НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 13.02.2020 № 33-1163/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1163/2020 председательствующий судья суда первой инстанции ТедееваЕ.А.

2-2104/2019 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2020 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

ФИО1

судей:

ФИО2, ФИО3

при секретаре:

ФИО4.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО5 к Отделу Пенсионного Фонда РФ в Раздольненском районе, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии незаконным, обязанности совершить определенные действия, установлении акта принадлежности документа, установлении денежной единицы, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 17 октября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО5 обратилась в суд с иском к Отделу Пенсионного Фонда РФ в Раздольненском районе, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ; обязании Отдела Пенсионного Фонда РФ в Раздольненском районе включить в подсчет общего трудового (страхового) стажа с учетом заработка в период с января 1987 г. по декабрь 1993 год (включительно); обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) произвести перерасчет пенсии исходя из справок , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1987 года по декабрь 1993 года выданных Архивным сектором (Муниципальный архив) <адрес> РК; признании, что денежной единицей в архивных справках , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы с января 1987 года по декабрь 1993 года выданных Архивным сектором (муниципальный архив) Администрации Раздольненского района РК с января 1987 г. по 31.03.1992 г. является советский рубль, с 01.04.1992 г. по 11.11.1992 г. является купон многоразового использования, в период с 12.11.1992 г. по 31.12.1993 г. является украинский карбованец; признании, что доплаты, премии, 13-я заработная плата в размерах указанных в архивных справках выплачивалась: в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ в декабря 1987 г. в размере 209,43 рубля, в декабря 1988 в размере 546,34 рубля и 170,18 рублей, в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ в декабря 1990 г. в размере 215,00 рублей и 2081,00 рубль, в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ в декабря 1991 года в размере 5268,00 рублей и 50,93 рубля; в декабре 1992 г. в размере 24780,00 карбованцев и 83957,00 карбованцев. Признании, что архивные справки , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ выданные Архивным сектором (муниципальный архив) Администрации Раздольненского района РК принадлежат ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Взыскании с ответчика в пользу ФИО5 судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 1500 рублей, с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 1800 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости с выплатой страховой пенсии в размере 8 503,92 рубля, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Однако при начислении пенсии не были приняты во внимание архивные справки о заработной плате , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обращалась в Отдел Пенсионного Фонда РФ в Раздольненском районе с просьбой о перерасчете назначенной пенсии и принятии вышеуказанных архивных справок, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано по причине отсутствия в справках денежной единицы и сроков выплаты доплат и премий.

Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 17 октября 2019 года, в котором устранены описки определением этого же суда от 06.11.2019 года )исковые требования были удовлетворены.

Решение Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Раздольненском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

Обязано Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) провести перерасчет назначенной страховой пенсии с учетом архивной справки о заработной плате за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ выданной Архивным сектором (муниципальный архив) Администрации Раздольненского района с 01.01.1987 года по 31.12.1993 года учитывая наименование денежных единиц начисления заработной платы с 01.01.1987 года по 31.03.1992 года - - советский рубль; с 01.04.1992 года по 11.11.1992 года - купоны многоразового использования; с 12.11.1992 года по 31.12.1993 года украинский карбованец с учетом выплат ей доплат, премий, 13-й зарплаты за период с 01.12.1987 года по 31.12.1992 года: с 01.05.2019 года.

Установлен факт принадлежности ФИО5 архивной справки выданной ДД.ММ.ГГГГ Архивным сектором (Муниципальный архив) Администрации Раздольненского района из документов архивного фонда КСП «Чернышевский» в ведомостях по заработной плате за 1991-1993 года.

Взыскано с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу ФИО5 оплату услуг представителя в размере 1500 рублей.

