НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 08.07.2020 № 2А-229/20

Судья 1 инстанции: Глухова И.С.

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-229/2020 Дело а-5202/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июля 2020 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Хожаиновой О.В., Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Феодосии к Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Феодосии обратился в интересах неопределенного круга лиц в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», в котором просит признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым, выразившееся в не оборудовании светофорных объектов, регулирующих движение пешеходов на перекрестках: <адрес><адрес> <адрес><адрес> средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов; обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать светофорные объекты, регулирующие движение пешеходов на перекрестках: <адрес><адрес> <адрес><адрес> средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения дублирования световых сигналов светофоров звуковыми сигналами. Согласно данным Администрации города Феодосии Республики Крым на территории муниципального образования имеется 7 светофорных объектов, из которых 3 не обеспечены системой звукового сопровождения инвалидов с нарушением зрения; на пешеходном светофоре на пересечении <адрес><адрес> устройство, подающее сигналы, находится в неисправном состоянии. По указанному факту в адрес административного ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответа Администрации города Феодосии в соответствии с муниципальной программой «Доступная среда <данные изъяты>» соисполнителем данной программы МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» оснащено 5 светофоров системой звукового оповещения светофоров РИ-2. МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым разработан ряд мероприятий, которым необходимо внести изменения в Реестр расходных обязательств на <данные изъяты> гг. на приобретение и установку устройств звукового оповещения светофоров для инвалидов по зрению (типа ИЗС) на <данные изъяты> год.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. Признано незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым», выразившееся в не оборудовании светофорных объектов, регулирующих движение пешеходов на перекрестках: <адрес><адрес> <адрес><адрес> средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов; возложена обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать светофорные объекты, регулирующих движение пешеходов на перекрестках: <адрес><адрес> <адрес><адрес> средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов.

Не согласившись с указанным решением, глава Администрации города Феодосии Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что бюджет муниципального образования в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Республики Крым распоряжением Совета министров РК сформирован в режиме жесткой экономии бюджетных средств, что является существенным, при недостаточности собственных средств бюджета введение новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться в том числе и за счет средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, бездействие не имеет место быть, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соисполнителем муниципальной программы было оснащено 5 светофоров системой звукового оповещения светофоров. МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» разработан ряд мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ годы на приобретение и установку устройств звукового оповещения светофоров.

Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела во исполнение поручения Прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о проверке обеспечения Администрацией города Феодосии Республики Крым светофорных объектов, регулирующих пересечение проезжей части пешеходами, звуковыми сигналами, дублирующими световые сигналы для слепых и слабовидящих граждан, в адрес главы администрации направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации по вышеуказанному вопросу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. администрацией предоставлена информация, из которой следует, что перекрестки по <адрес> средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов для слепых и слабовидящих людей, не оборудованы.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. прокуратурой города Феодосии в адрес главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО3 вынесено представление об устранении нарушений требований федерального и республиканского законодательства в части организации дорожного движения и создания беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.

Из ответа Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации была утверждена муниципальная программа ««Доступная среда <данные изъяты>», соисполнителем которой МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» было оснащено 5 светофоров на пересечении <адрес> системой звукового оповещения светофоров РИ-2.

МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» разработан ряд мероприятий, согласно которым необходимо внести изменения в Реестр расходных обязательств на ДД.ММ.ГГГГ (с расчетом потребностей) по программе «Доступная среда в городском округе Феодосия», на приобретение и установку устройств звукового оповещения светофоров для инвалидов по зрению (типа ИЗС) на ДД.ММ.ГГГГ год по адресам: пересечение <адрес>, в количестве 3 штук, на сумму - <данные изъяты> рублей; на ДД.ММ.ГГГГ год по адресам: пересечение улиц <адрес>, в количестве 2 штук, на сумму - <данные изъяты>.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией <адрес> Республики Крым не представлено доказательств выполнения в полном объеме мероприятий по выполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения дублирования световых сигналов светофоров звуковыми сигналами.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидами доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

Согласно конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

«Планом действий Совета Европы по содействию правам и полному участию инвалидов в обществе» в порядке реализации положений Конвенции ООН «О правах инвалидов» особое внимание уделено необходимости реабилитации инвалидов как приоритетной цели любого общества – для повышения уровня автономии (независимости) инвалидов как личности.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-Ф3), который закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

К вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон №196-ФЗ) задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона №196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно статье 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в том числе, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В силу статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, принятого решением 5 сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от 17 ноября 2014 года , дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Феодосия и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Феодосия, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к полномочиям администрации города по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

В соответствии с пунктом 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года №120-СТ на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

В силу части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федераций» (далее Федеральный закон №181-ФЗ).

В силу статей 1,2 данного Закона, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В статье 9 названного Федерального закона указано, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Правоотношения в сфере обеспечения инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации, к местам отдыха), а также к предоставляемым в них услугам (далее - объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также предоставляемые в них услуги) регулируются Законом Республики Крым от 29 декабря 2016 года №330-ЗРК/2016 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Республике Крым».

В силу статьи 6 Закона Республики Крым от 29 декабря 2016 №330- ЗРК/2016 государственные и муниципальные расходы на приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения, обеспечение условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также к предоставляемым в них услугам, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджете Республики Крым и бюджетах муниципальных образований в Республике Крым. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Республики Крым и бюджетов муниципальных образований в Республике Крым, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия, в том числе, для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

При этом, согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года №419-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», которым статья 15 вышеуказанного Федерального закона №181-ФЗ изложена в новой редакции, положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к объектам транспортной инфраструктуры относится автомобильная дорога, как объект, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).

При этом согласно пункта 5 части 1 указанной статьи, светофоры являются сооружением - элементом обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 части 1 указанной статьи).

Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 года №1171-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функции зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», идентичный международному стандарту ИСО 23600:2007 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», с датой введения в действие 1 января 2015 года взамен ГОСТ Р 51648-2000.

Данный стандарт устанавливает требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Пунктами 4.2, 4.3,4.4 ГОСТ Р ИСО 23600 предусмотрено, что звуковой сигнал ориентации используется для указания местоположения пешеходного перехода и наличия и расположения переключателя. Звуковой сигнал ориентации также может быть использован для обозначения времени запрета движения.

Звуковой сигнал перехода должен поддерживаться постоянно в течение всего времени, предназначенного для движения, должен предоставлять однозначную информацию относительно пешеходного перехода, к которому он относится.

Тактильный сигнал перехода должен действовать на протяжении всего времени, предназначенного для движения при зеленом сигнале светофора.

Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» содержит в себе один из принципов на котором основывается стандартизация в Российской Федерации, а именно: обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

При этом, 4 ноября 2017 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №243 8-р вышеуказанный ГОСТ Р ИСО 23600-2013 включен в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Ранее утвержденный ГОСТ Р 52289-2004 также включен в указанный Перечень.

1 сентября 2018 года введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26 сентября 2018 года №1245-ст.

В соответствии с методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 627 от 25 декабря 2012 года в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры имеет принципиально различные организационные решения:

1. в отношении новых объектов, вводимых в результате строительства (в том числе реконструкции капитального ремонта);

2. в отношении существующих и не предполагаемых к реконструкции объектов.

В первом случае действует регламентированный порядок разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации, который определен Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Во втором случае согласно утвержденного «Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам инфраструктуры» на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Исходя из доводов административного иска, в обоснование незаконного бездействия Администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения указано на несоответствие уже имеющихся светофорных объектов в местах пересечения проезжей части пешеходами положениям Федерального закона №181-ФЗ, то есть принятым новым стандартам, без учета положения части 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Как указала Администрация города Феодосии Республики Крым в письме от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры обустройство автомобильных дорог/адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения учитывается при разработке проектно-сметной документации и выполняется при производстве дорожных работ капитального характера.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Доступная среда в городском округе Феодосия на 2018-2020 годы», ответственным исполнителем по данной программе является МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и другие.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указанной муниципальной программой МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес> Республики Крым» было оснащено 5 светофоров на <адрес>) системой звукового сопровождения светофоров РИ-2.

На <данные изъяты> год муниципальная программа не финансировалась, за исключением двух мероприятий – разработка проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта для адаптации под потребности инвалидов спортивной школы и оснащение пешеходных переходов тактильной плиткой.

МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» разработан ряд мероприятий, согласно которым необходимо внести изменения в Реестр расходных обязательств на ДД.ММ.ГГГГ годы (с расчетом потребностей) по программе «Доступная среда в городском округе Феодосия» на приобретение и установку устройств звукового сопровождения светофоров для инвалидов по зрению (типа ИЗС) на:

- ДД.ММ.ГГГГ год по адресам: пересечение улиц <адрес> в количестве 3 штук на сумму <данные изъяты> руб;

- на ДД.ММ.ГГГГ год по адресам: пересечение <адрес> в количестве 2 штук на сумму <данные изъяты> руб.

Суду первой инстанции на подтверждение сведений данного письма Администрацией города Феодосии Республики Крым представлена копия соответствующей муниципальной программы.

Кроме того, решением 8 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым".

К основным задачам МКУ относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожное деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции (пункт 2.3 Положения).

Согласно пункту 57 Положения принимает участие в разработке муниципальных программ муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в сфере дорожной деятельности.

При этом стороной административного истца не представлено суду надлежащих доказательств наличия обращений или предписаний соответствующих органов о необходимости оборудования в городе Феодосии всех или конкретных светофорных объектов, техническими средствами, обеспечивающими функционирование звуковых сигналов ориентации, звуковых и тактильных сигналов перехода, и что по этим обращениям или предписаниям отсутствуют какие-либо принятые меры по совершению указанных действий со стороны административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым, учитывая, что в исковых требованиях административный истец оспаривает бездействие этого лица и просит возложить обязанность совершения определенных действий именно на него.

Как усматривается из материалов дела, до обращения в суд с административным исковым заявлением, имело место представление прокурора города Феодосии к Главе Администраций города Феодосии о принятии мер к устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона.

На данное требование Администрацией города Феодосии направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, о выделенных средствах и планируемых работах.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

При вышеизложенных и установленных обстоятельствах, с учетом приведенных положений Федерального закона №181-ФЗ, Федерального закона от №419-ФЗ, Закона Республики Крым от -ЗРК/2016, представленных доказательств по делу в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны Администрации города Феодосии Республики Крым отсутствует оспариваемое бездействие. Данный административный ответчик осуществляет действия в заявленной сфере в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Одновременно следует отметить, что в административном исковом заявлении оспаривается бездействие административных ответчиков по непринятию мер по организации работ по оборудованию техническими средствами светофорных объектов.

При этом, в соответствии с пунктом 3.10. ГОСТ Р 52289-2004, светофорный объект: группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.

Однако, в соответствии с пунктом 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», на пешеходных переходах дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме именно с пешеходными светофорами.

Суд первой инстанции пришел к ошибочному, не соответствующему фактическим обстоятельствам административного дела выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации города Феодосии в части непринятия мер к установке технических средств на светофорных объектах.

Кроме того, исковые требования о возложении на административного ответчика Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности совершить определенные действия удовлетворению также не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом органа местного самоуправления к исполнению обязанности, о которой просит административный истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) этого органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В связи с чем, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с принятием нового об отказе удовлетворении административного иска в данной части.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Феодосийского городского Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Феодосии Республики Крым – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: О.В. Хожаинова

Е.Г. Павловский