НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 13.12.2023 № 2-455/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 91RS0020-01-2023-000506-14 №2-455/2023 №33-11453/2023

Председательствующий судья первой инстанции

Дмитриев Т.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,

судей – Люборатцевой Н.И., Морозко О.Р.,

при секретаре – Руденко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 05 октября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

В июле 2023 года ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором с учетом принятых в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений исковых требований просил установить факт принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> УЗ.ССР, следующих документов: справки о стаже работы, выданной 08.08.2022 за исх. Автономной некоммерческой организацией профессионального образования «Советский районный учебно-спортивный центр Крымской региональной общественной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ)»; архивной справки, выданной 11.07.2023 за исх. № Архивным отделом (муниципального архива) администрации Советского района Республики Крым; признать незаконным решение Отдела установления пенсий Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 25.07.2023 об отказе в назначении страховой пенсии по старости ФИО1 и его отменить; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести расчет пенсии ФИО1, в том числе за период работы с октября 1993 г. по январь 1995 г., включительно, с учетом сведений, содержащихся в архивной справке исх. № , выданной 11.07.2023 Архивным отделом (муниципального архива) администрации Советского района Республики Крым, в которой суммы заработной платы за период с 12.11.1992 до 02.09.1996 считать указанными в следующих денежных единицах в «карбованцах»; включить в общий страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 01.01.1991 по 07.12.1992 в овощном с/зе «Москва»; с 16.06.1993 по 10.03.1995 в кооперативе «Монолит»; с 19.11.2003 по 31.03.2004, с 31.03.2004 по 17.06.2004 в Советском районном учебно-спортивном центре ОСОУ, возложив обязанность назначить пенсию по старости с момента обращения - с 04.05.2022 года.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от 25 июля 2023 года ФИО1 в назначении пенсии было отказано, ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

При этом, оспариваемым решением пенсионного органа в страховой стаж ФИО1 не включены следующие периоды: с 01 марта 1982 года по 07 декабря 1992 года, поскольку указанный период работы имел место на территории Республики Узбекистан; с 16 июня 1993 года по 10 марта 1995 года, поскольку отсутствует номер приказа в записи об увольнении; с 19 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года, поскольку отсутствует должность, фамилия, подпись, печать предприятия в записи, заверяющей увольнение; с 31 марта 2004 года по 17 июня 2004 года, поскольку отсутствует наименование организации в записи о приеме на работу.

Такое решение пенсионного органа истец полагает незаконным, в связи с чем обратился в суд с соответствующим исковым заявлением.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 05 октября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; установлено, что справка о стаже работы, выданная 08 августа 2022 года Автономной некоммерческой организацией профессионального образования «Советский районный учебно-спортивный центр Крымской региональной общественной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) с указанием анкетных данных лица: «ФИО3» - принадлежит ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>; установлено, что справка о заработной плате № от 11 июля 2023 года, выданная архивным отделом (муниципального архива) администрации Советского района Республики Крым на имя ФИО1 принадлежит ФИО1; решение отдела установления пенсий № 7 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 25 июля 2023 года об отказе ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости – признано незаконным и отменено; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести расчет пенсии ФИО1 за период работы с октября 1993 года по январь 1995 года включительно, с учетом сведений, содержащихся в архивной справке, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Советского района Республики Крым, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с 12 ноября 1992 года до 02 сентября 1996 года в карбованцах; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в общий страховой стаж ФИО1 следующие периоды работы: с 01 января 1991 года по 07 декабря 1992 года в овощном с/з «Москва»; с 16 июня 1993 года по 10 марта 1995 года в кооперативе «Монолит»; с 19 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года и с 31 марта 2004 года по 17 июня 2004 года в Советском районном учебно-спортивном центре ОСОУ, с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - с 04 мая 2022 года; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО11 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.

Так, автор жалобы указывает, что 04.08.2022, 01.11.2022, 03.05.2023, 30.05.2023 пенсионным органом вынесены решения об отказе ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого стажа 13 лет и необходимой величины ИПК 23,4.

Трудовая книжка не принята к рассмотрению в связи с несоответствием анкетных данных заявителя с документами, удостоверяющими личность.

После установления в судебном порядке факта принадлежности заявителю трудовой книжки и диплома, пенсионным органом учтены в стаж для определения права на назначение пенсии периоды работы по трудовой книжке: с 01.03.1982 по 31.12.1990, с 06.12.2004 по 08.04.2005, с 22.10.2008 по 13.04.2009, период учебы в профтехучилище № 37 г. Ташкента с 15.09.1988 по 14.07.1989г.

Не подлежат учету в стаж для назначения пенсии периоды работы: с 01.01.1991 по 07.12.1992г., т.к. указанный период работы имел место на территории Республики Узбекистан; с 16.06.1993 по 10.03.1995, т.к. отсутствует номер приказа в записи об увольнении; с 19.11.2003 по 31.03.2004, т.к. отсутствует должность, фамилия, подпись, печать предприятия в записи, заверяющей увольнение; с 31.03.2004 по 17.06.2004, т.к. отсутствует наименование организации в записи о приеме на работу.

Справка о периодах работы от 08.08.2022, выданная АНО ПО «Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ», не может быть принята для учета стажа работы периоды работы с 19.11.2003 по 31.03.2004, с 31.03.2004 по 17.06.2004, не могут быть учтены страховой стаж, т.к. в справке имя заявителя (ФИО3) не соответствует паспортным данным (ФИО2), период работы с 06.12.2004 по 08.04.2005, с 22.10.2008 по 13.04.2009 учтены по трудовой книжке.

Согласно поступившей справке о заработной плате № от 11.07.2023, выданной архивным отделом администрации Советского района Республики Крым за период работы с июня 1993 по март 1995, не могут быть включены в расчет сведения о заработной плате для назначения пенсии, т.к. наименование денежных единиц в справке о заработной плате отсутствует.

На основании предоставленных документов, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на 19.07.2023г. документально подтвержденный страховой стаж ФИО1 составил 18 лет 5 месяцев 25 дней, величина ИПК составила 15,697, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права на назначение пенсии в связи с отсутствием необходимой величины ИПК.

Также автор жалобы указывает о незаконности требования истца назначить ему пенсию с 04.05.2022г., поскольку документы, подтверждающие периоды работы, учтенные в стаж при повторных обращениях, на момент первоначального обращения не предоставлялись в пенсионный орган, их оценка ответчиком не проводилась.

Истцом решение суда в неудовлетворенной части исковых требований не обжалуется.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы; решение суда просит оставить без изменения.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.

Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, обозрев оригинал отказного дела ФИО1, судебная коллегия приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04 мая 2022 года ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой выплаты по старости.

Решением отдела установления пенсий Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 04 августа 2022 года в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа и необходимой величины ИПК (л.д.16-17).

03 февраля 2023 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой выплаты по старости.

Решением отдела установления пенсий Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 03 мая 2023 года в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа и необходимой величины ИПК (л.д.18-20).

26 мая 2023 года ФИО1 вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой выплаты по старости.

Решением от 30 мая 2023 года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимой величины ИПК (л.д.21-22).

19 июля 2023 года истец снова обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой выплаты по старости.

Решением Отдела установления пенсий Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 25 июля 2023 года было отказано, в связи с отсутствием необходимой величины ИПК.

Согласно вышеуказанного решения в страховой стаж ФИО1 не включены следующие периоды: с 01 марта 1982 года по 07 декабря 1992 года, поскольку указанный период работы имел место на территории Республики Узбекистан; с 16 июня 1993 года по 10 марта 1995 года, поскольку отсутствует номер приказа в записи об увольнении; с 19 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года, поскольку отсутствует должность, фамилия, подпись, печать предприятия в записи, заверяющей увольнение; с 31 марта 2004 года по 17 июня 2004 года, поскольку отсутствует наименование организации в записи о приеме на работу (л.д.57-58).

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, выданного 24.01.2015г. Территориальным пунктом УФМС России по Республике Крым в Советском районе, личные данные истца указаны как: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> (л.д.6).

Согласно записям в трудовой книжке серии ГТ-I ФИО1 16 июня 1993 года был принят на должность сторожа в кооператив «Монолит», 10 марта 1998 года уволен в связи с ликвидацией кооператива; 31 марта 2004 года был принят в Советский РУСЦ ОСОУ на должность охранника, 21 мая 2004 года временно переведен на должность уборщика, 17 июня 2004 года уволен в связи с истечением срока трудового договора; 06 декабря 2004 года был принят истопником на отопительный сезон, 08 апреля 2005 года уволен в связи с истечением срока трудового договора; 22 октября 2008 года принят истопником на отопительный сезон, 02 апреля 2009 года переведен временно сторожем, 13 апреля 2009 года уволен в связи, с истечением срока трудового договора (записи ; ; 18-20) (л.д.10-14).

Согласно сведений, указанных в справке , выданной 08 августа 2022 года директором АНО ПО «Советский РУСЦ КРОО ДОСААФ», ФИО3 19 ноября 2003 г принят на должность истопника Советского районного учебно-спортивного центра ОСО Украины (приказ от 19.11.2003г). Уволен 31 марта 2004года (приказ от 31,03.2004г); 31 марта 2004г принят на должность охранника Советского районного учебно-спортивного центра ОСО Украины (приказ №1 от 31.03.2004г). Уволен 17 июня 2004года (приказ от 17.06.2004г); 06 декабря 2004г. принят на должность истопника Советского районного учебно-спортивного центра ОСО Украины (приказ от 06.12.2004г); уволен 08 апреля 2005года (приказ от 08.04.2005г); 21 октября 2008г. принят на должность истопника Советского районного учебно-спортивного центра ОСО Украины (приказ от 21.10.2008г). Уволен 13 апреля 2009года (приказ от 13.04.2009г) (л.д. 15).

Справка также содержит сведения о переименовании Советского РУСЦ ОСОУ в КРОО «ДОСААФ» (л.д.15).

Согласно архивной справке от 11 июля 2023 года, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Советского района Республики Крым, на имя истца, в ведомостях «Передвижная механизированная колонна - 182 треста Крымсельстрой, Советская передвижная механизированная колонна , Советское районное кооперативно-государственное строительно-монтажное объединение «Райагрострой», ООО «Агрострой», кооператив «Механик», кооператив «Монолит», в ведомостях по начислению заработной платы рабочим и служащим Райагрострой содержатся сведения о начисленной заработной плате за периоды работы истца с 1993 - 1998 гг. (л.д. 61).

При этом, личные данные истца указаны как: ФИО1 (так в документе), год рождения не указан; другие работники, в расчетных ведомостях кооператива «Монолит», с фамилией, именем и отчеством ФИО2, не значится (л.д. 61).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части установления факта принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справки о стаже работы, выданной 08 августа 2022 года Автономной некоммерческой организацией профессионального образования «Советский районный учебно-спортивный центр Крымской региональной общественной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и возлагая на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в общий страховой стаж ФИО1 периоды его работы: с 01 января 1991 года по 07 декабря 1992 года в совхозе «Москва»; с 16 июня 1993 года по 10 марта 1995 года в кооперативе «Монолит»; с 19 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года и с 31 марта 2004 года по 17 июня 2004 года в Советском районном учебно-спортивном центре ОСОУ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности исходя из нижеследующего.

Пенсионным органом вышеуказанные периоды работы не были включены в подсчет страхового стажа для назначения пенсии ФИО1, ввиду наличия нарушений при заполнении трудовой книжки (имя указано неверно: указано «ФИО3» вместо правильного «ФИО2», что не соответствует паспортным данным истца), а также в связи с наличием разночтение в указанной справке о стаже работе истца.

Согласно вышеуказанной трудовой книжке истца в ней отражены все периоды работы; записи являются последовательными; в трудовой книжке имеются указания на номера приказов и даты их вынесения; все записи заверены подписями уполномоченного работника отдела кадров и печатями предприятий.

В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.

При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях, иную ответственность.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы истца в его страховой стаж, суд первой инстанции учел вышеприведенные положения действующего законодательства, то, что периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, а потому периоды работы истца, подлежат включению в трудовой/страховой стаж истца, поскольку подтверждены документально.

В силу ст.4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, с подтверждением данных периодов документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

По смыслу указанной правовой нормы трудовая книжка, а также архивные и иные справки и документы о периодах работы и заработке считаются достаточными документальными данными, подтверждающими периоды работы на территории Украины и Республики Крым по 31.12.2014 года включительно.

Анализируя документы, предоставленные истцом, а также приведенные нормы закона, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в мотивировочной части судебного решения, о том, что указанные периоды ФИО1 с 01 января 1991 года по 07 декабря 1992 года, с 16 июня 1993 года по 10 марта 1995 года, с 19 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года, с 31 марта 2004 года по 17 июня 2004 года, нашли свое подтверждение представленными суду документами.

Апелляционная жалоба доводов о незаконности решения суда в части установления факта принадлежности ФИО1 справки о стаже работы не содержит.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что не подлежат включению в страховой стаж периоды: с 01 января 1991 года по 07 декабря 1992 года, поскольку указанный период работы имел место на территории Республики Узбекистан; с 16 июня 1993 года по 10 марта 1995 года, поскольку отсутствует номер приказа в записи об увольнении; с 19 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года, поскольку отсутствует должность, фамилия, подпись, печать предприятия в записи, заверяющей увольнение; с 31 марта 2004 года по 17 июня 2004 года, поскольку отсутствует наименование организации в записи о приеме на работу, что является нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных постановлением Госкомтруда ССР от 20 июня 1974 №162, и отсутствуют основания для включения в страховой стаж работы истца спорных периодов судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что само по себе неправильное либо неточное оформление трудовой книжки работодателем не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение, поскольку работник не может нести ответственность за правильность заполнения работодателем выдаваемых документов.

Записи в трудовой книжке истца последовательны, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приёма и увольнения, имеются ссылки на номера приказов, соответствующие печати и подписи должностных лиц.

При этом, работник не может нести ответственность за ненадлежащее оформление трудовой книжки как неблагоприятные последствия, связанные с надлежащим заполнением трудовой книжки в виде отказа в назначении страховой пенсии.

Наличие нарушений при заполнении трудовой книжки (имя указано неверно: указано «ФИО3» вместо правильного «ФИО2», что не соответствует паспортным данным истца), не могут служить основанием для отказа в их учете при назначении страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционный жалобы в данной части отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку обжалуемым решением суда, в том числе, установлен факт принадлежности справки о стаже работы, выданной 08 августа 2022 года Автономной некоммерческой организацией профессионального образования «Советский районный учебно-спортивный центр Крымской региональной общественной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) с указанием анкетных данных лица: «ФИО3» - принадлежит ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Установив отсутствие законных оснований для не включения спорных периодов в страховой стаж истца, суд обоснованно признал незаконным решение пенсионного органа об отказе ФИО1 в назначении пенсии и удовлетворил исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на ответчика произвести расчет пенсии ФИО1 за период работы с октября 1993 года по январь 1995 года включительно, с учетом сведений о заработной плате, указанных в справке о заработной плате, выданной архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Советского района Республики Крым, в которой суммы заработной платы с 12 ноября 1992 года по 02 сентября 1996 года считать указанными в денежных единицах – карбованцах, исходя из нижеследующего.

Как предусмотрено п.п.10,11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года №1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» - в случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, Центральным банком России не установлен (например, переходных денежных единиц), соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. Разъяснено, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года Центральным Банком России не установлен, соответствующие выплаченные суммы заработка исключаются из подсчета.

Согласно Приложению №1 к Указаниям до 01 апреля 1992 года заработная плата на территории Украины начислялась и выплачивалась в рублях, с апреля 1992 года по 11 ноября 1992 года была введена и действовала переходная денежная единица «купон», с 12 ноября 1992 года введена национальная валюта «карбованец».

Согласно Указу Президента Украины «О денежной реформе в Украине» №762/96 от 25.08.1996 года со 2 сентября 1996 года в Украине введена гривна, предусмотрен обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1.

В соответствии с п.11 раздела III Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 года №99р (ред. от 28.01.2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» при обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 года перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним. Информация о сроках введения национальной валюты содержится в Указании Минсоцзащиты РФ от 18 января 1996 года У1-1 -У).

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 года №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.

В соответствии с Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям.

Определено, что справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести расчет пенсии за период работы с октября 1993 года по январь 1995 года включительно, с учетом сведений, содержащихся в архивной справке, выданной архивным отделом (муниципального архива) администрации Советского района Республики Крым, в которой суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с 12 ноября 1992 года до 02 сентября 1996 года в карбованцах, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований не учитывать сведения, содержащиеся в предоставленной ФИО1 справке о заработной плате, у органа пенсионного обеспечения не имелось, а информация относительно национальной валюты, действовавшей на территории Украины в периоды, указанные в справке, является общепризнанной и не требует дополнительного письменного подтверждения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, сделаны с учетом фактических обстоятельств по делу и соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства.

Отсутствие в архивной справке о заработной плате указания на денежную единицу не является препятствием к их зачету при назначении досрочной страховой пенсии и расчета ее суммы. Вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.

Доводы апелляционной жалобы в данной части, по сути, направлены на переоценку доказательств, надлежащая оценка которым дана судом первой инстанции, а также выражают несогласие с выводами суда.

Как правильно указал суд первой инстанции, вышеуказанные сведения являются общедоступными, в связи с чем, ответчик может самостоятельно определить курс валюты, подлежащий применению к заработной плате.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести расчет пенсии ФИО16 с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - с 04 мая 2022 года, судом первой инстанции проверены все условия, необходимые для назначения пенсии, указанные в ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, возраст истца, продолжительность страхового стажа с учетом периодов работы, включенных в расчет ответчиком и судом, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции по состоянию на дату обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В 2022 году возраст, с которого имели право на назначение страховой пенсии по старости мужчины, составлял 61 год 6 месяцев; необходимая продолжительность страхового стажа составляла не менее 13 лет, величина ИПК – 23,4.

Как было указано судебной коллегией выше и установлено при рассмотрении спора, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., то есть возраста 61 лет и 6 месяцев, требуемого для назначения страховой пенсии по старости, истец достиг 19.04.2022г.

Согласно предварительного расчета страхового стажа истца, предоставленного пенсионным органом по запросу суда в материалы дела, с учетом всех спорных периодов, включенных в страховой стаж истца решением суда, продолжительность страхового стажа ФИО1 составит 22 года 08 месяцев 25 дней (при требуемом – 12 лет), индивидуальный пенсионный коэффициент – 23,491 (при требуемом 23,4), что является достаточным для назначения истцу страховой пенсии с 04.05.2022г. (даты обращения с заявлением о назначении пенсии).

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о назначении страховой пенсии истцу ФИО1 с 04.05.2022г., поскольку документы, подтверждающие периоды работы, учтенные в стаж при повторных обращениях, на момент первоначального обращения не предоставлялись в пенсионный орган, их оценка ответчиком не проводилась, в связи с чем последним права истца не нарушены, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку при неоднократных обращениях истца за назначением пенсии пенсионным органом не предоставлено доказательств выполнения возложенной на него обязанности по разъяснению истцу права установить в судебном порядке факта принадлежности истцу документов (справок о стаже работы и о заработной плате) и предоставлении такого судебного акта пенсионному органу с целью учета таких документов при расчете стажа и размера пенсии истца, либо истребовании необходимых пенсионному органу сведений; истец четыре раза обращался в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии, что не может свидетельствовать о законности действий пенсионного органа.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Республики Крым от 05 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.12.2023.

Председательствующий – Т.С. Готовкина

Судьи – Н.И. Любобратцева

О.Р. Морозко