АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | ФИО1, |
судей | ФИО2, ФИО3, |
при секретаре | ФИО4, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании недоплаченной пенсии, по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 29 июня 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
4 мая 2017 г. ФИО5 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым (далее - Управление ПФ в г. Судаке), в котором просит: признать незаконными действия ответчика по перерасчету ему пенсии, обязать ответчика включить ему в льготный стаж для установления повышенного размера пенсии период работы в Государственном предприятии «<данные изъяты>» с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г.; взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию в размере 135775,47 руб. за период с 1 января 2015 г. по 1 мая 2016 г.
Исковые требования обоснованы тем, что он является получателем пенсии по старости с 28 июля 2005 г. До марта 2014 г. размер его пенсии составлял 2947 гривен, с 1 апреля 2014 г. - 13998,25 руб. В течение 2014 г. размер его пенсии был увеличен до 22397,20 руб. Однако с 1 января 2015 г. его пенсия уменьшилась до 12567,73 руб., а затем до 14000,80 руб. Согласно ответу Управления ПФ в г. Судаке размер его пенсии был уменьшен в связи с тем, что на него не распространяется действие Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда», поскольку он не был непосредственно занят добычей угля, железной руды, руд цветных и редких металлов, марганцевой и урановой руды полный рабочий день. Считает уменьшение размера пенсии незаконным, поскольку в период с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. он работал полный рабочий день на подземных работах в Государственном предприятии «<данные изъяты>» и был непосредственно занят добычей урановой руды.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 29 июня 2017 г. в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит данное решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что суд не дал надлежащую оценку представленным им доказательствам, которые подтверждают законность назначения ему пенсии в период действия законодательства Украины с применением положений Закона Украины «О престижности шахтерского труда».
Кроме того, суд не учел положения действующего законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым размер ранее назначенной ему пенсии не может быть уменьшен.
В письменных возражениях Управление ПФ в г. Судаке просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления ПФ в г. Судаке по доверенности - ФИО6 просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением ПФ в г. Судаке решение об уменьшении размера пенсии истцу принято правомерно, поскольку действие Закона Украины «О престижности шахтерского труда» на истца не распространяется, а при перерасчете истцу пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации период его работы в Государственном предприятии «<данные изъяты>» с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. включен в льготный трудовой стаж.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона № 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 11 Закона № 6-ФКЗ, размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Судебной коллегией установлено, что ФИО5 с 28 июля 2005 г. является получателем пенсии по старости, назначенной досрочно (работа по списку № 1). Назначение и выплата пенсии ФИО5 осуществлялись органом Пенсионного фонда Украины в г. Судаке.
2 сентября 2009 г. в Украине был принят Закон № 345-VI «О повышении престижности шахтерского труда», направленный на повышение престижности шахтерского труда, предоставление дополнительных гарантий в выплате и повышении заработной платы и разрешении социально-бытовых проблем шахтеров.
Согласно ст. 1 указанного Закона Украины его действие распространяется на работников, которые добывают уголь, железную руду, руды цветных и редких металлов, марганцевые и урановые руды, работников шахтостроительных предприятий, которые заняты на подземных работах полный рабочий день, и работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб (формирований) в угольной промышленности - по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Кабинетом Министров Украины (далее - шахтеры), и членов их семей.
Статьей 8 указанного Закона Украины предусмотрено, что минимальный размер пенсии шахтерам, которые отработали на подземных работах не менее чем 15 лет для мужчин и 7,5 лет для женщин по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы, в размере 80 процентов средней заработной платы шахтера, но не менее чем три прожиточных минимума, установленного для лиц, которые утратили трудоспособность. Для исчисления размера пенсий по возрасту за каждый полный год стажа работы на подземных работах в страховой стаж дополнительно зачисляется по одному году.
Частью 2 ст. 10 указанного Закона Украины предусмотрено, что действие ст. 8 этого Закона распространяется также на пенсионеров, которым пенсия была назначена до вступления в действие этого Закона.
Согласно данным трудовой книжки ФИО5, 10 марта 1977 г. он был принят на работу в <данные изъяты> помощником бурильщика механического вращательного бурения скважин (второй) ГРП-2 подземный участок по 4 разряду; 16 июня 1978 г. - переведен помощником бурильщика механического вращательного бурения скважин (первый) по 5 разряду там же; 22 января 1993 г. - переведен помощником машиниста буровой установки на подземном бурении там же по 5 разряду; 2 июля 1996 г. - уволен в порядке перевода в <данные изъяты>. В августе 2011 г. ФИО5 предоставил в органы пенсионного фонда справку № 118/198 от 19.08.2011 г., выданную Государственным предприятием «<данные изъяты>», подтверждающую, что он работал помощником машиниста буровой установки подземного участка геолого-разведочной партии № полный рабочий день и выполнял работу по обслуживанию подземных горных работ в составе горно-спасательной части.
На основании материалов, имеющихся в пенсионном деле, с учетом дополнительно представленной справки, с 1 сентября 2011 г. ФИО5 произведен перерасчет пенсии с применением Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда».
По состоянию на март 2014 г. размер пенсии истца составил 2947 грн.
После перерасчета в апреле 2014 г. размер пенсии ФИО5 составил 13998,25 руб.
В соответствии с действующими на территории Республики Крым нормативными актами в области пенсионного законодательства в период с 18 марта до конца 2014 г. пенсия ФИО5 неоднократно пересчитывалась и по состоянию на 31 декабря 2014 г. составила 22397,20 руб. в месяц.
Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ от 21 июля 2014 г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 208-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
ФИО5 является гражданином Российской Федерации и постоянно проживал по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым.
Согласно части 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Закона № 208-ФЗ предусмотрено, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (часть 2).
Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (часть 3).
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
При перерасчете размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат в целях применения части 4 настоящей статьи не учитываются суммы выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5).
С 1 января 2015 г. ФИО5 был произведен перерасчет пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, после чего размер выплачиваемой ему на 31 декабря 2014 г. пенсии был уменьшен с 22397,20 руб. до 12567,73 руб.
С февраля 2015 г. размер пенсии истца стал составлять 14000,80 руб.
Действия ответчика по уменьшению размера пенсии истцу противоречат положениям части 2 и части 4 ст. 3 Закона № 208-ФЗ о том, что право на пенсию не пересматривается, и о необходимости сохранения прежнего размера пенсии, если новый размер пенсии не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 г.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и возмещения убытков.
В связи с этим исковые требования истца о признании действий ответчика по уменьшению размера его пенсии с 1 января 2015 г. незаконными, возложении на ответчика обязанности восстановить прежний размер пенсии с учетом льготного стажа работы с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. в Государственном предприятии «<данные изъяты>», взыскании недоплаченной суммы пенсии за период с 1 января 2015 г. по 1 мая 2016 г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Размер недоплаченной пенсии за указанный период составляет 135775,47 руб. из следующего расчета: (22397,20руб. - 12567,73руб.) + (22397,20руб. - 14000,80руб.) х 15мес.
Доводы ответчика о том, что материалы пенсионного (выплатного) дела ФИО5 по состоянию на 1 января 2015 г. не содержали документов, подтверждающих право на получение пенсии в увеличенном размере с учетом положений Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда», поскольку в них отсутствовали сведения о непосредственной занятости истца добычей угля, железной руды, руд цветных и редких металлов, марганцевой и урановой руды на подземных работах полный рабочий день, не дают оснований для отказа в иске, поскольку согласно части 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ при перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.
Кроме того, имеющиеся в материалах пенсионного (выплатного) дела документы с достоверностью подтверждали работу истца в период с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. на подземных работах полный рабочий день на Государственном предприятии «<данные изъяты>» (<адрес>), а тот факт, что указанное государственное предприятие Украины занимается добычей урановой руды являлся общеизвестным.
Более того, в январе 2015 г. истец предоставил ответчику справку № 539 от 21.01.2015 г., выданную Государственным предприятием «<данные изъяты>», подтверждающую, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, действительно с 1977 г. по 1996 г. работал на данном предприятии, которое является предприятием по добыче урановой руды, и его работа на подземном бурении скважин была связана с урановой рудой.
В октябре 2015 г. истец предоставил ответчику дополнительную справку № 548 от 19.10.2015 г., выданную Государственным предприятием «<данные изъяты>», подтверждающую, что в период работы на данном предприятии с 1977 по 1996 г. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, как подземный помощник машиниста буровой установки был занят на добыче урановой руды полный рабочий день.
То обстоятельство, что при перерасчете истцу пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации период его работы в Государственном предприятии «<данные изъяты>» с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. был включен в льготный трудовой стаж, не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку они направлены на включение указанного периода работы в льготный стаж с целью восстановления прежнего размера пенсии, который был незаконно уменьшен ответчиком, а не на проведение перерасчета пенсии с учетом данного стажа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Принятие ответчиком 15.12.2015 г. решения об установлении переплаты пенсии ФИО5 в сумме 198136,90 руб. за период с 01.09.2011 г. по 31.12.2014 г. в связи с неправильным применением законодательства не соответствует требованиям части 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ и в силу части 6 ст. 2 этого же Закона не подлежит исполнению, в связи с чем не препятствует восстановлению нарушенных пенсионных прав истца избранным им способом.
Решение № 4 от 24.12.2014 г. Управления Пенсионного фонда Республики Крым в г. Судак о списании излишне выплаченных сумм, которые были переплачены ФИО5 в период с 01.09.2011 г. по 31.12.2004 г., также не дает оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО5, поскольку органами Пенсионного фонда Украины и органами Пенсионного фонда Республики Крым в период с 01.09.2011 г. по 31.12.2004 г. решение об уменьшении размера выплачиваемой ФИО5 пенсии в установленном законом порядке не принималось.
Суд первой инстанции на указанные обстоятельства и требования закона внимания не обратил, вследствие чего необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО5
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований истца путем признания действий должностных лиц ответчика по уменьшению с 1 января 2015 г. размера его пенсии незаконными, возложения на ответчика обязанности возобновить выплату истцу с 1 января 2015 года пенсии в размере, выплачиваемом на 31 декабря 2014 года с учетом льготного стажа работы с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. в Государственном предприятии «<данные изъяты>», т.е. в сумме 22397,20 руб., и взыскания с ответчика в пользу истца недоплаченной пенсии за период с 1 января 2015 г. по 30 апреля 2016 г. включительно в размере 135775,47 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 руб.
Кроме того, с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Судак подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3915,51 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 29 июня 2017 г. отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконными действия должностных лиц Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым по уменьшению ФИО5 с 1 января 2015 г. размера пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым возобновить выплату ФИО5 с 1 января 2015 года пенсии в размере, выплачиваемом на 31 декабря 2014 года с учетом льготного стажа работы с 10 марта 1977 г. по 2 июля 1996 г. в Государственном предприятии «<данные изъяты>», т.е. в сумме 22397,20 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым в пользу ФИО5 недоплаченную пенсию за период с 1 января 2015 г. по 30 апреля 2016 г. включительно в размере 135775,47 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым в пользу ФИО5 расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым в доход бюджета муниципального образования город Судак государственную пошлину в размере 3915,51 руб.
Председательствующий:
Судьи: