НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 06.02.2024 № 33-1119/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1119/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Синицына О.В.

(2-4207/2023) УИД 91RS0024-01-2023-003413-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 февраля 2024 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи

Морозко О.Р.

судей

Курской А.Г.,Подлесной И.А.

при секретарях

ФИО8,ФИО9

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Клиентской службе в <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконными действий, понуждении совершить определенные действия, взыскании морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Клиентской службе в <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести законодательно обусловленный перерасчет продолжительности страхового стажа истца с включением периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 2018 г. с учетом уплаты страховых взносов в этот период, положений Федеральных законов №208-ФЗ, №400-ФЗ (№173-ФЗ) и Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения дискриминации ее конституционных прав; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет размера страховой пенсии истца с момента назначения – ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом включения в стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 2018 г. и индексации пенсии за указанный период согласно законодательству; обязать ответчика предоставить истцу полный расчет общей продолжительности страхового (трудового) стажа и размера ее страховой пенсии (с учетом п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ с подтверждением выгодности и выбора варианта расчета согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ); обязать ответчика выплатить истцу недоплаченную сумму пенсии за весь период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; признать незаконными и противоправными действия (бездействие) должностных лиц – руководителя клиентской службы СФР (на правах отдела) в <адрес>ФИО10, заместителя руководителя клиентской службы СФР ФИО11, специалиста ФИО12-А. в вопросе неправомерного исчисления продолжительности трудового (страхового) стажа и размера страховой пенсии истца; определить меры ответственности должностных лиц отделений СФР РФ по РК, клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> – руководителя клиентской службы в <адрес>ФИО10, заместителя клиентской службы СФР ФИО11, специалиста ФИО12-А. за допущенные нарушения; взыскать с ответчиков в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 80 000 рублей.

В обоснование своих требований истец указала, что с октября 2018 года является получателем страховой пенсии по старости, однако из подсчета стажа были исключены периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ввиду не применения к истцу положений Федерального закона №208-ФЗ по причине отсутствия в паспорте отметки о регистрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истцом пенсионному органу было сообщено, что она заключением УФМС по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ признана гражданкой Российской Федерации на основании ч. 1 ст.4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ, о чем ею предоставлялись документы, которые пенсионным органом приняты не были. ДД.ММ.ГГГГ истцом были поданы заявления о перерасчете страховой пенсии с учетом трудового (страхового) стажа за период с ДД.ММ.ГГГГ по 2018 гг. с учетом факта ее постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и об истребовании в ОВМ ОП «Алупкинский» УВД России по <адрес> подтверждения указанных сведений, однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГл истцу отказано в перерасчете страховой пенсии, а заявление об истребовании заключения о факте постоянного проживания истца на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проигнорировано. Истец считает, что не учет в ее трудовой стаж периода с 2002 по 2018 гг. является дискриминацией ее конституционных, гражданских и пенсионных прав, ввиду чего и обратилась в суд с данным иском.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Апеллянт считает решение суда первой инстанции незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, основанным на неправильном определении обстоятельств, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, выводах, не соответствующих обстоятельствам дела.

Доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и сводятся к тому, что судом сделан неправильный вывод о том, что истец не является лицом, постоянно проживавшим на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истцом предоставлены доказательства, подтверждающие данный факт, при этом, судом не разрешено ходатайство истца об истребовании соответствующих доказательств, что в совокупности привело к принятию незаконного решения. Также судом не принято во внимание то, что истцом пенсионному органу при обращении за назначением пенсии также предоставлялись доказательства, как постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, которые сотрудниками пенсионного органа не были приняты. Также автор жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что периоды работы с 2002 г. по 2005 г. и с 2008 г. по 2018 г. учтены пенсионным органом только в стаж для определения права, а уплаченные страховые взносы не учтены, что повлекло снижение размера назначенной пенсии, тогда как именно неправильное определение размера пенсии было предметом спора по делу. Также истцом указано на неполноту протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ввиду неполного отображения ответов истца на поставленные судом вопросы и исследования предоставленных истцом доказательств, на что истцом было указано в замечаниях на указанный протокол судебного заседания. Кроме того, истцом указано на низкое качество произведенной судом аудиозаписи судебного процесса, что, по мнению истца, также является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта.

Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.

Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не уведомили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями и отчетом электронной почты.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав судью-докладчика, пояснения истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не соответствует изложенным требованиям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, документирована паспортом серии 3914 , выданным ДД.ММ.ГГГГ ТП УФМС России по Республике Крым в <адрес> (л.д. 81).

Решением ГУ – Управление ПФР в <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ (л.д. 70).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 на территории Республики Крым зарегистрированной по месту жительства не значилась, не работала, состояла в трудовых отношениях на территории Украины, в связи с чем к ней обоснованно применено международное законодательство при назначении пенсии и не применены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Судебная коллегия считает указанный вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права, а постановленное по делу решение подлежащим отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что трудовая книжка серии БТ-І , заведенная ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 (до вступления в брак Мерцаловой) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержит сведения о периодах трудовой деятельности истца. В частности, ДД.ММ.ГГГГ истец была принята в Институт экономики промышленности НАН Украины на должность и.о. старшего научного сотрудника в отдел экономических проблем НТП в промышленности по контракту, ДД.ММ.ГГГГ избрана по конкурсу на должность старшего научного сотрудника того же отдела, откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением в докторантуру, ДД.ММ.ГГГГ зачислена в докторантуру Института экономики промышленности НАН Украины, откуда отчислена ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием обучения, ДД.ММ.ГГГГ принята старшим научным сотрудником в отдел финансово-экономических проблем использования производственного потенциала Института экономики промышленности НАН Украины, запись об увольнении с указанной должности в трудовой книжке отсутствует.

При установлении пенсии истцу был учтен стаж по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В распоряжение пенсионного органа также поступила справка Государственного учреждения «Институт экономических исследований» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у учреждения заключенного с ФИО1 трудового договора с момента регистрации ДД.ММ.ГГГГ и по дату выдачи справки.

Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ в адрес пенсионного органа поступил ответ Департамента информационных систем и электронных реестров Пенсионного фонда Украины от ДД.ММ.ГГГГ, к которому приложена справка от ДД.ММ.ГГГГ о периодах работы ФИО1, за которые уплачены страховые взносы на государственное пенсионное страхование, в частности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Институте экономики промышленности НАН Украины (л.д. 20, 71).

На основании указанной информации, распоряжением ГУ-Управления ПФР в <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ истцу осуществлен перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, который повлек включение в страховой стаж для определения права на назначение пенсии периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по 31.18.2018.

После назначения пенсии истец неоднократно обращалась к ответчику по вопросу перерасчета размера ее пенсии, на которые был получен ряд ответов.

В частности, ДД.ММ.ГГГГ истцом в пенсионный орган подано заявление о перерасчете размера пенсии и страхового стажа с учетом письма начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, указывает, что ФМС в <адрес> ей была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 36, 127).

ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом предоставлен ответ об отказе в удовлетворении обращения истца на основании ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ, так как периоды предпринимательской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть учтены в расчет пенсии, поскольку периоды ведения предпринимательской деятельности осуществлялись на территории Украины <адрес>. Поскольку истец зарегистрирована в Республике Крым с ДД.ММ.ГГГГ, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ при исчислении ее страхового стажа на нее не распространяются (л.д. 38, 144).

ДД.ММ.ГГГГ истцом в пенсионный орган подано заявление о перерасчете пенсии в связи с подтверждением уплаты страховых взносов справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37, 128).

ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом истцу предоставлен ответ л, из которого усматривается, что в общий трудовой стаж истца для определения права на пенсию включен стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что исчисление страхового стажа с учетом особенностей, предусмотренных Законом №208-ФЗ, возможно только при условии подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Подтверждением указанного факта является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции (л.д. 44, 134).

На заявление истца, поступившее в пенсионный орган из Прокуратуры <адрес>, был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №Щ-4414-1401/6623-21, из которого следует, что периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ не учтены в стаж, так как работа истца протекала на территории Украины, и согласно паспорту гражданина Российской Федерации у нее отсутствует постоянное проживание на территории Республики Крым и <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что после поступления справки от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на государственное пенсионное страхование за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данные периоды учтены в стаж. Сообщено, что для применения норм Закона №208-ФЗ нет законных оснований, так как отсутствует регистрация в паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно разъяснено, что периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ с учетом подтверждения компетентными органами Украины уплаты страховых взносов учтены в страховой стаж истца только для определения права на страховую пенсию и на ее размер не повлияли (л.д. 26-31, 138-143).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа за периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 60 указанных Правил предусмотрено, что записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Из указанных положений следует, что трудовая книжка работника при внесении в нее соответствующих записей в порядке, предусмотренном действующим на момент внесения таких записей законодательством, является достоверным доказательством трудовой деятельности у соответствующего работодателя; в случае внесения в трудовую книжку неправильных и неточных сведений сведения о таких периодах подлежат подтверждению иными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При этом концепция страховой природы пенсионного обеспечения, когда в страховой стаж стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов, введена на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, с даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях".

Пунктом 2 статьи 29 указанного закона, подлежащего применению с ДД.ММ.ГГГГ в части норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, ему не противоречащей, предусмотрено, что к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование.

Из указанных положений следует, что периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию (за исключением лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (часть 3 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях")) учитываются в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов, включение в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ обусловлено уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.

Согласно части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за пенсией).

Согласно пункту 22 Правил обращения за пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за пенсией).

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Внесенные в трудовую книжку истца записи подтверждают периоды работы истца после ДД.ММ.ГГГГ. Относительно отсутствия записи об увольнении истца с должности в части периода работы с ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия отмечает, что ее отсутствие на момент подачи заявления о назначении пенсии – ДД.ММ.ГГГГ – вызвано тем, что указанные трудовые отношения прекращены лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Ответом МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что выдача справок о подтверждении факта постоянного проживания в Республике Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации. Указано, что ДД.ММ.ГГГГ заключением УФМС России по Республике Крым истец признана гражданкой Российской Федерации на основании ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ истец документирована паспортом гражданина Российской Федерации (л.д. 45, 123).

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ/А удостоверено, что заключением УФМС России по Республике Крым /А от ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, признана гражданином Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ истцу Отделом полиции «Алупкинский» УМВД России по <адрес> предоставлен ответ и выписка из заключения от 05.11.2014 (л.д. 56-59, 74, 84-86, 124-125).

Согласно выписке из заключения в ходе проведенной проверки установлен факт постоянного проживания ФИО1 на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и постановлено признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, гражданином Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом -ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от ДД.ММ.ГГГГ Республика Крым принята в Российскую Федерацию. Согласно ст. 6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Частью шестой ст. 11 этого Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.

В целях интеграции Республики Крым в правовое поле и систему пенсионирования Российской Федерации был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ст. 1).

Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а в организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в религиозных организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Части 4, 4.1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ устанавливают, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в религиозных организациях, которые до ДД.ММ.ГГГГ не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по ДД.ММ.ГГГГ включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 5 Федерального закона №208-ФЗ).

Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3279-О "По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П). В судебном порядке может быть установлен и факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в целях назначения ему страховой пенсии по старости, в том числе в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Отказ такому гражданину в возможности судебного установления данного факта означал бы введение необоснованной дифференциации правового положения граждан только лишь по формальному основанию наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 185-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П и др.) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Следовательно, в случае отсутствия у гражданина регистрации по месту жительства, при установлении уполномоченным органом или судом факта его постоянного проживания в определенном жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях назначения гражданину страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" во внимание должны приниматься все имеющие значение обстоятельства, в том числе связанные с основанием его вселения в соответствующее жилое помещение (в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения или на ином законодательно предусмотренном основании), а также с фактическим проживанием гражданина в указанном жилом помещении, отвечающим признакам постоянного проживания.

При этом факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам представителя пенсионного органа, установление факта постоянного проживания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя не ограничивается наличием соответствующего решения суда, а указывает, что данный факт устанавливается в совокупности с иными доказательствами. Поскольку истцу факт постоянного проживания на территории Республики Крым подтвержден заключением и справкой уполномоченного органа по вопросам миграции, на основании которого был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, данного факта достаточно и для применения к истцу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ. Повторное установление такого факта судом не требуется.

Не применение к истцу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ по причине отсутствия регистрации на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при назначении ей пенсии является неправомерным, в связи с чем с выводом суда первой инстанции в данной части согласиться нельзя.

Следовательно, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевшие место на территории Украины, подлежали включению в стаж истца при установлении пенсии с применением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ как к их исчислению, так и к исчислению страховой части пенсии, в связи с чем требования истца в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом указанных положений, а также принимая во внимание, что пенсионный орган располагал сведениями о порядке получения истцом гражданства Российской Федерации, и при принятии решения о назначении истцу пенсии обладал полномочиями по истребованию сведений о порядке получения ею гражданства, чего не сделал, и принял решение без оценки полноты документов, судебная коллегия полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по перерасчету размера пенсии истца с даты назначения ей пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, основания для включения в страховой стаж периода обучения истца в докторантуре отсутствуют, исходя из следующего.

Согласно трудовой книжке серии БТ-II , заведенной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 (Мерцаловой) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ истец зачислена в докторантуру Института экономики промышленности НАН Украины, ДД.ММ.ГГГГ отчислена из докторантуры в связи с окончанием срока обучения (л.д. 32-35).

Вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) квалификация), регулируются статьей 107 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

В соответствии с частями 2 и 3 Федерального закона в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1694-р).

Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины заключено Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ и прекратило свое действие ДД.ММ.ГГГГ).

Статьей 11 указанного Соглашения аттестаты профессора, выдаваемые в Российской Федерации и Украине, признаются эквивалентными в обоих государствах (пункт 1).

Предварительным условием применения пункта 1 настоящей статьи в отношении владельца аттестата профессора является установление эквивалентности его диплома государственного образца кандидата или доктора наук, проводимое компетентным органом принимающей Стороны (пункт 2 статьи 11).

Настоящее Соглашение распространяется на документы государственного образца об образовании и ученых званиях, выдаваемые на территории государств Сторон, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из Сторон, расположенными на территории других государств (статья 13).

В случае прекращения действия настоящего Соглашения его положения будут применяться к предусмотренным Соглашением документам, выданным до прекращения его действия, к обучающимся и соискателям ученых званий, которые прибыли в Российскую Федерацию или Украину до прекращения действия Соглашения. Полученные ими документы будут признаваться эквивалентными в соответствии с положениями настоящего Соглашения (часть 2 статьи 17).

Таким образом, вопреки доводам истца, период обучения в докторантуре подлежит подтверждению дипломом государственного образца.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно части первой статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Статьей 12 Закона N 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, предусмотренными статьей 11 Закона. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Периоды обучения им не предусмотрены.

Кроме того, период обучения не относится к периодам трудовой и иной деятельности, за который начислялись или уплачивались страховые взносы, в связи с чем указанный период, имевший место на территории Украины, не подлежит включению в страховой стаж истца, в том числе с применением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о включении в стаж с даты установления пенсии периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.

Поскольку указанный период трудовой деятельности истца имел место на территории Украины и не охватывается положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ, а назначение пенсии имело место до ДД.ММ.ГГГГ, то к спорным правоотношениям также следует применять положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова (денонсировано Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ и прекратило свое действие с ДД.ММ.ГГГГ), которым установлено, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (статья 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16).

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГр "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до ДД.ММ.ГГГГ, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, период работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал включению в подсчет стажа истца для определения права на назначение пенсии только при условии подтверждения компетентным органом Украины факта уплаты за этот период страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Украины.

При этом, включение такого стажа осуществляется лишь в стаж для определения права и не влечет изменение страховой части пенсии, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ страховая часть пенсии формируется исходя из размера страховых взносов, оплаченных на территории Российской Федерации.

Таким образом, действия пенсионного органа в части не включения указанного периода работы в подсчет страхового стажа истца основано на законе, а последующее его включение после поступления соответствующего подтверждения из компетентного органа Украины не имеет для истца правового последствия в виде изменения размера пенсии, в связи с чем право истца в данной части не нарушено, а основания для удовлетворения иска в данной части отсутствуют.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о понуждении ответчика предоставить истцу полный расчет общей продолжительности страхового (трудового) стажа и размера ее страховой пенсии (с учетом п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ с подтверждением выгодности и выбора варианта расчета согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ); признании незаконными и противоправными действий (бездействия) должностных лиц – руководителя клиентской службы СФР (на правах отдела) в <адрес>ФИО10, заместителя руководителя клиентской службы СФР ФИО11, специалиста ФИО12-А. в вопросе неправомерного исчисления продолжительности трудового (страхового) стажа и размера страховой пенсии истца; определить меры ответственности должностных лиц отделений СФР РФ по РК, клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> – руководителя клиентской службы в <адрес>ФИО10, заместителя клиентской службы СФР ФИО11, специалиста ФИО12-А. за допущенные нарушения, поскольку по своей правовой природе требования истца направлены на получение пенсии в размере, положенном в силу действующего правового регулирования, в связи с чем включение в стаж необоснованно исключенных периодов и перерасчет размера пенсии с их учетом является достаточной восстановительной мерой по отношению к нарушенному праву истца. При этом, судебная коллегия отмечает, что вопросы привлечения к ответственности тех или иных сотрудников, допустивших нарушения при выполнении ими возложенных на них трудовых обязанностей находится в исключительной компетенции работодателя.

Относительно требований истца о взыскании морального вреда судебная коллегия полагает необходимым отказать в их удовлетворении.

Положения пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина с учетом положений статей 7, 39 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего на момент обращения истца с настоящим иском в суд, положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение пенсионных прав.

Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Исходя из этого, оснований для удовлетворения иска в части взыскания морального вреда не имеется.

В свою очередь, довод апелляционной жалобы о неполноте протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ввиду неполного отображения ответов истца на поставленные судом вопросы и исследования предоставленных истцом доказательств, на что истцом было указано в замечаниях на указанный протокол судебного заседания, а также низкое качество произведенной судом аудиозаписи судебного процесса, что, по мнению истца, также является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта, - данные доводы основаны на неправильном понимании норм процессуального права и не являются основанием для отмены судебного решения, поскольку в силу п. 6 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания. При этом, протокол судебного заседания в материалах дела имеется, он подписан полномочным составом суда, а вопросы неполноты содержащихся в нем сведений разрешаются в ином процессуальном порядке – в порядке подачи замечаний на протокол судебного заседания в установленном порядке и в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (295011, Республика Крым, <адрес>, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) включить в общий страховой стаж ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: Республика Крым, <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес><адрес>, код подразделения ) периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности старшего научного сотрудника отдела экономических проблем НТП в промышленности Института экономики промышленности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в должности старшего научного сотрудника отдела финансово-экономических проблем использования производственного потенциала Института экономики промышленности и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом указанных периодов стажа с применениям положений Федерального закона от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

О.Р. Морозко

Судьи

А.Г. КурскаяИ.А. Подлесная