Судья Кулешова О.И. | Дело № 33а-2389/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.03.2019 г. | город Симферополь |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р.,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.11.2018 г. по делу №2а-2398/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, заинтересованное лицо: Частное акционерное общество «Ялтатранссервис», о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
Ульянова О.Е. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением (с учетом уточненного административного искового заявления) о признании незаконным требования административного ответчика в уведомлении о приостановлении государственной регистрации относительно отнесения объекта недвижимого имущества – многоквартирного жилого комплекса по адресу: <адрес>, к списку объектов культурного наследия регионального значения, а также требования ответчика об обязательности государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве квартир в многоквартирном комплексе; признании незаконным решения от 14.05.2018 г. № – уведомление о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости – <адрес> (корпус В) в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, кадастровый №; возложении обязанность на ответчика рассмотреть заявление о государственной регистрации права от 27.04.2018 н. на основании представленных документов и осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес>, заключенного 30.07.2014 г. с ЧАО «Ялтатранссервис», Ульяновой О.Е. приобретена в собственность <адрес> (корпус В), расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию на основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 28.02.2016 г. №РК 14316006407. 24.04.2018 г. Ульяновой О.Е. в ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» было дано заявление о государственной регистрации права собственности на квартиру с приложением необходимых документов. При этом 04.06.2018 г. Ульяновой О.Е. было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 14.05.2018 г. № в связи с неполучением ответа по межведомственному запросу относительно нахождения объекта недвижимого имущества в списка объектов культурного наследия регионального значения, а также в связи с тем, что договор долевого участия не проходил процедуру регистрации, предусмотренную Федеральным законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ. При этом Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.02.2018 г. №52 указанное недвижимое имущество было исключено из списка вновь выявленных объектов культурного наследия. Кроме того, в силу п. 8 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК, договор участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> является действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.11.2018 г. по делу №2а-2398/2018 исковые требования Ульяновой О.Е. удовлетворены частично; признано незаконным решение государственного регистратора прав Хорошилова А.П. от 14.05.2018 г. № – уведомление о приостановлении государственной регистрации в части отнесения объекта недвижимого имущества – многоквартирного жилого комплекса по адресу: <адрес>, к списку объектов культурного наследия регионального значения, а также об обязательности государственной регистрации договора долевого участия №44/2014 от 30.07.2014 г.; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Ульяновой О.Е. о государственной регистрации права собственности на квартиру КН/УН: №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, и принять решение в соответствии с законом; в удовлетворении остальной части требований отказано; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Ульяновой О.Е. об исполнении решения суда по административному делу; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Ульяновой О.Е. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.11.2018 г. по делу №2а-2398/2018.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, однако сведения о государственной регистрации договора долевого участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> от 11.07.2014 г. отсутствуют. Кроме того, срок обжалуемого приостановления истек 13.08.2018 г. и государственным регистратором 13.08.2018 г. принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, в связи с чем обжалование уведомления о приостановлении не повлечет процессуальных действий по государственной регистрации в связи с истечением срока приостановления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 11.03.2019 г. стороны явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И., суд приходит к следующему.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. №1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. №164.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).
Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона №218-ФЗ для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения; договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю); передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
При этом согласно ч. 1 ст. 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗгосударственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 29 Закона №218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Как было установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 30.07.2014 г. между ЧАО «Ялтатранссервис» и Ульяновой О.Е. заключен договор 344/2014 участия в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного на арендованном земельном участке площадью 7394 кв.м. с кадастровым номером № предусматривающий после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома передачу Ульяновой О.Е. <адрес> корпусе № на 4-м и 5-м этаже проектной площадью 170,45 кв.м.
На основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Службой государственного строительного надзора Республики Крым 28.03.2016 г. серии РК №, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, введен к эксплуатацию.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке площадью 7394+/-30 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> 1, кадастровый №, данный земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
28.12.2017 г. по акту приема-передачи к договору участия в долевом строительстве №44/2014 застройщиком передана Ульяновой О.Е. <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, корпус В.
27.04.2018 г. Ульянова О.Е. через ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» подала заявление о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру с кадастровым номером №, приложив к заявлению договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 30.07.2014 г. №44/2014; акт приема-передачи к договору от 28.12.2017 г.; дополнительные соглашения к договору №44/2014; декларацию о готовности объекта к эксплуатации от 28.03.2016 г. серии РК №; справку ЧАО «Ялтатрассервис» от 26.04.2018 г.; квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. от 27.04.2018 г.
Уведомлением государственного регистратора от 14.05.2018 г. № Ульяновой О.Е. было сообщено о приостановлении государственной регистрации права собственности до 13.08.2018 г. на основании п.п. 7, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а также поскольку не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Государственный регистратор, в данном уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности, указал, что в Едином государственном реестре отсутствуют сведения о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> от 11.07.2014 г.; отсутствуют зарегистрированные права собственника на объект; не получены ответы на межведомственные запросы из МУП «БТИ», Службы государственного строительного надзора Республики Крым, администрации города Ялты Республики Крым; Постановлением Совета министров Республики Крым №627 от 20.12.2016 г. к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отнесен бывший царский гараж, расположенный по адресу: <адрес>
Суд перовой инстанции, признавая незаконным указанное решение от 14.05.2018 г. № – уведомление о приостановлении государственной регистрации в части обязательности государственной регистрации договора долевого участия №44/2014 от 30.07.2014 г., а также в части отнесения объекта недвижимого имущества – многоквартирного жилого комплекса по адресу: <адрес>, к списку объектов культурного наследия регионального значения, исходил из того, что указанный договор является действительным при отсутствии его государственной регистрации, а объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>, исключен из списка вновь выявленных объектов культурного наследия регионального значения.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, на основании следующего.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Закона №6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Закона №6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК) в случаях если декларация о начале выполнения строительных работ или разрешение на строительство объекта капитального строительства выданы после дня вступления в силу Федерального конституционного закона, но до 31 декабря 2015 года, договоры паевого (долевого), иного участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте соответствующего объекта недвижимости, заключенные до 31 декабря 2015 года с физическими и юридическими лицами, являются действительными при отсутствии их государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» при условии, что правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту соответствующего объекта недвижимости были выданы до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.
Указанные в настоящей части договоры являются основанием для государственной регистрации права собственности физических и юридических лиц - участников строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости на соответствующий объект недвижимости или его часть при условии представления наряду с иными документами, необходимыми для государственной регистрации, правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) заключения о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту соответствующего объекта недвижимости, выданных до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.
В силу п. 4 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 16.09.2015 г. №746-1/15 «О регулировании некоторых вопросов градостроительной деятельности на территории Республики Крым» положения договоров паевого (долевого) участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенных до 31 декабря 2016 года с физическими и юридическими лицами, в соответствии с которыми паевые (долевые) средства внесены полностью либо частично, являются действующими до ввода объекта в эксплуатацию и оформления прав собственности за физическими и юридическими лицами при условии исполнения обязательств по данным договорам в полном объеме.
Вышеуказанные договоры паевого (долевого) участия в строительстве являются основанием для регистрации прав собственности за физическими и юридическими лицами - участниками данных договоров и внесения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр недвижимости.
С учетом изложенного, приняв во внимание те обстоятельства, что Декларация о начале выполнения строительных работ была выдана Инспекцией ГАСК в АР Крым 30.07.2013 г., правоустанавливающие документы на земельный участок – договор аренды земельного участка от 04.12.2006 г. и экспертный отчет относительно рассмотрения проектной документации в части прочности, надежности и долговечности объекта строительства по рабочему проекту строительства жилого комплекса по адресу: <адрес> от 11.02.2014 г. были выданы до дня вступления в силу Закона №6-ФКЗ, обязательства по договору долевого участия были выполнены в полном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный между ЧАО «Ялтатранссервис» и Ульяновой О.Е. договор участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> от 30.07.2014 г., представленный на государственную регистрацию, является действительным при отсутствии его государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности приостановления государственной регистрации на том основании, что договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома подлежал обязательной государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Незаконным также является и приостановление государственной регистрации в связи с тем, что Постановлением Совета министров Республики Крым №627 от 20.12.2016 г. к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отнесен бывший царский гараж, расположенный по адресу: <адрес> поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, Постановлением Совета министров Республики Крым от 06.02.2018 г. №52 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 г. №627» объект №231 приложения 2 к постановлению №627, расположенный по адресу: <адрес> исключен из списка вновь выявленных объектов культурного наследия регионального значения.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно указал, что решение о приостановлении государственной регистрации права не может быть отменено полностью, поскольку судом достоверно установлено, что в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не поступили документы, запрошенные данным органом по межведомственным запросам из МУП «БТИ», Службы государственного строительного надзора Республики Крым, администрации города Ялты Республики Крым. Указанное обстоятельство, в силу п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, является основанием для приостановления государственной регистрации права.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и необходимость защиты прав и законных интересов административного истца, с учетом соблюдения принципа невмешательства в полномочия государственных и муниципальных органов, суд первой инстанции также правомерно возложил на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Ульяновой О.Е. о государственной регистрации права собственности на квартиру и принять решение в соответствии с законом.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, однако сведения о государственной регистрации договора долевого участия в долевом строительстве многоквартирного <адрес> от 11.07.2014 г. отсутствуют, не учитывает положения ч. 8 ст. 8 Закона №38-ЗРК, согласно которому в случаях если декларация о начале выполнения строительных работ или разрешение на строительство объекта капитального строительства выданы после дня вступления в силу Федерального конституционного закона, но до 31 декабря 2015 года, договоры паевого (долевого), иного участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте соответствующего объекта недвижимости, заключенные до 31 декабря 2015 года с физическими и юридическими лицами, являются действительными при отсутствии их государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Довод апелляционной жалобы о том, что срок обжалуемого приостановления истек 13.08.2018 г. и государственным регистратором 13.08.2018 г. принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, в связи с чем обжалование уведомления о приостановлении не повлечет процессуальных действий по государственной регистрации в связи с истечением срока приостановления, на правильность и законность принятого решения не влияет и не отменяет установленные судом обстоятельства.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по изученным материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14.11.2018 г. по делу №2а-2398/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский