НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 05.11.2020 № 2-191/20

Судья Халдеева Е.В. дело №33-7054/2020

УИД 91RS0010-01-2020-000065-73 дело №2-191/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 ноября 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Притуленко Е.В. и Чистяковой Т.И.

при секретаре Лола Е.П.

по докладу судьи Шестаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 июня 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третьи лица ФИО2, ФИО3, о перерасчете сумм за содержание общего имущества, отмене начислений за капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛА:

Уточнив исковые требования, ФИО1 обратилась с иском к Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «ЖЭО», Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», третьи лица ФИО2, ФИО3, о перерасчете сумм за содержание общего имущества, отмене начислений за капитальный ремонт.

Исковые требования мотивированы тем, что истица как сособственник <адрес> Республики Крым, должна нести расходы на содержание общего имущества, однако не согласна с расчетом данных расходов; считает, что расходы по содержанию общего имущества и взнос на капитальный ремонт должны начисляться в долях от общего имущества, а не по Методике 1999 года; платежи за капитальный ремонт, вывоз мусора и ремонт подъездов взыскиваются дважды по плановым суммам без учета фактически понесенных расходов.

По мнению истицы, плата за содержание имущества подлежит перерасчету в соответствии со ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации за все время с момента приватизации, незаконное начисление за капитальный ремонт подлежит отмене с взысканием с ответчика за все годы с момента приватизации незаконно начисленных сумм.

2

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе и в дополнительной апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции; просит обязать ответчика МУП «ЖЭО» и оператора капремонта применять при начислении платежей на общее имущество и взносов на капитальный ремонт исчисление квадратных метров жилья собственников только для определения долей в общем имуществе согласно нормам жилищного законодательства; взыскать с МУП «ЖЭО» переплату в размере 28 144,33 руб., моральный и материальный вред в размере 50 000 руб.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу МУП «ЖЭО» указал на то, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны.

В заседание суда апелляционной инстанции явились истица и представители ответчика МУП «ЖЭО»; иные участники по делу не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще; истица подтвердила, что третьи лица – ее сыновья осведомлены о времени месте судебного заседания; третьи лица просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.

Истица поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представители ответчика МУП «ЖЭО» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Явившиеся в судебное заседание участники по делу дало пояснения, аналогичные устным и письменным пояснениям в суде первой инстанции.

Заслушав истицу и представителей ответчика МУП «ЖЭО», изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

3

В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес> Республики Крым; жилой дом, в котором расположена вышеуказанная квартира, является многоквартирным.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет МУП «ЖЭО», ответчик по настоящему делу.

На основании постановления главы администрации города Красноперекопска от 24.07.2015 года в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04..2015г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» с 01.08.2015 года размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме составляет 10.64 руб./м2 в месяц с НДС.

Приказами МУП «ЖЭО» от 19.01.2018 года, от 29.12.2018 года и от 25.06.2019 года вышеуказанный тариф проиндексирован и составляет на 01.02.2020 года 11.55 руб. за 1м2 общей площади помещения в многоквартирном доме. Размер платы за содержание общего имущества устанавливается одинаковым для всех собственников помещений в многоквартирном доме (жилых и нежилых, приватизированных и не приватизированных).

Приказом МУП «ЖЭО» от 03.02.2020г. вышеуказанный тариф проиндексирован и составляет с 01.03.2020г. 12,01руб. за 1м2 общей площади помещения в многоквартирном доме за полный перечень услуг.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года №753 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы.

4

Согласно данной Региональной программе капитального ремонта общего имущества для собственников помещений в многоквартирных домах Республики Крым, включенных в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с сентября 2016 года.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как предусмотрено ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с ч.1 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего

5

имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на по имущество путем внесении платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Как предусмотрено ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В силу ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно п.п.1,2 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно п.1.8 действующей Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 №9, объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности жилищно - коммунального хозяйства, а калькуляционной единицей - соответствующие измерители: жилищное хозяйство - кв. м обшей площади жилья.

Согласно ст. 15 ч. 5 ЖК РФ общая плошать жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий.?

В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

6

Как предусмотрено ч.1 ст.169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 2 ст. 11.1 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года № 48 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики» уплата взносов на капитальный ремонт осуществляется собственниками в многоквартирных домах ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за расчетным периодом, за который производится оплата.

Согласно правовой позиции в п. 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей - и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ).

Обязанность ежемесячно уплачивать взносы на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (части 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ).

В соответствии с Постановлениями Совета министров Республики Крым от 23 ноября 2015 года №737, от 20 октября 2016 года № 508 и от 8 ноября 2017 года № 584 минимальный размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым, в 2016-2019г.г. установлен в размере 6,16 рублей за один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения, принадлежащего собственнику такого помещения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года № 753 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы.

7

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 12 апреля 2016 года № 10-П, положения ч 1 ст. 169, ч 4, 7 ст. 170, ч 4 ст. 179 ЖК РФ признаны конституционными; разъяснено, что взнос на капитальный ремонт не является налогом или сбором, платеж имеет строго целевое назначение и, в конечном счете, расходуется в интересах самих собственников. Поэтому его введение не противоречит конституционным предписаниям. Подобное регулирование направлено на поддержание домов в надлежащем состоянии, на предотвращение причинения вреда в т. ч. самим собственникам. В формировании фондов капремонта участвуют все собственники независимо от даты и оснований приобретения ими конкретных помещений, а также форм собственности.

В соответствии со ст.ст.309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Судом первой инстанции проанализированы фактические обстоятельства и дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами по делу.

Суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы истицы о неправильном расчете платежей за содержание общего имущества и необоснованном начислении взноса на капитальный ремонт являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании истицей норм жилищного законодательства Российской Федерации.

Истица является собственником вышеуказанной квартиры и в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства обязана осуществлять платежи за содержание общего имущества многоквартирного дома.

Размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома установлен приказами МУП «ЖЭО» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2015г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Приказы МУП «ЖЭО» об установлении размера платежей (тарифа) за содержание общего имущества многоквартирного дома не признаны незаконными.

Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 №9, является действующей.

8

Истице сделан перерасчет ежемесячного платежа на основании пониженного тарифа с учетом того, что ответчиком не выполняется обязанность по мытью лестничных клеток.

То обстоятельство, что платеж рассчитывается из площади квартиры истицы 64,2кв.м. (без балкона), а также то, что истице, в том числе и в 2020 году, постоянно проводились перерасчеты платежа, поскольку услуга по мытью лестничных клеток не оказывалась, - истицей не оспариваются.

В части уплаты взноса на капитальный ремонт судебная коллегия обращает внимание на то, что многоквартирный дом, в котором находится квартира, принадлежащая истице, с 2016 года входит в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым на 2016-2045 гг.

Собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым и включенных в Региональную программу, обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт, начиная с сентября 2016 года.

Обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт возникает на основании прямого указания закона.

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.

Учитывая то, что судом правильно определен характер спорных правоотношений, правильно применены нормы материального права и дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами по делу доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 24 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: