Судья первой инстанции: Злотников В.Я. УИД 91RS 0003-01-2023-000461-80
№ 2-1566/2023
№ 33-10276/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 ноября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи: Хмарук Н.С.,
судей: Балемы Т.Г., Лозового С.В.
при секретаре: Абкаировой З.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в интересах ФИО1 к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым», Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности применить льготу для оплаты взноса на капитальный ремонт,
по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым,
на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 мая 2023 года
у с т а н о в и л а:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Центральный районный суд города Симферополя с исковым заявлением в интересах ФИО1 к ответчикам МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым», НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», в уточненной редакции которого от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83-87) просил признать бездействие НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартир-ных домов Республики Крым», выразившееся в несвоевременной организации начислений по взносам на капитальный ремонт, в том числе присвоение лицевого счета абоненту, незаконным, обязать МКУ «Департа-мент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым» применить льготу для оплаты ФИО1 суммы взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном <адрес> в <адрес> на сумму взноса 8 499 руб., указанную в счете на оплату от августа 2020 года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения законода-тельства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при начислении платы по взносам на капитальный ремонт.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 состоит на учете в Департаменте по льготной категории: «Инвалид 2 группы», ей предостав-ляются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде 50% скидки на оплату коммунальных услуг в пределах норм потребления и дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Крым от -17.12.2014 № 35-ЗРК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» в размере 50% скидки по оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в пределах норм потребления.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>-рополь, <адрес> возникла с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с несвоевременным предоставлением сведений некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», начисление взносов на капитальный ремонт ФИО1 не производилось. В результате бездействия регионального оператора, ФИО1 была лишена возможности своевременного обращение в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя за предоставлением меры социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт.
В свою очередь Департамент не имел возможности применить льготу с момента возникновения обязанности по взносам на капитальный ремонт, поскольку лицевой счет № присвоен несвоевременно.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Респуб-лики Крым от 24 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым», подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на то, что суд не принял во внимание, что в соответ-ствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением №, меры социальной поддержки предоставляются с месяца, в котором гражданин обратился за их получением со всеми необходимыми документами.
Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, как получатель меры социальной поддержки по льготной категории: «инвалид 2 группы».
ФИО1 как инвалиду предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление центральное, газоснабжение, вывоз ТБО и ЖБО) в размере 50 процентов, в соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирн6ых домов Республики Крым» создана в соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2014 года № 1052-р и является региональным оператором на территории Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года № 753 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
По истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцев, в котором многоквартирный дом был включен в Региональную программу, у собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (ч. 4 ст. 7 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года № 48-ЗРК/2014).
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым №1973 № 03.05.2018 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в перечень много-квартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым».
В соответствии со ст. 11.1. Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года № 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым" взносы на капитальный ремонт уплачивают собственники помещений в много-квартирных домах на основании платежных документов, предоставленных региональным оператором не позднее десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, за который производится оплата.
Из ответа Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» от 29.11.2022 года № 5588 следует, что жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> присвоен лицевой счет №.
В августе 2020 года по данному лицевому счету произведено начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с задолженностью по оплате взноса с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2020 года в размере 8 499,06 рублей.
Разрешая и удовлетворяя иск Прокурора Центрального района г. Сим-ферополя, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из того, что Фондом в нарушение части 1 статьи 180 и части 1 статьи 183 ЖК РФ не производился учет и аккумулирование взносов на капитальный ремонт в многоквартирном <адрес> в <адрес>. Лицевой счет ФИО1 открыт только в августе 2020 года, тогда же в ее адрес направлен и счет по оплате взносов на капитальный ремонт, тогда как данные действия должны быть произведены Фондом с ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд обязал Департамент применить льготу для оплаты ФИО1 суммы взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном <адрес> на сумму взноса 8 499 руб. 06 коп., поскольку ранее августа 2020 года лицевой счет не открывался и начисления не производились, в связи с чем, льгота по оплате суммы взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, должна быть применена на всю сумму взноса, указанную в платежном документе за август 2020 года.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе, инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Республики Крым предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 578.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания.
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Порядка предусмотрено, что возмещение производится жилищно-коммунальным организациям, организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно- коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости).
В соответствии с пунктами 5-10 Порядка, возмещение расходов организациям производится органами труда и социальной защиты населения за фактически предоставленные гражданам меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, уплачи-ваемого собственниками помещений в многоквартирных домах.
Органы труда и социальной защиты населения обязаны включать в реестр для возмещения расходов вновь обратившихся граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финанси-рования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, и предоставляются с месяца, в котором гражданин обратился за их получением со всеми необходимыми документами, не заслуживают внимания исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 не знала и не могла знать о возникшей обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт ранее августа 2020 года, поскольку платежные документы об оплате взноса ей ранее указанной даты не предоставлялись.
Кроме того, ФИО1 обратилась с заявлением в Департамент ДД.ММ.ГГГГ, сразу после получения платежного документа и с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом ей предоставляется мера социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Республики Крым в виде скидки в размере 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, как индивидуальному собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако мера социальной поддержки была предоставлена не на всю сумму взноса.
Исходя из обстоятельств дела, учитывая, что ранее августа 2020 года начисления взноса на капитальный ремонт за период с июня 2018 года не производились, с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ФИО1 обратилась в сентября 2020 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что льгота по оплате суммы взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, должна быть применена на всю сумму взноса, указанную в предъявленном платежном документе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, которые выражают несогласие с постановленным решением, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, однако не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о неправильности принятого по делу решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 мая 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи