НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 11.05.2022 № 2-788/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД 91RS0001-01-2020-004880-73

Дело №2-788/2021

Дело №33-2879/2022

Председательствующий в суде первой инстанции Петрова Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2022 года г.Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Готовкиной Т.С.,

судей

Курской А.Г.,

ФИО3,

при секретарях

ФИО22,

ФИО23,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Крымской таможне, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - исполняющий обязанности начальника Крымской таможни ФИО2, о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2021 года,

У С Т А Н О В И Л А:

29 октября 2020 года ФИО1 обратился в суд с иском к Крымской таможне о признании незаконным и отмене приказа от 23.09.2020 года -к, восстановлении на работе в должности <данные изъяты> отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с даты увольнения по момент восстановления на работе, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец в период с 1995 года по 2014 год проходил службу в таможенных органах Украины. 01.08.2014 принят на государственную гражданскую службу в Крымскую таможню и назначен на должность <данные изъяты> отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни, место дислокации - <адрес>. 06.07.2020 года ему было вручено уведомление о сокращении и возможном увольнении, подписанное начальником Крымской таможни генералом-майором таможенной службы ФИО4 от 26.06.2020 г. Приказом Крымской таможни от 23.09.2020 г. -к истец уволен с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С данным приказом ознакомлен 29.09.2020 г.

Полагает, что была нарушена процедура увольнения, поскольку вакантные должности предлагались ответчиком лишь один раз - 25.08.2020 года; не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в том числе не предложено вакансий в г.Керчи, где находилось место работы истца.

Кроме того, по мнению истца, сокращение численности или штата работников в действительности не имело места, а у ответчика отсутствовали законные основания для увольнения.

Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена исполняющий обязанности начальника Крымской Таможни ФИО2.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Не согласившись с таким решением суда, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы жалобы сводятся к тому, что судом сделан безосновательный вывод о предложении истцу всех имеющихся вакансий, вакантные должности были предложены лишь один раз 25 августа 2020 года, причем не было предложено ни одной вакансии в г. Керчи.

Суд также необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о предоставлении ответчиком перечня вакансий по состоянию на 01 октября 2020 года. Количество штатных единиц после проведения организационно-штатных мероприятий в Крымской таможне не уменьшилось, однако вновь вводимые должности не предлагались. Апеллянт считает, что занимаемая им должность была просто переименована, суд не истребовал и не проанализировал должностные регламенты по этим должностям. При этом, работодателем были приняты на работу другие сотрудники на должности ведущего инспектора, а также осуществлялся прием на работу лиц, ранее не трудоустроенных в Крымской таможне, попутно осуществляя процедуру сокращения. Кроме того, при сокращении лица, имеющие приоритетное право на прием на работу, не определялись. Вывод суда о желании истца прекратить трудовые отношения с ответчиком является ошибочным и не соответствует обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО5 - прокурор, принимавший участие в деле, указывает, что ответчиком в полном объеме соблюдена процедура сокращения, установленная трудовым законодательством, судом правильно определены все обстоятельства дела и им дана соответствующая оценка, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2021 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный Суд Республики Крым.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержали, указывая на незаконность решения суда первой инстанции.

Представители ответчика ФИО7, ФИО8 против доводов апелляционной жалобы возражали, указывая на необоснованность последней и отсутствие оснований к отмене решения суда.

Помощник Керченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО9 предоставил в рамках дела заключение, согласно которому указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, поскольку ответчиком процедура увольнения истца была соблюдена.

Третье лицо в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Судебная коллегия полагает возможным в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что работодателем процедура увольнения по п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе соблюдена, иных вакансий, не предложенных истцу ответчиком, учитывая фактические изменения в штатном расписании, не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.

Так, из материалов дела следует и судом установлено, что до 18 марта 2014 года и принятия на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни ФИО1 проходил службу в таможенных органах Украины на территории Республики Крым.

01 августа 2014 года между Крымской таможней и ФИО24 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы в соответствии с условиями которого истец взял на себя обязанности, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, и исполнять должностные обязанности по должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни (т.1 л.д.28-30).

С 01.01.2015 г. ФИО1 исполнял должностные обязанности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни по служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (т.1 л.д.31-34).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности, связанные с проведением мероприятий по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации (Постановление от 24 января 2002 года -П; определения от 24 сентября 2012 года -О и от 23 декабря 2014 года -О).

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

Во исполнение приказов Федеральной таможенной службы России от 22 мая 2020 г. «О внесении изменений в приложения к приказам ФТС России от 27 марта 2020 г. и от 27 марта 2020 г. », от 27 марта 2020 г. «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможен», от 27 марта 2020 г. «О реорганизации Сочинской и Краснодарской таможен», от 11 июня 2020 г. «Об организационно-штатных вопросах», в соответствии с приказом ФТС России от 18 октября 2005 г. «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», письма ФТС России от 25 июня 2020 г. «О согласовании предложений ЮТУ», Южное таможенное управление издало приказ от 25 июня 2020 г. «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного таможенного управления», в соответствии с которым предписано с 01 октября 2020 г. перераспределить должности федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников и работников таможенных органов ЮТУ в соответствии с приложениями к приказу, внести изменения в штатные расписания таможен согласно приложениям к данному приказу (т.1 л.д.38-44).

Во исполнение вышеуказанного приказа Южного таможенного управления от 25 мая 2020 г. приказом Крымской таможни от 26 июня 2020 г. предписано перераспределить с 01 октября 2020 г. должности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможни, внести с 01 октября 2020 г. изменения в штатное расписание таможни в соответствии с приложениями к данному приказу (т.1 л.д.45-59), в который впоследствии приказом Крымской таможни от 14 июля 2020 г. были внесены изменения (л.д.60-73).

В соответствии с указанными приказами по Керченскому таможенному посту (код ) в отделе таможенного оформления и таможенного контроля (код ), где работал истец, из штатного расписания исключены штатные единицы:

- начальник отдела – советник государственной гражданской службы 2 класса – 1 штатная единица;

- главный государственный таможенный инспектор - советник государственной гражданской службы 3 класса – 6 штатных единиц;

- старший государственный таможенный инспектор – референт государственной гражданской службы – 8 штатных единиц;

- государственный таможенный инспектор – референт государственной гражданской службы – 12 штатных единиц;

В штатное расписание в отделе таможенного оформления и таможенного контроля (код ) введены должности:

- начальник отдела – полковник таможенной службы – 1 штатная единица;

- ведущий инспектор - майор таможенной службы – 6 штатных единиц;

- старший инспектор – капитан таможенной службы – 8 штатных единиц;

- инспектор – старший лейтенант таможенной службы – 12 штатных единиц (т.1 л.д.69-70).

Таким образом, работодателем во исполнение приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации проведена реорганизация, в результате которой выведены (сокращены) должности государственных гражданских служащих и введены должности сотрудников таможенных органов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Аналогичное сокращение должностей государственной гражданской службы и введение должности сотрудников таможенных органов было произведено в иных структурных подразделениях Крымской таможни (в частности Красноперекопского таможенного поста, Таможенного поста Аэропорт Симферополь, Евпаторийского таможенного поста, Ялтинского таможенного поста, Феодосийского таможенного поста).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что сокращение штатов в действительности имело место, поскольку должность <данные изъяты> отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни, замещаемая ФИО1, относилась к старшей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалист». В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в целях совершенствования организационно-штатной структуры Крымской таможни, в подразделении, в котором истец проходил государственную гражданскую службу, введена новая должность «инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни», которая не относится к должностям гражданской службы, а является должностью сотрудника таможенных органов.

Доводы апелляционной жалобы в данной части, что фактического сокращения численности и штата в Крымской таможне не производилось отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку материалами дела достоверно подтверждено, что с 01 октября 2020 г. внесены изменения в штатное расписание Крымской таможни, согласно которым введены должности сотрудников таможенной службы в количестве 301 единицы, при этом произошло уменьшение количества должностей федеральных государственной гражданских служащих на 298 единиц (т.2 л.д.31-37).

Вопреки доводам истца, судом установлено, что сокращение должностей государственной гражданских служащих имело место, такие должности (в количестве 298 штатных единиц) в штатном расписании ответчика с 01 октября 2020 г. отсутствуют.

Письменным уведомлением от 26.06.2020 г., с которым ФИО1 ознакомлен под роспись 06.07.2020 г., до сведения истца было доведено о его возможном увольнении в соответствии с п. 8.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращении должности гражданской службы в государственном органе) и п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ (т.2 л.д.46).

25 августа 2020 г. с истцом проведено собеседование, в ходе которого, в частности, предложены вакантные должности в Крымской таможне для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации. В листе собеседования ФИО1 собственноручно записано принятое им решение: «С предложенными вакантными должностями ознакомлен. Прошу рассмотреть вопрос о моем увольнении в связи с орг. – штатными мероприятиями» (т.2 л.д.47-48).

Приказом Крымской таможни от 23.09.2020 г. -к в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в связи с проведением в Крымской таможне организационно-штатных мероприятий, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ФИО1 с 30 сентября 2020 года уволен с государственной гражданской службы <данные изъяты> отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) (т.1 л.д.37).

Судебная коллегия не может принять довод апелляционной жалобы ФИО1, что при его увольнении по сокращению штатов работодателем были нарушены требования закона, поскольку ему не предложены все вакантные должности, которые были замещены другими работниками после его увольнения.

При этом судебная коллегия исходит из нижеследующего.

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение 2-х месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственном органе может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ (часть 6 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 года N 57-ФЗ, 2 июля 2013 года N 185-ФЗ и 30 июня 2016 года N 224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Согласно предоставленных и принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств по делу штатных расписаний Крымской таможни, содержащих сведения, имеющих значение для разрешения спора, в обсуждение которых не входил суд первой инстанции, исходя из положений ст.390 ГПК РФ и обязательных указаний в данной части суда кассационной инстанции, по состоянию на 07.07.2020г. в Крымской таможне имелись следующие вакансии (т.3 л.д.200-216):

- первый заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- заместитель начальника таможни – начальник отдела тылового обеспечения (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- советник начальника таможни (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отделения защиты государственной тайны и специальной документальной связи – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия;

- делопроизводитель (работник) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия;

- начальник Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- заместитель начальника Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) – 2 вакансии;

- водитель автомобиля (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения – 5 вакансий;

- инженер по эксплуатации ремонту зданий и сооружений (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения – 1 вакансия;

- младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия;

- младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия;

- младший инспектор – помощник оперативного дежурного (старший прапорщик) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны – 1 вакансия;

- заместитель начальника Оперативно-розыскного отдела (подполковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- оперуполномоченный по особо важным делам (майор таможенной службы) – 1 вакансия;

- старший оперуполномоченный (капитан таможенной службы) Оперативно-розыскного отдела – 1 вакансия;

- уполномоченный (старший лейтенант таможенной службы) Отдела административно-оперативных расследований – 1 вакансия;

- начальник Отделения дознания (майор таможенной службы) – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела – 2 вакансии;

- старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела –1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 5 вакансий;

- начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 3 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Аэропорт Симферополь – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста – 1 вакансия.

Из указанного перечня имевшихся вакансий ФИО1 25.08.2020г. были предложены следующие вакансии: старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) (декретное место ФИО10, декрет до 17.04.2021г.); главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения – 2 вакансии; водитель автомобиля (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения; инженер по эксплуатации ремонту зданий и сооружений (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела; старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела; специалист 1 разряда (секретарь государственной гражданской службы) (на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 31.01.2021г. ФИО11); главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный (на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 24.08.2022г. ФИО12) (т.2 л.д.49-50).

Имевшиеся вакантные должности, а именно: советник начальника таможни (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отделения защиты государственной тайны и специальной документальной связи – 1 вакансия; - начальник Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия; заместитель начальника Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия; начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия не могли быть замещены ФИО1, поскольку согласно имеющимся в материалах дела сведений ФИО1 было присвоено звание референт государственной гражданской службы 1 класса (имелось также ранее присвоенное согласно законодательства Украины звание инспектор таможенной службы 1 ранга), при этом, исходя из положений ст.11 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также служебного контракта, заключенного с ФИО1, замещаемая им должность относилась к старшей группе должностей категории «специалисты» (с учетом присвоенного истцу классного чина – референт государственной гражданской службы), тогда как классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса присваивается федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), а также гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей.

Учитывая вышеизложенное, вышеуказанные вакантные должности, имевшиеся в Крымской таможне, относились к иной категории и группе должностей, чем замещаемая ФИО1 должность, что исключало обязанность работодателя предлагать указанные вакантные должности, поскольку в силу прямого указания ч.5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ работодатель обязан предложить все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы.

Что же касается вакантных на 07.07.2020г. должностей: государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Аэропорт Симферополь; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста, то все указанные должности государственной гражданской службы были исключены из Крымской таможни с 01.10.2020г. в соответствии с приказами Крымской таможни от 26.06.2020г. и от 14.07.2020г. (т.2 л.д.30-45), и вместо них введены должности сотрудников таможни.

Что касается вакантных на 07.07.2020г. должностей: первый заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы); заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы); - младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия; младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования; младший инспектор – помощник оперативного дежурного (старший прапорщик) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны; заместитель начальника Оперативно-розыскного отдела (подполковник таможенной службы); оперуполномоченный по особо важным делам (майор таможенной службы) Оперативно-розыскного отдела; старший оперуполномоченный (капитан таможенной службы) Оперативно-розыскного отдела; уполномоченный (старший лейтенант) Отдела административно-оперативных расследований; начальник Отделения дознания (майор таможенной службы), то данные должности предполагали наличие специального звания таможенной службы, которого ФИО1 не имел.

Более того, согласно предоставленных в материалы дела дополнительных пояснений представителя Крымской таможни относительно специального звания таможенной службы, которое с учетом всех исходных данных могло быть присвоено ФИО1, последнему могло быть присвоено звание не выше чем «капитан таможенной службы».

Согласно статьи 49 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлены возрастные ограничения для службы в указанных органах, и в частности, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 49 сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы - 55 лет, тогда как на момент увольнения ФИО1 исполнилось 58 лет.

Вакантная по состоянию на 07.07.2020г. должность делопроизводитель (работник) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля не была предложена ФИО1, однако данная должность не относится к должностям государственной гражданской службы.

Согласно предоставленных и принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств по делу штатных расписаний Крымской таможни, содержащих сведения, имеющих значение для разрешения спора, в обсуждение которых не входил суд первой инстанции, исходя из положений ст.390 ГПК РФ и обязательных указаний в данной части суда кассационной инстанции, по состоянию на 30.09.2020г. (дату увольнения ФИО1) в Крымской таможне имелись следующие вакансии (т.3 л.д.183-199):

- первый заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- заместитель начальника таможни – начальник отдела тылового обеспечения (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- советник начальника таможни (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга – 1 вакансия;

- заместитель начальника (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного контроля после выпуска товаров – 1 вакансия;

- начальник Отдела таможенных процедур и таможенного контроля (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия;

- делопроизводитель (работник) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия;

- начальник Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения – 1 вакансия;

- водитель автомобиля (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения – 5 вакансий;

- младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия;

- младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия;

- инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны – 1 вакансия;

- младший инспектор – помощник оперативного дежурного (старший прапорщик) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны – 1 вакансия;

- заместитель начальника Оперативно-розыскного отдела (подполковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- старший оперуполномоченный (капитан таможенной службы) Оперативно-розыскного отдела – 1 вакансия;

- уполномоченный по особо важным делам (майор таможенной службы) Отдела административно-оперативных расследований – 1 вакансия;

- начальник Отделения дознания (майор таможенной службы) – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела – 2 вакансии;

- старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела –1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 2 вакансии;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 6 вакансий;

- начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 3 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Аэропорт Симферополь – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста – 1 вакансия.

Из указанного перечня имевшихся на 30.09.2020г. вакансий ФИО1 ранее, а именно 25.08.2020г., были предложены следующие вакансии: старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) (декретное место ФИО10, декрет до 17.04.2021г.); главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения – 2 вакансии; водитель автомобиля (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения; инженер по эксплуатации ремонту зданий и сооружений (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела; старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы) Кинологического отдела; специалист 1 разряда (секретарь государственной гражданской службы) (на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 31.01.2021г. ФИО11); главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный (на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 24.08.2022г. ФИО12) (т.2 л.д.49-50).

Имевшиеся вакантные должности, а именно: советник начальника таможни (советник государственной гражданской службы); начальник Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (советник государственной гражданской службы), главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов; начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста (советник государственной гражданской службы), главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста не могли быть замещены ФИО1, поскольку согласно имеющимся в материалах дела сведений ФИО1 было присвоено звание референт государственной гражданской службы 1 класса (имелось также ранее присвоенное согласно законодательства Украины звание инспектор таможенной службы 1 ранга), при этом, исходя из положений ст.11 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также служебного контракта, заключенного с ФИО1, замещаемая им должность относилась к старшей группе должностей категории «специалисты» (с учетом присвоенного истцу классного чина – референт государственной гражданской службы), тогда как классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса присваивается федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), а также гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей.

Таким образом, обязанность у нанимателя (в данном случае Крымской таможни) предлагать должности другой группы и категории должностей, отличной от замещаемой ФИО1, не имелось.

Кроме того, должности гражданской службы главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов; начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста (советник государственной гражданской службы), главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный; главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста с 01.10.2020г. были сокращены.

Должности государственной гражданской службы, которые на 30.09.2020г. значились как вакантные, а именно: старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Аэропорт Симферополь; старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста; государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста были сокращены в Крымской таможне с 01.10.2020г. в соответствии с приказами Крымской таможни от 26.06.2020г. и от 14.07.2020г. (т.2 л.д.30-45), и вместо них введены должности сотрудников таможни.

Должности первый заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы); заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы); заместитель начальника таможни – начальник отдела тылового обеспечения (полковник таможенной службы); начальник Отдела таможенных процедур и таможенного контроля (полковник таможенной службы); младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия; младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования; инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны; младший инспектор – помощник оперативного дежурного (старший прапорщик) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны; заместитель начальника Оперативно-розыскного отдела (подполковник таможенной службы); старший оперуполномоченный (капитан таможенной службы) Оперативно-розыскного отдела; уполномоченный по особо важным делам (майор таможенной службы) Отдела административно-оперативных расследований; начальник Отделения дознания (майор таможенной службы) предполагали наличие специального звания таможенной службы, которого ФИО1 не имел.

Как было указано судебной коллегией выше, ФИО1 могло быть присвоено звание не выше чем «капитан таможенной службы», предельный возраст пребывания в указанном звании – 55 лет, тогда как на момент увольнения ФИО1 исполнилось 58 лет.

Вакантная по состоянию на 30.09.2020г. должность делопроизводитель (работник) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля не была предложена ФИО1, однако данная должность не относится к должностям государственной гражданской службы.

Согласно предоставленных и принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств по делу штатных расписаний Крымской таможни, содержащих сведения, имеющих значение для разрешения спора, в обсуждение которых не входил суд первой инстанции, исходя из положений ст.390 ГПК РФ и обязательных указаний в данной части суда кассационной инстанции, по состоянию на 01.10.2020г. в Крымской таможне имелись следующие вакансии (т.3 л.д.166-182):

- первый заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- заместитель начальника таможни (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга – 1 вакансия;

- заместитель начальника (подполковник таможенной службы) Отдела таможенного контроля после выпуска товаров – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы - 1 вакансия;

- старший оперуполномоченный (Севастополь) (капитан таможенной службы) Отдела по противодействию коррупции;

- начальник Отдела таможенных процедур и таможенного контроля (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- делопроизводитель (работник) Отдела таможенных процедур и таможенного контроля – 1 вакансия;

- старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отделения применения системы управления рисками – 1 вакансия;

- начальник Отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений – 2 вакансии;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) – 1 вакансия;

- водитель автомобиля (не относится к категории государственных гражданских служащих) Отдела тылового обеспечения – 6 вакансий;

- младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик таможенной службы) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия;

- младший инспектор – оперативный водитель (старший прапорщик таможенной службы) Оперативно-боевого отделения Специального отряда быстрого реагирования – 1 вакансия;

- младший инспектор – помощник оперативного дежурного (старший прапорщик) Отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны – 8 вакансий;

- заместитель начальника Оперативно-розыскного отдела (подполковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- уполномоченный по особо важным делам (майор таможенной службы) Отдела административно-оперативных расследований – 1 вакансия;

- начальник Отделения дознания (майор таможенной службы) – 1 вакансия;

- старший инспектор (капитан таможенной службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 3 вакансии;

- инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Отдела применения инспекционного-досмотровых комплексов – 2 вакансии;

- начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста (полковник таможенной службы) – 1 вакансия;

- старший инспектор (капитан таможенной службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 1 вакансия;

- инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 2 вакансии;

- заместитель начальника (подполковник таможенной службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 1 вакансия;

- ведущий инспектор (майор таможенной службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 1 вакансия;

- инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноперекопского таможенного поста – 4 вакансии;

- инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Феодосийского таможенного поста – 2 вакансии;

- государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Феодосийского таможенного поста – 1 вакансия;

- инспектор (старший лейтенант таможенной службы) Евпаторийского таможенного поста - 1 вакансия;

- главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный – 1 вакансия;

- государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенного поста Симферополь-центральный – 1 вакансия;

- заместитель начальника отдела (подполковник таможенной службы) Отдела таможенного оформления и таможенного контроля Джанкойского таможенного поста – 1 вакансия.

