НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 07.09.2020 № 2-251/20

Судья Лантратова А.И. дело №33-6295/2020

УИД 91RS0009-01-2019-003719-12 дело №2-251/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Любобратцевой Н.И. и Подлесной И.А.

при секретаре Гамуровой М.А.

по докладу судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, третье лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым, о возложении обязанности по совершению определенных действий, взыскании задолженности и признании совершенного по неуважительной причине не предоставления информации о страховых взносах,

УСТАНОВИЛА:

Уточнив исковые требования, ФИО1 обратился с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, третье лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым, о возложении обязанности на ответчика включить в общий трудовой стаж истца период его обучения в Симферопольском Государственном университете им. Фрунзе с 30.11.1978 г. по 31.08.1979 г. и период осуществления предпринимательской деятельности с 24.02.1997 г. по 09.06.2002 г.; признании неуважительной причину не предоставления информации о страховых взносах, уплаченных предпринимателем ФИО1 за период с 24.02.1997 г. по 09.06.2002 г.; взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в сумме 27 688 руб. 58 коп., исходя из иной доли страховой части пенсии; возложении на ответчика обязанности с 06.12.2019 года ежемесячно выплачивать истцу пенсию в размере 13 149 руб. 90 коп.; возложении на ответчика обязанность по расчету доли страховой части пенсии по оптимальному варианту с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П; взыскании с ответчика судебных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком необоснованно не учтен в трудовой стаж период его учебы в Симферопольском

2

государственном университете имени М.В. Фрунзе с 30.11.1978 г. по 31.08.1979 г., исходя из записи в его трудовой книжке, а также период работы индивидуальным предпринимателем с 26.02.1997 г. по 09.06.2002 г., подтвержденный справкой о результатах проверки от 03.03.2004 года; разрешением горисполкома №0421 от 29.05.1998 г.; разрешением горисполкома №0503 от 20.05.2001 г.; договором с горисполкомом № 107 от 03.05.2001 года; договором аренды с горкоопторгом от 21.04.2000 г.

По утверждению истца, указание в письме УПФРФ в г. Евпатории от 18.10.2018 года на наличие учетной записи о постановке на учет в ПФУ ФИО1 (ИНН ) с 24.02.1997 г. по 15.03.2004 г. под регистрационным номером , а также прекращение ответчиком регистрации истца, как плательщика страховых взносов свидетельствуют об отсутствии у истца задолженности по страховым взносам.

Истец также считает, что страховая часть его пенсии исчислена без учета всех представленных им документов, расчет пенсии по старости является неправильным из-за многочисленных ошибок в расчете, допущенном ответчиком.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного решения с принятием нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на те же доводы и обстоятельства, указанные им в устных и письменных пояснениях в суде первой инстанции.

Кроме того, податель жалобы указал на то, что не предоставление ответчиком сведений об уплаченных истцом страховых взносах в период осуществления предпринимательской деятельности лишает истца возможности обратиться за защитой своих прав в Комиссию по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики Крым; судом не дана оценка тому, что в перечне документов, подвергшихся затоплению, отсутствуют документы по уплате страховых взносов; доля страховой части пенсии рассчитана ответчиком за период с 01.01.2002 года; до указанной даты не рассчитывалась и не выплачивалась; в результате недоплаты пенсии образовалась задолженность.

В заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; о причинах неявки не сообщили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

3

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Удовлетворяя иск, суд исходил из необоснованности заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.

Как установлено судом первой инстанции, истец с 18.04.2014 года является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован на территории Республики Крыма с 1994 года.

С 29.06.2018 года истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ" по наиболее выгодному варианту исчисления согласно п.4 ст.30 вышеуказанного закона.

Согласно записям в трудовой книжке от 02.09.1975 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 30.11.1078 года был зачислен слушателем подготовительного отделения по специальности №2114 «физическое воспитание» до 1.09.1979 года.

По данным диплома от 24.06.1983 г. ФИО1 в 1979 году поступил, а в 1983 году окончил Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе

.

4

В справке от 29.08.2017 года, выданной истцу о заработной плате, учитываемой при начислении пенсии, указана общая сумма заработной платы, в размере 2514,69 руб.

Согласно архивной справке от 26.09.2017 года в документах Объединенного архивного фонда ликвидированных коммунальных предприятий, в документах по личному составу Коммунального предприятия «Память - ЕГРС» за 2002-2014г.г. имеются сведения о периоде работы истца с 10 июня 2002 г. по 31.12.2014 года.

По сведениям ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» документы в отношении гражданского персонала санатория до 1999 года переданы в отраслевой государственный архив Министерства обороны в г. Киев, Украина в 2000 году; также сообщено, что ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» МО РФ не является правопреемником Евпаторийского детского клинического санатория Министерства обороны Украины.

Согласно архивным справкам от 26.09.2017 года №2826/03-20, от 26.09.2017 года и от 26.09.2017 года в документах Объединенного архивного фонда ликвидированных коммунальных предприятий, в лицевых счетах рабочих и служащих Коммунального предприятия «Память - ЕГРС» за 2002 - 2006 годы, за 2007 - 2011 годы, 2012 - 2014 года имеются сведения о начислении директору ФИО1 за период с 10 июня 2002 года по 31 декабря 2006 года заработной платы без указания денежных единиц.

По данным архивной справки от 26.09.2017 года в документах объединенного архивного фонда регистрационных дел юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в регистрационных делах физических лиц-предпринимателей за 1996-2006г.г. сведения о ФИО1 отсутствуют; документы объединенного архивного фонда регистрационных дел юридических лиц и физических лиц-предпринимателей находятся в неописанном состоянии.

Согласно архивной справке от 19.03.2019 года регистрационное дело физического лица-предпринимателя ФИО1 на хранение в МБУ «Архив города Евпатории» не передавалось; сведениями о месте нахождения документов МБУ «Архив города Евпатории» не располагает; в документах Объединенного архивного фонда регистрационных дел юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, в регистрационных делах физических лиц- предпринимателей за 1997 - 2004г.г. сведений о ФИО1 нет.

По информации ответчика 03.10.2018 года ФИО1 состоит на учете в органе пенсионного обеспечения как получатель страховой пенсии по старости; пенсия по старости исчислена по нормам Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при суммарном стаже 36 лет 03 месяца 06 дней без учета заработной платы; в суммарный

5

стаж включены периоды работы по трудовой книжке от 02.09.1975 г., по дубликату трудовой книжки от 22.09.1983 г. и сведениям персонифицированного учета по 31.12.2017 г.; при этом периоды работы с 22.08.1983 г. по 25.09.1986 г., с 26.09.1986 г. по 28.01.1988 г, с 29.01.1988 г. по 25.02.1997 г. в Евпаторийском детском клиническом санатории Министерства обороны включены в стаж по дубликату трудовой книжки; в суммарный стаж истца включена учеба в Симферопольском государственном университете имени М.В. Фрунзе на основании диплома с 01.09.1979 г. по 20.06.1983 г.; справка о заработной плате для оценки пенсионных прав за период работы до 01.01.2002 истцом предоставлена не была; в выплатном деле имеется заявление истца от 30.05.2018 г. о назначении пенсии без учета заработной платы; Управлением в качестве оказания содействия истцу 30.05.2018 г. был направлен запрос документов о заработке истца за периоды работы в Евпаторийском детском клиническом санатории Министерства обороны с 22.08.1983 г. по 25.02.1997 г.; при исчислении размера пенсии оценка пенсионных прав ФИО1 проводилась согласно п. 4 ст.30 Закона №173-Ф3 как наиболее выгодному варианту; размер пенсии с 29.06.2018 г. составил 10848,55 руб., в том числе: фиксированная выплата 4982,90 руб.; страховая часть 5865,65 руб.; при перепроверке расчетов была выявлена ошибка при вводе данных о страховом стаже: период работы с 10.06.2002 г.по 31.12.2014 г. был ошибочно внесен с 10.02.2002 г. по 31.12.2014 г.

По информации ответчика от 17.10.2018 года в документах, переданных на хранение в Управление, есть учетная запись о постановке на учет в ПФУ ФИО1 (ИНН ) с 24.02.1997 г. по 15.03.2004 г. под регистрационным номером 0311-3387.

