НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 09.08.2022 № 2-12/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-5637/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

№ 2-12/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Цветков А.Я.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа 2022 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

Подлесной И.А.

судей:

Курской А.И., Синани А.М.

при секретаре:

Андрейченко М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Макаровой Людмилы Тихоновны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, третьи лица: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Ленинская центральная районная больница», Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционным жалобам Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Макаровой Людмилы Тихоновны на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 03 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛА

Макарова Л.Т. обратилась к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии досрочно, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить страховую пенсию досрочно согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Исковые требования мотивированы тем, что она в декабре 2018 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа не менее 30 лет.

При этом ответчиком в специальный стаж не были включены, в том числе в льготном исчислении, следующие период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуска по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Ленинского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года была произведена замена ответчика Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым правопреемником Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (л.д. 123 т. 2).

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 03 марта 2022 года исковые требования Макаровой Людмилы Тихоновны удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости и об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии Макаровой Людмиле Тихоновне.

Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Российской Федерации в Республики Крым включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии Макаровой Людмиле Тихоновне:

периоды работы в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со льготным исчислением специального стажа из расчета один год как три месяца;

периоды, когда истец работала с полной занятостью, а именно: май, сентябрь, октябрь 1999 года, со льготным исчислением специального расчета один год как год и три месяца;

периоды, когда истец работала с полной занятостью, а именно: август 2000 года, январь, март, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2005 г., март, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., январь, март 2007 г., без льготного исчисления специального стажа.

В удовлетворении иных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Крым просит указанное решение отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Макаровой Л.Т. отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в не подлежит включению в специальный стаж, поскольку документами не подтверждено отнесение . Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуска по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не могут быть включены в специальный стаж на основании п. 4 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, где указано, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. За периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работы. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению, так как в выписке из лицевого счета застрахованного лица Макаровой Л.Т. отсутствуют сведения об особых условиях для досрочного назначения пенсии. Кроме того, ответчик указал, что ознакомившись с выводами эксперта полагает, что периоды: ноябрь, декабрь 1999 года; январь, июль 2000 года;- февраль, апрель, август, ноябрь, декабрь 2005 года; январь, февраль, май, август, ноябрь 2006 года; февраль 2007 года не подлежат включению в стаж дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В апелляционной жалобе Макарова Л.Т. просит решение суда отменить частично и принять по делу новое решение, которым обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и зачесть в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование жалобы истец ссылается на то, что периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2014 №208- ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на основании действующего в спорный период законодательства Украины, в частности ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. №1788-ХII, ст. 179, 181 КзоТ Украины. Судом необоснованно отказано во включении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов. Истец полагает, что невыполнение обязанности работодателя не может служить основанием для отказа во включении периодов работы. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно не учтен в стаж в связи с выполнением работы на 0,5 ставки, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала на ставку и в общей сложности время работы составляло 1,5 ставки.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы истца, просила решение суда отменить в части отказа, возражала против доводов апелляционной жалобы Отделения. Представителем ответчика направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей Отделения.

Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, выплатное дело Макаровой Л.Т., проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020 г.).

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Макарова Л.Т. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа не менее 30 лет.

При этом ответчиком в специальный стаж не были включены, в том числе в льготном исчислении, следующие период работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуска по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) –

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решением суда исковые требования Макаровой Л.Т. удовлетворены частично, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в специальный стаж льготном порядке 1 год работы как 1 год и 3 месяца.

Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что указанные периоды включению в специальный стаж не подлежат, поскольку не подтверждено отнесение отделений Ленинского РТМО к лечебно-профилактическим.

Судебная коллегия находит вывод суда о включении указанного периода работы в специальный стаж истца льготном порядке (1 год работы как 1 год и 3 месяца) обоснованным исходя из следующего.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Макарова Л.Т. работала в должности , с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность , ДД.ММ.ГГГГ уволена; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность (л.д. 149 т. 1).

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет") в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).

При этом абзацем вторым пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 было установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Согласно Постановления Совета Министров РК от 11.12.2019 № 723 «Об утверждении перечня сельских территорий Республики Крым», Ленино – это поселок городского типа в Лениновом сельском поселении, в соответствии со ст.5 Закона Республики Крым от 06.06.2014 года № 18-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым» к сельским населенным пунктам относятся: поселок городского типа, поселок, село.

Таким образом, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место в сельской местности.

Что касается довода ответчика о том, что не подтверждено отнесение отделений Ленинского РТМО к лечебно-профилактическим, то судебная коллегия находит его необоснованным исходя из следующего.

Пунктом 1 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 мая 2001 года N 38 "О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях" установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона

В соответствии с п. 8 Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года N 395 лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО.

Таким образом, в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что вывод суда о включении в специальный стаж Макаровой Л.Т. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год 3 месяца за 1 год работы является обоснованным.

Судебная коллегия также полагает необходимым указать о том, что из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 149 т. 1).

Согласно руководящим разъяснениям пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Таким образом, периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в льготном порядке (1 год 3 месяца за 1 год работы), как и периоды работы.

Разрешая спор о включении в специальный стаж периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на неполную ставку, суд первой инстанции руководствовался заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому истец работала с полной занятостью в период: май, сентябрь, октябрь 1999 года, август 2000 года, январь, март, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2005 г., март, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., январь, март 2007 г.

При этом работа в мае, сентябре, октябре 1999 года, обоснованно включена в специальный стаж со льготным исчислением специального расчета один год как год и три месяца. На основании абз. 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым было установлено, что исчисление сроков выслуги врачам и среднему медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельность, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Что касается периодов работы имевших место в августе 2000 года, январе, марте, мае, июне, июле, сентябре, октябре 2005 г., марте, апреле, июне, июле, сентябре, октябре, декабре 2006 г., январе, марте 2007 г., то судом сделан вывод об их включении в специальный стаж Макаровой Л.Т. без льготного исчисления.

Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным и полагает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном порядке (1 год 3 месяца за 1 год работы), исходя из следующего.

Согласно п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Из записей о трудовой деятельности истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Макарова Л.Т. работала в должности (л.д. 62 т. 1, л.д. 14 т. 3).

Согласно Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе» за 2018 г. местонахождение филиала – (л.д. 172 т. 1).

В представленных на запрос суда » сведениях о страховом стаже застрахованных лиц на Макарову Л.Т. в графе условия досрочной назначения страховой пенсии основанием указан код 27-ГД - лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах (л.д. 15 т. 3).

Учитывая изложенное специальный стаж истца является смешанным, то есть работа осуществлялась и в городе, и в сельской местности. Поскольку спорные периоды работы истца в августе 2000 года, январе, марте, мае, июне, июле, сентябре, октябре 2005 г., марте, апреле, июне, июле, сентябре, октябре, декабре 2006 г., январе, марте 2007 г. имели место в сельской местности (Ленинская центральная районная больница) к ним следует применять льготный порядок исчисления (1 год 3 месяца за 1 год работы).

В апелляционной жалобе истец ссылается на необоснованный отказ суда во включении в специальный стаж периодов работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Судебная коллегия находит жалобу истца частично обоснованной и полагает, что включению в специальный стаж Макаровой Л.Т. в льготном порядке (1 год 3 месяца за 1 год работы) подлежат периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях ", утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Макарова Л.Т. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность ; ДД.ММ.ГГГГ уволена (л.д. 21).

Из записей в трудовой книжке Макаровой Л.Т. следует, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала л.д. 60 - 61 оборот, т. 1).

Согласно действующему в настоящее время Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2002 года N 781, лица замещающие должности среднего медицинского персонала в больницах всех наименований и лаборанта центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности) имеют право на назначение досрочной страховой пенсии.

Учитывая вышеприведенное, в результате суммирования занятости Мкаровой Л.Т. за периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнена установленная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по должности и в учреждении в соответствии со Списком. В указанные периоды трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, в связи с чем, к данным периодам работы подлежит применению льготный порядок исчисления как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, в связи с чем, требования истца в части указанных периодов подлежат удовлетворению.

Что касается периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то судебная коллегия считает жалобу Макаровой Л.Т. необоснованной, а указанные периоды подлежащими включению в её специальный стаж, по следующим основаниям.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что Макарова Л.Т. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 228).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н).

Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе с особыми условиями труда, по льготной профессии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица усматривается, что за Макарову Л.Т. » в период с ДД.ММ.ГГГГ производилась уплата страховых взносов. При этом в графе «сведения о периодах работы учитываемых для досрочного назначения страховой пенсии по старости» указана продолжительность стажа по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 месяца. Согласно решению ответчика указанные периоды уже учтены в специальный стаж Макаровой Л.Т.

Оснований для включения в специальный стаж истца иных периодов у судебной коллегии не имеется, поскольку работодателем факт льготной работы истца, путем предоставления сведений об уплате страховых взносов за работу особым условиям труда не подтвержден.

В апелляционной жалобе истец ссылается на необоснованный отказ суда во включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что он подлежит включении в специальный стаж на основании действующего в период спорных правоотношений законодательства Украины.

Судебная коллегия находит данный довод истца несостоятельным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Макарова Л.Т. находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 149 т. 1).

В силу положений части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно руководящим разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в период работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года, времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР»), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» из которых следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Поскольку отпуск истца имел место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не подлежат включению в специальный стаж.

Суждения истца о зачете отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж на основании нормативно – правовых актов Украины противоречит предусмотренному положениям ст. 11 ФКЗ №6-ФКЗ, ст. 2 ФЗ №208-ФЗ праву граждан Российской Федерации на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. До дня прекращения действия на территории Республики Крым законодательства Украины истцом не был полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию на льготных основаниях. Поэтому, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочно назначаемой пенсии. При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что нарушений части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ в отношении Макаровой Л.Т. не допущено. Приведенной правовой нормой установлено принципиальное положение, согласно которому размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. Таким образом, в приведенной норме речь идет о сохранении назначенных и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат. Однако истец не являлась по состоянию на указанную выше юридически значимую дату получателем пенсии по украинскому закону.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отказе во включении в специальный стаж Макаровой Л.Т. отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия обращает внимание, что к периодам работы истца в августе 2000 года, январе, марте, мае, июне, июле, сентябре, октябре 2005 г., марте, апреле, июне, июле, сентябре, октябре, декабре 2006 г., январе, марте 2007 г., которые имели место в сельской местности () судом первой инстанции не был применен льготный порядок исчисления (1 год 3 месяца за 1 год работы).

Макарова Л.Т. решение суда в данной части не обжаловала.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме по требованию истца в части исчисления периодов работы в льготном порядке (1 год 3 месяца за 1 год работы).

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Макарова Л.Т. работала в ; в выписке из ИЛС за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан код особых условий труда 27-ГД - лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах. Требования о корректировки сведений ИЛС истец не заявляла. Таким образом, наличие у Макаровой Л.Т. стажа в городе свидетельствует о том, что её специальный стаж является смешанным (в городах, сельской местности и поселках городского типа) и для назначения страховой пенсии досрочно ей необходимо иметь специальный стаж не менее 30 лет (п.1 ч. 20 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ). Следовательно, довод истца о том, что для назначения пенсии ей необходимо 25 лет льготного стажа является необоснованным.

Указанные обстоятельства являются основанием к применению льготного порядка исчисления (1 год 3 месяца за 1 год работы) к периодам работы истца в августе 2000 года, январе, марте, мае, июне, июле, сентябре, октябре 2005 г., марте, апреле, июне, июле, сентябре, октябре, декабре 2006 г., январе, марте 2007 г., которые имели место в сельской местности (Ленинская центральная районная больница).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характер спора о праве истца на включение периодов работы в специальный стаж в льготном порядке (1 год 3 месяца за 1 год работы), судебная коллегия полагает необходимым выйти в интересах законности за пределы доводов апелляционной жалобы и изменить решение суда в части включения в специальный стаж Макаровой Л.Т. в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы периоды работы: август 2000 года, январь, март, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2005 г., март, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., январь, март 2007 г.

С учетом включения в специальный стаж истца в льготном исчислении (1 год 3 месяцев за 1 год работы) спорных периодов работы (август 2000 года, январь, март, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2005 г., март, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., январь, март 2007 г.; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и периодов работы учтенных Отделением в бесспорном порядке специальный стаж истца составит более 25 лет при требуемых 30 годах. Следовательно, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии и вынесения пенсионным органом решения специальный стаж Макаровой Л.Т. является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 03 марта 2022 года изменить, указать о включении в специальный стаж Макаровой Людмилы Тихоновны в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы периоды работы: август 2000 года, январь, март, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2005 г., март, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь 2006 г., январь, март 2007 г.; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части решение Ленинского районного суда Республики Крым от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные Макаровой Людмилы Тихоновны и Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: