НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 12.03.2019 № 33-2806/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело №33-2806/2019 судья первой инстанции – Короткова Л.М.

докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 марта 2019 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи

Сокола В.С.,

судей

Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,

при секретаре

Петровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Лелявиной М.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, отмене решения и перерасчете пенсии, третье лицо - отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Лелявина М.М. 23 июля 2018 года обратилась в суд с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просила:

признать факт ее постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года;

отменить решение ответчика от 03 мая 2018 года о взыскании с нее излишне выплаченной суммы пенсии;

обязать ответчика произвести ей перерасчет пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» /л.д. 2-5, 100-103/.

Заявленные требования истец обосновала тем, что она с 1985 года постоянно проживала и проживает в <адрес>. В этом же городе работала и в 2005 году ушла на пенсию по старости. Решением ответчика ей с ДД.ММ.ГГГГ по документам выплатного дела произведен перерасчет с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе с учетом ежемесячной выплаты к пенсии, установленной Федеральным Законом от 21 июля 2014 года №208-ФЗ в сохраненном размере. Она получила паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с Федеральным Конституционным законом №6-ФКЗ в 2014 году, однако, в 2017 году решением ФМС России выданный паспорт был признан недействительным, поскольку было установлено, что она уже приобрела гражданство Российской Федерации ранее, еще в 2005 году, о чем она забыла. Действительно, для того, чтобы посещать своих престарелых родителей в Российской Федерации, она, будучи гражданкой Украины, в 2005 году получила паспорт гражданки Российской Федерации с регистрацией по месту жительства матери и это давало ей право свободно выезжать в Российскую Федерацию к родителям. С целью устранения нарушений паспортного режима она обратилась к ответчику о внесении данных о паспорте, выданном в 2005 году, в пенсионное дело, на что ответчик пересчитал ей пенсию как гражданину Российской Федерации без особенностей, установленных Федеральным законом №208-ФЗ, посчитав, что она не проживала постоянно на территории Республики Крым на момент ее присоединения к Российской Федерации в меньшем, не сохраненном размере, более того, при рассмотрении дела она узнала, что ответчик еще вынес решение ДД.ММ.ГГГГ об удержании из ее пенсии, якобы излишне нею полученный размер ранее установленной пенсии 90 800,52 руб. Она считает такие действия ответчика незаконными, поскольку она нигде более не получала пенсию и ей ее не назначали в других регионах Российской Федерации, кроме как в г. Керчи, где и постоянно проживала, являясь коренным жителем Республики Крым, поэтому полагает, что на нее распространяет действие Федерального закона №208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и она имеет право на получение пенсии в ранее сохраненном размере.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2018 года указанный иск удовлетворен /л.д. 124-128/.

Установлен факт постоянного проживания Лелявиной М.М. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым возложена обязанность выплачивать Лелявиной М.М. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с применением нормы части 2 статьи 2 Федерального закона №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в ранее сохраненном размере.

Отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 03 мая 2018 года о взыскании с Лелявиной М.М. излишне выплаченных сумм пенсий.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым возложена обязанность возвратить Лелявиной М.М. все удержанные суммы по указанному решению.

Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым в пользу Лелявиной М.М. судебные расходы по делу в сумме 300 руб.

Не согласившись с данным решением суда, представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым Ефремов В.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 132-136/.

В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что в связи с предоставлением Лелявиной М.М. недостоверных сведений о гражданстве, Управлением была пересмотрена пенсия Лелявиной М.М. и принято решение о взыскании с Лелявиной М.М. излишне выплаченных сумм пенсий, которое является обоснованным и правомерным. Судом не дана надлежащая оценка тому факту, что Лелявина М.М. не приобрела гражданство Российской Федерации после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации на основании статьи 4 Закона №6-ФКЗ, а по состоянию на 18 марта 2014 года уже являлась гражданином Российской Федерации, поэтому специальные нормы Закона №208-ФЗ в части исчисления страхового стажа и размера пенсии к Лелявиной М.М. не применимы.

Истцом – Лелявиной М.М. предоставлены письменные возражения, в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 154-156/.

Представитель истца – Бродяная М.М. в заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.

Истец – Лелявина М.М. и представитель ответчика – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым в заседание суда апелляционной инстанции не явились, от представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, истец о причинах неявки сообщила, о дате и месте рассмотрения были извещен надлежащим образом /л.д. 162-163, 165/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения допустил такие нарушения.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГЛелявиной М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдан паспорт гражданина Украины серии ЕС /л.д. 61-63/.

ДД.ММ.ГГГГЛелявиной М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии /л.д. 6/.

18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

В соответствии со статей 5 указанного Договора, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение 1 месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

21 марта 2014 года ратифицирован Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона №6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Таким образом, указанные нормы Договора и Закона №6-ФКЗ предполагают право на признание гражданами Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, которые постоянно проживали на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

ДД.ММ.ГГГГЛелявиной М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Закона №6-ФКЗ выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии , как гражданке Украины, постоянно проживавшей на территории Республики Крым (<адрес>) на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов /л.д. 7/.

21 июля 2014 года принят Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №208-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона №208-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Лелявина М.М. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым.

С ДД.ММ.ГГГГ пенсия Лелявиной М.М. выплачивалась на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, с регистрацией по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Пенсия истцу выплачивалась ответчиком в сохраненном размере, согласно части 4 статьи 3 Закона №208-ФЗ с учетом особенностей исчисления размера пенсии и стажа, предусмотренных Законом №208-ФЗ, и ее размер с 01 января 2015 года составлял 10 500,96 руб., в т.ч. 3 935,00 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ, и 6 565,96 руб. размер страховой пенсии.

С 01 февраля 2015 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года №39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года» утвержден индекс роста потребительских цен за 2014 год в размере 1,114 для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 года, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года №40 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» утвержден коэффициент индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1,114.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии истца с 01 февраля 2015 года составил 4 383,59 руб. (3 935,00 руб. х 1,114), в связи с чем размер страховой пенсии Лелявиной М.М. по старости, рассчитанный по нормам законодательства Российской Федерации, с 01 февраля 2015 года составлял 11 698,33 руб., в т.ч. 4 383,59 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 7 314,74 руб. – размер страховой пенсии.

С 01 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий (далее Закон №385-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Закона №385-ФЗ, с 1 февраля 2016 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в размере, равном 74,27 руб. и размер страховой пенсии в 2016 году корректируется с 1 февраля в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 6 Закона №385-ФЗ, с 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ, индексируется на коэффициент, равный 1,04, и устанавливается в сумме, равной 4 558, 93 руб.

Размер страховой пенсии Лелявиной М.М. по старости, рассчитанный по нормам законодательства Российской Федерации, с 01 февраля 2016 года, с учетом индекса 4%, составил 12 166,63 руб., в т.ч. 4 558,93 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 7 607,70 руб. – размер страховой пенсии.

С 2015 года индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости одного пенсионного балла (индивидуального пенсионного коэффициента ИПК) и фиксированной выплаты – двух составляющих страховой пенсии.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» предусматривает увеличение пенсий в соответствии с действующим законодательством.

В вышеуказанном Федеральном законе учтен прогнозный уровень инфляции за 2016 год – 5,8%.

Первое увеличение страховых пенсий неработающих пенсионеров проведено с февраля 2017 года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров, а также фиксированная выплата к ним были увеличены на 5,4% с 01 февраля 2017 года.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 №35 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 года», стоимость одного пенсионного коэффициента, исходя из индекса роста потребительских цен, утвержденного настоящим постановлением, составляет – 78,28 руб.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 года №36 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии», утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2017 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1,054.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 февраля 2017 года, с учетом индексации, составил 4 805,11 руб. (4 558,93 руб. х 1,054).

После индексации с 1 февраля 2017 года составляющие страховой пенсии установились в следующих величинах:

стоимость пенсионного бала (индивидуального пенсионного коэффициента ИПК для корректировки страховой пенсии) – 78,28 руб.;

величина фиксированной выплаты с учетом индексации – 4 805,11 руб.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный по нормам законодательства Российской Федерации с учетом корректировки страховой пенсии и индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии на 5,4 %, с 01 февраля 2017 года составлял 12 823,57 руб., в т.ч. 4 805,11 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 8 018,46 руб. – размер страховой пенсии по старости.

В соответствии с нормами статьи 8 Федерального закона от 19 декабря 2016 года №416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый 2018 и 2019 годов», стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 апреля 2017 года установлена в размере, равном 78,58 руб.

Размер фиксированной выплаты с 01 апреля 2017 года остался неизменным и составлял 4 805,11 руб.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный по нормам законодательства Российской Федерации с учетом увеличения стоимости пенсионного коэффициента, с 01 апреля 2017 года составлял 12 854,30 руб., в т.ч. 4 805,11 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 8 049,19 руб. – размер страховой пенсии по старости.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона №420-ФЗ от 28 декабря 2017 года «О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «О страховых пенсиях», внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии» (далее – Закон №420-ФЗ), с 1 января 2018 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ, индексируется на коэффициент, равный 1,037 и устанавливается в сумме, равной 4 982, 90 руб. (4 805,11 руб. х 1,037).

С 1 января 2018 года стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,037, и устанавливается в размере равном 81,49 руб.

Размер страховой пенсии корректируется с 1 января 2018 года, в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 настоящей статьи (статья 5 Закона №420-ФЗ).

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии с 01 января 2018 года составлял 13 330,17 руб., в т.ч. 4 982,90 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 8 347,27 руб. – размер страховой пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ Лелявина М.М. обратилась к ответчику с заявлением об изменении персональных данных, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, согласно которому Лелявина М.М. зарегистрирована по месту жительства в г. Керчи с ДД.ММ.ГГГГ (предыдущее место жительства — <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со справкой, выданной Отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи, Лелявина М.М. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес> /л.д. 75/.

Кроме того, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Отделом по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи, паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ ФМС, признан недействительным, выданным в нарушение установленного порядка, изъят и уничтожен /л.д. 8/.

В соответствии с нормами части 5 статьи 26 Закона №400-ФЗ, пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в т.ч. об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно части 4 статьи 28 Закона №400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулировании в сфере пенсионного обеспечения (часть 5 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

В силу статьи 29 Закона №400-ФЗ, удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся, в частности, на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений части 3 статьи 2 Закона №208-ФЗ, подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства. выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Особенности исчисления стажа для граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, заключаются в том, что периоды работы, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ и подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а особенности исчисления размера пенсии – в том, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении пенсии за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245, 70 руб. (статья 4 Закона №208-ФЗ).

Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Закона №6-ФКЗ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

При этом, для граждан Российской Федерации, которые уже являлись таковыми по состоянию на 18 марта 2014 года, применение каких-либо особенностей по исчислению стажа и размера пенсий не предусмотрено.

Так, согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ), в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами - гражданами Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, которые выполнялись застрахованными лицами - гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью статьи 14 Закона №400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положениями пункта 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 (далее – Правила №1015) также установлено, что периоды работы, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Как следует из материалов выплатного дела, при вводе данных о стаже в программно-технический комплекс «Назначение и выплата пенсий» в периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, была проставлена особенность «Крым. Трудовой договор», как гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, что привело к необоснованному завышению размера пенсии с 01 января 2015 года.

В связи с тем, что документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года у истца отсутствовали, то у ответчика не имелось правовых оснований применить нормы части 2 статьи 2 Закона №208-ФЗ для назначения Лелявиной М.М. страховой пенсии по старости с 01 января 2015 года.

Учитывая изложенного, размер назначенной истцу страховой пенсии по старости был пересчитан с 01 января 2015 года в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона №400-ФЗ.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года составил 8 450,85 руб., в т.ч. 3 935,00 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ и 4 515,85 руб. – размер страховой пенсии по старости.

Сумма излишне выплаченной истцу пенсии за январь 2015 года составила 2 050,11 руб. = 10 500,96 руб. – 8 450,85 руб.

Размер страховой пенсии истца по старости, рассчитанный по нормам законодательства Российской Федерации с 01 февраля 2015 года с учетом индексации 11,4%, составил 9 414,42 руб., в т.ч. 4383,59 руб. - размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 5 030,83 руб. - размер страховой пенсии по старости.

Сумма излишне выплаченной истцу пенсии за период с 01 февраля 2015 года по 31 января 2016 года (12 месяцев) составила 27 406,92 руб. = (11 698,33 руб. – 9 414,42 руб.) х 12 мес.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 01февраля 2016 года, с учетом индексации 4%, составил 9 791,25 руб., в т.ч. 4 558,93 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 5 232,32 руб. – размер страховой пенсии по старости.

Сумма излишне выплаченной истцу пенсии за период с 01 февраля 2016 года по 31 января 2017 года (12 месяцев) составила 28 504,56 руб. = (12 166,63 руб. – 9 791,25 руб.) х 12 мес.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом корректировки страховой пенсии и индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии на 5,4%, с 01февраля 2017 года составил 10 319,94 руб., в т.ч. 4 805,11 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 5 514,83 руб. – размер страховой пенсии по старости.

Сумма излишне выплаченной истцу пенсии за период с 01 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года (2 месяца) составила 5 007,26 руб. = (12 823,57 руб. – 10 319,94 руб.) х 2 мес.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом увеличения стоимости пенсионного коэффициента, с 01 апреля 2017 года составил 10 341,07 руб., в т.ч. 4 805,11 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 5 535,96 руб. – размер страховой пенсии по старости.

Сумма излишне выплаченной истцу пенсии за период с 01 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года (9 месяцев) составила 22 619,07 руб. = (12 854,30 руб. – 10 341,07 руб.) х 9 мес.

Размер страховой пенсии истца по старости, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом корректировки 3,7%, с 01 января 2018 года составил 10 723,87 руб., в т.ч. 4 982,90 руб. – размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и 5 740,97 руб. – размер страховой пенсии по старости.

Сумма излишне выплаченной истцу пенсии за период с 01 января 2018 года по 28 февраля 2018 года (2 месяца) составила 5 212,60 руб. = (13 330,17 руб. – 10 723,87 руб.) х 2 мес.

Таким образом, за период с 01 января 2015 года по 28 февраля 2018 года у истца образовалась переплата пенсии в размере 90 800,52 руб. (2 050,11 руб. + 27 406,92 руб. + 28 504,56 руб. + 5 007,26 руб. + 22 619,07 руб. + 5 212,60 руб.).

Материалами дела достоверно подтверждается, что истец является гражданином Российской Федерации на основании паспорта серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, согласно которому Лелявина М.М. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (предыдущее зарегистрированное место жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<адрес>).

Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» №ДД.ММ.ГГГГ 62-ФЗ установлено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральный закон №208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

При таких обстоятельствах, истец не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от 21 июля 2014 года, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в т.ч. для установления факта постоянного проживания, т.к. данный факт не влечет для истца юридически значимых последствий.

Ссылка истца на паспорт гражданина Украины с регистрацией места жительства в г. Керчи не может быть принята во внимание, поскольку, имея российское гражданство, Лелявина М.М. рассматривается Российской Федерацией исключительно и только как гражданин Российской Федерации.

В Российской Федерации периоды работы с 2002 года учитываются в страховой стаж на основании отчисления взносов в Пенсионный фонд, согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и подтверждаются сведениями персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Поскольку, истец не приобретала гражданство Российской Федерации по Федеральному Конституционному Закону №6-ФКЗ, а с 2005 года являлась гражданином Российской Федерации, однако взносов в Пенсионный фонд, согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года №212-ФЗ не отчисляла и период ее работы за соответствующий не подтверждается сведениями персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», то оснований для перерасчета пенсии не имеется.

Судом первой инстанции необоснованно приняты в основу обжалуемого решения пояснения Лелявиной М.М. о том, что гражданство Российской Федерации было оформлено ею в 2005 году только затем, чтобы ездить к престарелым родителям в Россию. Эти пояснения не опровергают тот факт, что она по состоянию на 18 марта 2014 года уже являлась гражданином Российской Федерации с регистрацией постоянного места жительства на территории Российской Федерации в г. Чебоксары.

Также, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому факту, что Лелявина М.М. не приобрела гражданство Российской Федерации на основании статьи 4 Закона №6-ФКЗ, а по состоянию на 18 марта 2014 года уже являлась гражданином Российской Федерации с регистрацией постоянного места жительства на территории Российской Федерации в г. Чебоксары.

Как уже указывалось, граждане Российской Федерации, имеющие по состоянию на 18 марта 2014 года регистрацию по месту жительства за пределами территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, как субъекты права, на которых распространяются положения Закона №208-ФЗ, не поименованы, в связи с чем, специальные нормы Закона №208-ФЗ в части исчисления страхового стажа и размера пенсии к Лелявиной М.М. не применимы.

В связи с предоставлением Лелявиной М.М. недостоверных сведений о гражданстве ответчиком 06 февраля 2018 года была пересмотрена пенсия Лелявиной М.М., а именно «снят сохраненный размер пенсии», выплачиваемый согласно части 4 статьи 3 Закона №208-ФЗ. Пенсия с 01 января 2015 года исчислена в соответствии с положениями пенсионного законодательства Российской Федерации, без особенностей, установленных Законом №208- ФЗ для граждан, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2004 года.

Согласно статье 28 Закона №400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также, пунктами 4-5 статьи 28 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно.

В соответствии с положениями статьи 29 Закона №400-ФЗ, удержания из страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона. Удержания производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии в связи с несвоевременным уведомлением о наличии паспорта Российской Федерации и отсутствием прописки на 18 марта 2014 года, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии в размере 90 800,52 руб. в связи с несвоевременным уведомлением о наличии паспорта Российской Федерации и отсутствием прописки на ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого производятся ежемесячные удержания из пенсии в размере 20%.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии вынесено в соответствии с положениями Закона, является обоснованным и правомерным, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований в данной части не имеется.

Суд первой инстанции необоснованно сослался на положения части 6 статьи 2 Закона №208-ФЗ, которая устанавливает, что из пенсии, назначенной гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации, удержания излишне выплаченных сумм пенсии, которые производились на основании решений органов, осуществлявших пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не производятся.

Удержания из пенсии Лелявиной М.М. производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28-29 Закона №400-ФЗ).

Суд первой инстанции обязал ответчика выплачивать Лелявиной М.М. страховую пенсию по старости с 01 января 2015 года с применением нормы части 2 статьи 2 Закона №208-ФЗ.

При этом, частью 2 статьи 2 Закон №208-ФЗ предусмотрено, что при обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Суд первой инстанции необоснованно применил данные положения Закона при вынесении решения, поскольку Лелявина М.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уже являлась пенсионером и не обращалась в Управление за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат.

На основании изложенного решение суда подлежит отмене, как принятое при неправильном применении указанных норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2018 года отменить, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым – удовлетворить.

Принять по делу новое решение об отказе Лелявиной М.М. в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики ФИО3 об установлении факта постоянного проживания, отмене решения и перерасчете пенсии, третье лицо - отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Керчи.

Председательствующий

Судьи