По информации ответчика от 22.10.2018 года после устранения допущенной ошибки при вводе периода страхового стажа с 10.06.2002 г. по 31.12.2014 г. суммарный стаж истца составил 35 лет 11 месяцев 06 дней; ИПК составил 70,919, в том числе за период работы до 01.01.2015 уменьшился до 58,755, за период 1работы до 01.01.2015 остался прежним - 12,164; исчисление страховой части пенсии произведено, исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента 81 руб. 49 коп.

Письмом от 15.11.2018 года ответчик сообщил ФИО1 о том, что в его страховой стаж включена учеба в Симферопольском государственном университете М.В. Фрунзе на основании диплома ИВ № 001262 от 24.06.1983 года с 01.09.1979 года по 20.06.1983 года; период обучения на подготовительном отделении не подлежит включению в страховой стаж на основании ст.91 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; до истечения трехмесячного срока со дня подачи истцом заявления о назначении пенсии, а также до 15.11.2018 года (даты предоставления ответа) документы о заработке за 60 месяцев работы до 01.01.2002 года истцом не предоставлены и на запрос Управления не поступили, в связи с чем пенсия истца исчислена без учета заработка до 01.01.2002 г.

6

Относительно исчисления пенсии по справке ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» № 4594 от 29.08.2017 года о заработной плате за периоды работы в Евпаторийском детском клиническом санатории МО СССР с 01.10.1976 года по 01.12.1978 года и с 22.08.1983 года по 31.12.1983 года истцу было разъяснено, что продолжительность подтвержденного истцом заработка не ответствует периоду, установленному законодательством, поскольку 60 месяцев работы, принимаемые к исчислению среднемесячного заработка, должны идти подряд; по его желанию фактический заработок за 31 месяц возможно разделить на 60 месяцев, в этом случае отношение заработков доставит 0,254 (при максимальном 1,2), что не повлияет на размер пенсии; учет заработной платы с 01.01.2002 г. для расчета размера пенсии не предусмотрен законодательно.

Истцу были направлены расчеты размера страховой пенсии по старости согласно п. 4 ст.30 Закона № 173-ФЗ, как по наиболее выгодному варианту.

По письменной информации третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой инспекции №6 по Республике Крым Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым осуществляет деятельность на территории Республики Крым с 06.06.2014 и не является правопреемником территориальных налоговых органов Украины, в связи с чем не имеет доступа к информационным ресурсам и документам указанных органов.

Также сообщено, что необходимые процедуры взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым и территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы России по Республике Крым по вопросу предварительной оценки документов при реализации пенсионных прав граждан, в том числе при подготовке документов на рассмотрение комиссии по реализации пенсионных прав граждан при Совете министров Республики, определены в Порядке взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым с территориальными налоговыми органами Федеральной налоговой службы России по Республике Крым от 15.02.2017 года, и что по результатам оценки и формирования пакета документов на комиссию при Совете министров Республики Крым Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым предоставляет информацию по платежным документам об уплате налогов физическим лицом (физическим лицом-предпринимателем) и денежных средств в период осуществления им предпринимательской деятельности до 2014 года; уполномоченные лица территориального органа ПФР и территориального налогового органа ФНС совместно проводят оценку представленных гражданином документов; Порядком не предусмотрено предоставление территориальным налоговым органом справок предпринимательской деятельности и иных сведений.

7

В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Как установлено ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на

18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города

8

федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу ст.5 Федерального закона №208-ФЗ гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 – 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1

настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях

9

в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ст.3 ФЗ №173-ФЗ страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; расчетный пенсионный капитал определяется как учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии; ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости определяется как показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии со ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01.01.2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно п.2 ст.30 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 год определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с п.2 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления

10

пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии со ст.29.1 Федерального закона №173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по специальной формуле.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона №173-Ф3 в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Как предусмотрено п.1 ст.14 Федерального закона №173-Ф3, количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев) (Т).

Ст.30.1 Федерального закона №173-Ф3 предусматривает, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Ст.11 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в

11

части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Размеры страховых пенсий по старости и величина индивидуального пенсионного коэффициента согласно ст.15 ФЗ №400-ФЗ определяются по специальным формулам.

Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно увеличивается и устанавливается на 1 февраля, исходя из роста потребительских цен за прошедший год.

Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в

том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами

12

финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - (документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 года составляет 6 лет (ч. 1 ст. 35), начиная с 01.01.2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 35).

В соответствии со ст.22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия

назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В силу ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Согласно п.п.11.60 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

13

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими

государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в страховой стаж периода обучения на подготовительном отделении университета с 30.11.1978 года по 31.08.1979 года.

В соответствии со ст.91 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий страховой стаж наравне с работой включается подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке

14

кадров, повышения квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Аналогичные нормативные положения содержит ч.4 ст.30 Закона №173-ФЗ.

Таким образом, включение в стаж периода обучения на подготовительном отделении учебного заведения законодательством не предусмотрено.

Следует также согласиться с выводами суда первой инстанции в части необоснованности заявленных исковых требований о включении в общий стаж периода осуществления истцом предпринимательской деятельности с26.02.1997 года по 09.06.2002 года.

Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2014 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской.

Аналогичные положения закреплены в п.1 ст.10 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как разъяснено в абз.3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ст.89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 г., устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

С учетом положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.60 ГГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Такими документами по пенсионным спорам согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения дел, связанных с

15

реализацией прав граждан на трудовые пенсии" могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.

Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного Фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года определен порядок действий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников.

Случаи утраты работодателем первичных документов о заработке работников государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации рассматриваются в комиссионном порядке с привлечением представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Данная Комиссия организовывает работу по реализации гражданами права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, определяет причинителя вреда, оказывает содействие потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

Положением о Комиссии территориального органа ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, утвержденным Распоряжением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 24 августа 2016 года N 404р, предусмотрено, что комиссия является постоянно действующим совещательным органом территориального органа ПФР.

В число возложенных на Комиссию задач входит в том числе, рассмотрение документов, предоставленных для установления пенсии, содержащие неполные (или) противоречивые данные, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета, имеющие неполные и (или) недостоверные данные; по результатам рассмотрения представленных документов о возможности установления и выплаты пенсий, корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета, Комиссия готовит рекомендации для принятия территориальным органом ПФР соответствующего решения.

16

Результаты указанного рассмотрения, оформляются соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета, определяет причинителя вреда.

Аналогичный порядок установлен ст. 5.1 Федерального закона N 235-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь".

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если гражданин, указанный в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, не имеет возможности подтвердить периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, а также размер заработка за периоды работы, имевшие место на указанных территориях до 1 января 2002 года, документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, такие периоды и размер заработка могут быть установлены на основании решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан (далее - комиссия) по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Характер работы комиссией не подтверждается.

Установление комиссией периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании:

1) документа, содержащего сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета Украины за период до 18 марта 2014 года;

2) расчетной книжки (расчетного листа), оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда;

3) документа о доходах физического лица, выданного работодателем до 1 января 2015 года;

4) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, выданного организацией на основании имеющихся в ее распоряжении документов иной организации, не являющейся правопреемником организации, создавшей указанный документ;

5) документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности и (или) о заработке гражданина, имеющегося в наличии у государственной службы занятости населения, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и

17

сборах, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органов социальной защиты и иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

6) документа, подтверждающего уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года;

7) документа, содержащего сведения о периодах осуществления иной деятельности, выданного налоговым органом Российской Федерации, имеющим в распоряжении документы налогового органа Украины;

8) иного документа, содержащего сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, который может быть учтен комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При отсутствии у гражданина, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, могут устанавливаться комиссией на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе и располагающих документами о своей работе у того же работодателя и в тот же период, что и гражданин, в отношении которого они дают свидетельские показания.

В соответствии с ч.6 ст.5.1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь" Правительством РФ был издано Постановление от 06 сентября 2016 года N 884 "Об утверждении Положения о комиссии по реализации пенсионных прав граждан и Правил обращения в комиссию по реализации пенсионных прав граждан".

Доказательств обращения истца в Комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (через пенсионный орган) с заявлением о рассмотрении вопроса об установлении размера заработка, в материалах дела не имеется.

Как видно из архивных справок от 26.09.2017 года , от 19.03.2019 года в документах Объединенного архивного фонда регистрационных дел юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, в Регистрационных делах физических лиц-предпринимателей за 1996 - 2006 годы сведения о ФИО1 отсутствуют; регистрационное дело физического лица-предпринимателя ФИО1 в МБУ «Архив города Евпатории» не передавалось. Сведениями о месте документов МБУ «Архив города Евпатории» не располагает.

Справкой от 03.03.2004 года подтверждается, что налоговой инспекцией была проверка соблюдения налогового законодательства о налогообложении предпринимателем ФИО1 за период с

18

01.01.2003 года по года в связи с прекращением предпринимательской деятельности предпринимателя.

Представленные истцом разрешения от 20.05.2001 года, от 29.05.1998 года, договор от 03.03.2000 г. о разрешении ФИО1 размещения объекта торговли, услуг на территории <...> договор аренды от 21.04.2000 года о предоставлении Евпаторийским горкоопторгом истцу в пользование двух погонных метров сроком на один год, помещение фотографии истца на городскую Доску почета на основании решения Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета № 232 от 02.06.2001 г., а также указание ответчика о том, что в сведениях, переданных на хранение в Управление, имеется учетная запись о постановке на учет в ПФУ ФИО1 с 24.02.1997 и его ликвидации 15.03.2004 под регистрационным номером 0311-3387, - не могут рассматриваться как достаточные доказательства осуществления истцом в спорный период предпринимательской деятельности с уплатой страховых взносов в установленном законом порядке.

Данные записи не являются подтверждением фактического периода осуществления истцом предпринимательской деятельности.

Согласно письменному ответу ответчика от 06.12.2019 г. на запрос суда в региональной базе данных на ФИО1 имеются сведения о пенсионных правах за 2015-2017г.г.; информация за период до 01.08.2014 года в базе данных персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым отсутствует.

Следует также учитывать то, что по информации ответчика в период с 1994 года по 2000 год в соответствии с ранее действовавшим на территории Республики Крым законодательством Украины по обязательному пенсионному страхованию не было предусмотрено обязательной отчетности о доходах, начисленных и уплаченных суммах сбора на обязательное государственное пенсионное страхование для физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно акту ответчика от 29.10.2015 года и акту ГУП «Крымтеплокоммунэнерго» от 23.05.2015 г. в связи с разрывом трубы - внутридомовой системы отопления здания, расположенного по адресу: <адрес>, было затоплено помещение Пенсионного фонда и залиты горячей водой документы временного хранения; 17353 единиц хранения документов признаны неисправимо поврежденными.

В силу вышеизложенного несостоятельны ссылки истца на незаконное бездействие ответчика по предоставлению данных об уплате страховых взносов за спорный период осуществления истцом предпринимательской деятельности.

Согласно расчету ответчика размер страховой пенсии по старости истца был определен по ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г по формуле СПст = ИПК х СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный

19

коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости; страховая пенсия по старости (СП) определяется путем умножения суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов гражданина (ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК); величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, определяется как сумма коэффициентов, приобретенных как за периоды до 1 января 2015 года, так и за периоды после указанной даты.

Как указано в расчете, в силу ст.30 Закона №173 при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т -количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев), установлен в соответствии с ч.1 ст.14 Закона №173; в соответствии с ч.11 ст.30 Закона №173 за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии, производится индексация расчетного пенсионного капитала, в соответствии с коэффициентами, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном ч.6 ст.17 Закона №173 для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости); наиболее выгодным вариантом исчисления размера пенсии истца является исчисление по п.4 ст.30 Закона №173.

В соответствии с п.4 ст.30 Закона №173 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

Стажевый коэффициент в соответствии с ч.4 ст.30 Закона №173 для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; страховой стаж истца до 01.01.2002, определяющий величину стажевого коэффициента, составил 20 лет 6 мес. 16 дн. (с учетом периода учебы, а также стажа по состоянию на 01.01.1991 - 14лет 4мес. 22дня,

20

определяющего коэффициент валоризации); поскольку, страховой стаж истца составил менее требуемых 25 лет, отношение имеющегося стажа к требуемому стажу составило - 20 лет 6 мес. 16дн. (246,533 месяца):25 лет (300 месяцев)=0,82177778.

Таким образом, величина расчетного пенсионного капитала (РПК) на дату назначения пенсии истцу в силу ч.1, ч.11 ст.30 Закона №173 рассчитывается: 0,82177778 х (660,00 - 450,00) х 228 х 5,61481656031 = 220924,60, где: 0,82177778 - отношение имеющегося стажа к требуемому стажу; 660,00 руб. - минимальный расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты (постоянная величина), 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; 228 - ожидаемый период (постоянная величина), 5,61481656031 - произведение коэффициентов индексации РПК за период с01.01.2002 по 31.12.2014(т.е.1,307*1,177*1,114*1,127*1,16*1,204*1,269*1,1427*1,088*1,1065*1,101*1,083=5,61481656031).

Размер расчетной доли страховой части трудовой пенсии по старости рассчитывается на дату назначения пенсии исходя из суммы расчетного пенсионного капитала (ПК) и ожидаемого периода выплаты пенсии (Т), определяемых также на дату назначения пенсии (ст. 14 Закона №173).

С 1 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом №400. 4.10 ст. 15 Закона №400 определено, что индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Закона о трудовых пенсиях.

Таким образом, расчетная доля страховой части пенсии за стаж, приобретенный до 01.01.2002 будет исчисляться: величина расчетного пенсионного капитала (РПК) на дату назначения пенсии истцу 220924.60 (ПК на дату назначения пенсии) : 228 (Т-ожидаемый период выплаты пенсии) = 968,97руб. (ст. 14 Закона №173 с учетом ч.10 ст.15 Закона №400).

Согласно п.1 ст.30 Закона №173 величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Коэффициент валоризации определен в соответствии со ст.30 Закона №173-ФЗ; на 1 января 1991 год истец выработал стаж 14 полных лет. Таким

21

образом, его коэффициент валоризации составил: 10% + (1% х 14 лет (стаж до 1991 года) ) = 24% (или 0,24); сумма валоризации составила: 232,55руб. (220924,60 руб. х 0,24 : 228), где 220924,60 руб.- величина расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии; 0,24 -коэффициент валоризации истца при стаже на 01.01.199-1 -14 полных лет; 228- ожидаемый период.

Доля расчетной страховой части пенсии истца за периоды работы на условиях трудового договора с 10.06.2002 по 16.03.2014, с 17.03.2014 по 31.12.2014, составила 2564,66 руб. (взносы Крым ТД) (т.е. 24245,70 руб. х 150 месяцев + 24245,70 : 30 х 22 (неполный июнь 2002 года)) х 16% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов) : 228 (ожидаемый период выплаты пенсии )=2564,66) (ч.4 ст.5 Закона №208, с учетом ч. 1 ст.14 Закона №173 и ч.10 ст. 15 Закона №400).

Согласно ч.1 ст.29.1 Закона №173 сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ГОм + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК, - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 настоящего закона, СВ - сумма валоризации (ст.30. 1 настоящего закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года.

Как указано в расчете, с учетом вышеуказанных показателей расчетный размер страховой части пенсии истца_на 01.01.2002 составил: 968,96 руб. (РПК за период до 01.01.2002) + 232,55 руб. (валоризация) + 2564,66 руб. (взносы Крым ТД за период с 01.01.2002 по 31.12.2014) = 3766,17руб.; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) истца, исчисленный в соответствии с ч.10 ст.15 Закона №400, за период работы до 01.01.2015 составил 58.755 (т.е.3766,17:64,10=58,755 - ИПК за период до 01.01.2015); ИПК за периоды работы после 01.01.2015 (с 02.03.2015 по 31.12.2017) согласно ч.11 ст.15 Закона №400 определен по сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (истца) на момент назначения пенсии, и составил 12,164 (ИПК за период после 01.01.2015); в результате проведенных расчетов в порядке ч.9 ст.15 Закона №400 суммарный ИПК истца составил 70,919 (58,755 (ИПК до 01.01.2015) + 12,164 (ИПК после 01.01.2015)); исчисление страховой части пенсии произведено, исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента 81 руб. 49 коп. на дату назначения пенсии (стоимость одного ПК на 01.01.2018).

Таким образом, размер страховой части пенсии истца исчисленный в соответствии со ст. 15 Закона №400 составил: 70,919 х 81,49 = 5779,19 руб. (т.е. РПК до 01.01.2002 968,97+ валоризация 232,55руб.+ 2564,66 (взносы Крым ТД за период с 01.01.2002 по 31.12.2014) = 3766,17 : 64,10 (стоимость

22

одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015) =58.755 (ИПКза период до 01.01.2015) + 12,164 (ИПК за период после 01.01.2015) = 70,919 (ИПК суммарный) х 81,49 (стоимость одного пенсионного коэффициента с индексацией на дату назначения пенсии) = 5779,19 (страховая часть пенсии).

С введением в действие с 01.01.2015 года Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» все страховые пенсии исчисляются путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого устанавливается страховая пенсия.

Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года составляла 64,10 руб. (ч.10 ст.15 Закона №400); за прошедшее время она неоднократно увеличивалась, а именно: с 1 февраля 2015 года до 71,41 руб. (т.е. в 1,114 раза или на 11,4%) (т.е. 64,10*1,114=71,41);

- с 1 февраля 2016 года до 74,27 руб. - в 1,04 раза или на 4% (т.е. 71,41*1,04=74,27); с 1 февраля 2017 года до 78,28 руб. - в 1,054 раза или на 5,4% (т.е. 74,27*1,054 = 78,28); с 1 апреля 2017 года до 78,58 руб. - в 1,004 раза или на 0,38% (т.е. 78,28*1,004 = 78,58); с 1 января 2018 года до 81,49 руб. - в 1,037 раза или на 3,7% (т.е. 78,58*1,037); с 1 января 2019 года до 87,24 руб. - в 1,0705 раза или на 7,05% (т.е. 81,49*1,0705 = 87,24); соответственно, с указанных дат осуществлены перерасчеты страховых пенсий в связи с их увеличением.

Размер пенсии истца с 29.06.2018 составил 10 762,09 руб., в том числе: фиксированная выплата - 4982,90 руб.; страховая часть - 5779,19 руб. (70,919 ИПК суммарный * 81,49 стоимость одного ПК на 01.01.2018=5779,19); с 01.01.2019 размер пенсии истца составил 11 521,16руб., в том числе - фиксированная выплата - 5334,19 руб.; страховая часть - 6186,97 руб. с учетом индексации 7,05% (70,919 ИПК суммарный * 87,24 стоимость одного ПК на 01.01.2019 = 6186,97).

Судебная коллегия считает данный расчет обоснованным, поскольку он основан на нормативных положениях действующего законодательства, с применением исходных цифровых показателей из пенсионного дела истца, и сделан квалифицированными работниками ответчика, обладающими необходимыми знаниями по начислению страховой пенсии по старости.

Как правильно указал суд первой инстанции, применение к вышеуказанным расчетам коэффициентов индексации, установленных с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г., необоснованно с учетом положений ч.6 ст. 5 Закона № 208-ФЗ.

Расчет доли страховой части и за периоды работы и иной деятельности до 01.01.2002 г. в размере 968,97 руб. обоснован в предыдущих ответах Управления на обращения ФИО1 и соответствует нормам действующего пенсионного законодательства.

Проанализировав фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, судебная коллегия соглашается с

23

выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных документальных данных для включения в страховой стаж истца спорного периода осуществления предпринимательской деятельности.

При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана в решении надлежащая правовая оценка, поэтому они не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы истца, изложенные в суде первой инстанции; правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом.

Довод апелляционной жалобы о том, что представитель ответчика лично и полностью, без участия судьи изготовила и набрала решение суда от 15.07.2020 года, является голословным и ничем не подтвержден.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: