НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 05.12.2018 № 33-10178/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 декабря 2018 г. по делу № 33-10178/2018

Судья в 1-й инстанции А.И. Галимов

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

И.А. Харченко

судей

И.И. Мотиной

И.А. Подлесной

при секретаре судебного заседания

А.Л. Чирко

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А.Харченко гражданское дело по исковому заявлению Хрепоченко Светланы Денисовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – управления Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены, -

у с т а н о в и л а:

18 июля 2018 года Хрепоченко Светлана Денисовна обратилась в суд к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости.

Заявленные требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 12 октября 2017 года № 573563/17 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях № 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа, указав, что по представленным документам общий страховой стаж составил – 29 лет 03 месяца 14 дней, из них на льготных условиях педагогический стаж отсутствует, в связи с чем, право на досрочную пенсию не наступило. С данным решением истец не согласна, ссылается на то, что ответчик необоснованно не включил в специальный трудовой стаж период работы:

с 22 августа 1988 г. по 03 сентября 1989 г. (1 год 13 дней);

с 29 августа 1989 года по 14 февраля 1995 года (5 лет 5 месяцев 17 дней);

с 13 июня 1995 года по 24 июля 1995 года, с 25 июля 1995 года по 05 сентября 1995 года, с 11 сентября 1995 года по 21 октября 1995 года (4 месяцев 5 дней);

с 06 мая 1998 года по 31 октября 2000 года (2 года 5 месяцев 26 дней);

с 01 ноября 2000 года по 31 декабря 2014 года (14 лет 2 месяца);

с 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года (2 года 8 месяцев 15 дней), без учета отпуска без содержания 4 месяца 5 дней, а всего 25 лет 10 месяцев 3 дня.

В связи с чем, истец просит признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) 12 октября 2017 года № 573563/17 незаконным, включить в специальный стаж выше обозначенные периоды работы. Истец считает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19. п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тем, что при исчислении специального педагогического стажа ответчиком не засчитан в льготный стаж в должности воспитателя период работы в детском саду «Ласточка», поскольку в справке № 05-12/251 от 11 августа 2017 года отсутствуют сведения, что детский сад «Ласточка» являлся подразделением завода КПО «Титан» и был зарегистрирован в соответствующих районных отделах образования. Также ответчиком не засчитан период работы с 29 августа 1989 года по 31 октября 2000 года, так как согласно справке не установлен точный период работы в должности воспитателя, имеются сведения о переводе помощником воспитателя. Истец считает, что период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком как до полутора, так и до трёх лет подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с тем, что при исчислении специального педагогического стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком применяется Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05 ноября 1991 года 1788-ХII и КЗоТ Украины, согласно которого данный период засчитывается в льготный стаж. Неправомерно не засчитан период работы в должности воспитателя в МБДУ «Теремок» поскольку согласно Устава данное учреждение осуществляет деятельность по предоставлению дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, которое в соответствии со Списком, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 подлежит включение в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года исковые требования Хрепоченко Светланы Денисовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности засчитать в страховой стаж определенные периоды работы, назначить досрочную пенсию по старости – удовлетворены.

Признано решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) № 573563/17 от 12 октября 2017 года об отказе в назначении Хрепоченко Светлане Денисовне досрочной страховой пенсии по старости незаконным.

Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Хрепоченко Светлане Денисовне, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, период её работы с 22 августа 1988 года по 03 сентября 1989 год в должности воспитателя в детском саду «Ласточка» Крымского производственного объединения «Титан» имени 50-летия СССР в стаж работы, который дает право на досрочное назначение пенсии.

Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Хрепоченко Светлане Денисовне, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, период её работы с 29 августа 1989 года по 07 сентября 1990 года, с 30 декабря 1991 года по 13 февраля 1995 года, с 13 июня 1995 года по 24 июля 1995 года, с 25 июля 1995 года по 05 сентября 1995 года, с 11 сентября 1995 года по 21 октября 1995 года, с 06 мая 1998 года по 24 августа 1998 года в должности воспитателя детского сада отделения № 1 в совхозе «50 лет Октября», Коллективном сельскохозяйственном предприятии (КСП) «50 лет Октября», СПК «Надия» в стаж работы, который даёт право на досрочное назначение пенсии.

Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж Хрепоченко Светлане Денисовне, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, трехлетнего возраста с 08 сентября 1990 года по 29 декабря 1991 года, с 25 августа 1998 года по 29 июня 2001 года в стаж работы, который дает право на досрочное назначение пенсии.

Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Хрепоченко Светлане Денисовне, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, период её работы с 30 июня 2001 года по 30 декабря 2014 года, в том числе: период её работы с 12 января 2009 года по 30 сентября 2009 года в должности воспитателя в детском саду «Солнышко» Почетненского сельского совета, в дошкольном учебном учреждении (ДУУ) «Солнышко», в дошкольном учебном заведении (ДУЗ) «Солнышко», периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках с 09 сентября 2002 года по 21 сентября 2002 года; с 29 января 2007 года по 10 февраля 2007 года; с 14 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года; с 14 мая 2012 года по 25 мая 2011 года в стаж работы, который дает право на досрочное назначение пенсии.

Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в страховой стаж работы Хрепоченко Светлане Денисовне, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, период ее работы с 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года (без учета отпуска без сохранения заработной платы 4 месяца 5 дней) в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Теремок» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым» в стаж работы, который дает право на досрочное назначение пенсии.

Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) назначить Хрепоченко Светлане Денисовне, досрочно страховую пенсию по старости с 14 сентября 2017 года.

С таким решением не согласился ответчик Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) и 09 октября 2018 года подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить Решение Красноперекопского районного суда РК от 12.09.2018 года по делу № 2-659/2018 полностью и принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях истцу отказать в полном объёме. Основные доводы жалобы аналогичны возражениям ответчика в суде первой инстанции и заключаются в том, что период работы с 22 августа 1988 года по 03 сентября 1989 года включить в специальный стаж не представляется возможным, поскольку в справке № 05-12/251 от 11 августа 2017 года отсутствуют сведения о том, что детский сад «Ласточка» являлся подразделением завода Крымского производственного объединения «Титан» и был зарегистрирован в районном отделе образования согласно Временному положению о дошкольном детском учреждении – яслях-саде, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 № 327. Также не подлежат включению в специальный стаж периоды работы с 29 августа 1989 года по 31 октября 2000 года, так как согласно справки № 05.01-23/20164 от 10 августа 2017 года не установлен точный период работы в должности воспитателя и имеются сведения о переводах на должность помощника воспитателя. Период работы с 01 ноября 2000 года по 30 декабря 2014 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку справка от 01 сентября 2017 года № 49 не соответствует записям в трудовой книжке. Кроме того, не подлежит включению в льготный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. С 06 августа 2001 года детский сад «Солнышко» переименован в ДУУ «Солнышко», которое не поименовано Постановлением № 781 от 29 октября 2002 года. Период работы с 12 января 2009 года по 30 сентября 2009 года в виду работы в должности воспитателя на 0,5 ставки. Включение периода работы истицы с 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года (день обращения с заявлением о назначении пенсии) невозможно и ответчик также против этого возражает, так как наименование МБДУ «Теремок» также не предусмотрено в перечне учреждений согласно Постановления № 781 от 29 октября 2002 года. По мнению ответчика на момент подачи заявления страховой стаж составил 29 лет 3 месяца 14 дней, из которых специальный стаж отсутствует.

На апелляционную жалобу от представителя истца Хрепоченко С.Д. - Бойко Н.А. поступили письменные возражения, в которых она просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Хрепоченко С.Д. - Бойко Н.А. также просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Сама истец Хрепоченко С.Д. о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, что подтверждено материалами дела, однако в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела через уполномоченного представителя.

От представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) через канцелярию суда поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из закрепленных в статьях 7, 37, 39 Конституции Российской Федерации принципов и гарантий социальной защиты, указав, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с подпунктом «м» пункта1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии с п.3 Постановления № 665 от 16.07.2014 года исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, работа в должностях указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: - на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 год в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (п. 60).

В соответствии с п. 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Туман) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» указано, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление № 8-П от 24 мая 2001 года и Определение № 320-0 от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (п. 3.3).

Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Хрепоченко (до заключения брака – Балецкая) Светлана Денисовна, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, с 22 августа 1988 года по 03 сентября 1989 год работала в должности воспитателя в детском саду «Ласточка» Крымского производственного объединения «Титан» имени 50-летия СССР. Также с 29 августа 1989 года по 13 февраля 1995 года Хрепоченко С.Д. работала в должности воспитателя в детском саду отделения № 1 совхоза «50 лет Октября». С 14 февраля 1995 года по 05 мая 1998 года Хрепоченко С.Д. работала помощником воспитателя в детском саду отделения № 1 совхоза «50 лет Октября» (04 марта 1997 года реорганизован в Коллективное сельскохозяйственное предприятие (КСП) «50 лет Октября» (лист дела 98)), при этом согласно выписке из приказов в период с 13 июня 1995 года по 24 июля 1995 года, с 25 июля 1995 года по 05 сентября 1995 года, с 11 сентября 1995 года по 21 октября 1995 года подменяла на период отпусков воспитателей детского сада, фактически выполняла обязанности воспитателя, что ответчиком не оспорено, доказательств обратного суду не представлено (лист дела 106). С 06 мая 1998 года по 31 октября 2000 года Хрепоченко С.Д. работала в должности воспитателя в детском саду отделения № 1 совхоза «50 лет Октября» (28 марта 2000 года реорганизовано в СПК «Надия»). С 01 ноября 2000 года по 30 декабря 2014 года работала в детском саду «Солнышко» Почетненского сельского совета (06 августа 2001 года реорганизован в дошкольное учебное учреждение «Солнышко», 24 марта 2010 года реорганизован в дошкольное учебное заведение «Солнышко»). С 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года (дата обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии) Хрепоченко С.Д. работала в должности воспитателя в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Теремок» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым. Кроме того, в период с 08 сентября 1990 года по 29 декабря 1991 года истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, с 25 августа 1998 года по 31 октября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 29 июня 2001 года – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, что подтверждается архивной справкой (листы дела 21-22, 25-29), выписками из приказа (листы дела 34-40).

Сведения о работе истца подтверждаются записями в трудовой книжке БТ-П № 4430215 от 01 сентября 1987 года (листы дела 17-20, 77-83), архивной справкой о работе в детском саду «Ласточка» КПО «Титан» имени 50-летия СССР от 11 августа 2017 года № 05-12/251 (лист дела 23), архивной справкой о реорганизации КПО «Титан» им 50-летия СССР от 30 июля 2012 года № 02-02-13-296 (лист дела 33), выпиской из исторической справки в детском саду «Ласточка» от 12 июля 2018 года № 1 19 (лист дела 110-111), архивной справкой о периодах работы в совхозе «50 лет Октября», СПК «Надия» от 10 августа 2017 года № 05-01-23/1064 (листы дела 21-22, 131-132), личной карточкой (листы дела 48-49, 133-134), справкой с места работы в детском саду «Солнышко» от 01 сентября 2017 года (лист дела 31), архивной справкой, уточняющей особый характер работы в детском саду «Солнышко» и реорганизации учреждения от 21 июня 2018 года № 04 (листы дела 25-29), архивной справкой о переименовании детского сада «Солнышко» от 27 августа 2018 года № 10 (лист дела 125), справкой о работе в МБДУ «Теремок» от 13 сентября 2017 года № 02/с (лист дела 24), справкой, уточняющей особый характер работы в МБДУ «Теремок» от 05 июля 2018 года № 48 (лист дела 30), справками (архивными справками) о заработной плате (листы дела 41-47), выписками из приказов о возложении исполнение обязанностей воспитателя (листы дела 106), архивными справками, приказами, распоряжением (листы дела 21-22, 25-29, 122-124, 126).

14 сентября 2017 года Хрепоченко С.Д. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 12 октября 2017 года № 573563/17 Хрепоченко С.Д. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа (листы дела 50, 77).

Разрешая вопрос о включении в стаж для досрочного назначения пенсии спорного периода работы истицы с 22 августа 1988 года по 03 сентября 1989 года в должности воспитателя в детском саду «Ласточка» Крымского производственного объединения «Титан» имени 50-летия СССР, с 29 августа 1989 года по 07 сентября 1990 года (до периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 сентября 1990 года по 29 декабря 1991 года), с 30 декабря 1991 года по 13 февраля 1995 года, с 13 июня 1995 года по 24 июля 1995 года, с 25 июля 1995 года по 05 сентября 1995 года, с 11 сентября 1995 года по 21 октября 1995 года, с 06 мая 1998 года по 24 августа 1998 года в должности воспитателя детского сада отделения № 1 в совхозе «50 лет Октября», Коллективном сельскохозяйственном предприятии (КСП) «50 лет Октября». СПК «Надия», с 30 июня 2001 года по 30 декабря 2014 года в должности воспитателя в детском саду «Солнышко» Почетненского сельского совета, в дошкольном учебном учреждении (ДУУ) «Солнышко», в дошкольном учебном заведении (ДУЗ) «Солнышко», с 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года (без учета отпуска без сохранения заработной платы 4 месяца 5 дней) в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Теремок» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым суд первой инстанции исходил из следующего.

Частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ от 05.05.2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых...» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научнопедагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Спорные периоды работы истца имели место, когда на территории Республики Крым действовало пенсионное законодательство Украины, а именно постановление Кабинета Министров Украины № 909 «О Перечне заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет», Закон Украины «О пенсионном обеспечении».

Так, в соответствии с Законом Украины «О дошкольном образовании», в систему дошкольного образования входят, в частности, дошкольные учебные (воспитательные) заведения, независимо от подчинения, типов и форм собственности.

Дошкольное учебное заведение определяется, как учреждение образования детей от 2-х месяцев до 6-ти (семи) лет, которое осуществляет присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей; обеспечивает реализацию права ребенка на получение дошкольного образования, его физическое, умственное и духовное развитие, социальную адаптацию. К типам дошкольных учебных учреждений относятся, в частности, детские ясли, детские ясли-сады, детский садик, ясли-садик комбинированного типа.

Положением о дошкольном воспитательном заведении Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01 сентября 1993 года № 688, предусматривалось, что дошкольное учебное заведение является учреждением образования и общественного воспитания детей от двух месяцев до семи лет, которое осуществляет задачи по удовлетворению потребностей в уходе, оздоровлении, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

К дошкольным учреждениям относятся: детские ясли, детские сады, детские ясли-сады с кратковременным, дневным, круглосуточным и круглогодичным пребыванием детей.

В случае необходимости могут создаваться следующие типы (группы) дошкольных воспитательных заведений: общего развития, компенсирующие, комбинированные, семейные, прогулочные и другие. Все типы дошкольных воспитательных заведений обеспечивают уход, развитие, воспитание и обучение детей.

Аналогичные указания содержались в Положении о дошкольном воспитательном заведении Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12 марта 2003 года № 305.

В соответствии со статьей 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. № 1788-ХII, действовавшего в период занятия истцом должности воспитателя, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункту «е» статьи 55.

В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической работы.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993 года «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, согласно которого работа в должности воспитателя дошкольных учебных заведений всех типов дает право на выслугу лет (п. 1).

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 г. Москва «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждении для детей, независимо от их возраста, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а также Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее правила).

В стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела «Наименования учреждений» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименования учреждений» списка.

В п.1.8 Списка раздел «Наименование учреждения», в числе дошкольных образовательных учреждений указаны: детские сады всех наименований (ясли-сад, детские ясли), детские ясли, в п.1 Списка, раздел «Наименование должностей», указан воспитатель.

Таким образом, суд верно указал, что работа в должности воспитателя, помощника воспитателя, работа в должности воспитателя на 0,5 ставки, которую истец занимал в периоды с 22 августа 1988 года по 03 сентября 1989 года, с 29 августа 1989 года по 07 сентября 1990 года (до периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 сентября 1990 года по 29 декабря 1991 года), с 30 декабря 1991 года по 13 февраля 1995 года, с 13 июня 1995 года по 24 июля 1995 года, с 25 июля 1995 года по 05 сентября 1995 года, с 11 сентября 1995 года по 21 октября 1995 года, с 06 мая 1998 года по 24 августа 1998 года, с 30 июня 2001 года по 30 декабря 2014 года, с 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года (без учета отпуска без сохранения заработной платы 4 месяца 5 дней), являлась должностью, дающей право на досрочное назначение пенсии, была предусмотрена в качестве такой должности, ввиду чего стаж работы в указанной должности подлежит включению в состав специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях». Более того, в периоды работы в должности помощника воспитателя с 13.06.1995 года по 24.07.1995 года, с 25.07.1995 года по 05.09.1995 года, с 11.09.1995 по 21.10.1995 года (всего 4 месяца 5 дней) истица фактически выполняла работу воспитателя, поскольку исполнение данных обязанностей было возложено на истца, что подтверждается представленными выписками из приказов (лист дела 106), со стороны ответчика данные доказательства, в нарушении статьи 56 ГПК РФ не опровергнуты.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж период нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 сентября 1990 года по 29 декабря 1991 года, по уходу за ребенком до 3-летнего возраста с 25 августа 1998 года по 29 июня 2001 года суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Указом президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста одного года, а также дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж рабы по специальности.

В силу пункта 103 Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» ст. 167 КЗоТ РФ изложена в редакции, предусматривающей, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В пункте 21 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, указано, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

При вынесения решения суд учитывает вышеприведенные положения, однако, суд считает, что в данном гражданском деле вышеуказанные правовые нормы и разъяснения не применимыми по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального конституционный закон от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Как следует из п. 1,2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208- ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

В соответствии со статьей 2 п. 4 Федерального закона от 22.12.2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», особенности реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному

Государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 1 января 2015 года за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

С учетом особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений суд считает, что применение законодательства Украины, действовавшего в период указанного отпуска, не противоречит законодательству Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 181 КЗоТ Украины в редакции, действовавшей в период предоставления истице отпуска по уходу за ребенком, - отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части 3 и 6 статьи 179 настоящего Кодекса) засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

На основании изложенного, суд установил, что в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом факт нахождения Хрепоченко С.Д. в отпуске по уходу за ребенком подтверждается выписками из приказов (листы дела 103, 122-124), архивными справками (листы дела 21-22, 25-29, 31, 126). Ответчиком данный факт не оспаривался.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что требования истицы о включении в специальный педагогический стаж обозначенных периодов отпуска по уходу за ребенком также подлежат удовлетворению.

В данном контексте коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции, что доводы ответчика о том, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении, так как истец не была занята педагогической деятельностью, основаны на неправильном толковании норм материального права.

В отношении требований о включении в стаж дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, периодов трудовой деятельности истца в детском саде «Солнышко» Почетненского сельского совета, в дошкольном учебном учреждении (ДУУ) «Солнышко», в дошкольном учебном заведении (ДУЗ) «Солнышко» в периоды с 09 сентября 2002 года по 21 сентября 2002 года; с 29 января 2007 года по 10 февраля 2007 года; с 14 ноября 2011 года по 18 ноября 2011 года; с 14 мая 2012 года по 25 мая 2012 года истица находилась в командировках, курсах повышения квалификации, суд исходил из следующего.

В силу пункта 4 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичные положения содержались в статье 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и проводятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии с п. д ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. №1788-ХІІ обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.

Доводы ответчика о невозможности включения в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости периодов нахождения истицы в командировках и нахождения на курсах повышения квалификации, обоснованно отклонены судом, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Разрешая вопрос о включении в стаж для досрочного назначения пенсии спорного периода работы истца с 31 декабря 2014 года по 14 сентября 2017 года в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Теремок» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым (без учета отпуска без содержания) суд исходил из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждают работу истцы в должности воспитателя, и занятие ею общеобразовательной деятельностью с детьми.

Так, согласно Устава МБДОУ «Теремок» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым является правопреемником Дошкольного учебного заведения (ясли-сад) «Солнышко» Почетненского сельского совета Красноперекопского района Автономной Республики Крым (листы дела 52-58).

Из Устава МБОУ «Теремок» следует, что основными видами деятельности Учреждения являются организация предоставления дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение гарантированного права на образование... (п. 2.3 Устава).

Судом сделан верный вывод о том, что указанная выше организация МБОУ «Теремок» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым, как следует из материалов дела, является образовательным учреждением и соответственно, выполняет те же функции, что и дошкольные организации. Следовательно, отсутствие в Списке такого учреждения не может служить основанием для отказа во включение в выслугу лет указанных периодов. Пенсия назначается в связи с конкретной работой педагога, воспитателя, а не в зависимости от правового статуса учреждения.

Поскольку специальный стаж истца подтверждается сведениями в трудовой книжке, данный трудовой стаж должен быть учтен для назначения досрочной страховой пенсии по старости в порядке п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Доводы ответчика о невозможности включения данных периодов работы в льготный стаж по причине того, что у истицы отсутствуют сведения о работе в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, учреждение ДУУ, МБДУ не поименовано Списком, дающей право на назначение пенсии суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ч.ч.1,2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, учитывая, что по состоянию на 14 сентября 2017 года, с учетом спорных периодов работы, педагогический стаж истицы составляет более 25 лет, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу том м, что истица имеет право на назначение досрочной пенсии на льготных условиях по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с 14 сентября 2017 года, то есть с даты обращения заявителя с заявлением о назначении досрочной пенсии, следовательно, заявленные требования Хрепоченко С.Д. являются законными и подлежащими удовлетворению.

Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшихся судебных постановлений.

Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -

о п р е д е л и л а:

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – управления Пенсионного фонда РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий судья

И.А. Харченко И.И. Мотина

Судьи

И.А. Подлесная