гаража с надстройкой в районе <адрес>.

14 марта 2014 г. регистрационной службой Белозерского районного управления юстиции Херсонской области административному истцу выдано свидетельство о праве собственности на гараж общей площадью 657,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

20 апреля 2018 г. Ланткевич И.Г. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – здания, общей площадью 657,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив вышеуказанные документы.

Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горячевой М.В. от 4 мая 2018 г. осуществление государственной регистрации приостановлено до 8 августа 2018 г. на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указано, что код 2.1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предполагает размещение индивидуального гаража как вспомогательного объекта в составе домовладения. Таким образом, регистрируемый объект по характеристикам не соответствует виду разрешённого использования земельного участка. Площадь земельного участка, на котором расположено нежилое здание составляет 100,00 кв.м., тогда как площадь застройки в соответствии с представленной декларацией составляет 99,8 кв.м., при этом этажность здания составляет 5, мезонин, а также поземных 1, в общем 7 этажей (согласно Декларации). Согласно сведений ЕГРН, имеется информация об отмене регистрации декларации от 30 апреля 2014 г. заказчика Ланткевич И.Г. о начале выполнения строительных работ, однако представленная заявителем декларация о готовности объекта к эксплуатации выдан на основании декларации о начале выполнения строительных работ от 28 июня 2013 г. Согласно информации официального сайта Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, декларация от 24 декабря 2013 г. , не числится. В связи с чем государственным регистратором был направлен запрос в ГАСК с целью получения актуальной информации в отношении регистрируемого объекта, ответ на который на момент вынесения указанного уведомления не поступил. Также при проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что заявитель ранее обращалась с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект, однако в качестве правоустанавливающего документа было предоставлено свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество с извлечением. Таким образом, государственным регистратором сделан вывод о невозможности проведения полной правовой экспертизы представленных документов в связи с выявленными противоречиями и внести запись о регистрации права заявителя в ЕГРН.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сулейманова Б.М. от 8 августа 2018 г., на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 4 мая 2018 г. и не устранением приведённых в нём причин, препятствующих осуществлению права собственности. Согласно ответу ГАСК на запрос государственного регистратора, подтвердить подлинность вышеуказанной декларации не представляется возможным в связи с отсутствием запрашиваемой информации.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, учитывая, что административный истец был надлежащим образом уведомлен об установлении государственным регистратором противоречий в представленных на государственную регистрацию документах в решении от 4 мая 2018 г., не оспорил его и не устранил в установленный срок выявленные недостатки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сулейманов Б.М. своим решением от 8 августа 2018 г. обосновано отказал в осуществлении государственной регистрации права собственности на гараж, что соответствует положениям статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Поскольку представленная административным истцом для регистрации права собственности декларация о готовности объекта к эксплуатации от 24 декабря 2013 г. на официальном сайте Государственной архитектурно-строительной инспекции не значится, у государственного регистратора отсутствовала возможность установить её достоверность. Иного документа (в т.ч. российского образца), подтверждающего в установленном законом порядке готовность вышеуказанного объекта к эксплуатации, административным истцом ни государственного регистратору, ни суду не представлено.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Поскольку код 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусматривает вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» размещение таких объектов как индивидуальный гараж предполагает их вспомогательный характер.

Остальные доводы представителя Ланткевич И.Г. - Коновалова А.А., указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 января 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ланткевич Ирины Геннадиевны – Коновалова Алексея Александровича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский