НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 15.02.2018 № 33А-11366/2017

Судья Каменькова И.А. Дело №33а-124/2018

(№33а-11366/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 15 февраля 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по апелляционной жалобе Овчаренко Игоря Николаевича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено

по административному исковому заявлению Таганрогской таможни к Овчаренко Игорю Николаевичу о взыскании таможенных платежей и пени

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения административного истца Овчаренко И.Н. и заинтересованного лица Овчаренко О.А., судебная коллегия

установила:

Таганрогская таможня обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с вышеуказанным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В обоснование административного иска указано на того, что 1 марта 2015 г. гражданином Украины Овчаренко И.Н. на таможенную территорию Таможенного союза из Украины в зоне деятельности таможенного поста МАПП Весело-Вознесенска Таганрогской таможни произведён временный ввоз транспортного средства марки ВАЗ 21063, 1988 года выпуска, , регистрационный номер , объём двигателя 1294 см3, по пассажирской таможенной декларации . Срок временного ввоза установлен таможенным органом до 1 июня 2015 г. В последствии срок временного ввоза был продлён до 28 августа 2015 г. на таможенном посту Симферополь-центральный Крымской таможни. 26 апреля 2016 г. на таможенный пост Красноперекопский Крымской таможни прибыл гражданин Украины Овчаренко И.Н. с целью выезда за пределы таможенной территории Таможенного союза на вышеуказанном транспортном средстве. В ходе таможенного контроля в форме проверки документов и сведений было установлено, что данное транспортное средство не было вывезено за пределы таможенной границы Таможенного союза в установленный срок, что привело к нарушению требований ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таганрогской таможней в адрес Овчаренко И.Н. выставлено требование об уплате таможенных платежей от 21 июня 2016 г. №112 в размере 312193,86 руб., в т.ч.: Единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 284413,75 руб. и пеня в размере 27780,11 руб. (по состоянию на 16 августа 2016 г. размер пени составляет 33354,62 руб.). Вышеуказанное требование вручено Овчаренко И.Н. 7 июля 2016 г, однако в установленный срок указанным лицом оно не исполнено.

Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Овчаренко О.А.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г. административное исковое заявление Таганрогской таможни удовлетворено.

Взыскана с Овчаренко И.Н. в пользу Таганрогской таможни сумма задолженности по уплате таможенных платежей в размере 284413,75 руб. и пени за период с 29 августа 2015 г. по 16 августа 2016 г. в размере 33354,62 руб., а всего 317768,37 руб. путём обращения взыскания на транспортное средство – автомобиль ВАЗ 21063, 1988 года выпуска, , регистрационный номер , объём двигателя 1294 см3.

Взыскана с Овчаренко И.Н. государственная пошлина в доход государства в сумме 6377,68 руб.

В апелляционной жалобе, поданной Овчаренко И.Н. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на момент обращения в Крымскую таможню в августе 2015 г. административный ответчик обладал статусом «беженца», в связи с чем ему должны были вновь продлить срок временного ввоза транспортного средства. Овчаренко И.Н. неоднократного обращался в Крымскую таможню для решения вопроса о продлении срока ввоза транспортного средства. Административный ответчик является инвалидом третьей группы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Овчаренко И.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо Овчаренко О.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.

Таганрогской таможней представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещённого надлежащим образом.

Заслушав пояснения административного истца Овчаренко И.Н. и заинтересованного лица Овчаренко О.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Глава 32 раздела 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей.

Согласно статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из того, что требование об уплате таможенных платежей и пени является законным и обоснованным, таможенные платежи рассчитаны в соответствии с действующим законодательством. Указанная задолженность подлежит взысканию за счёт стоимости транспортного средства – автомобиля марки ВАЗ 21063, 1988 года выпуска, , регистрационный номер , объём двигателя 1294 см3.

Как усматривается из материалов дела, 1 марта 2015 г. гражданином Украины Овчаренко И.Н. на таможенную территорию Таможенного союза из Украины в зоне деятельности таможенного поста МАПП Весело-Вознесенска Таганрогской таможни произведён временный ввоз транспортного средства марки ВАЗ 21063, 1988 года выпуска, , регистрационный номер , объём двигателя 1294 см3, по пассажирской таможенной декларации . Срок временного ввоза установлен таможенным органом до 1 июня 2015 г.

В последствии срок временного ввоза был продлён до 28 августа 2015 г. на таможенном посту Симферополь-центральный Крымской таможни.

26 апреля 2016 г. на таможенный пост Красноперекопский Крымской таможни прибыл гражданин Украины Овчаренко И.Н. с целью выезда за пределы таможенной территории Таможенного союза на вышеуказанном транспортном средстве.

В ходе таможенного контроля в форме проверки документов и сведений было установлено, что данное транспортное средство не было вывезено за пределы таможенной границы Таможенного союза в установленный срок, что привело к нарушению требований ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза.

По данному факту Красноперекопским таможенным постом 26 апреля 2016 г. в отношении Овчаренко И.Н. составлен протокол по делу об административном правонарушении №10010000-247/2016, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором административный ответчик указал, что свою вину в совершении административного правонарушения признаёт. Указанный протокол административным ответчиком подписан без возражений. В письменных объяснениях от 26 апреля 2016 г. Овчаренко И.Н. также признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля, Таганрогской таможней в отношении Овчаренко И.Н. составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 10 июня 2016 г. и ему выставлено требование об уплате таможенных платежей от 21 июня 2016 г. №112.

Указанное требование получено 7 июля 2016 г. Овчаренко И.Н.

Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Транспортные средства для личного пользования, согласно ст. 11 Соглашения, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз.

До истечения срока временного ввоза транспортные средства, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, согласно п. 5 ст. 14 Соглашения, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, перемещаются (помимо иных оснований) прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов, согласно пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения, в отношении временно ввезенных транспортных средств, при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.

В соответствии с ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.

В силу положений п. п. 2 и 3 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Согласно п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза, в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

По смыслу закона, данная обязанность не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу.

Правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены в ст. 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г.

В соответствии с указанным Соглашением от 26 июня 1990 года в п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) были установлены случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.

Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов установлены статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с частью 3 которой до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.

Частью 1 статьи 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Согласно пункту 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок, таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, которое представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

В силу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) и ст. 114 Федерального закона №311-ФЗ, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Факт декларирования временно ввезенного лично административным ответчиком транспортного средства в личных целях в период пребывания на территории Российской Федерации, свидетельствует о наличии у него статуса декларанта. Поскольку срок временного ввоза транспортного средства административным ответчиком был нарушен, согласно п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно ч. 1 ст. 157 Федерального закона № 311-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза административным ответчиком с территории Таможенного союза временно ввезенного им транспортного средства в материалах дела не имеется.

Причитающиеся к уплате таможенные платежи, в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленного законодательством срока, административным ответчиком не оплачены. Расчет задолженности по таможенным платежам и пени административным ответчиком не оспаривался.

Как усматривается из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, сумма задолженности Овчаренко И.Н. по оплате таможенных платежей составляет 284413,75 руб., сумма задолженности по оплате пени за период с 29 августа 2015 г. по 16 августа 2016 г. - 33354,62 руб. Правильность расчёта указанной суммы задолженности проверена судом и не вызывает сомнений.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (часть 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, удовлетворяя заявленные Таганрогской таможней требования, суд первой инстанции применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Доказательств обращения Овчаренко И.Н. в Крымскую таможню с заявлением о продлении срока ввоза транспортного средства материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено, как и доказательств наличия у него статуса «беженца». Уведомление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не свидетельствует о наличии у административного истца статуса «беженца».

Доводы Овчаренко И.Н., указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчаренко Игоря Николаевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский