АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Самойловой Е.В. |
судей | Адаменко Е.Г., Пономаренко А.В., |
при секретаре | Бездушной И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Шестак ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя об отмене протокола, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
29 сентября 2014 г. Шестак М.В. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит отменить протокол Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя № от 26.08.2014 г. о назначении ей пенсии без учета сумм материальной помощи на решение социально-бытовых вопросов, материальной помощи на оздоровление, указанных в справке о составляющих заработной платы от 21.08.2014 г. № №, выданной Министерством экономического развития и торговли Республики Крым; обязать ответчика вынести новое решение о назначении ей с 21 августа 2014 г. пенсии согласно Закону Украины от 16 декабря 1993 г. № 3723-ХII «О государственной службе» с учетом выплаченных ей в период работы пособия на оздоровление и материальной помощи за период с 01.08.2012 г. по 31.03.2014 г. в размере <данные изъяты> грн., а также пособия на оздоровление, денежного вознаграждения за выслугу лет и материальной помощи за период с 01.04.2014 г. по 31.07.2014 г. в размере <данные изъяты> руб., указанных в графе «иные выплаты» в справке о составляющих заработной платы от 21.08.2014 г. № №, выданной Министерством экономического развития и торговли Республики Крым; обязать ответчика начислить и выплатить ей разницу между фактически выплаченной ей суммой пенсии и суммой, пенсии, полагающейся с учетом данных, указанных в справке.
Требования обоснованы тем, что 21.08.2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе». 04.09.2014 года ей стало известно, что при назначении ей пенсии не были учтены суммы материальной помощи на оздоровление, денежного вознаграждения за выслугу лет и материальной помощи, которые входят в структуру заработной платы и из которых произведено удержание страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 октября 2014 г. исковые требования Шестак М.В. удовлетворены частично. Отменен протокол Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя № от 26.08.2014 года. Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя обязано принять решение о назначении Шестак М.В. пенсии с учетом включения в заработок (доход) застрахованного лица для начисления пенсии иных выплат (пособия на оздоровление и материальной помощи за период с 01.08.2012 года по 31.03.2014 года в размере <данные изъяты> руб., пособия на оздоровления, денежного вознаграждения за выслугу лет и материальной помощи за период с 01.04.2014 года по 31.07.2014 года в размере <данные изъяты> руб. согласно справке № от 21.08.2014 года о составляющих заработной платы, выданной Министерством экономического развития и торговли Республики Крым; произвести перерасчет и выплату пенсии Шестак М.В. с 01.09.2014 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Решен вопрос о распределении судебных расходов.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
При этом указывает, что суд не учел, что в соответствии со ст. 33 Закона Украины «О государственной службе»пособие на оздоровление, материальная помощь и денежное вознаграждение за выслугу лет не входят в число составляющих заработной платы госслужащего, и необоснованно применил к спорным правоотношениям Закон Украины «О пенсионном обеспечении» и «О сборе на общеобязательное государственное пенсионное страхование».
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Судебная повестка возвращена в суд за истечением срока хранения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналоги права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя частично исковые требования Шестак М.В., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку материальная помощь на оздоровление и на решение социально-бытовых нужд, денежное вознаграждение за выслугу лет являются выплатами, с которых уплачен взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, они должны быть включены в заработную плату, которая учитывается при исчислении пенсии, назначенной истцу в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» в редакции, которая действовала на момент назначения пенсии.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Пунктом 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма» (далее Постановление ГС РК № 1745-6/14 от 17 марта 2014 г.) предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 г.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г.) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Апелляционным судом установлено, что с августа 2014 г. Шестак М.В. является получателем пенсии по возрасту в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» в Управлении Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя (л.д. 10, 14).
Согласно справке Министерства экономического развития и торговли Республики Крым № от 21.08.2014 года о составляющих заработной платы, предоставленной Шестак М.В. для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», Шестак М.В. за период с 01.08.2012 года по 31.03.2014 года выплачивались «иные выплаты» в виде пособия на оздоровление, денежного вознаграждения за выслугу лет и материальной помощи в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. (л.д.12-13).
Частью 3 ст. 11 Закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. в редакции Федерального конституционного закона от 21.07.2014 N 12-ФКЗ, действовавшей на момент обращения Шестак М.В. за назначением пенсии, установлено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 ст. 37 Закона Украины «О государственной службе» (№ 3723-XII) в редакции, действующей по состоянию на 21 февраля 2014 г., пенсия государственным служащим назначается в размере 80 процентов суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 года - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а лицам, которые на момент обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, - в размере 80 процентов заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 года - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Частью 1 ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» (N 108/95-ВР) установлено, что заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Статьей 2 этого же Закона определена структура заработной платы, в которую входят: основная и дополнительная заработная плата, а также поощрительные и компенсационные выплаты.
Основная заработная плата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для работников и должностных окладов для служащих.
Дополнительная заработная плата - это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.
Иные поощрительные и компенсационные выплаты - это выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и иные денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или которые проводятся сверх установленных указанными актами норм.
Материальная помощь на оздоровление и на социально-бытовые нужды, денежное вознаграждение за выслугу лет предусмотрены законодательством Украины, действие которого относительно оплаты труда государственных служащих сохранялось на переходный период.
Частью 2 ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» (№ 3723-XII) в редакции, действующей по состоянию на 21 февраля 2014 г., предусмотрено, что заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и иных надбавок.
Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что материальная помощь на оздоровление и решение социально-бытовых вопросов и вознаграждение за выслугу лет входят в систему оплаты труда государственного служащего.
Кроме того, виды оплаты труда, учитываемые при исчислении пенсий, определены статьей 66 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (№ 1788-XII).
В соответствии с частью 1 данной статьи в редакции, действовавшей на 21 февраля 2014 г., в заработную плату для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда (выплат, дохода), на которые в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (№ 400/97-ВР) начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в пределах максимальной величины фактических затрат на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (граничной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка (выплат, дохода).
Согласно пункту 1 части первой ст. 41 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (№ 1058-IV), в редакции, действовавшей на 21 февраля 2014 г., в заработок (доход) для исчисления пенсии включаются суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом после вступления в действие этого Закона, с которых согласно этому Закону были фактически начислены (исчислены) и уплачены страховые взносы в пределах установленной законодательством максимальной величины заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, а после вступления в действие Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (№ 2464-17) - максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, определенной в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (№ 2464-17) единый взнос начисляется на сумму начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, иные поощрительные и компенсационные выплаты. В том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» (№ 108/95-ВР), и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.
Из содержания справки № от 21.08.2014 года о составляющих заработной платы Шестак М.В., выданной Министерством экономического развития и торговли Республики Крым, усматривается, что на все, указанные в ней выплаты за период с 01.08.2012 г. по 31.07.2014 г. включительно, начислен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
Таким образом, материальная помощь на оздоровление и решение социально-бытовых вопросов и денежное вознаграждение за выслугу лет входят в систему оплаты труда государственного служащего и относятся к выплатам, на сумму которых начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а следовательно включаются в сумму заработной платы, учитываемой при исчислении пенсии государственному служащему.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции о необходимости включения в заработную плату Шестак М.В., которая учитывается при исчислении пенсии, материальной помощи на оздоровление и решение социально-бытовых вопросов, денежного вознаграждения за выслугу лет является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Доводы ответчика о несоответствии решения суда требованиям ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» (№ 3723-XII) не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма является общей, а в данном случае преимущество имеют специальные нормы Законов N 1058-IV («Об общеобязательном государственном пенсионном страховании») и N 1788-XII («О пенсионном обеспечении»).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Центральном районе г. Симферополя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: