ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0021-01-2023-001323-32 №2-983/2023 №33-1721/2024 | Председательствующий судья первой инстанции | Иванов М.Г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Бойко З.А., Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре – Андрейченко М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 октября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2023 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 24 марта 2023 года № об отказе в назначении пенсии; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 следующие периоды: уход за двумя детьми до достижения им возраста полутора лет с 07 сентября 1981 года рождения и с 29 января 1984 года рождения; обучение с 01 сентября 1979 года по 23 мая 1983 года; обучение с 31 августа 1984 года по 16 июня 1985 года; обучение с 06 августа 1985 года по 18 июня 1986 года; обучение с 22 июля 1986 года по 22 июня 1987 года; работа с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года; работа с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года; работа с 02 сентября 1987 года по 18 октября 1991 года; работа с 19 октября 1991 года по 30 июня 1992 года; работа с 01 июля 1992 года по 31 октября 1995 года; работа с 10 сентября 1998 года по 25 июля 2001 года; работа с 01 октября 2001 года по 01 июля 2001 года; с 01 августа 2002 года по 31 июля 2005 года; работа с 01 августа 2005 года по 01 июля 2021 года; а также назначить Думновой Е.Ю. страховую пенсию по старости - с 20 марта 2023 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа в назначении пенсии было отказано, ввиду отсутствия необходимого страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом, ответчиком не учтены в страховой/трудовой стаж истца вышеуказанные спорные периоды учебы, работы, и нахождения в отпусках по уходу за ребенком, в связи с наличием нарушений при заполнении документов об образовании, трудовой книжки, а также ввиду не предоставления документов, подтверждающих факт рождения детей.
Такое решение пенсионного органа истец полагает незаконным, в связи с чем обратилась в суд с соответствующим исковым заявлением.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 20 октября 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 24 марта 2023 года № об отказе в назначении ФИО1 пенсии и не включении в ее стаж периодов работы: с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года; с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года; с 02 сентября 1987 года по 31 декабря 1990 года; периодов учебы: с 01 сентября 1979 года по 23 мая 1983 года; с 31 августа 1984 года по 16 июня 1985 года; с 06 августа 1985 года по 18 июня 1986 года; с 22 июля 1986 года по 22 июня 1987 года; периодов ухода за детьми 07 сентября 1981 года рождения и 29 января 1984 года до достижения ими полутора лет; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года; с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года; с 02 сентября 1987 года по 31 декабря 1990 года; периоды учебы: с 01 сентября 1979 года по 23 мая 1983 года; с 31 августа 1984 года по 16 июня 1985 года; с 06 августа 1985 года по 18 июня 1986 года; с 22 июля 1986 года по 22 июня 1987 года; период ухода за ребенком 07 сентября 1981 года рождения до достижения им полутора лет; период ухода за ребенком 29 января 1984 года рождения до достижения им полутора лет и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости - с 21 марта 2023 года; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права, несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
Так, автор жалобы указывает, что в расчет общего страхового стажа не учтены следующие периоды: с 01.09.1979г. по 23.05.1983г., с 31.08.1984г. по 16.06.1985г., с 06.08.1985г. по 18.06.1986г., с 22.07.1986г. по 22.06.1987г. - учеба, поскольку печать не поддается прочтению; с 17.06 1985г. по 05.08 1985г. - работа, поскольку трудовая книжка не содержит сведений о переименования предприятия; с 19.06.1986г. по 21.07.1986г. - работа, ввиду нарушения инструкции по заполнению трудовой книжки, так как отсутствует нумерация периодов работы; с 02.09.1987г. по 18.10.1991г.- работа, так как в трудовой книжке нарушена нумерация периодов работы.
Указано, что период учебы с 01.09.1979г. по 22.06.1987г. в Днепропетровском институте инженеров транспорта пересекается с периодами работы. Также не учтен период переподготовки в учебном центре «Школа Валентины» ООО фирмы «Валентина-Н» дата окончания 03.07.1998г., нет даты начала учебы.
Автор жалобы указывает, что Группой установления пенсий №1 Управления установления пенсий Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым законно и обоснованно принято решение от 24.03.2023 года об отказе в назначении пенсии, поскольку страховой стаж составляет 01 год 03 месяц 07 дней, что менее требуемых 8 лет; ИПК составляет 2,320, что менее требуемых 11,4, ввиду чего основания для назначения пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального Закона № 400-ФЗ отсутствуют.
Кроме того, автор жалобы указывает, что ФИО1 при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости от 20.03.2023 года не представляла документы, подтверждающие факт рождения детей, а также не представлены доказательства дожития детей до возраста полутора лет.
Истцом решение суда в неудовлетворенной части исковых требований не обжаловано.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, указывая на необоснованность доводов таковой.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, а именно почтовым уведомлением о вручении судебной повестки.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав пояснения истца, обозрев оригинал отказного дела ФИО1, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 марта 2023 года ФИО1 обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Группы установления пений № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 24 марта 2023 года №ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости.
При этом, согласно вышеуказанного решения пенсионного органа, последним в страховой стаж истца не были учтены следующие периоды работы и/или иной деятельности: обучение с 01 сентября 1979 года по 23 мая 1983 года; обучение с 31 августа 1984 года по 16 июня 1985 года; обучение с 06 августа 1985 года по 18 июня 1986 года; обучение с 22 июля 1986 года по 22 июня 1987 года, ввиду нечитаемости печати; работа с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года, поскольку в трудовой книжке отсутствуют сведения о переименовании предприятия, требуется подтверждение компетентными органами; работа с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года; работа с 02 сентября 1987 года по 18 октября 1991 года, в связи с отсутствием нумерации периодов работы в трудовой книжки; а также периода ухода за двумя детьми до достижения им возраста полутора лет 07 сентября 1981 года рождения и 29 января 1984 года рождения (л.д. 9-10).
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, копия которого представлена в материалы дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации и документирована паспортом серии №, выданным МВД по Республике Крым 09.02.2023г. (л.д.11).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № от 02.03.2023г., выданного <адрес>, копия которого представлена в материалы дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Республика Крым, <адрес>, на срок с 02.03.2023г. по 28.08.2024г. (л.д. 13).
Согласно сведений трудовой книжки серии БТ-II № от 24 мая 1983 года, заполненной на имя ФИО1, подтверждается осуществление трудовой деятельности истца в следующие периоды: работа с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года – маляром 2 разряда в СУ-6; работа с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года инженером лаборатории сварки в Мостоотряде №12; работа с 02 сентября 1987 года по 18 октября 1991 года инженером в АКМ-5; работа с 19 октября 1991 года по 30 июня 1992 года инженером НПКО «Укрстрой»; работа с 01 июля 1992 года по 31 октября 1995 года инженером в ЧП «Докар»; работа с 10 сентября 1998 года по 25 июля 2001 года ведущий инженером в ОАО «Днепропетроский агрегатный завод»; работа с 01 октября 2001 года по 01 июля 2001 года дизайнером-конструктором ООО «Криця»; с 01 августа 2002 года по 31 июля 2005 года дизайнером в ООО «АртПирамида»; работа с 01 августа 2005 года по 01 июля 2021 года директором в ООО «Публи Студио» (л.д. 14-19).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанности включить в стаж ФИО1 периоды работы: с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года; с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года; с 02 сентября 1987 года по 31 декабря 1990 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности исходя из нижеследующего.
В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях, иную ответственность.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы истца в ее страховой стаж, суд первой инстанции учел вышеприведенные положения действующего законодательства, то, что периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, а потому периоды работы истца, подлежат включению в трудовой/страховой стаж истца, поскольку подтверждены документально.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовая книжка заполнена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных постановлением Госкомтруда ССР от 20 июня 1974 №162, и отсутствуют основания для включения в страховой стаж работы истца спорных периодов судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что само по себе неправильное либо неточное оформление трудовой книжки работодателем не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение, поскольку работник не может нести ответственность за правильность заполнения работодателем выдаваемых документов.
Записи в трудовой книжке истца последовательны, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приёма и увольнения, имеются ссылки на номера приказов, соответствующие печати и подписи должностных лиц.При этом, работник не может нести ответственность за ненадлежащее оформление трудовой книжки как неблагоприятные последствия, связанные с надлежащим заполнением трудовой книжки в виде отказа в назначении страховой пенсии.
Отсутствие в трудовой книжке сведений о переименовании предприятия, а также нумерации периодов работы, то есть записей, которые должны быть внесены ответственным за ведение трудовой книжки лицом и не внесены, не по вине истца, не могут служить основанием для отказа в учете данных периодов работы при назначении страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения периодов работы ФИО1 с 17 июня 1985 года по 05 августа 1985 года; с 19 июня 1986 года по 21 июля 1986 года; с 02 сентября 1987 года по 31 декабря 1990 года, в связи с денонсацией Соглашения СНГ с 01.01.2023г. отклоняются судебной коллегией как необоснованные, ввиду нижеследующего.
Согласно ст.1 Федерального закона от 11.06.2022 N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" с 01.01.2023г. денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13 марта 1992 года, что также разъяснено письме Минтруда России от 19.04.2023 N 19-0/10/В-5851.
С 1 января 2021 г. пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республик Армения, Беларусь, Армения, Кыргызстан, и являющихся их гражданами, осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г. (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 г.), которое основано на территориально-пропорциональном принципе. Участниками Соглашения являются Российская Федерация, Республики Армения, Беларусь, Армения, Кыргызстан.
Согласно переходным положениям статьи 12 Соглашения от 20 декабря 2019 г., за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992г.
При установлении пенсии гражданам, приобретшим пенсионные права на территориях государств-республик бывшего СССР, во всех случаях территориальные органы ПФР проводят работу по подтверждению трудового/страхового стажа и заработка соответствующими компетентными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение на территории государств-республик бывшего СССР.
Как указано выше судебной коллегией, данные о стаже ФИО1 подтверждены сведениями ее трудовой книжки, что является достаточным для подтверждения страхового стажа истца за вышеуказанные спорные периоды.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды учебы ФИО1 с 01 сентября 1979 года по 23 мая 1983 года; с 31 августа 1984 года по 16 июня 1985 года; с 06 августа 1985 года по 18 июня 1986 года; с 22 июля 1986 года по 22 июня 1987 года, в ее страховой стаж, суд первой инстанции с учетом положений п.п. "и" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, пришел к правильному выводу об их обоснованности, ввиду нижеследующего.
Согласно диплома серии ПВ № от 11.07.1987г., копия которого представлена в материалы дела, выданного Днепропетровским инженерно-строительным институтом, ФИО1 01.09.1979г. поступила Днепропетровский институт инженерного транспорта; 22.06.1987г. окончила Днепропетровский инженерно-строительный институт по специальности промышленное и гражданское строительство (л.д. 22).
Указанные сведения согласуются со сведениями, внесенными в трудовую книжку ФИО1
В силу п.п. "и" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Период, указанный в подпункте "и", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, поскольку истица в периоды с 01 сентября 1979 года по 23 мая 1983 года; с 31 августа 1984 года по 16 июня 1985 года; с 06 августа 1985 года по 18 июня 1986 года; с 22 июля 1986 года по 22 июня 1987 года обучалась в Днепропетровском инженерно-строительном институте, а в перерывах осуществляла трудовую деятельность, исходя из положений пп. "и" п. 109 Положения, периоды учебы истца в ВУЗе обоснованно включены судом первой инстанции в общий страховой стаж работы ФИО1
Доводы апелляционной жалобы, что периоды обучения в ВУЗе не подлежат включению в общий страховой стаж работы истицы на основании п.п. «и» п.109 Положения №590, поскольку эти периоды пересекаются с периодами работы ФИО1, отклоняется судебной коллегией как несостоятельные, поскольку в данном случае истца обучалась в ВУЗе, периоды обучения в котором в силу прямого указания в п.п. "и" п. 109 Положения N 590 подлежит включению в общий стаж работы, независимо от того, предшествовали ли такому периоду обучения иные периоды.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в ее стаж для назначения страховой пенсии по старости период ухода за ребенком 07 сентября 1981 года рождения и за ребенком 29 января 1984 года рождения до достижения им полутора лет, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия ввиду нижеследующего.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пункте 29 которых указано, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).
Согласно свидетельству о рождении серии ПI- КИ № от 27.10.1981г., копия которого предоставлена в материалы дела, ДД.ММ.ГГГГ года родилась ФИО2, родителями которой записаны ФИО1 и ФИО3 (л.д. 20).
Согласно свидетельству о рождении серии IV-КИ № от 15.03.1984г., копия которого предоставлена в материалы дела, ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО4, родителями которой записаны ФИО1 и ФИО3 (л.д. 21).
Согласно сведениям ранее указанной трудовой книжки истца и диплома об образовании вышеуказанным периодам ухода за ребенком предшествовали периоды учебы/работы и за ними следовали периоды учебы/работы ФИО1
Доводы апелляционной жалобы, что вышеуказанные спорные периоды ухода за ребенком 1981 и 1984 годов рождения не подлежат включению в страховой стаж истца, поскольку при обращении с заявлением о назначении пенсии ФИО1 в пенсионный орган не были предоставлены документы, подтверждающие факт рождения детей, а также не предоставлены доказательства дожития детей до возраста полутора лет, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду нижеследующего.
Исходя из системного толкования положений действующего пенсионного законодательства следует, что обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Фонд пенсионного и социального обеспечения Российской Федерации, в рамках исполнения которых последний и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к его компетенции.
Следовательно, гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о разъяснении необходимости предоставления недостающих документов в рамках реализации заявления о назначении страховой пенсии по старости, учет которых в расчет страхового стажа влияет на получение пенсии в повышенном размере, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В противном случае, при невыполнении пенсионным органом названной обязанности, возможно нарушение установленного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Из материалов отказного выплатного дела ФИО1, предоставленного по запросу суда апелляционной инстанции, не усматривается предоставление пенсионным органом истцу разъяснений о необходимости предоставления свидетельств о рождении детей, паспортов детей и каких-либо иных документов для учета в страховой стаж истца периодов по уходу за ребенком до полутора лет.
При этом, в бланке заявления о назначении пенсии имеется графа, в которой должны быть указаны сведения о детях (в случае обращения за страховой пенсией по старости), что также свидетельствует о наличии у пенсионного органа обязанности установить соответствующие обстоятельства (периоды, которые подлежат включению в общий стаж).
С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, установленных обстоятельств по делу, судом обоснованно удовлетворены исковые требования ФИО1 в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в ее стаж для назначения страховой пенсии по старости период ухода за ребенком 07 сентября 1981 года рождения за ребенком 29 января 1984 года рождения до достижения ними полутора лет.
Установив отсутствие законных оснований для не включения спорных периодов в страховой стаж истца суд обоснованно признал незаконным решение пенсионного органа об отказе ФИО1 в назначении пенсии и удовлетворил ее исковые требования о возложении обязанности на ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости в ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21.03.2023г. с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции по состоянию на дату обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В 2017 году (год достижения истцом возраста 55 лет, с которого возникает право на назначение страховой пенсии по старости); необходимая продолжительность страхового стажа составляла 8 лет, величина ИПК – 11,4.
Согласно предварительного расчета страхового стажа истца, предоставленного пенсионным органом по запросу суда апелляционной инстанции в материалы дела, с учетом всех спорных периодов, включенных в страховой стаж истца решением суда, и пенсионным органом во внесудебном порядке, продолжительность страхового стажа ФИО1 составит 11 лет 01 месяц 22 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент – 14,872, что является достаточным для назначения истцу страховой пенсии с 21.03.2023г. (даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии).
Поскольку решение суда в неудовлетворенной части исковых требований истцом не обжалуется, апелляционная жалоба ответчика по существу доводов в данной части не содержит, исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ решение суда в данной части не является предметом проверки судебной коллегии.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения в данной части, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 20 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.02.2024.
Председательствующий – Т.С. Готовкина
Судьи – З.А. Бойко
Ю.А. Сафонцева