Взыскано с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу ФИО5 государственную пошлину в размере 300 рублей.( л.д.114)

С указанным решением частично не согласилось Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное); в апелляционной жалобе УПФ РФ в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) Республики Крым (межрайонное) просит решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 17 октября 2019 года в части признания решения об отказе в перерасчете страховой пенсии незаконным, обязанности совершить определенные действия, установлении денежной единицы отказать и принять по делу новое решение, остальные требования об установлении факта принадлежности документа оставить без изменения. В своих доводах ответчик ссылается на то, что в представленных истцом архивных справках о заработной плате , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за период с января 1987 г. по декабрь 1993 год не отражено наименование денежных единиц начисления заработной платы, а также не указано в каких месяцах доплаты и премии выплачены. В связи с этим Управлением было принято Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в расчет пенсии вышеуказанных справок о заработной плате.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению и не находит оснований к отмене решения суда.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное), Отдел ПФ РФ в Раздольненском районе с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, с учетом архивных справок за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ выданных Архивным сектором (муниципальный архив) администрации Раздольненского района.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отказано в перерасчете пенсии с учетом заработной платы за период с января 1987 по декабрь 1993 года по справкам о заработной плате, выданным Архивным сектором (муниципальный архив) Администрации Раздольненского района за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, за исх. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в них не указаны денежные единицы, в которых производилось начисление заработной платы и сроки выплаты доплат и премий.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.До вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 года правовые основания и условия назначения пенсий предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня вступления его в силу (то есть с 01 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан осуществляется из заработной платы за любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. На основании ст. 30.3 указанного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27-9704, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Согласно Постановлению Министерства Труда РФ и Пенсионного фонда России N 16/19па от 27.02.2002 года документом, подтверждающим среднемесячный заработок за период до регистрации в качестве застрахованного лица, является справка о заработной плате, которая выдается на бланке установленного образца.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты – только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте.

В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.

На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.

Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну.

Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.

Таким образом, удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции правильно исходил из того, что доводы ответчика о том, что представленные истцом справки не отвечают необходимым требованиям, являются несостоятельными.

Из содержания архивных справок видно, что истцу была выплачена доплата и премия по итогам года: в 1987 году - 209,43; в 1988 году - 546,34 и 170,18; в 1990 году - 215, и 2081,00 рубль; в 1991 году - 5 268,00 и 13-я в размере 50,93 рублей; в 1992 году - 83 957,00 и 13-я зарплата в размере 24 780,00.

В соответствии со ст. 84 действовавшего в тот период времени "Кодекса законов о труде Российской Федерации" в дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации. По общему правилу премии и другие дополнительные доплаты по итогам года начисляются в расчете на рубль основной оплаты в последний календарный месяц, т.е. в декабре текущего года. Таким образом, все указанные виды дополнительной заработной платы, премии, 13 заработной платы выплачивались соответственно в декабре 1987 года и декабре 1988 года (справка ), в декабре 1991 года, в декабре 1992 года (справка ), в декабре 1990 года (справка ).

В соответствии с Указаниями Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

При этом, в прилагаемом к данному нормативному документу бланке, графы 4 и 6 оформляются в органах социальной защиты населения. Скорректированный среднемесячный заработок проставляется в бланке на соответствующей строке и заверяется подписью работника, производившего расчеты.

Таким образом, удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции правильно исходил из того, что доводы ответчика о том, что представленные истцом справки не отвечают необходимым требованиям, являются несостоятельными.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части взыскания с ответчика в пользу истца государственной пошлины, исходя из следующего.

Согласно абз. 5, п. 2 ст.(333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы пенсионеры, получающие пенсии, по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации. Таким образом, ФИО5 при подаче искового заявления была освобождена от уплаты госпошлины. Ошибочно уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 93 ГПК РФ). В силу ч. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. При таких обстоятельствах вывод суда о взыскании с ответчика судебных расходов, понесенных истцом на уплату государственной пошлины, нельзя признать законным.

На основании изложенного решение суда подлежит отмене в части взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу ФИО5 расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 17 октября 2019 года отменить в части взыскания с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу ФИО5 государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: