ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0002-01-2023-002786-45 №2-2346/2023 №33-8713/2023 | Председательствующий судья первой инстанции | Цыкуренко А.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Матвиенко Н.О., Морозко О.Р.,
при секретаре – Затонском М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Министерства экономического развития Республики Крым к ФИО1 о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Республики Крым на решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 6 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2023 года Министерство экономического развития Республики Крым обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании средств меры поддержки, использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года №86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», полученные за июнь-сентябрь 2020 года в размере <данные изъяты> рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ИП ФИО1 получена мера поддержки за июнь-сентябрь 2020 года в размере <данные изъяты> руб. В нарушение положений Закона Республики Крым №86-ЗРК/2020 ответчиком не был уплачен НДФЛ с полученной суммы, что подтверждено сведениями налоговой службы, в связи с чем, по мнению истца, полученная сумма подлежит возврату.
Решением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 6 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Министерством экономического развития Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права.
В частности, автор жалобы указывает, что одним из условий для получения меры поддержки является обязательство оплатить НДФЛ не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки, которое не было исполнено ответчиком.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Ответчик в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, приходит к нижеследующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении спора не допущено.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно данных выписки из ЕГРЮЛ ФИО3 06.06.2019г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя; 24.08.2021г. индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения (л.д.9-11).
18.02.2021г. ФИО1 в электронном виде подана заявка на получение меры поддержки, предусмотренной Законом Республики Крым от 25.06.2020г. №86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (л.д.18-20).
Распоряжением Председателя Совета министров Республики Крым от 16.03.2021г. №61-рп/ДСП «Об утверждении Реестра получателей мер поддержки №17» утвержден соответствующий Реестр, в который, в частности включена ФИО1 (лд.21-22).
Согласно платежного поручения от 17.03.2021г. №21 ИП ФИО1 перечислена сумма субсидии из бюджета Республики Крым, предоставленная в рамках Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года №86-ЗРК/2020 в размере <данные изъяты> руб. (л.д.23).
УФНС России по Республике Крым Министерству экономического развития Республики Крым письмом от 29.10.2021г. исх.№ предоставлены сведения о налогоплательщиках, получателях меры поддержки, которыми уплачен НДФЛ, источником которых является налоговый агент, за период февраль-сентябрь 2021 года менее 13% от суммы полученной меры поддержки, среди которых в том числе ФИО1 (л.д.16-17).
10.12.2021г. Министерством экономического развития Республики Крым в адрес ИП ФИО1 направлено письменное требование о возврате полученных средств мер поддержки (л.д.12-14).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, оценив в их совокупности имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что ФИО1, находясь на упрощенной системе налогообложения, является налоговым агентом по отношению к своим работникам, относительно которых ответчиком удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц ввиду получения субсидии из бюджета Республики Крым, потому ответчиком обязательства по уплате налога исполнены.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Так, в соответствии со статьей 1 Закона N 86-ЗРК/2020 целью принятия настоящего Закона является оказание некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года, и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленные на сохранение занятости.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели мер поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Одним из условий Закона N 86-ЗРК/2020 для включения в Реестр получателей мер поддержки является подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке того, что он обязуется уплатить налог на доходы физических лиц за период, в течение которого предоставляется мера поддержки, не менее 13 процентов от размера полученной меры поддержки.
Законом Республики Крым от 17.07.2020 N 103-ЗРК/2020 "О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Крым "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" предусмотрено, что получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязан оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от размера полученной меры поддержки не позднее месяца, следующего за месяцем получения меры поддержки.
Порядок возврата мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366, в соответствии с которым подлежат возврату средства меры поддержки, использованные с нарушением требований закона и нормативных правовых актов Республики Крым.
Индивидуальные предприниматели (организации) в соответствии с положениями налогового законодательства выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1, 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мера поддержки, установленная Законом Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», это компенсационная выплата, направленная на частичное возмещение затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников.
В информационном письме ФНС России от 22 июня 2021 года № № указано, что налоговый агент - индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), НДФЛ с доходов, выплачиваемых наемным работникам, перечисляет в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов, выплачиваемых наемным работникам, в связи с занятостью в деятельности, облагаемой с применением патентной системы налогообложения (далее - ПСН), НДФЛ перечисляет в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.
В силу части 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в состав дохода учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1, 2 статьи 248 Налогового Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1.1. статьи 346.15 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Ответчик не является плательщиком налога на доходы физических лиц, ввиду применения упрощенной системы налогообложения.
Доходы в виде компенсационных выплат, направленных на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции в статье 251 Налогового Кодекса Российской Федерации не указаны. Однако в связи с применением упрощенной системы налогообложения данная денежная компенсация учитывается при определении объекта налогообложения.
Имеющимися в материалах дела доказательствами достоверно подтверждено, что полученная ответчиком субсидия включена в налогооблагаемый доход по упрощенной системе налогообложения за 2021 год, с которого уплачен соответствующий налог, что также следует из письма Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 24.05.2023г. № (л.д.66-67).
По сути, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в исковом заявлении и выраженную в суде первой инстанции, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 6 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.10.2023.
Председательствующий - Т.С. Готовкина
Судьи - Н.О. Матвиенко
О.Р. Морозко