ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Председательствующий в суде первой инстанции судья ФИО9 (№)
Судья-докладчик А.В. Пономаренко (№ 33-6494/18)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 октября 2018 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сокол В.С.,
судей Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре Чирко А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Красногвардейского района Республики Крым к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о взыскании ущерба, третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - отдел культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым, муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым
по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 30 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в феврале 2018 года администрация Красногвардейского района Республики Крым (далее – администрация) обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит взыскать в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым:
с ФИО1 ущерб в сумме 28 765,99 руб.;
с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» в составе ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО5 солидарно ущерб в сумме 11 621,25 руб.;,
с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» в составе ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 солидарно ущерб в сумме 4 378,20 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании приказа начальника финансового управления администрации Красногвардейского района Республики Крым № 145 от 20.11.2017 года была проведена внеплановая проверка правильности начисления и выплаты заработной платы работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» за период с 01.01.2017 г. по 30.11.2017 г.
Согласно акта финансового управления Администрации Красногвардейского района Республики Крым № 20\17 от 12.12.2017 года контрольного мероприятия по результатам внеплановой сплошной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы работников муниципального бюджетного учреждения культуры (далее по тексту- МБУК) «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым за период с 01.01.2017 по 30.11.2017 года в период с 09.01.2017 года по 23.01.2017года работникам МБУК «Районный краеведческий музей» начисление и выплата заработной платы осуществлялась согласно штатному расписанию от 24.01.2017 года № 9, вступившему в силу с 24.01.2017 года в соответствии с Положением о системе оплаты труда работник муниципальных бюджетных учреждений культуры, искусства и кинематографии Красногвардейского района Республики Крым, утвержденным постановлением администрации от 24.01.2017 года № 19-п на основании Положения об оплате труда работников МБУК «Районный краеведческий музей», утвержденного приказом от 24.01.2017 года № 13-к.
Однако размеры должностных окладов были увеличены не с 24.01.2017 года, а с 09.01.2017 года, в результате за период с 09.01.2017 года по 23.01.2017 года. работникам учреждения неправомерно была начислена и выплачена заработная плата в сумме 40 763,26 руб.
Также в ходе проверки правильности начисления и выплаты стимулирующих выплат за январь - ноябрь 2017 года установлено, что комиссией по распределению стимулирующих выплат МБУК «Районный краеведческий музей» в составе ФИО1 - председатель комиссии, члены комиссии ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО2 допущено необоснованное завышение баллов – надбавка за интенсивность труда и выплаты производились без учета фактически отработанного времени сотрудникам, что привело к неправомерному начислению и выплате стимулирующих работникам учреждения в сумме 15 999,45 руб.
На основании акта от 12.12.2017 года № 20/17 руководителю МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1 21.12.2017 года было вручено предписание от 19.12.2017 года № 833 об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и возмещении в бюджет неправомерно начисленных и выплаченных сумм заработной платы и стимулирующих выплат в сумме 56 762,71 руб.
Требование предписания от 19.12.2017 года № 833 ФИО1 исполнено частично на сумму 11 997,27 руб., в остальной части на сумму 44 765,44 руб. ФИО1 дан ответ о несогласии с предписанием.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 30 марта 2018 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым:
с ФИО3 – 7224,35 руб., с ФИО6 – 5535,48 руб., с ФИО5 – 7620,10 руб., с ФИО4 – 5978,42 руб., с ФИО2 – 10 190,78 руб., а также распределены судебные расходы путем взыскания государственной пошлины с ответчиков.
В остальной части исковых требований, а также в иске к ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе администрация Красногвардейского района Республики Крым просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Указывает, что судом не приняты во внимание доводы истца и представленные в дело доказательства, не учтены нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, а также доказанность вины ответчиков в излишнее выплаченных суммах заработной платы и невозможность их удержания в силу норм ст. 137 ТК РФ, причинение ущерба истцу виновными действиями директора МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1 и членов комиссии по распределению стимулирующих выплат МБУК «Районный краеведческий музей» в составе ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО2
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с определением Верховного Суда Республики Крым от
14 августа 2018 года дело рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым.