Из анализа штатного расписания Крымской таможни по состоянию на 01.10.2020г. следует, что на 01.10.2020г. вакантными были следующие должности государственной гражданской службы: старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга (предлагалась ФИО1 25.08.2020г.); старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы, которую по состоянию на 30.09.2020г. замещала ФИО13, соответственно на дату увольнения ФИО1 данная должность не являлась вакантной); старший государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) Отделения применения системы управления рисками, которую по состоянию как на 07.07.200г., так и на 30.09.2020г. замещал ФИО14, соответственно не могла быть предложена ФИО1, поскольку не являлась вакантной;

Имевшиеся на 01.10.2020г. должности государственной гражданской службы - главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений, главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) не могли быть предложены ФИО1 как вакантные, поскольку относились к иной группе и категории должностей, и на дату увольнения истца не были вакантными (должности главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы) Отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений на 30.09.2020г. замещали ФИО15 и ФИО16, главного государственного таможенного инспектора (советник государственной гражданской службы) на 30.09.2020г. и 07.07.2020г. замещала ФИО17

Иные имевшиеся на 01.10.2020г. в Крымской таможне в качестве вакантных должности относились к таможенной службе, предполагали наличие специального звания, с учетом того, что ФИО1 могло быть присвоено звание не выше, чем «капитан таможенной службы», на замещение которой установлен возрастной ценз – 55 лет, тогда как ФИО1 на момент увольнения было 58 лет, последнему не могли быть предложены.

С учетом вышеприведенного, доводы апелляционной жалобы, что ФИО1 не были предложены все имеющиеся вакансии отклоняются судебной коллегией, поскольку ответчиком были, в том числе предложены имевшиеся вакансии соответствующей группы и категории должностей государственной гражданской службы, которые мог занять ФИО1, однако последний отказался занять предложенные должности; иные имеющиеся у ответчика вакансии относились к иной группе и категории должностей, ввиду чего у ответчика отсутствовала обязанность предлагать их истцу; вакантные должности, предполагающие наличие специального звания, истец не мог занять ввиду отсутствия специального звания, а также того, что предельный возраст пребывания в звании капитан таможенный службы, которое с учетом всех обстоятельств могло быть присвоено истцу, составляет 55 лет, тогда как на момент увольнения истец достиг возраста 58 лет.

Предложение истцу вакансий один раз, а именно 25.08.2020г., с учетом вышеприведенных судебной коллегией сведений по вакансиям на 07.07.2020г. и 30.09.2020г. не свидетельствует о наличии вакансий, которые были замещены иными лицами и не предлагались истцу.

Судебная коллегия приходит к выводу, что у представителя нанимателя отсутствовала возможность перевода ФИО1, родившегося 14.08.1962г. и достигшего к моменту проведения организационно-штатных мероприятий возраста 58 лет, на должность сотрудника таможенной службы, поскольку истец не отвечал установленным законом ограничениям для замещения такой должности.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что истец о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственных гражданских служащих письменно уведомлен в установленный законом срок, от занятия имеющихся у работодателя вакансий государственных гражданских служащих отказался, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего как трудового, так и специального законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено, в связи с чем оснований к безусловной отмене постановленного судом решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, что ответчиком в качестве сотрудников Крымской таможни с 01.10.2020г. был принят ряд сотрудников, которые ранее работниками Крымской таможни не являлись, при этом, ФИО18, ФИО19, ФИО20 и ФИО21 на момент приема на работу достигли возраста 55 лет отклоняются судебной коллегией как несостоятельные ввиду нижеследующего.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела копий приказов о приеме на службу в таможенные органы, штатного расписания Крымской таможни на 01.10.2020г. (т.3 л.д.139-140, 148, 149, 179) в Керченский таможенный пост (отделы таможенного оформления) с 01.10.2020г. на должности ведущего инспектора был принят ряд лиц, в частности ФИО18, ФИО19, ФИО20 и ФИО21

Порядок и условия заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на должностях сотрудников таможенных органов, предусмотренных штатными расписаниями таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, права и обязанности граждан Российской Федерации и сотрудников таможенных органов при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации определены в Положении о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденном приказом ФТС России от 01.12.2008 N 1504.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусмотрено, что должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на группы, при этом к группе среднего начальствующего состава отнесены специальные звания младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы (подпункт 2); к группе старшего начальствующего состава - специальные звания майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы (подпункт 3).

Согласно должностной инструкции ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, принятой судебной коллегий в качестве нового доказательства по делу, в подтверждение обстоятельств, имеющих существенное значение по делу, в обсуждение которых не входил суд первой инстанции, должность ведущего инспектора относится к группе должностей сотрудников таможенных органов старшего начальствующего состава; должности ведущего инспектора соответствует предельное звание майор таможенной службы (т.3 л.д.25-28).

Согласно должностному регламенту государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни должность федеральной государственной гражданской службы государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни (которую на момент увольнения замещал истец) относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты».

Вместе с тем статьей 49 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлены возрастные ограничения для службы в указанных органах, и в частности, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 49 сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы - 55 лет.

Таким образом, помимо того, что должность ведущего инспектора, на которую претендовал ФИО1 и замещаемая им на момент увольнения должность <данные изъяты> относятся к разным группам и категориям должностей, что исключало обязанность работодателя предлагать ФИО1 указанную должность, должность таможенной службы ведущий инспектор предполагала наличие специального звание таможенной службы – майор таможенной службы, которое отсутствовало у ФИО1 и не могло быть ему присвоено.

Кроме этого, принятые в Крымскую таможню с 01.01.2020г. ФИО21, 03.05.1961г.р., ФИО20, 31.12.1963г.р., имели ранее присвоенные специальные звания таможенной службы – майор таможенной службы и соответственно капитан таможенной службы (т.4 л.д.62-63), классный чин, присвоенный ранее ФИО20 – советник государственной гражданской службы 2 класса (т.4 л.д.109), что, как следствие, повлекло возможность присвоить ФИО20 звание майора таможенной службы;

ФИО18, 13.10.1964г.р. также имел ранее присвоенное звание советника таможенной службы 3 ранга, что подтверждается данными его трудовой книжки (т.4 л.д.83-84), которого ФИО1 не имел, что позволило в дальнейшем присвоить ФИО18 звание майора таможенной службы (т.4 л.д.68, оборот).

Таким образом, из имеющихся в деле доказательств, принятых судебной коллегией как подтверждающих имеющие значение для дела обстоятельства, в обсуждение которых не входил суд первой инстанции, следует, что иные лица, достигшие возраста 55 лет, принятые в Крымскую таможню с 01.10.2020г., имели специальные звания «майор таможенной службы» (предельный возраст пребывания в котором составляет 60 лет), либо ранее присвоенное специальное звание, наличие которого позволило им присвоить звание «майор таможенной службы», тогда как ФИО1 соответствующего специального звания не имел и последнему могло быть присвоено специальное звание не выше капитана таможенной службы, ввиду чего нарушений прав истца со стороны ответчика в данном случае не допущено.

Поскольку ФИО1 в силу вышеприведенных положений действующего законодательства и фактических обстоятельств по делу не мог занять вакантные должности таможенной службы, прием ответчиком иных лиц с 01.10.2020г. именно на должности таможенной службы не нарушает прав истца и не свидетельствует о нарушениях произведенной процедуры увольнения истца, а также не предполагает обязанности ответчика определять преимущественное право между ФИО1 и иными принятыми работниками, как и необходимость проведения в данном случае аттестации.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда первой инстанции о наличии волеизъявления истца, направленного на прекращение трудовых отношений и выражение такого волеизъявления в листе беседы от 25.08.2020г. фактическим обстоятельствам по делу отклоняются судебной коллегией, поскольку как следует из текста оспариваемого судебного постановления в последнем такие выводы суда отсутствуют, напротив, разрешая спор суд первой инстанции указал на законность произведенной процедуры увольнения истца в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и отказом истца от всех предложенных ему вакантных должностей.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в исковом заявлении и суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий судья Т.С. Готовкина

Судьи: А.Г. Курская

ФИО3