НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 07.04.2017 № 33-1936/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

_____________________________________________________________________________

Дело №33-1936/2017 Председательствующий судья суда первой инстанции – Федоренко Э.Р.

Судья-докладчик суда апелляционной инстанции – Чистякова Т.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 апреля 2017 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Кузнецовой Е.А.,

судей – Белоусовой В.В., Чистяковой Т.И.,

при секретаре – Стрельцовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ионова А.Н. к Министерству здравоохранения Республики Крым о взыскании единовременной компенсационной выплаты, третьи лица Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, по встречному иску Министерства здравоохранения Республики Крым к Ионову А.Н. о расторжении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, третье лицо Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым,

по апелляционной жалобе Ионова А.Н., поданной его представителем Туйсузовым А. З., на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 декабря 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

В июне 2016 года Ионов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым о взыскании единовременной компенсационной выплаты, третьи лица Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым.

Исковые требования мотивированы тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с <адрес> центральной районной больницей Республики Крым в должности <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Министерством здравоохранения Республики Крым в лице министра здравоохранения Республики Крым был заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015году. В соответствии с указанным договором ответчик обязуется перечислить медицинскому работнику за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым и перечисляемых в установленном порядке в бюджет Республики Крым, и средств бюджета Республики Крым единовременную компенсационную выплату в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей в течение <данные изъяты> дней со дня заключения договора на счет, открытый медицинским работником в кредитной организации. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил ему об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Учитывая вышеизложенное, истец просил взыскать с ответчика единовременную компенсационную выплату в размере <данные изъяты> руб., и расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.

Определением от 28.09.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым.

В ноябре 2016года Министерство здравоохранения Республики Крым обратилось со встречным исковым заявлением к Ионову А.Н. о расторжении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Согласно встречному исковому заявлению, при заключении указанного выше договора Ионов А.Н. формально соответствовал условиям предоставления компенсационной выплаты и Министерство ошибочно полагало, что Ионов А.Н. является лицом, прибывшим на работу в сельский населенный пункт. Однако Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отказал Ионову А.Н. в финансировании и возвратил заявку на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС на единовременную компенсационную выплату по тем основаниям, что истец заключил трудовой договор с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым, где работал с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, тем самым вернулся на прежнее место работы, тогда как условием для получения единовременной компенсационной выплаты в 2015 году является прибытие на работу в сельскую местность либо рабочий поселок не ранее 2015 года. ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Республики Крым предложило истцу подписать соглашение о расторжении Договора от ДД.ММ.ГГГГ, однако истец отказался это делать.

В судебном заседании Ионов А.Н. и его представитель Туйсузов А.З., исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Встречные исковые требования не признали, просили в удовлетворении отказать.

Представитель ответчика, исковые требования Ионова А.Н. не признала, просила отказать в их удовлетворении. Встречные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований Ионова А.Н., встречные исковые требования просили удовлетворить.

Представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований Ионова А.Н.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 декабря 2016 года в удовлетворении иска Ионова А.Н. отказано. Встречные исковые требования Министерства здравоохранения Республики Крым - удовлетворены. Расторгнут договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015 году , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Крым и Ионовым А.Н..

Не согласившись с указанным решением, Туйсузов А.З. представитель Ионова А.Н., подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.

Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.

Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Разрешая спор сторон и отказывая в удовлетворении исковых требований Ионова А.Н., суд пришел к выводу, что в случае расторжения трудового договора и его последующего повторного заключения с одним и тем же медицинским учреждением, работник не является прибывшим в 2015 г., и право на получение единовременной компенсационной выплаты у такого медицинского работника не может возникнуть. Суд указал, что иное противоречило бы целям, заложенным при принятии федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из другого населенного пункта и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами условиями проживания.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Ионов А.Н. по окончании <адрес> государственного медицинского университета ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Центральную районную больницу пгт. <адрес> Республики Крым на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Ионовым А.Н. был расторгнут по соглашению сторон, на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Ионов А.Н. принят на должность <данные изъяты> Негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Бугульма» ОАО «Российские железные дороги» временно на время отпуска без сохранения заработной платы иного работника.

ДД.ММ.ГГГГ Ионов А.Н. уволен из Негосударственного учреждения здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Бугульма» ОАО «Российские железные дороги» по истечении срока трудового договора.

ДД.ММ.ГГГГ Ионов А.Н. принят на должность <данные изъяты> в Центральную районную больницу пгт. <адрес> Республики Крым на должность <данные изъяты>.

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно положений части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29ноября2010года N326-ФЗ (в редакции от 01.12.2014 № 418-ФЗ) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 годах осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

Пунктом 3 части 12.2 ст. 51 приведенного ФЗ предусмотрено: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.

