НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 13.08.2020 № 33-439/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-439/2020 председательствующий судья суда первой инстанции Кулешова О.И.\

91RS0024-01-2019-000419-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Мотиной И.И.

судей Егоровой Е.С., Шестаковой Н.В.

при секретаре Гамуровой М.А.

рассмотрела 16 января 2020 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым к Яковлеву Алексею Яковлевичу о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости,

по встречному иску Яковлева Алексея Яковлевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым, Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отмене решения, о возвращении удержанных из пенсии сумм,

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда России в г. Ялте Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым (далее УПФР в г. Ялта) обратился в суд с иском к Яковлеву А.Я. о взыскании суммы переплаты пенсии. С учетом уточнений исковых требований истец просил взыскать с Яковлева А.Я. сумму переплаты страховой пенсии в размере 53 468,90 рублей (т.1л.д.177).

В обоснование требований истец указал, что при обращении в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии Яковлев А.Я., предоставив паспорт с отметкой о регистрации на территории Республики Крым с 24.11.2011 года, не сообщил, что является получателем страховой пенсии в Республики Чувашии. На основании представленных документов и заявления о назначении пенсии Яковлеву А.Я. была назначена страховая пенсия с 01.01.2015 года в соответствии с положением Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Поскольку Яковлеву А.Я. выплачивалась пенсия как Республике Чувашии, так и в Республике Крым, образовалась двойная выплата пенсии за период с 01.01.2015 года по 30.11.2015 года в сумме 99055,42 рублей. Из указанной суммы переплата в размере 61288,16 рублей образовалась в результате недобросовестности Яковлева А.Я., который должен был уведомить УПФР г. Ялты о ранее назначенной страховой пенсии и подать заявление о запросе пенсионного дела. Переплата пенсии в размере 37767,26 рублей образовалась по причине несвоевременного приятия мер специалистами УПФР г. Ялты по устранению выявленных нарушений. В связи с выявленной переплатой пенсии УПФР было принято решение о ежемесячном удержании 20% из пенсии Яковлева А.Я. до полного погашения переплаты.

Ответчик Яковлев А.Я. подал встречный иск к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым об отмене решение ОПФР по Республике Крым от 07.03.2018 № Я-660-1401/785-18, о возложении обязанности на УПФР в г. Ялте по назначению страховой пенсии с применением положений Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», о взыскании удержанной суммы пенсии.

В обоснование своих требований Яковлев А.Я. пояснил, что с 2012 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993года №4468-1. Данную пенсию по октябрь 2015 года выплачивал МВД РФ по Чувашской Республике. Страховую часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Яковлеву А.Я. выплачивал УПФР в Цивильском районе Республики Чувашия по октябрь 2015 года. Так же Яковлев А.Я. пояснил, что с 2011 года он фактически проживал и был зарегистрирован в г. Ялта, работал в санатории «Россия». При обращении за назначением пенсии в УПФР г. Ялты в конце 2015 года ему было рекомендовано написать заявление о прекращении выплаты страховой пенсии в Республике Чувашии и написать заявление в УПФР в г. Ялте Республики Крым о назначении страховой пенсии по возрасту. При этом УПФР г. Ялты не запрашивал пенсионное дело Яковлева А.Я. из Чувашии, пенсия была назначена с 01.01.2015 года с учетом Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Пенсия за 2015 год была выплачена в январе 2016 года одной суммой. В июне 2016 года по запросу истца, пенсионное дело Яковлева А.Я. поступило из УПФР Цивильского района Республики Чувашия в УПФР г. Ялты Республики Крым, однако корректировку суммы выплачиваемой пенсии пенсионный фонд не произвел и продолжал выплачивать в прежнем размере, чем так же была создана переплата. Кроме того, по мнению Яковлева А.Я., УПФР г. Ялты было известно о том, что он является получателем пенсии в другом регионе, так как в 2013 году в пенсионный фонд Чувашии направлялись документы для получения пенсии. Яковлев А.Я. считает, что истец -УПФР в г. Ялта незаконно сделал перерасчет его пенсии без учета положений Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», так как помимо регистрации в Цивильском районе Республики Чувашия он еще имел регистрацию в г. Ялта с 2011года. В связи с этим Яковлев А.Я. считает, что его вина отсутствует в том, что УПФР г. Ялты произвело выплату пенсии за больший период, чем было положено, а также считает, что УПФР г.Ялты незаконно удерживает из его пенсии сумму переплаты.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16.07.2019 года исковые требования УПФР в г. Ялте Республики Крым удовлетворены частично, с Яковлева А.Я. в пользу ответчика взыскана излишне выплаченная сумма страховой пенсии в размере 35 098,46 рублей за период с 01.01.2015 года по 31.10.2015 года, а также судебные расходы в размере 1 253,0 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.

В удовлетворении встречного иска Яковлева А.Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, отказано.

С данным решением не согласился истец – УПФР в г. Ялта, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании излишне выплаченной пенсии с 30.11.2015 года по 30.06.2016 года. Апеллянт указывает на то, что судом сделан неправильный вывод о том, что переплата пенсии с 01.11.2015 года по 30.06.2016 года образовалась по вине Управления, так как при назначении пенсии не была произведена проверка представленных документов о проживании Яковлева А.Я. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года, Апеллянт считает, что проведение проверки документов является правом территориального органа УПФР, а не обязанностью, в то время как пенсионер обязан извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращения их выплат, в том числе об изменении места жительства. По мнению апеллянта, ответчик скрыл факт получения страховой пенсии в Республике Чувашия, что привело к назначению пенсии с учетом Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В тоже время апеллянт ссылается на то, что в отношении Яковлева А.Я. не могут быть применены положения Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», поскольку по состоянию на 18.03.2014 года ответчик являлся гражданином Российской Федерации и получателем страховой пенсии на территории Российской Федерации. Стаж работы Яковлева А.Я. на территории Украины был учтён в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Представитель истца и ответчика по встречному иску - УПФР в г. Ялте Республики Крым Татаринцев Д.В. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик и истец по встречному иску Яковлев А.Я. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы УПФР, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика по встречному иску ГУ ОПФР по Республике Крым - в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Третье лицо - заместитель управляющего ОПФР по Республике Крым Пупышева Л.А. ГУ в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель третьего лица - Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Стороны не обжалуют решение суда в части рассмотрения встречных требований Яковлева А.Я. к УПФР в г. Ялта, в связи с этим судебная коллегия проверяет решение суда в обжалуемой части – в части рассмотрения иска УПФР в г. Ялта к Яковлеву А.Я.

Заслушав пояснения представителя истца, возражения ответчика, проверив материалы дела, обозрев пенсионное дело Яковлева А.Я., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с назначением и выплатой гражданам пенсий.

Судом установлено, что Яковлев А.Я. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом, выданным ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом УФМС России по ФИО1 в <адрес>.

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, Яковлев А.Я. с 08.10.2012 года был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>ФИО1 Республики по <адрес> (т.1 л.д.64).

С 10.10.2012 года Яковлев А.Я. состоял на учете в УПФР <адрес> Республики Чувашия, как получатель страховой части пенсии.

Кроме того, Яковлев А.Я. с 25.03.1995 года является получателем пенсии за выслугу лет, установленной в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Из материалов пенсионного дела следует, что 30.10.2015 года Яковлев А.Я. обратился в УПФР в <адрес>ФИО1 Республики с заявлением об отказе получения страховой части пенсии (т.1 л.д.198).

Решением УПФР в <адрес>ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой части пенсии Яковлеву А.Я. прекращена в связи с поступлением вышеуказанного заявления, пенсионное дело было снято с учета с 01.12.2015 года, последняя выплата пенсии в УПФР в <адрес>ФИО1 Республики состоялась по 31.10.2015 года, что подтверждается лицевым счетом , сопроводительным письмом УПФР в <адрес>ФИО1 Республики от 14.06.2016 года .

12.11.2015 года Яковлев А.Я. обратился в УПФР в г. Ялта Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив паспорт гражданина Российской Федерации, справку о заработной плате, документ об образовании, справку, уточняющую характер работы, справку МВД по республике Крым о принятии на учет по новому месту жительства в Республике Крым и о назначении пенсии по выслуге лет, документ об открытии лицевого счета в кредитном учреждении, справку о реорганизации предприятия, СНИЛС, заявление о выплате, трудовую книжку.

В заявлении о назначении пенсии Яковлев А.Я. указал, что он не работает, не является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, был предупрежден о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление их выплаты, в том числе изменение места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Решением УПФР г. Ялты от 18.01.2016 года Яковлеву А.Я. с 01.01.2015 года была назначена страховая часть пенсии в размере 4336,16 рублей с применением положений Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно справке-расчету №869 от 12.02.2018 года, выплата пенсии за 2015 год состоялась в январе 2016 года одной суммой, затем выплачивалась ежемесячно по декабрь 2017 года.

По запросу УПФР в г. Ялта Республика Крым от 26.05.2016 года пенсионное дело Яковлева А.Я. было выслано из УПФР в <адрес> Чувашии.

После поступления пенсионного дела в УПФР в г. Ялта Республика Крым, истцом было принято решение от 20.11.2017 года об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии и об устранении данной ошибки.

При этом УПФР в г. Ялта пришло к выводу, что переплата пенсии возникла с 01.01.2015 года в связи с тем, что пенсионер не сообщил о получении пенсии в другом регионе, а также в связи с неверно установленной датой назначения пенсии и неверным применением Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Распоряжением УПФР в г. Ялта от 17.01.2018 года пенсионное дело Яковлева А.Я было поставлено на учет, сделан перерасчет страховой части пенсии без учета положений Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и продлена выплата пенсии в размере 2387,02 рублей.

Яковлев А.Я. был уведомлен пенсионным органом об излишне выплаченной сумме пенсии в размере 99055,42 рублей. В своем заявлении от 10.01.2018 года ответчик просил производить удержания из пенсии 20% ежемесячно в счет погашения суммы переплаты.

В связи с имеющейся переплатой истец - УПФР в г. Ялта Республика Крым принял решение от 05.03.2018 года о ежемесячном 20% удержании суммы из пенсии Яковлева А.Я. в счет погашения переплаты.

Судебная коллегия, проверяя правильность назначения пенсии, пришла к выводу об отсутствии вины Яковлева А.Я. в возникшей переплате. Причиной переплаты пенсии явилось неправильное применение специалистами УПФР в г. Ялта Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при назначении пенсии Яковлеву А.Я.

Согласно положениям ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" следует, что суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абз. 2 п. 24 постановления Пленума от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", под интересами законности с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости сохранения правопорядка.

Поскольку спор касается пенсионных прав, и по существу сводится к праву истца на получение средств к существованию, равно как их размера, то в интересах законности, под которым с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях социальной защиты человека и гражданина, судебная коллегия выходит за пределы доводов жалобы ответчика и проверяет решение суда первой инстанции в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Яковлев А.Я. не относится к лицам, пенсия которым назначается с учетом положений Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.

Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 г., содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03. 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Пунктом 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года №28 установлено, что в паспорте производятся отметка о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета соответствующими органами регистрационного учета.

Яковлев А.Я. помимо паспорта гражданина Российской Федерации, выданного в 2012 году, имеет паспорт гражданина Украины, выданный 28.12.2011 года Ливадийским ВМ Ялтинского МУ ГУМВС Украины в Автономной республике Крым. В данном паспорте имеется отметка о регистрации Яковлева А.Я. по месту жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В паспорте гражданина Российской Федерации имеются отметки о регистрации Яковлева А.Я. в <адрес>ФИО1 Республики с 08.10.2012 года по 15.08.2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ от 31 мая 2002 "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В связи с этим при наличии двух паспортов у Яковлева А.Я. как гражданина Украины и как гражданина Российской Федерации, он должен был рассматриваться пенсионным органом как гражданин Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

По смыслу приведенных правовых норм в совокупности с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», указанные особенности реализации права на пенсионное обеспечение касаются граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в порядке части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

УПФР г. Ялты, назначая Яковлеву А.Я. пенсию в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» не учел, что 05.10.2012 года гражданину Украины Яковлеву А.Я. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, кроме того, Яковлев А.Я. с октября 2012 года по 15.08.2015года зарегистрирован в ФИО1, следовательно, Яковлев А.Я. приобрел гражданство Российской Федерации в ином порядке, чем в порядке, предусмотренном части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", следовательно, не имеет право на реализацию пенсионного обеспечения с учетом Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

В соответствии со статьей 22 Закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С заявлением о назначении пенсии Яковлев А.Я. обратился 12.11.2015 года.

В связи с тем, что пенсионный орган при назначении пенсии применил Федеральный Закон Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пенсия Яковлеву А.Я. была назначена с 01.01.2015 года и с повышающим коэффициентом.

В случае назначения истцу пенсии без применения Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ, пенсия была бы назначена Яковлеву А.Я. со дня обращения - 12.11.2015 года и без повышающего коэффициента.

Учитывая, что пенсия Яковлеву А.Я. в ФИО1 Чувашия была выплачена по 31.10.2015 года, то при назначении пенсии без применения Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ не повлекло бы возникновение переплаты пенсии с 01.01.2015 года по 31.10.2015.

Переплата пенсии с 01.11.2015 года по 30.06.2016 года также образовалась по вине пенсионного органа в связи с ошибочным применением при назначении пенсии Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Статьей 4 Закона N 208-ФЗ закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Яковлев А.Я. приобрел гражданство Российской Федерации до 18 марта 2014 года и, исходя из установленных обстоятельств дела, работал на территории Крыма по 30.09.2010года. В связи с этим включение в трудовой (страховой) стаж истца периодов его работы на предприятиях Украины после 1 января 2002 года осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, а не в порядке, предусмотренном Законом N 208-ФЗ.

Специалисты УПФР в г. Ялта незаконно произвели расчет пенсии Яковлеву А.Я. с применением Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в связи с этим ежемесячная сумма пенсии составила сумму, превышающую размер пенсии, которая должна быть рассчитана с учетом норм Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Разница этих сумм составляет сумму переплаты, которую истец – УПФР в г. Ялта просил взыскать с Яковлева А.Я. за период с 01.11.2015 года по 30.06.2016 года.

Излишне выплаченные Яковлеву А.Я. суммы пенсии по старости в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Яковлева А.Я. - лица, которому эта пенсия по старости была назначена, или счетной ошибки.

Однако материалы дела не содержат доказательств недобросовестности со стороны Яковлева А.Я.

Доводы представителя УПФР в г. Ялта о том, что переплата возникла в связи с тем, что Яковлев А.Я. не сообщил о выплате ему пенсии в другом субъекте, судебная коллегия отклоняет как не основанные на законе.

Наличие у Яковлева А.Я. гражданства Российской Федерации, приобретенное им до 18.03.2014 года, в силу части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в совокупности с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», является основанием для отказа в назначении страховой пенсии с учетом норм Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ.

Из вышеизложенного следует, что у истца – УПФР в г. Ялта отсутствовали основания для назначения пенсии Яковлеву А.Я. с 01.01.2015 года, а также отсутствовали основания для расчета размера пенсии с учетом страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ.

Из представленных в материалы пенсионного дела документов следует, что истец - УПФР в г. Ялта должен был назначить пенсию с даты обращения Яковлева А.Я. - с 12.11.2015 года и определить страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без применением Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу, что переплата пенсии возникла из-за неверной оценки специалистами УПФР в г. Ялта предоставленных Яковлевым А.Я. документов.

Учитывая, что на дату обращения Яковлева А.Я. с заявлением о назначении пенсии в УПФР в г. Ялта выплата пенсии в Республики Чувашия уже была прекращена, то при назначении пенсии в соответствии с нормами действующего законодательства, переплаты пенсии не возникло.

Из указанного следует, что несообщение Яковлевым А.Я. пенсионному органу о ранее полученной пенсии в другом субъекте, не влияет на возникновение переплаты.

Кроме того, пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из имеющихся в пенсионном деле документов, представленных Яковлевым А.Я. в УПФР в г. Ялта с заявлением о назначении ему пенсии, ответчик не скрывал факт того, что он принят на учет по новому месту жительства в Республике Крым с 01.11.2015 года и является получателем пенсии за выслугу лет.

Из текста Справки, выданной отделом пенсионного обслуживания ЦФО МВД по ФИО1ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ для решения вопроса об установлении страховой части трудовой пенсии, следует, что Яковлев А.Я. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной 25.03.1995 года в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

В данной справке также указано на то, что Яковлев А.Я. принят на учет по новому месту жительства в Крыму с 01.11.2015 года и ему назначена пенсия в соответствии с законом Российской Федерации от 12.02.1993года № 4468-1 с 01.11.2015 года. При этом пенсии, установленной в сохраненном размере по законодательству, действующему по состоянию на 31.12.2014 года на территории Республики Крым, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 года , с 01.01.2015 года Яковлеву А.Я. не назначалась и не выплачивалась.

В распоряжение пенсионного органа Яковлев А.Я. так же предоставил трудовую книжку, из которой следует, что после 30.09.2010 года он нигде не работал, имеет необходимую продолжительности страхового стажа на 2010 год.

Так же Яковлев А.Я. предоставил паспорт гражданина Российской Федерации, выданный в 2012 году с регистрацией по месту жительства ответчика в ФИО1 Чувашия с 08.10.2012 года по 15.08.2015 года и с регистрацией в г. Ялта с 24.11.2011 года.

По поводу правомерности внесения в паспорт гражданина Российской Федерации сведений о регистрации Яковлева А.Я. в г. Ялта, в пенсионном деле имеется ответ от 27.04.2018 года .4-2206, где МВД по ФИО1 сообщил, что в результате проведенной проверки было установлено, что указанная запись межрайонным отделом УФМС России по ФИО1 в <адрес> была перенесена 15.08.2015 года из паспорта гражданина Украины в рамках рассмотрения обращения Яковлева А.Я. в 2015 году. УФМС России по ФИО1 Республики было установлено, что Яковлев А.Я. имеет регистрацию по двум адресам одновременно. Учитывая наличие регистрации по месту жительства на территории Республики Крым, 15.08.2015 года межрайонным отделом заявителю оформлено снятие с регистрационного учета по месту жительства с территории ФИО1 Республики. Внесенная межрайонным отделом в паспорт Яковлева А.Я. запись о наличии регистрации по месту жительства на территории Республик Крым не соответствует требованиям, установленным к отметкам в паспорте, производимым органами регистрационного учета. В связи с этим, управлением по вопросам миграции МВД ФИО1 А.Я. был уведомлен о необходимости замены указанного паспорта.

Вышеуказанные документы, а также возраст Яковлева А.Я. (65 лет) на дату обращения в УПФР в г. Ялта, наличие условий для назначения пенсии в 2010 году, позволяли сделать вывод о том, что ранее страховая пенсия могла быть назначена в <адрес>, то есть по месту регистрации Яковлева А.Я.

Однако истец – УПФР в г. Ялта назначил Яковлеву А.Я. пенсию без всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, не выполнил возложенных на пенсионный орган функций по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета в виде запроса в соответствующих органах и организациях сведений, позволяющих проверить достоверность имеющейся у пенсионного органа информации, касающейся Яковлева А.Я., а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у ответчика права на получение пенсии - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплат пенсионным органом спорных сумм.

Поскольку действия УПФР в г. Ялта относительно назначения страховой части пенсии Яковлеву АЯ. с 01.01.2015 года не соответствовали требованиям действующего законодательства, осуществлены с нарушением установленного порядка, что привело к переплате пенсии, а также учитывая отсутствие недобросовестности в действиях Яковлева А.Я. при обращении в УПФР в г. Ялта, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований УПФР в г.Ялта к Яковлеву А.Я. в полном объеме.

В связи с тем, что переплата пенсии произошла в связи с неправильным применением законодательства специалистами пенсионного органа, требования УПФР в г. Ялта к Яковлеву А.Я. не подлежали удовлетворению, следовательно, решение суда в части взыскания с Яковлева А.Я. в пользу УПФР в г. Ялта излишне выплаченной суммы пенсии с 01.01.2015 по 31.10.2015 года в размере 35 098,46 рублей подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования.

Так же судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что при предоставлении документов, подтверждающих факт постоянного проживания Яковлева А.Я. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014года, это будет являться основанием для рассмотрения вопроса о назначении пенсии с учетом Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ.

Как было указано ранее, по смыслу приведенных правовых норм в совокупности с пунктом 1 статьи 1 Закона N 208-ФЗ, особенности реализации права на пенсионное обеспечение касаются граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в порядке части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Яковлев А.Я. приобрел гражданство Российской Федерации до 18 марта 2014 года и, исходя из установленных обстоятельств дела, по 30.09.2010года работал на территории Крыма. В связи с этим включение в трудовой (страховой) стаж истца периодов его работы после 1 января 2002 года осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, а не в порядке, предусмотренном Законом N 208-ФЗ.

Апелляционная инстанция, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, пришла к выводу, что установление факта постоянного проживания Яковлева А.Я. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, не имеет юридического значения для назначения пенсии.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании вышеуказанной нормы, отказ в удовлетворении требований УПФР в г. Ялта к Яковлеву А.Я. влечет отмену решения суда в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 253,0 рублей, в остальной части решение суда отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беленького Дмитрия Николаевича, без удовлетворения.

Председательствующий судья И.И. Мотина

Судьи И.А. Подлесная

Н.В. Шестакова