НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 09.02.2021 № 2А-1751/20

Судья 1-й инстанции: Лантратова А.И. Дело №33а-60/2021 (33а-10928/2020)

(2а-1751/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 09 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Павловского Е.Г.

судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,

при секретаре Козлове В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым к Ерманову Александру Константиновичу о взыскании обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе Ерманова Александра Константиновича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения Ерманова А.К. поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым Волохина А.С. просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Ерманова А.К. задолженность перед бюджетом в общей сумме 18599 рублей 03 копейки, в том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2018 года в размере 18375 рублей, пени в размере 224 рубля 03 копейки. Требования мотивированы тем, что Ерманов А.К. с 01 января 2015 года состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым в качестве налогоплательщика. Согласно сведениям, поступившим в налоговые органы на Ерманова А.К. с 24 ноября 2017 года зарегистрировано транспортное средство: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ S 350 с, регистрационный знак <данные изъяты>, VIN , год выпуска 2003, мощность двигателя 245 л.с. За указанное транспортное средство был произведен расчет транспортного налога за 2018 год и сформировано налоговое уведомление от 27 июня 2019 года со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года. Налоговое уведомление получено Ермановым А.К. 18 июля 2019 года. Оплата налога в добровольном порядке не произведена. В связи с неуплатой административным ответчиком указанной суммы было сформировано требование
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 30 января 2020 года. Требование было направлено ответчику через личный кабинет налогоплательщика и было получено 17 февраля 2020 года. Согласно вышеуказанному требованию, срок добровольного исполнения – 24 марта 2020 года. В добровольном порядке, в установленный срок требование не исполнено и не обжаловано в связи с чем административный истец обратился в суд.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 октября 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Ерманов А.К., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 октября 2020 года и принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что он является участником в 1990 году ликвидации последствии катастрофы Чернобыльской АЭС, получивший и перенесший лучевую болезнь и ему выдано удостоверение. Отмечает, что административный истец в своем пояснение ссылается на законы РФ, которые не имеют к нему никакого отношения, поскольку в статье 1 Закона РФ № 3061 от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» говорится, что настоящий закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, и в статье 14 пункта 10 данного закона указано на освобождение от уплаты подоходного налога и всех других видов налогов, а также всех видов пошлин, регистрационного и курортного сборов для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Считает незаконным лишением его льготы со ссылкой на пункт 7 статьи 5 Закона Республики Крым от 19 ноября 2014 года № 8-ЗРК/2014 в которой указано, что физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов. Считает, что установление транспортного налога с привязкой к лошадиным силам транспортного средства является незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Ерманов А.К. согласно учётных данных налогоплательщика - физического лица, состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым.

На Ерманова А.К. с 24 ноября 2017 года зарегистрировано транспортное средство: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ S350, регистрационный знак <данные изъяты>, VIN , год выпуска 2003, мощность двигателя 245 л.с. (л.д. 18).

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в отношении транспортных средств, имеющих двигателя (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1. настоящего пункта) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Крым от 19 ноября 2014 года № 8- ЗРК/2014 «О транспортном налоге», в редакции, действующей в 2018 году налоговые ставки на территории Республики Крым устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, налоговая ставка (в рублях) 5,0; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 7,0; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 30,0; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 75,0; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 100,0.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из материалов дела усматривается, что Ерманову А.К. было направлено налоговое уведомление от 27 июня 2019 года о необходимости уплаты транспортного налога за транспортное средство МЕРСЕДЕС-БЕНЦ S350, регистрационный знак <данные изъяты> за 2018 год в общей сумме 18375 рублей (245 л.с.* 75 руб.), срок уплаты не позднее 02 декабря 2019 года (л.д.19).

Указанное уведомление было отправлено налоговым органом 07 июля 2019 года и получено Ермановым А.К. 18 июля 2019 года, о чем свидетельствует, отчет об отслеживание с почтовым идентификатором <данные изъяты> (л.д.20). В установленный срок административным ответчиком налог уплачен не был.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).

Статьёй 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой Ермановым А.К. в установленный срок суммы указанной в налоговом уведомлении от 27 июня 2019 года, межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Крым было сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно которому, по состоянию на 30 января 2020 года, сумма задолженности за Ермановым А.К. по транспортному налогу составляет 18375 рублей, пеня – 224 рубля 03 копейки. Срок добровольного исполнения – 24 марта 2020 года (л.д. 21).

Указанное требование было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика 07 февраля 2020 года и получено 17 февраля 2020 года (л.д. 22-23). В установленный срок, требование Ермановым А.К. не исполнено.

15 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с Ерманова А.К. задолженности по транспортному налогу и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района от 30 июня 2020 года судебный приказ от 15 июня 2020 года был отменен (л.д. 25).

До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена, что даёт суду основание полагать, что должник уклоняется от возложенной на него обязанности по уплате задолженности по транспортному налогу и пени.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности и законности требований административного истца.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Доводы административного ответчика об освобождении его от оплаты налога, в связи с тем, что он является участником ликвидации последствии катастрофы Чернобыльской АЭС, не могут быть приняты во внимание.

Ерманову А.К. выдано удостоверение серии Р от 03 июня 2016 года участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990г. (л.д. 53)

Согласно справке серии МСЭ-2015 от 11 января 2018 года административному ответчику повторно установлена инвалидность 3 группы, общее заболевание бессрочно (л.д. 51).

Согласно пункту 7 статьи 5 Закона Республики Крым от 19 ноября 2014 года № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге» (в редакции 2018 года, на момент возникновения спорных правоотношений) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», - на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, кроме воздушных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов.

Мощность двигателя автомобиля МЕРСЕДЕС - БЕНЦ S350, собственником которого является Ерманов А.К., составляет 245 л.с., в связи с чем имеющаяся у административного ответчика как инвалида 3 группы, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1990 году льгота, в силу указанных выше норм закона, не является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога за 2018 год.

Остальные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными, поскольку по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 12 октября 2020 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя Ерманова Александра Константиновича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий: Е.Г. Павловский

Судьи: З.И. Курапова

Н.Р. Мостовенко

Мотивированное определение изготовлено 11 февраля 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>