В 2014 году на территории Республики Крым Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, компетентным органом не разрабатывался и не утверждался.

Во исполнение Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.06.2015 года № 315 утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, которым определен механизм предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Согласно данному Порядку право на выплату имеют медицинские работники в возрасте до 45 лет, имеющие высшее образование, прибывшие в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, заключившие с Министерством здравоохранения Республики Крым договор на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт в 2015 году. Выплата осуществляется из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника после заключения им трудового договора с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым на выполнение работы в сельском населенном пункте, находящемся в Республике Крым, на неопределенный срок либо на срок не менее 5 лет. Выплата осуществляется за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период и средств бюджета Республики Крым в равных долях. Средства бюджета Федерального фонда направляются бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с заявками, подаваемыми Министерством и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым.

Из вышеизложенных положений следует, что единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение и ее компенсационная природа призвана стимулировать медицинских работников не только на приезд (впервые) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт, но и на переезд на работу в сельские населенные пункты из других населенных пунктов, и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами.

Совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Крым и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым от 15.07.2015 № 777-л/146 создана комиссия по рассмотрению заявлений и документов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населённый пункт в 2015 году.

ДД.ММ.ГГГГ Ионов А.Н. подал в Министерство здравоохранения Республики Крым заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015 году.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявлений и документов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населённый пункт в 2015 году, на котором было принято решение осуществить единовременную компенсационную выплату кандидату Ионову А.Н. (л.д.65-69).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Крым и Ионовым А.Н. был заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015 году (л.д. 11-12).

В соответствии с указанным договором единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику в размере <данные изъяты> руб. в течение <данные изъяты> дней со дня заключения договора (пункт 1 договора). Однако данный договор исполнен не был.

Согласно п.10 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, утвержденному Советом Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями отказа в предоставлении выплаты являются: представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов, неполных и (или) недостоверных сведений, на основании которых определяется право предоставления выплаты; предоставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Порядком для предоставления выплаты, лицом, не имеющим права на предоставление выплаты.

Данный перечень является исчерпывающим, в связи с чем причин для отказа Ионову А.Н. в единовременной выплате у суда не имелось, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.

Доводы ответчика о том, что истец не может быть признан прибывшим в 2015году на работу в сельский населенный пункт, судебная коллегия не принимает, поскольку Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в Республике Крым был разработан впервые в 2015году, при этом, истец был трудоустроен в <адрес> районную больницу Республики Крым также в 2015году, продолжает работать в указанной больнице и с ним в установленном законом порядке компетентным органом был заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015году.

Что касается удовлетворения встречного иска, то судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворения встречных исковых требований также подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.

Пункт 2 статьи 450 и статья 451 Гражданского кодекса предусматривают, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В рассматриваемом случае у Министерства здравоохранения Республики Крым отсутствуют основания для расторжения договора в судебном порядке, т.к. Ионов А.Н. трудовой договор с <адрес> Центральной районной больницей не расторгал и продолжает работать в сельском населенном пункте, компенсационных выплат за время работы не получал.

Таким образом, требования встречного иска о расторжении договора удовлетворению не подлежат, поскольку материалами дела подтвержден факт выполнения Ионовым А.Н. своих обязательств по договору. При этом истцом по встречному иску не доказан факт существенного нарушения условий договора со стороны Ионова А.Н., а следовательно, не доказаны основания для применения положений ст. 450 ГК РФ о расторжении договора в судебном порядке.

При таких обстоятельствах у районного суда не имелось оснований для удовлетворения встречного иска по указанным им мотивам.

Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Ионова А.Н. к Министерству здравоохранения Республики Крым о взыскании единовременной компенсационной выплаты и встречному исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Крым к Ионову А.Н. о расторжении договора, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по данным требованиям нового решения об удовлетворении исковых требований Ионова А.Н. о взыскании единовременной компенсационной выплаты, и отказе в удовлетворении встречного искового заявления.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" № 1 от 21.01.2016 года разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Руководствуясь вышеперечисленными нормами, принимая во внимание объем выполненный представителем работы, участие представителя в судебных заседаниях, учитывая принципы разумности и справедливости, судебная коллегия считает, что в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Также в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.

Иск Ионова А.Н. к Министерству здравоохранения Республики Крым о взыскании единовременной компенсационной выплаты, третьи лица Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым удовлетворить. Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу Ионова А.Н. компенсационную выплату в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> ( <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении встречного искового заявления Министерства здравоохранения Республики Крым к Ионову А.Н. о расторжении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, третье лицо Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, отказать.

Председательствующий – Кузнецова Е.А

Судьи – Белоусова В.В.

Чистякова Т.И.