Ответчики ФИО1, ФИО5, ФИО6, третье лицо отдел культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителя истца ФИО8 третьего лица муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым ФИО9, поддержавших апелляционную жалобу, возражения против апелляционной жалобы ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО2, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует изложенным требованиям закона.
Из материалов дела следует, что по поручению первого заместителя главы администрации Красногвардейского района Республики Крым от 29.11.2017 года № 67/01-02 на основании обращения начальника отдела культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым, в соответствии с приказом начальника финансового управления администрации Красногвардейского района от 30.11.2017 года № 145 финансовым управлением администрации Красногвардейского района Республики Крым была проведена внеплановая сплошная проверка правильности начисления и выплаты заработной платы работникам МБУК «Районный краеведческий музей» за период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 год, по результатам которой был составлен акт № 20\17 от 12.12.2017года.
Согласно акта № 20\17 от 12.12.2016 года контрольного мероприятия по результатам внеплановой сплошной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым за период с 01.01.2017 по 30.11.2017 года в МБУК «Районный краеведческий музей» в период с 09.01.2017 года по 23.01.2017 года начисление и выплата заработной платы осуществлялись согласно штатному расписанию от 24.01.2017 года № 9. Данное штатное расписание вступило в силу с 24.01.2017 года в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры, искусства и кинематографии Красногвардейского района Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации Красногвардейского района Республики Крым от 24.01.2017 года № 19-п и на основании Положения об оплате труда работников МБУК «Районный краеведческий музей», утвержденного приказом от 24.01.2017 года № 13-к. При проверке выявлено, что работникам учреждения размеры должностных окладов были увеличены не с 24.01.2017 года, а с 09.01.2017 года. Таким образом, за период с 09.01.2017 года по 23.01.2017 год работникам МБУК «Районный краеведческий музей» неправомерно была начислена и выплачена заработная плата в сумме 40 763,26 руб., что является нарушением вышеуказанных нормативных правовых актов, так как согласно пункта 6 постановления Администрации Красногвардейского района Республики Крым от 24.01.2017 г. № 19-п «Об утверждении Положения о системе оплаты труда, работников муниципальных бюджетных учреждений культуры, искусства и кинематографии Красногвардейского района Республики Крым» данное постановление вступает в силу со дня его обнародования, то есть с 24.01.2017 года.
Приказом от 25.01.2017 г. № 16-к в МБУК «Районный краеведческий музей» была создана комиссия по распределению выплат стимулирующего характера в следующем составе: ФИО1 - председатель комиссии, директор: ФИО3 - член комиссии, хранитель фондов; ФИО6 - член комиссии, заведующий филиалом; ФИО5 - член комиссии, заведующий филиалом.
Приказом от 29.06.2017 г. № 48-к были внесены изменения в состав комиссии по распределению выплат стимулирующего характера: из состава членов комиссии выведены ФИО5 и ФИО6, введены в состав комиссии ФИО4 - специалист экспозиционного и выставочного отдела. ФИО2 - программист.
В ходе проведения проверки правильности начисления и выплаты стимулирующих выплат установлено, что комиссией по распределению стимулирующих выплатт в нарушение пунктов 1.4, 2.1.1 и 2.1.4 Положения о выплатах стимулирующего характера работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым, утвержденного приказом № 14-к от 24.01.2017 года, допущено необоснованное завышение баллов - надбавка за интенсивность труда устанавливалась в размере более чем 50% от оклада и выплаты производились без учета фактически отработанного времени сотрудникам, что привело к неправомерному начислению и выплате стимулирующих работникам учреждения в сумме 15 999,45 руб. и к недоплате в сумме 2 000,00 руб., в том числе: за февраль 2017 года - 944,25 руб. (переплата), 1 000,00 руб. (недоплата); за март 2017 года - 2 944,25 руб. (переплата), 1 000,00 руб. (недоплата); за апрель 2017 года - 3 344,25 руб. (переплата); за май 2017 года - 944,25 руб. (переплата); за июнь 2017 года - 3 444,25 руб. (переплата); за август 2017 года - 2 478,20 руб. (переплата); за сентябрь 2017 года - 1 900,00 руб. (переплата).
Директору МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым рекомендовано восстановить в бюджет неправомерно начисленную и выплаченную заработную плату и стимулирующие выплаты сотрудникам МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым в сумме 58284,60 руб.
Акт подписан директором МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 с возражениями № 143 от 15.12.2017 года, которые обоснованы неправомерным начислением и выплатой заработной платы в сумме 40763,26 руб. МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым (т.1 л.д.101-103).
В заключении на возражения директора МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым № 803 от 18.12.2017 года начальник финансового управления администрации Красногвардейского района Республики Крым доводы возражения не принял во внимание как несоответствующие требованиям действующего законодательства.
19.12.2017 года финансовым управлением администрации Красногвардейского района Республики Крым директору МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 вынесено предписание № 833 об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов, выявленных по результатам внеплановой сплошной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы работникам МБУК «Районный краеведческий музей» путем восстановления в бюджет неправомерно начисленную и выплаченную заработную плату и стимулирующие выплаты сотрудникам МБУК «Районный краеведческий музей» в сумме 58284,60 руб. до 18.01.2018 года, которое ФИО1 не рассматривалось вследствие нарушений МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» ст. 137 ТК РФ и договора № 2 от 23.01.2017 года (т.1 л.д.д.112-116).
Постановлением администрации Красногвардейского района Республики Крым № 66-к от 23.12.2014 года создано МБУК «Районный краеведческий музей», утвержден Устав учреждения, директором назначен ФИО1
Согласно Устава МБУК «Районный краеведческий музей», утвержденного постановлением администрации Красногвардейского района 23.12.2014года (пункты 1.5., 5.4, 5.5., 6.10.) учредителем Учреждения является муниципальное образование Красногвардейский район Республики Крым, функции, права и полномочия учредителя осуществляет администрация Красногвардейского района Республики Крым либо уполномоченный администрацией орган. Директор несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, Уставом и заключенным с ним контрактом. Директор учреждения несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, директор возмещает учреждению убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием). Финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Красногвардейский район.
Приказом отдела культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым ФИО1 принят на работу в должности директора МБУК «Районный краеведческий музей» с 12.01.2015 года.
Согласно трудового договора от 18.01.2015 года между отделом культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым и ФИО1(пункт 10.3.) работник несет материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате действия(бездействия).
22.01.2018 года ФИО1 приказом отдела культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым № 01-04/3 от 18.01.2018 года уволен в занимаемой должности по собственному желанию и 23.01.2018 года принят на должность главного хранителя музейных предметов МБУК «Районный краеведческий музей».
Истцом заявлены требования о взыскании с ФИО1 как бывшего директора МБУК «Районный краеведческий музей» на основании ст. 277 ТК РФ материального ущерба в размере 28765,99 руб. с учетом частичного погашения в сумме 11997,27 руб., причиненного в результате неправомерно начисленных и выплаченных работникам учреждения сумм заработной платы вследствие увеличения размера должностных окладов не с 24.01.2017 года, а с 09.01.2017 года, согласно акта финансового управления администрации Красногвардейского района № 20\17 от 12.12.2017 года контрольного мероприятия по результатам внеплановой сплошной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым за период с 01.01.2017 по 30.11.2017 года.
Изложенные в акте выводы неправильного увеличения размера должностных окладов работникам МБУК «Районный краеведческий музей»
ФИО1 не оспорены и подтверждаются представленными в дело доказательствами: постановлением администрации Красногвардейского района Республики Крым от 24.01.2017 года № 19-п «Об утверждении Положения о системе оплаты труда, работников муниципальных бюджетных учреждений культуры, искусства и кинематографии Красногвардейского района Республики Крым»,которое вступило в силу со дня его опубликования, Положением об оплате труда работников МБУК «Районный краеведческий музей», утвержденного директором учреждения ФИО1 24.01.2017 года приказ № 13-к, письмом МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым от 04.12.2017 года № 01-10\92 о начислении заработной платы работникам МБУК «Районный краеведческий музей» со второй половины января 2017 года согласно штатного расписания, утвержденного приказом директора учреждения от 24.01.2017 года № 9, штатным расписанием на период 2017 года с 01.01.2017 года МБУК «Районный краеведческий музей», утвержденного директором ФИО1 и согласованного с начальником отдела культуры администрации Красногвардейского района (т.1 л.д.36,37,56-68,94-96).
Правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия. В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.
Особенности регулирования труда руководителя организации предусмотрены главой 43 ТК РФ.
Так, в силу части первой статьи 273 указанного Кодекса руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Согласно статье 274 этого же кодекса права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", в соответствии с частью первой статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации (гл. 37 "Общие положения" и гл. 39 "Материальная ответственность работника").
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 6 указанного постановления, руководитель организации на основании части второй статьи 277 Трудового кодекса Российской Федерации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 53.1. ГК РФ, регулируя ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица предусматривает, что лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика ФИО1 в пользу муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым в соответствии с положениями ст. ст. 238, 243, 277 ТК РФ причиненного ущерба в сумме 28765,99 руб.
Довод ответчика о неправомерном начислении и выплате МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» заработной платы в сумме 40763,26 руб. сотрудникам МБУК «Районный краеведческий музей» является несостоятельным, поскольку согласно договора № 2 о передаче полномочий по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности учреждения и взаимодействия сторон при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств от 23.01.2017 года, заключенного между отделом культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым как Учредителя, МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского ра йона Республики Крым как Исполнителя и МБУК «Районный краеведческий музей» - Учреждения, МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым обязуется осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, которое несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств(субсидий) и средств, полученных от ведения приносящей доход деятельности, разрешает выдачу авансов и заработной платы работникам Учреждения. Исполнитель не проверяет подлинность или иную действительность представляемых ему Учреждением документов, а также не несет какой-либо ответственности за достоверность представляемых Учреждением документов перед третьими лицами (пункты 2.7., 3.3., 3.5.,4.1.договора).
Условиями данного договора не предусмотрена ответственность МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым за излишне начисленную и выплаченную на основании представляемых МБУК «Районный краеведческий музей» документов заработную плату.
Из пояснений представителя МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым в суде апелляционной инстанции следует, что в обязанности данного учреждения не входит проверка правильности приказов директора МБУК «Районный краеведческий музей», касающихся выплаты заработной платы в пределах фонда оплаты труда.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБУК «Районный краеведческий музей», утвержденного директором учреждения ФИО1 24.01.2017 года приказ № 13-к фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объемов субсидий, поступающих в установленном порядке из бюджета Красногвардейского района и иных источников на обеспечение муниципального задания, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Фонд оплаты труда распределяется в соответствующих долях на составляющие части структуры заработной платы, направленные на оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемых руководителем учреждения (пункт 4).
Согласно Положения о выплатах стимулирующего характера работников МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым, утвержденного директором учреждения ФИО1 24.01.2017 года приказ № 14-к,решение о стимулировании работников принимается комиссией по распределению стимулирующих выплат и оформляется приказом директора учреждения. Стимулирующие выплаты работникам МБУК «Районный краеведческий музей» устанавливаются приказом директора на месяц,квартал,год на основании решения комиссии по распределению стимулирующих выплат в пределах фонда оплаты труда на текущий финансовый год, а также за счет средств от предпринимательской и иной деятельности (пункты 1.5.,1.6.)
Положение о комиссии по распределению выплат стимулирующего и премиального характера, утвержденное директором МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1 в феврале 2016 года и согласованное с председателем первичной профсоюзной организации МБУК ФИО3, предусматривает издание руководителем учреждения приказа о составе комиссии по распределении выплат стимулирующего характера на текущий год и приказа о распределении выплат стимулирующего характера на основании протокола комиссии как формы решения (пункты 2.2.,3.6.,3.8.).
Приказом директора МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1 от 25.01.2017 года № 16-к утверждена комиссия по распределению выплат стимулирующего характера работников МБУК «Районный краеведческий музей» в составе: ФИО1 - председатель комиссии, директор; ФИО3 - член комиссии, хранитель фондов; ФИО6 - член комиссии, заведующий филиалом в п. Октябрьское; ФИО5 - член комиссии, заведующий филиалом в п. Октябрьское.
Приказом директора МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1 от 29.06.2017 года № 48-к внесены изменения в приказ № 16-к от 25.01.2017 года, из состава членов комиссии выведены ФИО5 и ФИО6, введены в состав комиссии ФИО4 - специалист экспозиционного и выставочного отдела, ФИО2 – программист.
Согласно акта № 20\17 от 12.12.2017 года контрольного мероприятия по результатам внеплановой сплошной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы работников МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым за период с 01.01.2017 по 30.11.2017 года, комиссией по распределению стимулирующих выплат МБУК «Районный краеведческий музей» за период январь-ноябрь 2017 года допущено необоснованное завышение баллов - надбавка за интенсивность труда устанавливалась в размере более чем 50% от оклада и выплаты производились без учета фактически отработанного времени сотрудникам, что привело к неправомерному начислению и выплате стимулирующих работникам учреждения в сумме 15 999,45 руб. и к недоплате в сумме 2 000,00 руб.
Возражая против взыскания указанной суммы, ответчики ссылались на отсутствие трудовых отношений с истцом и выполнение при участии в работе комиссии общественных обязанностей, которые не входят в предмет трудовых споров.
Изложенные в акте № 20\17 от 12.12.2017 года выводы относительно стимулирующих выплат (раздел 10.6) сделаны на основании изучения протоколов заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат за январь-ноябрь 2017 года, листов самооценки за январь-ноябрь 2017 года, установлены нарушения при ведении листов самооценки сотрудников МБУК «Районный краеведческий музей» и необоснованное завышение баллов надбавки за интенсивность труда без учета фактически отработанного времени сотрудникам, что привело к неправомерному начислению и выплате стимулирующих выплат работникам учреждения в сумме 15999,45 руб.
Указанные выводы ответчиками не опровергнуты, акт не оспорен.
Ссылка ответчиков на выплату стимулирующих выплат МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым является несостоятельной, как указано выше условиями договора № 2 от 23.01.2017 года, заключенного между отделом культуры администрации Красногвардейского района Республики Крым, МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского ра йона Республики Крым и МБУК «Районный краеведческий музей», не предусмотрена ответственность МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений культуры» Красногвардейского района Республики Крым за излишне начисленную и выплаченную на основании представляемых МБУК «Районный краеведческий музей» документов заработную плату.
В качестве правового основания для солидарного взыскания с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1,ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО4 причиненного бюджету муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ущерба в сумме 15999,45 руб., в результате неправомерно начисленных и выплаченных стимулирующих выплат истец указал статьи 15, 1064, 1080 ГК РФ.
Одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков, применяемое в качестве меры гражданско-правовой ответственности и направленное на восстановление имущественных прав потерпевшего лица (ст. 12 ГК РФ).
В силу пункта 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу абзаца 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Между тем при причинении вреда несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь в тех случаях, когда установлено их совместное участие.
О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения.
Поскольку из материалов дела установлено, что неправомерное начисление и выплата сотрудникам МБУК «Районный краеведческий музей» стимулирующих выплат за январь-ноябрь 2017 года имело место по приказу директора учреждения на основании протоколов заседания комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников МБУК «Районный краеведческий музей» в составе ответчиков, заявленные исковые требования о солидарном взыскании в бюджет Красногвардейского района Республики Крым с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО5 ущерба в сумме 11 621,25 руб., с ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 ущерба в сумме 4378,20 руб.основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Однако суд первой инстанции при рассмотрении дела не принял во внимание вышеизложенное, не проверил надлежащим образом доводы каждой из сторон, не дал правильной правовой оценки собранным по делу доказательствам, не определил характер спорных правоотношений,в результате неправильно разрешил спор и принял решение, которое нельзя признать законным и обоснованным.
В связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене согласно п.п.1,4 ч.1,ч.4 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении заявленных администрацией Красногвардейского района Республики Крым исковых требований: взыскании в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ущерба: с бывшего директора МБУК «Районный краеведческий музей» ФИО1 - 28 765,99 руб., с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников МБУК «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО5 солидарно в сумме 11 621,25 руб., с ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 солидарно - 4378,20 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 30 марта 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования администрации Красногвардейского района Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ущерб в сумме 28 765,99 рублей.
Взыскать с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым в составе ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО5 солидарно в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ущерб в сумме 11 621,25 рублей.
Взыскать с членов комиссии по распределению выплат стимулирующего характера работников муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный краеведческий музей» Красногвардейского района Республики Крым в составе ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 солидарно в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым ущерб в сумме 4378,20 рублей.
Председательствующий судья:
Судьи: